Суббота, 16.12.2017, 00:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения взрослых » Активные методы обучения в образовании взрослых

«Организация работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ» часть II
«Шесть шляп мышления»

Метод «Шесть шляп мышления», создан Эдвардом де Боно, крупнейшим специалистом в области творческого и концептуального мышления, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.
Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?
Черная шляпа. Черный цвет мрачный, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций.
В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, в большинстве ситуаций отнимающих время без всякой пользы. Как правило, каждый человек имеет свой взгляд на предмет, и чем выше интеллектуальные способности человека, тем сильнее он будет защищать свою позицию, свое представление о предмете. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Можно попросить человека надеть черную шляпу и подумать о минусах, которые содержаться в его собственной идее, или, под полями желтой шляпы подумать о плюсах, которые, с той же очевидностью, содержаться в идеях других людей.
Важное преимущество метода в том, что каждый педагог, решая определенную образовательную задачу, может строить свою последовательность деятельности на занятиях под полями шести шляп, комбинируя их в нужной последовательности.
Ну, и наконец, самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».
Необходимо отметить, что перед проведением данного семинара педагоги уже знали о методе «Шесть шляп мышления», о назначении каждой «мыслеварительной» шляпы и о правилах работы.
В каждой творческой группе предварительно проводилось обсуждение всех авторских идей, вследствие чего, выбиралась одна идея, одна линия защиты своего проекта, которая с точки зрения группы наиболее актуальна для детей их возраста, имела наибольший элемент новизны, и именно эта линия защиты выдвигалась в дальнейшем группой на этапе работы в роли новаторов.
Для реализации конструктивного процесса обучения были созданы четыре творческие группы:
• Новаторы – «зеленая шляпа» (презентуют свой проект остальным членам рабочей группы);
• Пессимисты – «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
• Оптимисты– «желтая шляпа» (выделяют все положительные, педагогически и социально выгодные моменты презентуемой идеи);
• Эксперты – «синяя шляпа» (обобщают и анализирует полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения, поставленной перед каждой группой целью деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).
Сама технология предусматривает четыре этапа – четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем оптимистов, затем экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Анализ хода семинара
• 5 минут – организационный этап, где ведущая напомнила задание и правила в рамках технологии;
• 3 минуты – выступление новаторов;
• 2 минуты – уточняющие вопросы новаторам то участников из других творческих групп;
• 3 минуты - работа в группах оптимистов и пессимистов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи;
• 4 минуты – на выступление пессимистов и оптимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
• 2 минуты – работа экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности.
• 2 минуты – заключительное выступление ведущего с обоснованием оценки
( работа каждой группы оценивалась по 10-бальной шкале)
Выступления «новаторов» порадовали оригинальностью решений и коллективным творчеством. Были затронуты темы общего понятия и истории развития метода, в полной мере раскрыта технология проектирования в детском саду. Типы предложенных проектов отличались разнообразием целей, задач, видов детской деятельности. Очень интересен опыт, предложенный воспитателями подготовительной группы, связанный с использованием, так называемой модели трех вопросов. У педагогов старшей группы, все отметили интересные способы сбора информации – (проведение экспериментов). Средняя группа отличились в представлениях результата – создали удивительную конструкцию «Детский сад будущего».
«Оптимисты» в своих выступлениях отмечали интересные моменты привлечения детей к участию планирования деятельности и реализации намеченных планов, хорошо продуманную структуру и организацию работы на определенных этапах.
«Пессимисты» профессионально провели анализ предложенных проектов. Отмечали, что при разработке проектов не все воспитатели ориентировались на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников. Рекомендовали активнее включать самих детей в создание тех или иных проектов, что даст возможность им осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.
Роль синей шляпы выполняли эксперты, которые на определенном этапе отвечали за анализ и обобщение информации, на основе которой производилась оценка эффективности работы каждой группы. «Эксперты» отметили, что участники групп, справились со своей задачей, показав оригинальность индивидуальных решений и коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества у педагогов выявлены способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умения выстраивать из частей целое. Важным моментом явилась возможность после окончания работы выразить свои эмоции и чувства, т.е., примерить на себя «красную шляпу». Такой возможностью воспользовались все педагоги
Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной методики. Мои выводы, как ведущей, и заведующей ДОУ сводились к тому, что работу в целом можно назвать эффективной, хотя в некоторых группах наблюдались определенные сложности, как в предварительной работе, так и в работе коллективного характера. Возникали проблемы в организации публичных выступлений. Например, сначала некоторые педагоги преднамеренно заняли подчеркнуто пассивную позицию, не принимали участие в выдвижении идей, а только оценивали предложения других участников, оправдывая свое поведение иным статусом (эти педагоги имеют высшее дошкольное образование).
К некоторому напряжению приводило желание отдельных участников как можно «правильнее» выполнять задания, не осознавая их методической значимости. Но эти сложности были обозначены, и преодолены. В целом группы справились с предложенными заданиями и в результате пришли к прогнозируемым результатам. Несомненным достоинством участников семинара явилась высокая мотивация на получение результата, познавательная активность, восприимчивость новому методу, желание изменить сложившуюся ситуацию в образовании.
Подводя итоги всей работы, мы пришли к единому мнению, что проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).
В целях лучшей организации последующей коллективной работы можно предложить:
- предусмотреть задания на сплочение команды;
- провести психологическую работу с коллективом по снятию боязни публичного выступления;
- провести консультации в режиме «аквариума»
После семинара всем педагогам для определения уровня своего развития было предложено ответить на вопросы анкет и обработать их результаты.
Анализ оценочных листов участников семинара показал, что 100% педагогов удовлетворены результатами своей работы, при этом 82% оценили уровень полученных профессиональных знаний как высокий, 18% - как средний, и лишь 8% участников заявили, что полученных знаний вполне достаточно для начала работы с использованием метода проектов.
78% считают, что в основном полученных знаний достаточно для начала работы, а остальные профессиональные знания и навыки можно приобрести самостоятельно в процессе текущей работы. После прохождения семинара 61% участников уверены в эффективности и необходимости использования метода проектов в обучении, 36% выразили заинтересованность, и лишь один педагог выразил сомнение в возможности использование метода проектов в своей педагогической деятельности.
Категория: Активные методы обучения в образовании взрослых | Добавил: valentinomix50 (14.04.2012) | Автор: Буханцева Валентина Николаевна E
Просмотров: 1044 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]