Воскресенье, 11.12.2016, 03:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения взрослых » Активные методы обучения в образовании взрослых

Формирование информационной культуры педагога

Современное образование (не обучение) должно вооружать знаниями, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования. Ведущим становится принцип: «образование через всю жизнь». Кроме того, кардинально меняется и информационная среда образования. Основным элементом учебного процесса становится создание знаний и извлечение их из получаемой информации. Данные тенденции приводят к следующему выводу: знания, умения и навыки в работе с информацией следует формировать и развивать целенаправленно.

Информационная культура учителя имеет инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть информационной культуры учителя представляет собой частный случай информационной культуры личности и информационной культуры специалиста. Вариативная часть отражает специфические особенности профессиональной деятельности учителя: создание информационно-образовательных продуктов.

Овладение целостной информационной культурой, информационным миром объяснений и понимания - одна из задач подготовки современного специалиста образования. Информационная культура становится новым важным качеством профессиональной подготовки специалиста образования XXI века.

Уровень сформированности информационной культуры учителя может быть определен по следующей совокупности критериальных показателей:

  • состояние информационного самосознания учителя,
  • развитость информационно-технологических навыков;
  • творческая активность и самостоятельность (участие в проектной деятельности, создание собственных информационных продуктов; наличие авторской позиции (методики); способность осуществлять выбор и привлекать необходимые информационные ресурсы);
  • эмоциональное отношение к информационной деятельности;
  • успешность и эффективность информационно-педагогической деятельности.

Внедрение в школу технологических новшеств само по себе не улучшает качества образования. Успех образования во многом зависит от учителей.

Актуальным для современного этапа развития информатизации образования является вопрос о том, по какому пути использования информационных и коммуникационных технологий идти?

Первый путь - создание учителем своего собственного ресурсного, в том числе программного обеспечения для работы с предметным содержанием, собственных электронных образовательных ресурсов (презентаций, публикаций, сайтов, тестов, иллюстративного материала, моделей и др.).          Второй путь - использование созданного специалистами программного обеспечения, когда в руки учителя даются полностью готовые программное продукты, отражающие все основные аспекты процесса обучения: представление учебного материала, контроль его усвоения, организацию самостоятельной работы учащихся и др.

Скорее всего, ни тот ни другой путь не являются оптимальными. Первый потому, что потребует от учителя больших временных затрат и не позволит создать эффективное программное обеспечение. Второй потому, что предложит учителю достаточно жесткую  схему организации учебного процесса.

 Сегодня самый эффективный путь – создание образовательных информационных систем, которые позволят учителю из набора информационных материалов, реализованных на компьютере, проектировать свой урок, организовывать продуктивную деятельность учащихся и их взаимодействие в процессе обучения. Пример: открытый урок – исследование  «Воронеж – колыбель российского флота» с презентацией, видеороликом, созданным самими учащимися, буклетами.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей.

В педагогической деятельности можно выделить три основные составляющие: предметную, психолого-педагогическую и культурно-просветительскую. Она характеризуется следующими качествами: исследовательскими, проектировочными, конструктивными, организаторскими, коммуникативными и воспитательными. От современного учителя требуется высокая специальная, педагогическая, социально-экономическая, коммуникативная, социально-культурная компетентность. Компетентность – интегральное проявление качеств личности педагога. Она отражает уровень профессиональной и общей культуры, опыта педагогической деятельности и творчества. Полноценное осуществление учителем педагогической деятельности в современных условиях предполагает непрерывное образование в течение всей жизни, где сочетаются организованные формы повышения квалификации и самообразование.

Именно от учителя зависят формирование и развитие информационной культуры учащихся. В психологии используют такое понятие, как «феномен профессиональной ориентации».

Итак, педагог должен осознать, что информационная культура не только часть его собственного профессионального мастерства, но и органичная часть преподаваемого предмета, причем любого предмета.

Обучение информационной культуре должно осуществляться повседневно, всеми педагогами, в ходе изучения каждой дисциплины.

Для продвижения в ходе преподавания своего предмета блока знаний, умений и навыков в области информационной культуры учитель должен постоянно пополнять свой личный запас.

Поэтому информационная культура – это показатель уровня профессиональной компетентности современного педагога.

Если рассматривать информационную культуру как инструмент адаптации к условиям быстро меняющейся информационной среды, то в ее содержательном наполнении мы выделяем следующие уровни:

– мировоззренческий,

– морально-этический,

– психологический,

– социальный,

– технологический.

Каждому уровню соответствуют определенные знания и умения.

В целом структура информационной культуры личности, на наш взгляд, состоит из 2 элементов:

- теоретико-мировоззренческого блока;

- практических умений и навыков.

Информационная культура учителя будет проявляться в различных учебных ситуациях, соответствующих репродуктивному и продуктивному обучению. Когда от ученика ожидают творческого усвоения знаний, самостоятельного информационного поиска и отбора информации, некорректно требовать от него заранее предопределенного результата. Не случайно одной из составляющих информационной культуры является информационная этика, уважение человеческого достоинства в информационном взаимодействии.

Информационная культура предполагает владение педагогом определенными знаниями, умениями, убеждениями, помогающими жить в информационном обществе. Важным является наличие убеждений, потребностей использования знаний в области информатики при решении своих жизненных, предметных, профессиональных задач. В связи с этим должна быть сформирована система познавательных и профессиональных мотивов, которые побуждают использовать эти знания и самостоятельно расширять их.

Следует выделить тезис о необходимости формирования устойчивых систем мотивов, направленных на постоянное повышение своего образовательного и профессионального уровня. Уровень информационной культуры влияет на информационное поведение учителя и его информационные потребности.

Можно сделать следующий вывод, что информационная культура реализуется на трех уровнях:

первый – когнитивный – знания и умения;

второй – эмоционально-ценностный – установки, оценки, отношения;

третий – поведенческий – реальное и потенциальное поведение.

Педагог должен уметь четко формулировать свои информационные запросы, квалифицированно использовать любые источники информации и осуществлять сознательно их выбор. Но особенно важно формирование информационного мировоззрения у педагога. Оно определяется выработкой у него собственной позиции, ценностного отношения к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды.

Решение этой задачи возможно на основе формирования знаний педагога о границах применимости компьютерной техники и приоритете ценности человеческой жизни, о роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; об информационной инфраструктуре общества; юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде и т.д.

Таким образом, формирование и развитие информационной культуры субъектов образовательного процесса – это не только цель образования, но и средство, позволяющее наиболее эффективно осуществлять образовательные процессы. И учитель играет важнейшую роль в этих процессах.

Формы достижения цели:

  1. Непрерывное образование на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий, интернет - ресурсов  образовательных порталов;
  2. Презентации и самопрезентации своего опыта.
  3. Диагностика и мониторинг учебно-воспитательного процесса.
  4. Участие в конкурсах, олимпиадах.

 

По реализации второй задачи концепции разработана программа уроков, элективного курса  «Информационные технологии», создана компьютерная бригада «Чайка», творческая группа «Исток».  Информатика  вводит учащихся в мир информации, дает навыки работы с новыми информационными технологиями, является основой их успешного обучения, начиная со школьной скамьи и на протяжении всей жизни.

При формировании информационной культуры учащихся необходимо использовать преимущественно инновационными методами обучения. Одним из таких методов является проектный метод.

Я создала сайт школы  http://moy-bsh2008.narod.ru/.

На сайте есть и моя страничка методической работы http://moy-bsh2008.narod.ru/inf_111.html  и портфолио http://moyso2-clv.siteedit.su/.

За период моей работы в МБОУ В(С) ОШ №1 с 2010 года по 2015 год с учащимися было сделано:

  1. Сайт, посвященный 50 - летию полета в космос Гагарина http://cosmos1961.siteedit.su/
  2. Презентация «Тюльпаны Байконура». Эти работы участвовали в областном конкурсе «Космос. Земля. Вселенная.»
  3. Проект «Мы против спама». За который получили Грамоту и сертификат от лаборатории Касперского.
  4. Участвовали в соцрекламе о наркотиках и получили грамоту
  5. Участвовали в XXVII  конференции научного общества учащихся ВГУ ФКН с докладом и презентацией «Космический мониторинг  и прогнозирование природных катастроф» и  получили диплом III степени в 2012 году
  6. Участвовали  дистанционно на сайте http://pedsovet.su/publ/40-1-0-1929 в конкурсе «Мой любимый край» с видеороликом «Воронеж – колыбель российского флота» и получили сертификат и свидетельство.
  7. Проект на факультет ФКН ВГУ «Жемчужина Воронежской области» и получили диплом за лучший проект о родном крае.
  8. Участвовали в областном конкурсе соцрекламы «Телефон доверия», где ученики представили буклеты, плакаты, коллаж.
  9. Участвовали в городском конкурсе «Шаг к здоровью» с листовками. Буклетами.
  10. Участвовали в областном конкурсе «Окно в природу» в номинациях о родном крае.
  11. Выпустили газету «У каждого сердца хранится Родина» и стенд «Воронеж – колыбель российского флота».
  12. Участвовали  в городском конкурсе социальной рекламы  «Мир без насилия» (создание коллажа и презентации), получили дипломы.
  13. Участвовали  XXX конференции Научного общества учащихся

         ФКН ВГУ с видеороликом «IT технологии в нашей жизни », получили     диплом III  степени.

  1. Участвовали  в областном  конкурсе «Телефон доверия» (коллаж).

15.                       Участвовали  в областной конкурс «Помню! Горжусь! Благодарю!» (коллаж, презентация, видеоролик), получили дипломы.

16.                       Участвовали  в III Международный конкурсе  исследовательских работ «Магнит познания», получили диплом I степени и т.д.

    Но все это не было бы, если я не повышала постоянно свою квалификацию. Вот одна из последних:

  1. Дистанционны курс  на сайте «Мой университет» http://www.moi-universitet.ru/do/directions/mm/ppp2/ «Новые возможности создания презентации» с 15.2012г – 10.01.13 г. и получила свидетельство повышения квалификации.
  2. Дистанционны курс  на сайте «Мой университет» http://www.moi-universitet.ru/do/directions/mm/ppp2/ «Практические уроки Фотошоп» с 15.06.13г – 10.08.13 г. и получила свидетельство повышения квалификации.
  3. Курсы переподготовки «Образования и педагогика»  15.04.14 -9.12 2014 г. и получила диплом ВИВТ.

          Все это дает мне возможность обучать учеников более современным технологиям.

     Ученики  10-12 классов уже  сейчас создали тесты в программе Excel, Power Point, HTML; кроссворды в Power Point, видеоролики по темам уроков, например: «Компьютерные вирусы»

  1. А также постоянное участие в конференциях: международных, областных, районных.

          Все это дает мне  новые знания, которые я всегда использую на уроках, тем самым даю возможность раскрыться учащимся  в своих  познаниях.

Я надеюсь, что будет в будущем создано единое информационное пространство школы – это система, в которой будут задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители; администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Практически все участники образовательного процесса будут объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Вывод: использование технологии проектного обучения в течение 2010-2015 годов позволило поднять уровень информационной культуры школьников на качественно новый уровень. Выпускники школы, владея современными компьютерными технологиями,  умеют работать, как индивидуально, так и в группе на конечный результат, ставить цели и задачи своей деятельности и достигать намеченной цели.

Литература:

  1. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А.Стародубова. М., 2003. 294 с.
  2. Ковалева С.Г. Мониторинг. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования [Электронный ресурс]. М., 30.10–6.11. 2003.
  3. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000. 367 с.
  4. Чурсин Н.Н. Информационная культура в образовательной деятельности высшей школы. Вопросы методологии // НТИ. Сер.1. 2003. № 4. С. 1–14.
Категория: Активные методы обучения в образовании взрослых | Добавил: clv2004 (19.06.2015) | Автор: Семилуцкая Лариса Викторовна E
Просмотров: 577 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Лариса Викторовна, прием статей на Конференцию был закончен 19 мая.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]