Воскресенье, 04.12.2016, 15:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Воспитание и внеурочная деятельность » Проектная деятельность

Тема: «Волгоград - моя малая родина»
[ Скачать с сервера (144.0Kb) ] 09.02.2013, 23:41
Внеурочная деятельность. Занятие по теме: «Моя маленькая Родина»
«Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» Тема: «Волгоград - моя малая родина» Участники: обучающиеся 2 класса «А» МОУ гимназии №12 Краснооктябрьского района города Волгограда Руководитель: Агапова Елена Вячеславовна Тип проекта: практико-ориентированный Ожидаемые конечные результаты, реализации проекта: 1.Познания обучающимися символов своей малой родины, истории и её роли в жизни страны, создание карты Волгоградской области. 2.Познания обучающимися растительного и животного мира Волгограда, оформленные в виде карты, которая будет служить дополнительным источником при изучении природы Волгограда.
Цели проекта: - научить обучающихся заниматься самостоятельными исследованиями, посвященными родному краю и представлять свой труд в виде сообщения, схемы; - познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности и вовлечь каждого обучающегося в активный познава-тельный, творческий процесс; - привлечь внимание подрастающего поколения к истории своей малой родины; - расширить представление детей о родном городе и познакомить с символикой Волгогра-да: флагом, гербом; - воспитывать чувство патриотизма, любовь к традициям, природе родного города. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, получен-ную на уроке.
Регулятивные УУД: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учи-телем и одноклассниками, развить умения наблюдать и анализировать, с достоинством выходить из трудной ситуации. Коммуникативные УУД: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать дру-гих, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, находить общее решение при работе в группе, уметь уступать, стараться договориться, оказывать одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднениях. Личностные УУД: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Задачи проекта: развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний; формирование навыков исследовательской деятельности, умения взаимодействовать с другими участниками про-екта. Способствовать осознанию неразрывной связи истории родного города с историей стра-ны. Дать понятие о гербе, гимне, флаге города.
Оборудование: жетоны для жеребьёвки с изображением флага, статуи Матери-Родины, дерева, птицы; мультимедийный проектор; презентация; фрагменты фильма «Уникальный Волгоград» (Автор: admin ); карта Волгограда; портфолио второклассника издательства «Планета» (Авторы- состовители; карточки с изображением животных и растений, герба и флага Волгограда, достопримечательностей городов.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Проверка готовности к занятию. Предварительно, путём жеребьёвки дети получают кар-точки с изображением, которое указывает на то, в какой группе ученик будет работать. - Что необычного в классе? ( Всё занятие мы будем работать в группах) – Я желаю вам плодотворной работы в течение всего нашего занятия. Ученики: За работу взялся класс, Всё получится у нас.
- Сегодня на занятии мы будем работать в группах. Предварительно мы провели жеребь-ёвку, и вы распределились по группам. - Какие правила вы должны соблюдать во время работы? Давайте их вспомним. (Слайд 2) Учащиеся вспоминают правила работы в группах: 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий результат. ( Л. Г.Петерсон)
II. Объявление темы урока, постановка целей. - Начнём наше занятие с игры «Продолжи пословицу». Каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно сложить пословицу. (По-сле выполнения задания члены группы берутся за руки, демонстрируя окончание работы.)
Родная мачеха сторона чужая мать ,а. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
За родину – мать страшно умирать не. За родину – мать не страшно умирать.
Нет краше, наша Родина земли чем!
Нет земли краше, чем Родина наша!

Одна мать у человека Родина — одна и! Одна у человека мать — одна и Родина! - Озвучьте пословицы. Чему все они посвящены? (Родине) - С кем сравнивает родину русский народ? (С матерью) - О чём будем говорить на занятии? (Слайд 3)
- Мы часто слышим громкое звучное слово – Родина. А что же такое Родина для каждого из вас? Что связано с этим понятием? ( Россия. Место рождения. Город, в котором живёт человек.) - Кто знает стихи о Родине? (Несколько детей поднимают руки) Ученик : Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых, Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём. (Степанов Владимир)
- Велика Россия. Городов на Земле много, самых разных. Для тех, кто в нём живёт, он са-мый лучший, самый любимый. Попробуй, прочитай слово ГОРОД с другой стороны! (Слайд 4) - Что получилось? ( Слово ДОРОГ). Каждый город кому-нибудь ДОРОГ. Да и как можно не любить тот уголок земли, где родился и живёшь! - Какой город дорог всем здесь присутствующим? ( Город Волгоград) - Где бы ни жил человек, куда бы ни забросила его судьба, в его сердце навсегда остаётся родной уголок. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая, великая Родина. Значит, город Волгоград для нас так же является Родиной. Только какое название можно дать этой родине? ( Малая Родина) - Так какой Родине посвящена тема нашего занятия? (Слайд 5) - Сегодня мы поговорим о малой родине. Для нас малая родина – это город - герой Волго-град. - Откройте портфолио на странице 21. Прочтите статью о Родине. Прошу вас закончить предложение: «Для меня Родина – это ….» - Кто знает стихи о Волгограде? (Несколько детей поднимают руки) Ученик : На крутом берегу величаво стоит
Удивительный солнечный город.
Возрождённый из пепла, одетый в гранит,
Он просторен, приветлив и молод.

Здесь, на юге России, свободно живут,
И землёй своей славной гордятся,
Сеют хлеб, варят сталь, красоту создают
Люди щедрой души, волгоградцы.
Едут гости со всех континентов и стран,
В город мира и доблести ратной,
Где стоит легендарный Мамаев курган,
Где война повернула обратно.

А над городом белые чайки летят.
Небосвод безграничен и ясен.
Волгоград, Волгоград, ты чудесен и свят,
Ты, как Волга, велик и прекрасен. (Анатолий Гришин) - Сегодня мы с вами поговорим о городе, в котором мы живём, который является для нас самым любимым и самым дорогим. Родину не выбирают, но, наверное, каждый из нас счастлив тем, что родился и живёт в городе, имя которого известно далеко за пределами нашей страны. Наш город уникальный. (Просмотр 1-го фрагмента фильма «Уникальный Волгоград») (Слайд 6) III. Погружение в проблему. - Давайте спросим себя, что мы знаем о Волгограде. - Как вы думаете, какая главная цель нашего занятия? (Как можно больше узнать о родном городе, его истории, природе.) Ведь, чем больше мы будем знать о родном городе, в котором живём, тем он нам будут дороже. - Я предлагаю вам сегодня стать участниками проекта и создать свою карту Волгограда. Давайте познакомимся с административной картой города. Она перед вами. В процессе выполнения заданий каждая группа будет свои ответы размещать на ней. Теперь мы рас-пределим задания. - Как вы думаете, о чём нам будут рассказывать группы? Жетоны должны вам помочь оп-ределить, с чем связаны задания для группы. - С чем познакомит нас 1-я группа? (С символами Волгограда, так как на жетонах изобра-жён флаг) – А 2-я группа? (С достопримечательностями города, так как на жетонах статуя Матери-Родины).(3-я группа с растениями Волгограда , 4-я группа - с животным миром Волгограда.) - Поставьте цели: что вы сегодня нового хотите узнать? (Дети обсуждают в группах).
IV. Работа в группах.
- Сейчас 1-ая группа будет работать с заданиями, которые у них в конверте. (Дети 1-ой группы открывают конверт и обсуждают задания. Остальные ученики работают с учите-лем.) - А мы тем временем с вами ос-тановимся на истории Волгограда. – Ска-жите, вы знаете, как раньше назывался наш город? ( Царицын, Сталинград) - С каждым из этих имён связана своя судьба, своя история. Что-то нам известно, а что-то ещё предстоит узнать. - В каком году основан наш город? Ответить на этот вопрос вам поможет следующее задание. Располо-жите названия города в правильном порядке, и вы ответите на вопрос. (Слайды 7-9) (Его выполняют все группы кроме первой.)


- Наш город возник 1589 году, до 1925 года он носил имя Царицын, затем — Сталинград, в 1961 году переименован в Волгоград.
- Сейчас мы узнаем о символике нашего города, которая выражает его сущность. Участ-ники 1-ой группы догадались, о каких символах Волгограда идет речь? ( Дети из1-ой группы озвучивают вопросы - загадки из конверта).
Вопрос №1. Эмблема государства, города, сословия, рода изображаемая на флагах, мо-нетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб) А теперь я предлагаю вам определить герб нашего города. На слайде гербы четырёх го-родов России. Выберите герб Волгограда. (Слайды 10-12) - Обоснуйте свой выбор. - Давайте попросим капитана 1 группы прикрепить на карту герб города и рассказать нам более подробно о том, что обозначают символы на нём. Ученик: В основе герба золотой французский щит, разделенный на горизонтали на две части лентой медали «За оборону Сталинграда». В верхней половине герба – изображе-ние неприступной крепости на Волге. Она представлена в виде зубцов крепостной стены, окрашенной в красный цвет, который символизирует мужество, кровь, пролитую за отечество. Дополняет эту мысль «Золотая звезда». В нижней половине изображена золотая шестерня, символизирующая развитую промышленность города Волгограда и золотой сноп пшеницы с тучными колосьями – символ изобилия Волгоградской земли, ее полей и обильных урожаев. Голубой цвет символизирует Волгу. Герб города-героя Волгограда был утвержден 4 марта 1968г.
Вопрос №2. Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или не-скольких цветов. (Флаг, знамя) - Ребята, слова флаг и знамя означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Ученик: Флаг нашего города - это прямоугольное полотнище красного цвета в центре которого изображен герб города Волгограда. Красный цвет - исконный цвет национальных флагов России, олицетворяющий мужество, державность, кровь, пролитую за отечество. - Прикрепите на карту города флаг Волгограда.
- Вот мы и познакомились с символикой нашего города. (Слайд 10) - Наш город – город военной славы. - А какой ещё символ есть у нашего города, который известен во всём мире? - Статуя Матери-Родины повсеместно олицетворяет Волгоград, символизирует победу Советской Армии над немецко-фашистскими захватчиками в грандиозной Сталинград-ской битве 1942 - 1943 годов во многом определившей дальнейший ход и исход Великой Отечественной войны. (Слайд 13) (Просмотр 2-го фрагмента фильма «Уникальный Волгоград») (Слайд 14) - Назовите дату окончания Сталинградской битвы. Какую юбилейную дату отметит наш город 2 февраля 2013 года? (70 лет) (Слайд 15) Здесь, на берегу Волги, были уничтожены многие из немецкой армии. Сталинградская битва стала величайшим событием Второй Мировой войны. Волгоград был полностью уничтожен и восстановлен снова после войны. Волгоград – город герой. Достопримеча-тельности города тесно связаны с его героической историей. Мемориальный комплекс «Мамаев курган» известен во всем мире. Это священное место для всех российских лю-дей. Воздвигнутый на нём памятник – ансамбль запечатлел на века героев Сталинградской битвы. Многочисленные туристы приезжают со всего мира, чтобы собственными глазами увидеть центральный монумент «Родину-Мать». Монумент высотой в 52 метра, представляющий центральную часть памятника — ансамбля в ознаменование победы в Сталинградской битве, созданного в 1963 — 1967 годах на Мамаевом кургане в Волгограде, также является символом нашего города. (Демонстрация слайдов сопровождается рассказом учителя). - Что же, а теперь пришло время разместить на карте достопримечательности города. Следующее задание для 2-ой группы. В конверте лежат фото с изображением улиц и достопримечательностей разных городов. Сейчас вы их просмотрите, выберите только достопримечательности нашего города. По-пробуйте вспомнить и назвать их. Дети 2- ой группы выполняют задание.
Учитель задаёт вопросы классу. Задание №1 - Ребята, где находиться этот памятник? Чей подвиг запечатлён в камне? Кто сможет рас-сказать о подвиге Михаила Паникаха? Ученик: Памятник этому герою находится в нашем районе на проспекте Металлургов. Он служил стрелком бронебойщиком в батальоне морской пехоты. Семь фашистских танков шли на бронебойщиков. Кончились патроны, гранаты. Тогда пехотинец, взяв бутылки с горючей жидкостью, пополз навстречу танку. Когда из разбитой пулей бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, он не остановился, не повернул назад. Поднявшись во весь рост, живым факелом рванулся навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на моторную часть машины. (Подвиг Михаила Паникаха) (Слайд 16) Задание №2. Простой, ничем не примечательный Сталинградский дом, стал неприступ-ной крепостью. Его обороняли несколько солдат под командованием сержанта Павлова и лейтенанта Арсеньева. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были отрезаны от всех. Эта небольшая группа советских воинов 58 дней отбивались от врага, обороняла этот дом. (Дом Павлова) (Слайд17) Задание №3. За домом Павлова стоит здание, в котором располагался наблюдательный пункт. Воины, которые обороняли дом вместе с сержантом Павловым, прикрывали это здание. Оно было разрушено, как и все дома в городе. Но её руины оставили в назидание потомкам такими, какими мы их видим сейчас. (Мельница) (Слайд18)
По сигналу обсуждение в группе заканчивается. - Группа справилась с заданием? Представьте свои результаты. (Ребята достают из конверта только фото с достопримечательностями Волгограда и назы-вают их.) - Вы хорошо знаете достопримечательности города и правильно выбрали фотографии. Прикрепите их на карту города. (Слайд 19) - В Волгограде много исторических достопримечательностей, но это и современный го-род. В нашем городе есть много музеев, театров, концертных залов и планетарий. Укра-шают наш город много парков и скверов, в которых любят отдыхать горожане. (Слайд 20) Я вам тоже предлагаю отдохнуть.
V. Физминутка. Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
(Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями, махи руками)
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил
(Поглаживание рук, ног.)
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
(Руки вытянуты перед собой, вопросительная мимика.)
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
(Лёгкий бег на носочках на месте, кружатся.)
VI. (Слайд 21) - А теперь мы поговорим о природе Волгограда. Я предлагаю 3-ей группе сыграть в игру «Я знаю это растение». Откройте свой конверт. Мы все отгадываем загад-ки. А ребята тем временем находят подходящую картинку растения, которое можно встретить в нашем городе и закрепляют её на карте города. ( На экране кроссворд.)
1. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель)
3. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза)
4. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен) Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
5. Белые овечки бегают по свечке. (Верба)
6. Из деревьев ранним летом,
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем. (Тополь)
7. Название последнего дерева в кроссворде определите по первой букве. (Ясень)
8. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива)
9. Что за дерево такое,
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну, а ягоды вкусней. (Рябина)
- Какие растения вы ещё встречали в городе?( В конверте лежат картинки кустарников и трав, которые растут в Волгограде)
- Теперь группа представит нам результат своей работы. Сначала поместите на карту де-ревья, а затем остальные растения. - Вы успешно справились с заданием. Карта наша стала ярче, интереснее.
VII. (Слайд 23) - А теперь мы поговорим о животном мире Волгограда. Я читаю загадки, а вы отгадываете. 1. Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица - почтальон, Пролетит любой маршрут. (Голубь)
2.Во дворе я - королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
3.Он у голубей, ворон,
Тащит из-под клюва корм,
Зим холодных не боится
Маленькая птаха-птица.
«Чик-чирик» - зовет друзей
Пообедать… (воробей).
4. Птичка – невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата. (Синица)

5.Две красавицы сидели,
Как трещотки тарахтели,
Чернокрылы, белобоки -
Те болтливые… (сороки).

6.Стукнет дробью - замолчит
Барабанщик странный.
Он деревья не калечит.
Он в саду деревья лечит. (Дятел)
7.Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко.
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку -… (снегиря).
VIII. Закрепление и контроль изученного материала. Работа с портфолио второклассни-ка.
- Мы много говорили о нашем городе, поработали в группах, выполнили краткосрочный проект. Теперь узнаем, насколько вы были внимательны на уроке. Я предлагаю вам про-должить работу в портфолио на странице 21. Ответы нужно вписать на строчках продолжив фразы: «Животные моего города…», «Рас-тения моего города…» Примеров должно быть не меньше трёх. Давайте осуществим взаимопроверку в группе.
- Прочтите пословицу: « Тот свой край не любит, кто его природу губит». Как вы её по-нимаете? Что нужно делать, чтобы сохранить природу? Как мы узнаем, что растение ну-ждается в защите? (Его заносят в Красную книгу.) Назовите растения и животных, кото-рые занесены в Красную книгу. VIII. Итог занятия. − Какую цель мы поставили вначале занятия? - Была ли достигнута наша цель? - Оцените свою работу на жетоне, раскрасив его определённым цветом (красным, желтым, зелёным). Вывод: Мы все люди разные, живём в разных семьях, в разных домах, на разных улицах, но объединяет нас всех то, что мы жители Волгограда, историей которого можно гордить-ся. (Слайд 24)
Гудками теплоходов, встречая синеву, Стоит над Волгой город, в котором я живу. Я знаю: есть на Волге другие города, Но над моим сияет Солдатская звезда.
Над ним зимой и летом,
И в ночь, и среди дня
Горит, не гаснет пламя
Солдатского огня.
Я вырасту, уеду в далекие края, Но то, что я – отсюда, Навек запомню я. (Александр Родионов)
- Вы хорошо работали на занятии. Спасибо за совместную работу. (Слайд 25)
Категория: Проектная деятельность | Добавил: lena_agapova68
Просмотров: 4856 | Загрузок: 454 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Елена Вячеславовна
Ваша работа вновь  не допущена к участию в Конкурсе. sad
Работа не соответствует Положению конкурса.
Оформляйте материалы в соответствии с требованиями Положения и по установленным шаблонам!

С уважением, Ларионова Ирина Юрьевна, тех.эксперт конкурса АМО-3

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]