Главная » Файлы » Воспитание и внеурочная деятельность » Культурно-досуговая деятельность |
Воспитание искусством.
[ · Скачать удаленно (54 КБ) ] | 18.12.2011, 08:25 |
Из опыта интеграции основного и дополнительного образования в средней общеобразовательной школе № 14 города Коломны Московской области. (К 30-летию школы № 14). Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности. Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Разрабатывая программу развития школы № 14, мы в конце её указали на ожидаемые результаты воплощения в жизнь данной программы. Один из ожидаемых результатов – создание единой образовательной школьной среды и эффективное её использование. Что же мы понимаем под единой образовательной школьной средой? Составные части единой образовательной школьной среды – это учебная работа, внеклассная работа, дополнительное образование. Для каждой составной части используются свои средства. Составляющие единой школьной среды не существуют обособленно друг от друга, а взаимодействуют, пересекаются, интегрируют. Результаты такой интеграции – школьные научные общества, элективные курсы, факультативы, предметные кружки, концерты, спектакли, выставки. Конечным продуктом совместной деятельности всех составляющих школьной среды являются праздники, фестивали, многочисленные проекты, мероприятия. Уникальность нашей школы в том, что уже с первых дней пребывания в ней ребёнка создаются предпосылки для развития его творческих способностей, для подготовки его к осознанному выбору будущей профессии и успешной социализации. Этому во многом способствует эксперимент «Воспитание искусством», который действует в нашей школе с 2000 года. А началось всё с того, что в 1998 году на базе школы № 14 был организован молодёжный культурный центр «Образ». Он объединил все школьные коллективы в единый творческий культурный центр, что позволило разработать программу «Воспитание искусством». В 2000 году эта программа получила экспертное заключение заведующей лабораторией театра Института художественного образования Российской академии образования, кандидата педагогических наук А.П.Ершовой. Эксперимент «Воспитание искусством» берёт на себя следующие функции: -ценностно-ориентационную; -коммуникативную; -социально-адаптационную; -психотерапевтическую; -профориентационную; -культурообразующую. В рамках эксперимента «Воспитание искусством» с 2002 года для учителей коломенских школ, проводятся творческие лаборатории и мастер-классы по использованию новейших театральных и игровых методик на уроках и во внеурочное время. В настоящее время педагоги лаборатории разработали систему занятий для учителей-предметников, которые проводятся раз в четверть. Это своеобразные курсы повышения квалификации для работников школ, на них педагоги так же, как дети, духовно раскрепощаются, преображаются вместе с учениками, в их уроках появляются новые игровые и театральные методики, творчество, которое особенно необходимо в педагогической деятельности. Технологии школьной творческой лаборатории направлены на: - гармонизацию личности ребёнка; - развитие коммуникативных навыков; - укрепление физического и психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. А их практическое применение используется: - при подготовке детей к школе; - в дополнительном образовании; - на уроках и факультативах; - в предпрофильной подготовке учащихся; - во время занятий технологией; - учителями и учащимися при подготовке к творческим конкурсам проф. мастерства. Работа по воспитанию творческой гармоничной личности начинается в клубе «Малышок», где идёт подготовка детей к школе. Данный клуб функционирует уже десятый год и пользуется большой популярностью у родителей и детей, живущих не только в нашем микрорайоне, но и в других местах города Коломны. Занятия в клубе проходят по следующим направлениям: подготовка к письму, обучение счёту, развитие памяти, внимания и мышления. Целью учителей, работающих с дошкольниками, является не только подготовка детей к школе, но и смягчение процесса адаптации в ней. Ведь многим известна цитата из книги В.Сухомлинского «Сердце отдаю детям»: «Прежде чем давать ребёнку знания, нужно научить ребёнка воспринимать, наблюдать, думать». Особо стоит подчеркнуть, что в основу деятельности по развитию, памяти, внимания, мышления, а также по обучению письму и счёту, положено творческое начало. Преподаватели начальных классов ни на минуту не забывают о том, что главная задача – развитие творческих способностей учащихся, и неслучайно наша школа № 14 названа «школой развития творческой личности». Далее, когда дети поступают в первый класс, работа по развитию памяти, внимания, мышления и творческих способностей продолжается в начальном звене. Школьное методическое объединение учителей начальных классов имеет богатый опыт работы в данном направлении, и делилось им на ежегодном городском семинаре. Помогает в работе учителям начальных классов и дополнительное образование. На занятиях таких кружков, как театральные игры, сценическая речь, хореография и прикладные ремесла, не только развиваются память, внимание, мышление, но и творческие способности детей, идёт формирование творческой личности. Охват детей начальной школы кружковой работой в рамках эксперимента «Воспитание школьников» – 100%. Надо сказать, что ученики начальных классов с большим интересом посещают кружки, некоторые продолжают заниматься у любимых педагогов и в среднем звене. Об интересе учащихся к занятиям театральными играми, прикладными ремеслами, сценической речью, хореографией говорят следующие факты: – количество учащихся, охваченных дополнительным образованием в школе, постоянно увеличивается, из всего многообразия кружков дети выбирают художественные; – увеличилась численность учащихся школы, занимающихся и в учреждениях дополнительного образования города Коломны. Как видите, мы не сдерживаем творческие порывы детей, для нас важно, чтобы они развивались и совершенствовались. Особенно следует подчеркнуть что, вовлекая учащихся среднего и старшего звена в кружки, педагоги доп. образования не ставят целей: воспитать профессиональных вокалистов, танцоров, артистов. Здесь цель другая: адаптация в различных жизненных ситуациях, преодоление психологического дискомфорта, успешная социализация личности ребёнка. Технологии Всероссийской творческой лаборатории используется нашими учителями при проведении уроков и факультативов. Так, например, работники нашей школы познакомились с именами педагогов-новаторов театра Петра Михайловича Ершова и его дочери Ершовой Александры Петровны, а также Вячеслава Михайловича Букатова. Этими энтузиастами-педагогами был разработан особый социо-игровой стиль обучения. Данный стиль был назван «социо-игровой методикой». В социо-игровой методике обучения можно увидеть сопряжение театральной, герменевтической и педагогической деятельности. Познакомились наши учителя и с таким понятием, как «драмогерменевтика». Это вариант обучающего и воспитывающего совместного проживания урока всеми его участниками, включая учителя. Драмогерменевтика, как педагогическое направление, предполагает обучение её последователей единому стилю, образу, приёмам, а также нахождение каждым из них своего собственного, индивидуального стиля, системы приёмов, собственной методики. Укрепление доверия к себе – лозунг, относящийся и к ученикам, и к учителю. Драмогерменевтику можно рассматривать как профессиональную игру, построенную на открытии содержаний в формах и форм в содержаниях. Новейшие театральные и игровые методики творческой лаборатории «проросли» не только в уроки, но и в предпрофильную подготовку учащихся, а также в занятия технологией. 15% девятиклассников посещают элективный курс «Час театра», 10% старшеклассников обучаются по специальности «Руководитель кружка художественного слова» в стенах школы № 14. Огромную роль играют технологии Всероссийской творческой лаборатории при подготовке к творческим конкурсам, проводимым для педагогов и учащихся. Наши педагоги и ученики являются победителями и призёрами городских конкурсов «Педагог года Коломны» и «Ученик года Коломны», которыми мы гордимся. Вы, наверное, видели их выступления и открытые занятия. Можно с уверенностью сказать, что неповторимостью своих самопрезентаций, уроков, мероприятий они обязаны технологиям Всероссийской творческой лаборатории «Пока горит свеча». В настоящее время наша школа № 14 находится на такой стадии экспериментальной работы, когда наблюдается гармоничное сочетание основного (общего) образования и воспитательной работы (дополнительное образование). Их интеграция даёт следующие положительные результаты: 1. Наблюдается положительная динамика в изменеии качества знаний учащихся. 2. Увеличивается количество выпускников, выбирающих итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. Это во многом объясняется тем, что наши дети хорошо адаптируются в любой жизненной ситуации, умеют преодолевать психологический дискомфорт. 3. Уменьшается число учащихся, состоящих на внешкольном учёте и на учёте в инспекции по ДН. 4. Уменьшается также количество «трудных» детей и подростков, несмотря на то, что в связи со слиянием с 22-ой школой численность учащихся возросла. 5. Увеличивается количество победителей всероссийских и международных творческих конкурсов. Наши дети под руководством опытных наставников выходят уже на международный уровень. В нашей школе № 14 работают три творческие студии, имеющие федеральное звание «Образцовый детский коллектив». Например, образцовый хореографический коллектив «Импульс» под руководством Логачёва В.Б. выступал в Голландии, в Испании побывал образцовый вокальный ансамбль «Роса» (рук. Родионова И.В.), за рубежом демонстрировали свои таланты и юные артисты из образцовой театральной студии «Парадокс» (рук. Пирожкова Е.А.).В 2009 году ещё три школьные студии: ИЗО-студия «Волшебные краски», студия спортивного бального танца «Тайм», студия технического творчества выдвинуты на соискание такого звания. 6. Наблюдается положительная динамика в изменении количества неврологических заболеваний у педагогов школы. Действительно, комфортная психологическая среда, практически полное отсутствие конфликтных ситуаций во многом этому способствуют. 7. Изменяется к лучшему и состояние здоровья учащихся, например, пятиклассников: увеличивается количество детей с 1-ой группой здоровья, уменьшается – с 3-ей группой. Это можно наблюдать в сравнении с общегородскими показателями за 2004-2005 и за 2005-2006 учебные годы. 8. Результаты анкетирования, проведённого в октябре 2007 года, показали, что 95% учителей школы и 87% родителей положительно оценивают деятельность педагогов дополнительного образования. 76% детей считают, что занятия в кружках помогают им лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями. И в заключение хочется сказать, что в ноябре 2007 года мы провели педсовет по теме «Взаимодействие основного общего и дополнительного образования как важнейшее условие воспитания творческой личности ученика». На нём мы подвели итоги успешной интеграции основного общего, дополнительного образования и воспитательной работы, а также определили дальнейшие перспективы развития эксперимента «Воспитание искусством». Впереди у нас новые интересные творческие лаборатории, новые творческие победы. А в феврале 2008 и 2009 года в нашу школу приезжала кандидат пед. наук Ершова А. П. Она провела мастер-класс специально для учителей школы и города по использованию в учебно-воспитательном процессе новейших театральных и игровых методик. Добро пожаловать в нашу четырнадцатую школу! | |
Просмотров: 1004 | Загрузок: 518 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |