Понедельник, 25.09.2017, 12:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Воспитание и внеурочная деятельность » Культурно-досуговая деятельность

Воспитание искусством.
[ · Скачать удаленно (54 КБ) ] 18.12.2011, 08:25
Из опыта интеграции основного и дополнительного образования в средней общеобразовательной школе № 14 города Коломны Московской области.
(К 30-летию школы № 14).

Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности. Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов.
Разрабатывая программу развития школы № 14, мы в конце её указали на ожидаемые результаты воплощения в жизнь данной программы. Один из ожидаемых результатов – создание единой образовательной школьной среды и эффективное её использование.
Что же мы понимаем под единой образовательной школьной средой? Составные части единой образовательной школьной среды – это учебная работа, внеклассная работа, дополнительное образование. Для каждой составной части используются свои средства. Составляющие единой школьной среды не существуют обособленно друг от друга, а взаимодействуют, пересекаются, интегрируют. Результаты такой интеграции – школьные научные общества, элективные курсы, факультативы, предметные кружки, концерты, спектакли, выставки. Конечным продуктом совместной деятельности всех составляющих школьной среды являются праздники, фестивали, многочисленные проекты, мероприятия.
Уникальность нашей школы в том, что уже с первых дней пребывания в ней ребёнка создаются предпосылки для развития его творческих способностей, для подготовки его к осознанному выбору будущей профессии и успешной социализации.
Этому во многом способствует эксперимент «Воспитание искусством», который действует в нашей школе с 2000 года. А началось всё с того, что в 1998 году на базе школы № 14 был организован молодёжный культурный центр «Образ». Он объединил все школьные коллективы в единый творческий культурный центр, что позволило разработать программу «Воспитание искусством». В 2000 году эта программа получила экспертное заключение заведующей лабораторией театра Института художественного образования Российской академии образования, кандидата педагогических наук А.П.Ершовой. Эксперимент «Воспитание искусством» берёт на себя следующие функции:
-ценностно-ориентационную;
-коммуникативную;
-социально-адаптационную;
-психотерапевтическую;
-профориентационную;
-культурообразующую.
В рамках эксперимента «Воспитание искусством» с 2002 года для учителей коломенских школ, проводятся творческие лаборатории и мастер-классы по использованию новейших театральных и игровых методик на уроках и во внеурочное время. В настоящее время педагоги лаборатории разработали систему занятий для учителей-предметников, которые проводятся раз в четверть.
Это своеобразные курсы повышения квалификации для работников школ, на них педагоги так же, как дети, духовно раскрепощаются, преображаются вместе с учениками, в их уроках появляются новые игровые и театральные методики, творчество, которое особенно необходимо в педагогической деятельности.
Технологии школьной творческой лаборатории направлены на:
- гармонизацию личности ребёнка;
- развитие коммуникативных навыков;
- укрепление физического и психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. А их практическое применение используется:
- при подготовке детей к школе;
- в дополнительном образовании;
- на уроках и факультативах;
- в предпрофильной подготовке учащихся;
- во время занятий технологией;
- учителями и учащимися при подготовке к творческим конкурсам проф. мастерства.
Работа по воспитанию творческой гармоничной личности начинается в клубе «Малышок», где идёт подготовка детей к школе. Данный клуб функционирует уже десятый год и пользуется большой популярностью у родителей и детей, живущих не только в нашем микрорайоне, но и в других местах города Коломны. Занятия в клубе проходят по следующим направлениям: подготовка к письму, обучение счёту, развитие памяти, внимания и мышления. Целью учителей, работающих с дошкольниками, является не только подготовка детей к школе, но и смягчение процесса адаптации в ней. Ведь многим известна цитата из книги В.Сухомлинского «Сердце отдаю детям»: «Прежде чем давать ребёнку знания, нужно научить ребёнка воспринимать, наблюдать, думать». Особо стоит подчеркнуть, что в основу деятельности по развитию, памяти, внимания, мышления, а также по обучению письму и счёту, положено творческое начало. Преподаватели начальных классов ни на минуту не забывают о том, что главная задача – развитие творческих способностей учащихся, и неслучайно наша школа № 14 названа «школой развития творческой личности». Далее, когда дети поступают в первый класс, работа по развитию памяти, внимания, мышления и творческих способностей продолжается в начальном звене. Школьное методическое объединение учителей начальных классов имеет богатый опыт работы в данном направлении, и делилось им на ежегодном городском семинаре.
Помогает в работе учителям начальных классов и дополнительное образование. На занятиях таких кружков, как театральные игры, сценическая речь, хореография и прикладные ремесла, не только развиваются память, внимание, мышление, но и творческие способности детей, идёт формирование творческой личности. Охват детей начальной школы кружковой работой в рамках эксперимента «Воспитание школьников» – 100%. Надо сказать, что ученики начальных классов с большим интересом посещают кружки, некоторые продолжают заниматься у любимых педагогов и в среднем звене. Об интересе учащихся к занятиям театральными играми, прикладными ремеслами, сценической речью, хореографией говорят следующие факты:
– количество учащихся, охваченных дополнительным образованием в школе, постоянно увеличивается, из всего многообразия кружков дети выбирают художественные;
– увеличилась численность учащихся школы, занимающихся и в учреждениях дополнительного образования города Коломны.
Как видите, мы не сдерживаем творческие порывы детей, для нас важно, чтобы они развивались и совершенствовались. Особенно следует подчеркнуть что, вовлекая учащихся среднего и старшего звена в кружки, педагоги доп. образования не ставят целей: воспитать профессиональных вокалистов, танцоров, артистов. Здесь цель другая: адаптация в различных жизненных ситуациях, преодоление психологического дискомфорта, успешная социализация личности ребёнка. Технологии Всероссийской творческой лаборатории используется нашими учителями при проведении уроков и факультативов.
Так, например, работники нашей школы познакомились с именами педагогов-новаторов театра Петра Михайловича Ершова и его дочери Ершовой Александры Петровны, а также Вячеслава Михайловича Букатова. Этими энтузиастами-педагогами был разработан особый социо-игровой стиль обучения. Данный стиль был назван «социо-игровой методикой». В социо-игровой методике обучения можно увидеть сопряжение театральной, герменевтической и педагогической деятельности. Познакомились наши учителя и с таким понятием, как «драмогерменевтика». Это вариант обучающего и воспитывающего совместного проживания урока всеми его участниками, включая учителя.
Драмогерменевтика, как педагогическое направление, предполагает обучение её последователей единому стилю, образу, приёмам, а также нахождение каждым из них своего собственного, индивидуального стиля, системы приёмов, собственной методики. Укрепление доверия к себе – лозунг, относящийся и к ученикам, и к учителю. Драмогерменевтику можно рассматривать как профессиональную игру, построенную на открытии содержаний в формах и форм в содержаниях.
Новейшие театральные и игровые методики творческой лаборатории «проросли» не только в уроки, но и в предпрофильную подготовку учащихся, а также в занятия технологией. 15% девятиклассников посещают элективный курс «Час театра», 10% старшеклассников обучаются по специальности «Руководитель кружка художественного слова» в стенах школы № 14.
Огромную роль играют технологии Всероссийской творческой лаборатории при подготовке к творческим конкурсам, проводимым для педагогов и учащихся. Наши педагоги и ученики являются победителями и призёрами городских конкурсов «Педагог года Коломны» и «Ученик года Коломны», которыми мы гордимся. Вы, наверное, видели их выступления и открытые занятия. Можно с уверенностью сказать, что неповторимостью своих самопрезентаций, уроков, мероприятий они обязаны технологиям Всероссийской творческой лаборатории «Пока горит свеча».
В настоящее время наша школа № 14 находится на такой стадии экспериментальной работы, когда наблюдается гармоничное сочетание основного (общего) образования и воспитательной работы (дополнительное образование). Их интеграция даёт следующие положительные результаты:
1. Наблюдается положительная динамика в изменеии качества знаний учащихся.
2. Увеличивается количество выпускников, выбирающих итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. Это во многом объясняется тем, что наши дети хорошо адаптируются в любой жизненной ситуации, умеют преодолевать психологический дискомфорт.
3. Уменьшается число учащихся, состоящих на внешкольном учёте и на учёте в инспекции по ДН.
4. Уменьшается также количество «трудных» детей и подростков, несмотря на то, что в связи со слиянием с 22-ой школой численность учащихся возросла.
5. Увеличивается количество победителей всероссийских и международных творческих конкурсов. Наши дети под руководством опытных наставников выходят уже на международный уровень. В нашей школе № 14 работают три творческие студии, имеющие федеральное звание «Образцовый детский коллектив». Например, образцовый хореографический коллектив «Импульс» под руководством Логачёва В.Б. выступал в Голландии, в Испании побывал образцовый вокальный ансамбль «Роса» (рук. Родионова И.В.), за рубежом демонстрировали свои таланты и юные артисты из образцовой театральной студии «Парадокс» (рук. Пирожкова Е.А.).В 2009 году ещё три школьные студии: ИЗО-студия «Волшебные краски», студия спортивного бального танца «Тайм», студия технического творчества выдвинуты на соискание такого звания.
6. Наблюдается положительная динамика в изменении количества неврологических заболеваний у педагогов школы. Действительно, комфортная психологическая среда, практически полное отсутствие конфликтных ситуаций во многом этому способствуют.
7. Изменяется к лучшему и состояние здоровья учащихся, например, пятиклассников: увеличивается количество детей с 1-ой группой здоровья, уменьшается – с 3-ей группой. Это можно наблюдать в сравнении с общегородскими показателями за 2004-2005 и за 2005-2006 учебные годы.
8. Результаты анкетирования, проведённого в октябре 2007 года, показали, что 95% учителей школы и 87% родителей положительно оценивают деятельность педагогов дополнительного образования. 76% детей считают, что занятия в кружках помогают им лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.
И в заключение хочется сказать, что в ноябре 2007 года мы провели педсовет по теме «Взаимодействие основного общего и дополнительного образования как важнейшее условие воспитания творческой личности ученика». На нём мы подвели итоги успешной интеграции основного общего, дополнительного образования и воспитательной работы, а также определили дальнейшие перспективы развития эксперимента «Воспитание искусством». Впереди у нас новые интересные творческие лаборатории, новые творческие победы. А в феврале 2008 и 2009 года в нашу школу приезжала кандидат пед. наук Ершова А. П. Она провела мастер-класс специально для учителей школы и города по использованию в учебно-воспитательном процессе новейших театральных и игровых методик. Добро пожаловать в нашу четырнадцатую школу!
Категория: Культурно-досуговая деятельность | Добавил: obrazina
Просмотров: 700 | Загрузок: 299 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]