Понедельник, 05.12.2016, 15:30
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Воспитание и внеурочная деятельность » Духовно-нравственное воспитание

Урок Традиции семьи
[ · Скачать удаленно () ] 26.02.2014, 01:52
Урок истории кубанского казачества. 2 класс
Тема: «Традиции семьи».
Цели занятия:
образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой казаков; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Кубани и историческими корнями;
воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре, интерес к прошлому кубанского казачества;
развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, нагайка, макитра с вопросами для викторины.
Ход урока:
I. Оргмомент.
1. Вступительное слово учителя.
Слайд 1
Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам «Радости,
Удач, успехов и везения!»,
Чтоб пожелать вам в этой студии
Прекраснейшего настроения!
Эпиграф:
Кубань,
Моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твоё нетленно,
В трудах своих да будь благословенна,
Кубань,
Моя родная сторона, -
Пусть новые взрастают семена
И вечно
Житница твоя полна.
Какие только теплые слова, объяснения в любви родной Кубани не пишут поэты! В них и нежность, и забота, и гордость за родную сторонушку, за людей, которые здесь живут. Не зря говорил поэт: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
II. Введение в тему урока.
Учитель. Ребята, попробуйте определить, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, посмотрев сценку.
Сценка:
За обеденным столом сидит казачья семья: отец и мать. Вбегает опоздавший к обеду сын, садится за стол, хватает ложку и первый начинает трапезу. Отец тоже берёт ложку и бьёт ею по лбу сына со словами: «Не лезь поперёд батьки!»
Учитель. Почему он так сказал?
Ученик. По традиции первым начинает трапезу глава семьи.
Учитель. Кто догадался, о чём будет наш урок?
Ученик. Традиции семьи. Слайд 2
III. Работа по теме урока.
1. Свадьба в казачьей семье.
Учитель. Ребята, скажите, а с чего начинается семья? Слайд 3
Ученик. Со свадьбы.
Сообщение ученика о свадьбе.
Учитель. Всё начинается с любви. Через свою возлюбленную парень (жених) прежде всего, узнаёт, намерены ли её родители выдать дочь замуж. Потом сам или со своим наиболее близким товарищем (дружком) идёт к родителям невесты с просьбой отдать дочь ему в жёны. Родители зовут дочь и спрашивают её, согласна ли она выйти замуж? Но сами говорят жениху: «Нэ з тобою договарюватьця, нэхай прыходять батькы» (родители) и назначают, на какой день.
Родители жениха берут с собой ещё кого-нибудь из родных или близких и обязательно с хлебом и горилкой приходят к родителям невесты в назначенное время. Никуда заходить при этом по пути не рекомендуется, так как это считается плохой приметой. Их встречают как сватов. Здесь со сватанья и начинается свадебная пора. Сваты говорят: «У нас есть купэць, а у вас товар, так шо давайтэ договарюватьця». Просят молодых зайти в комнату и спрашивают их согласия на брак – не передумали ли? Получив утвердительный ответ, начинают обговаривать, как провести свадьбу, назначают день. Слайд 4
После этого вечера невеста считается засватанной. Начинается подготовка к свадьбе. Потом пекут шишки и разносят их тем, кого приглашают на свадьбу.
По домам жениха и невесты идёт подготовка к свадьбе. У невесты готовится приданое, а семья жениха нанимает гармониста, а также лошадей с подводами, чтобы во время свадьбы перевезти приданое, нанимает кухарок и готовит продукты для свадьбы. Слайд 5
Во время свадьбы всё исполнено для молодых особого смысла и значения. При венчании в церкви жениху и невесте под ноги стелют рушник (полотенце). Когда священник начинал водить молодых вокруг столика, невеста обязательно, сходя с рушника, должна была каблучком потянуть его за собой. Это значило, что дружку её тоже вскоре возьмут замуж. Поэтому та всё напоминала невесте: «Нэ забудь рушнэчок потянуть». Слайд 6
После венчания молодые идут в дом к жениху. Когда они подходят к воротам или калитке, отец встречает их хлебом-солью, а мать обсыпает пшеницей, орехами, хмелем, конфетами и деньгами - мелочью. Все, кто пришёл посмотреть на свадьбу, собирают конфеты и деньги. Слайд 7
После обеда направляются в дом молодой. Со двора на улицу молодых выводит мать за платочек. Один угол платочка держит в руке мать, а за другие углы держатся молодые.
Встречают молодых так же, как и у жениха: отец – хлебом-солью, а мать осыпает их.
Вся свадьба сопровождается песнями. Поют гости, подружки невесты. Слайд 8
Учитель. Мы пока ещё не знаем всех песен, которые пели наши предки. Но вот одну из них уже выучили. Купчинская Настя и Маслов Коля исполнят сейчас песню «Варэнички». (Ребята исполняют песню). Слайды 9, 10
Вернёмся к свадьбе. Перед тем, как невесту проводить из родного дома в дом жениха, приглашённые на свадьбу выносят приданое, грузят его на подводы, при этом тоже поют. Слайды 11, 12
Гуляли свадьбу три дня. Батьки и матэри ещё целый месяц вспоминали свадьбу. Молодым же супругам их свадьба помнилась всю жизнь.
Сообщение ученика о свадьбе.

2. Рождение ребёнка в казачьей семье.
Слайд 13
Учитель. Итак, отгуляли молодые свадьбу, и началась у них семейная жизнь. Шло время, и в семье появлялся первый ребёнок. Рождение ребёнка в семье считалось Божьим даром, являлось желанным событием. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше. Почему?
Ученики. Сын – продолжатель рода.
Учитель. Верно. Но есть еще одна важная причина. Помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Слайд 14
Казачьи семьи были большими (5-10 человек). Через сорок дней после рождения ребенка проходили крестины. Слайд 15
А что такое крестины?
Ученики. Это церковный обряд.
Сообщение ученика о крестинах.
Учитель. В назначенное священником время родители вместе с младенцем, крёстным отцом и матерью, а также близкими родственниками идут в храм. Крещение было обязательным для ребёнка. Крещёного одевали в белую крещальную рубашку как символ его чистоты. На крещёного возлагали нательный крест в знак его веры во Христа и того, что в жизни своей он должен терпеливо исполнять свой человеческий долг.
Сначала новорожденному, дарили какое-нибудь оружие. А какое оружие могли подарить казачонку?
Ученики. Шашку, кинжал.
Учитель. Молодцы. Это могла быть и шашка, и кинжал, и старинный пистолет или ружье. После крестин отец или дед «опоясывают» его шашкой и «примеряют» на коня. Особо знаменательным было появление зуба. В этот день отец везет сына на коне в церковь, где ставит свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу.
С трех лет малыша приучают к коню, и он почти ежедневно ездит верхом по двору под присмотром взрослых. К 5-6 годам казачонок уже участвует в конкурсах и скачках. Воспитывали у детей готовность к военной службе и в первую очередь приучали к коню, добиваясь единства коня и седока, развивали в нем отвагу, удаль, презрение к опасности.
С 8-9 лет дети шли в школу, где с основами общей грамоты учили историю Отечества, знакомили с военным делом.
Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.
А каковы ваши домашние обязанности?
Ученики. Убирать в доме, мыть посуду, помогать в огороде и т.д.
3. Именины.
Слайд 16
Учитель. Подрастали дети в кубанских казачьих семьях. Каждому ребёнку в день его рождения родители справляли именины. Девочек и девушек просто задаривали подарками. Причём украшения и другие предметы (например, ложки) дарили только серебряные. Мальчиков подарками не баловали. Считалось, что настоящий казак должен сам заботиться о себе и не ждать подарков от окружающих.
Когда девушке исполнялось 13 лет, глава семьи (это был дедушка или отец) брал в руки нагайку. (Показать ребятам нагайку). Слайд 17. Для чего он это делал? А для того, чтобы узнать, какой длины должна быть теперь её юбка. (Показать на девочке, как это делалось).
4. Проводы в армию.
Слайд 18
Учитель. Ну что ж, шли годы, дети вырастали. Юношам-казакам исполнялось 18 лет, и они ждали повестку на службу в армию.
Получив повестку, молодой человек обходил друзей, родню, наречённых крёстных отца и мать, соседей и приглашал их в назначенный день и время на проводы.
В назначенное время все приглашённые приходили на проводы. Одаривали призывника, вручая ему то, что по их разумению могло ему пригодиться в дороге: бритву, мыло, рубашку. Общими усилиями собирали «торбу» (чемодан) солдату. Слайд 19
За столом призывник находился между матерью и невестой. Если у парня невесты ещё не было, то приглашалась соседская или просто знакомая девушка, которая была «вместо невесты». Но девушка «провожающая на службу» была обязательно.
Слайд 20 Призывник, новобранец на проводах находился в центре всеобщего внимания. Ему уделяли такое же внимание, как невесте в свадебном обряде. Мать перевязывала сына крест-накрест двумя полотенцами, рушниками. При этом произносилось напутствие. Нечто вроде: «Служы – нэ тужы» или «Пэрэвьяжу тэбэ пичальныком, шоб був ты начальныком». Крёстная мать надевала новобранцу на шею крестик. А невеста - цепляла на грудь первый, специально ею подготовленный и вышитый платочек. А правую руку она же перевязывала полотенцем. Затем все приглашённые девушки «уквичалы» парня платочками. Прикрепляя платочки и на фуражку.
Слайд 21 Платочков было настолько много, что подчас не было видно одежды призывника. Перевязывая призывника рушниками и прикрепляя ему платочки, участники обряда желали ему доброго пути.
Обязательной на проводах, особенно когда провожающие шли к месту сбора призывников, была гармошка. Шествие по станице с песнями провожаемых вместе с новобранцем производило сильное впечатление на всех станичников. Слайд 22, 23
Перед отправлением в дорогу призывник снимал с себя полотенца и платочки. Платочки оставлял у себя, а рушники вручал матери, которая хранила их в укромном месте и отдавала их сыну после возвращения его со службы. Слайд 24
Сообщение о службе в армии.
Учитель. А сейчас мы нашим гостям предлагаем поучаствовать в викторине. Нужно из этой макитры вытащить записку с вопросом и попробовать ответить на вопрос. Ребята уже знают ответы. Дома с родителями они ответили на вопросы и если что – помогут гостям. Слайд 25

1. Для обряда крещения нужна вода. За водой ходили, не взяв коромысло. Почему? (Чтобы ребёнок не был горбатым)

2. Эту рубашку у казаков одевали один раз в жизни, хранили её и после смерти казака сжигали её вместе с первой срезанной прядью волос. Если казак погибал или без вести пропадал, то рубашку клали в гроб матери. О какой рубашке идёт речь? (Крещальная)

3. Почему невеста-казачка стоит по левую руку жениха? (Чтобы он мог воспользоваться оружием)

4. Когда мальчику-казаку исполнялся 1 год, крёстный отец сажал его на коня на шёлковый платок и проводил вокруг церкви три раза. Он внимательно следил за тем, что будет делать ребёнок. Что означало, если мальчик хватался за гриву? (быть казаком), плакал? (не быть казаком), падал? (умрёт, хранил тайну)

5. Казак заводил на земельный удел коня. Там, где конь ел траву или даже ложился, забивали колышки. Для чего? (Чтобы построить новый дом).

6. Иногда у казаков на верёвках можно было увидеть выстиранные казацкие рубахи с завязанными рукавами. Почему? (Чтобы муж жену не бил)

7. Казачкам с детства перепадало много подарков, а казакам никогда ничего не дарили. Почему? (Чтобы казаки привыкали к тому, что им всё необходимо зарабатывать своим трудом)

8. Старейшины на кубанском Майдане поднимали посохи с надетыми на них папахами. Что это значило? (Так происходило голосование)
9. Уходя из дома (чаще всего это была хозяйка) вешали на тын кверху дном крынку. Что это значило? (Дома никого нет)

10. При строительстве дома не использовали гвозди. Почему? (Это инструмент, при помощи которого распяли Иисуса Христа)

11. Зачем в новый дом запускали кота? (Кот видит и выгоняет из жилья нечистую силу)

12. Перед дальней дорогой надо было молча посидеть. Почему? (Послушать Домового, чтобы он дал совет, как правильно ехать)

5. Православные праздники.

Учитель. Вот такие традиции были в казачьих семьях. А ещё на Кубани любили православные праздники. Какой ближайший православный праздник? Конечно Рождество! В старину говорили: «Рождество светится!» И было это отовсюду видно и заметно: тысячи переливающихся на морозе блёсток инея каждое утро щедро украшали крыши домов, амбары, заборы. Светился и казак – от удачи: урожайный год выдался!
В день Рождества все от мала до велика шли в церковь. «Блескучий» снег резал глаза, и приходилось щуриться, под ногами громко хрустела морозная корочка, тулупы – чёрные да белые – мелькали повсюду, кисти расписных шалей спускались до земли, торжественный звон колоколов доходил до самой крайней станичной хаты.
Заканчивалась служба – и начинались праздничные дни. Сколько самоваров чая было выпито! Сколько голов сахара расколото! Слайд 26

Ученица читает стихотворение
Рождество
Как красиво в январе,
Всё как будто в серебре.
Тихо-тихо снег кружится
И на улицы ложится.
В зимний чудный ясный вечер
Мы зажжём на ёлке свечи.
Соберёмся всей семьёй
У красавицы лесной.
Младший брат подарки носит,
Он тихонечко нас спросит:
«Это что за торжество?»
«Нынче праздник – Рождество!» -
Я отвечу хором с мамой –
«Это праздник лучший самый».
Как на улице стемнеет,
Мама нас тепло оденет.
Выйдем вместе все во двор,
Снег искрится голубой.
Первой в небе я найду
«Вифлеемскую звезду».
К брату подойду тихонько
И толкну его легонько.
Папа маме улыбнётся,
Сердце радостней забьётся.
Всё же это торжество.
Нынче праздник – Рождество!

IV. Итог урока.
Учитель. Ребята, на память нашим гостям подарите рождественских ангелов.

Список использованной литературы:

1. Бондарь И. И., Жиганова С. А. Фольклор и этнография Кубани. – Краснодар, 2009.
2. Маслов А. В. Кубанская старина. – Краснодар, 2008.
3. Ткаченко П. И. Кубанская свадьба. – Краснодар, 2009.
4. Ткаченко П. И. Кубанские обряды. – Краснодар, 2010.
5. Ткаченко П. И. Кубанский говор. – Краснодар, 2008.
Категория: Духовно-нравственное воспитание | Добавил: розовыерозы
Просмотров: 462 | Загрузок: 134 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3  
Светлана  Николаевна!!
Внимательно прочитайте  инструкцию  (жмем).  Вам  надо  заархивировать всю  работу  и  конспект  и  презентацию  и  загрузить это на  Goole   или  Яндекс диск,  а  здесь  разместить  только  ссылку  на  работу.

2  
Помогите, пожалуйста, правильно загрузить работу. К уроку есть презентация, хотелось бы загрузить и её тоже.

1  
Уважаемый  автор!!  Работа  загружено  не  верно, ее нельзя скачать.  Большая  просьба  внимательно  прочитать  правила  загрузки  и  перезагрузить  работу.  Если  возникнут  проблемы  напиши  здесь  в  комментариях.
С уважением, председатель экспертной комиссии  Елена Викторовна Советова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]