Воскресенье, 24.09.2017, 22:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Воспитание и внеурочная деятельность » Духовно-нравственное воспитание

Тряпичная кукла «Лошадка».
[ · Скачать удаленно (4.81Mb) ] 13.01.2012, 12:04
Лель Ольга Александровна, педагог допообразования МБОУ ДОД «Романовский ДЮЦ»
Раздел программы «Лоскуток» (для учащихся 1-4 классов) - Изготовление игрушки из текстиля
Тема занятия: Тряпичная кукла «Лошадка».
Цель и задачи: ознакомление с народной куклой, мотивация к созданию игрушки и приобретение практических умений и навыков изготовления народной игрушки из текстиля.
Для проведения занятия потребуется: готовая тряпичная игрушка «Лошадка», памятка по изготовлению игрушки, лоскуты ткани, красные нитки №40.
Категория участников: воспитанники детского объединения
Время проведения: 2 занятия по 45 минут
Результаты деятельности: готовая тряпичная игрушка «Лошадка».
1.Информационный этап. (15мин.)
Цель: мотивация участников к созданию народной игрушки.
Содержание: рассказ об истории возникновения традиционной тряпичной куклы.
Сегодня занятие будет посвящено народной игрушке.
При слове «кукла» в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли так было?
Ребята, скажите: «Как вы думаете, что обозначает слово «кукла», как вы понимаете его значение?»
Из словаря С.И.Ожегова, кукла-это детская игрушка в форме фигуры человека. В словаре В.Даля это слово имеет несколько значений:
-идол (т.е. образ человека или животного),
-снежная баба,
-форма, болванка,
-различные хлебы и пироги (фигурки из теста)
Первые куклы появились во времена первобытного человека. Не зная как объяснить и защититься от стихий природы, человек создал изображение богов (идолов) и стал поклоняться им, чтобы они защитили их от явлений природы.
Показ иллюстраций богов-идолов.
Поклоняясь богам-идолам люди обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Однажды человек решил принести в жертву богам не человека, а куклу. Боги приняли жертву. Так постепенно обряды жертвоприношений превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел, у которых были свои имена: например, Купало, Ярило, а взамен просили здоровья, урожая, любви.
На изготовление кукол-чучел шли подручные материалы.
Как вы думаете дети, какие? (дерево, пряжа, солома, тесто, ткани)
Так с давних пор в традициях русской деревни стали делать для себя тряпичных кукол – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, привлечь в дом счастье и богатство.
Обрядовые куклы изготавливались без режущих и колющих предметов. Чтобы сделать тряпичную игрушку, нужны были ткань и нитки.
2. Практический этап. (65мин.)
Цель: формирование умений и навыков изготовления народной тряпичной игрушки.
Содержание: последовательное изготовление игрушки «Лошадка» (все операции требуют показа каждому воспитаннику).
Памятка. Изготовления игрушки «Лошадка».
Для работы потребуется: 6 прямоугольных льняных лоскутов ткани-3 размером 18 х 28см и 3 размером 5 х 10см; нитки красного цвета.
1.Свернуть прямоугольные лоскутки ткани по длине в плотные жгутики (рис.1)
2.Закрепить у двух длинных жгутиков концы, стягивая их ниткой.
3. Сложить пополам первый длинный жгутик, стянуть нитью на расстоянии 1см от середины (рис.2). Сформировать мордочку (рис.3).
4. Согнуть мордочку на расстоянии 3-3,5см, стянуть её нитью (рис.4). Сформировать голову лошадки (рис.5,6).
5. Сложить пополам короткие жгутики, охватывая шею лошадки (рис.7). Поочерёдно стянуть ниткой каждый жгутик у основания (рис.8). Сформировать гриву лошадки (рис.9,10).
6. Сложить пополам второй длинный жгутик, охватывая им шею лошадки, стянуть нитью, сформировать задние ножки (рис.11,12).
7. Ввести третий длинный жгутик между первым и вторым, сложить его пополам, образуя туловище лошадки. И стянуть нитью у передних ножек лошадки (рис.13,14,15).
8. Закрепить заднюю часть туловища, стягивая нитью задние ножки и хвост лошадки (рис.16,17).
9. Вытянуть уточные нитки из хвоста и гривы (рис.18).
10.Украсить лошадку, накинув на неё пончо из яркого кусочка ткани (рис. 19)
Во время занятия – подвижная перемена на 10 минут и 2 Разминки на снятие напряжения по 5 мин.
3. Рефлексия (10мин.)
Цель: подведение итогов творческой деятельности воспитанников Содержание: самооценка собственного участия в проделанной работе;
Использованная литература.
1. Журнал «Школа и производство».- Москва: ООО Издательство «Школа- Пресс», 2009г.
2. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов.- Москва: Просвещение, 1990г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: Образцы текстильной игрушки
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2: Последовательность операций при изготовлении игрушки
Категория: Духовно-нравственное воспитание | Добавил: olgalel
Просмотров: 1815 | Загрузок: 320 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]