Главная » Файлы » Воспитание и внеурочная деятельность » Духовно-нравственное воспитание |
Тряпичная кукла «Лошадка».
[ · Скачать удаленно (4.81Mb) ] | 13.01.2012, 12:04 |
Лель Ольга Александровна, педагог допообразования МБОУ ДОД «Романовский ДЮЦ» Раздел программы «Лоскуток» (для учащихся 1-4 классов) - Изготовление игрушки из текстиля Тема занятия: Тряпичная кукла «Лошадка». Цель и задачи: ознакомление с народной куклой, мотивация к созданию игрушки и приобретение практических умений и навыков изготовления народной игрушки из текстиля. Для проведения занятия потребуется: готовая тряпичная игрушка «Лошадка», памятка по изготовлению игрушки, лоскуты ткани, красные нитки №40. Категория участников: воспитанники детского объединения Время проведения: 2 занятия по 45 минут Результаты деятельности: готовая тряпичная игрушка «Лошадка». 1.Информационный этап. (15мин.) Цель: мотивация участников к созданию народной игрушки. Содержание: рассказ об истории возникновения традиционной тряпичной куклы. Сегодня занятие будет посвящено народной игрушке. При слове «кукла» в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли так было? Ребята, скажите: «Как вы думаете, что обозначает слово «кукла», как вы понимаете его значение?» Из словаря С.И.Ожегова, кукла-это детская игрушка в форме фигуры человека. В словаре В.Даля это слово имеет несколько значений: -идол (т.е. образ человека или животного), -снежная баба, -форма, болванка, -различные хлебы и пироги (фигурки из теста) Первые куклы появились во времена первобытного человека. Не зная как объяснить и защититься от стихий природы, человек создал изображение богов (идолов) и стал поклоняться им, чтобы они защитили их от явлений природы. Показ иллюстраций богов-идолов. Поклоняясь богам-идолам люди обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Однажды человек решил принести в жертву богам не человека, а куклу. Боги приняли жертву. Так постепенно обряды жертвоприношений превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел, у которых были свои имена: например, Купало, Ярило, а взамен просили здоровья, урожая, любви. На изготовление кукол-чучел шли подручные материалы. Как вы думаете дети, какие? (дерево, пряжа, солома, тесто, ткани) Так с давних пор в традициях русской деревни стали делать для себя тряпичных кукол – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, привлечь в дом счастье и богатство. Обрядовые куклы изготавливались без режущих и колющих предметов. Чтобы сделать тряпичную игрушку, нужны были ткань и нитки. 2. Практический этап. (65мин.) Цель: формирование умений и навыков изготовления народной тряпичной игрушки. Содержание: последовательное изготовление игрушки «Лошадка» (все операции требуют показа каждому воспитаннику). Памятка. Изготовления игрушки «Лошадка». Для работы потребуется: 6 прямоугольных льняных лоскутов ткани-3 размером 18 х 28см и 3 размером 5 х 10см; нитки красного цвета. 1.Свернуть прямоугольные лоскутки ткани по длине в плотные жгутики (рис.1) 2.Закрепить у двух длинных жгутиков концы, стягивая их ниткой. 3. Сложить пополам первый длинный жгутик, стянуть нитью на расстоянии 1см от середины (рис.2). Сформировать мордочку (рис.3). 4. Согнуть мордочку на расстоянии 3-3,5см, стянуть её нитью (рис.4). Сформировать голову лошадки (рис.5,6). 5. Сложить пополам короткие жгутики, охватывая шею лошадки (рис.7). Поочерёдно стянуть ниткой каждый жгутик у основания (рис.8). Сформировать гриву лошадки (рис.9,10). 6. Сложить пополам второй длинный жгутик, охватывая им шею лошадки, стянуть нитью, сформировать задние ножки (рис.11,12). 7. Ввести третий длинный жгутик между первым и вторым, сложить его пополам, образуя туловище лошадки. И стянуть нитью у передних ножек лошадки (рис.13,14,15). 8. Закрепить заднюю часть туловища, стягивая нитью задние ножки и хвост лошадки (рис.16,17). 9. Вытянуть уточные нитки из хвоста и гривы (рис.18). 10.Украсить лошадку, накинув на неё пончо из яркого кусочка ткани (рис. 19) Во время занятия – подвижная перемена на 10 минут и 2 Разминки на снятие напряжения по 5 мин. 3. Рефлексия (10мин.) Цель: подведение итогов творческой деятельности воспитанников Содержание: самооценка собственного участия в проделанной работе; Использованная литература. 1. Журнал «Школа и производство».- Москва: ООО Издательство «Школа- Пресс», 2009г. 2. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов.- Москва: Просвещение, 1990г. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: Образцы текстильной игрушки ПРИЛОЖЕНИЕ № 2: Последовательность операций при изготовлении игрушки | |
Просмотров: 2392 | Загрузок: 623 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |