Вторник, 06.12.2016, 13:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Воспитание и внеурочная деятельность » Духовно-нравственное воспитание

Классный час "Добро и зло"
[ · Скачать удаленно () ] 10.10.2013, 14:18
Методическая разработка урока по теме
«Добро и зло».

Цель урока: формирование у учащихся представления о том, что «добро», «раскаяние» и «воздаяние» - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, создание у школьников представления о нравственных ценностях для понимания их значения в жизни.
Задачи:
1. создание психологических условий для продуктивного общения, условий для развития ценностно-смысловой сферы личности; создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, с опорой на имеющие знания и жизненный опыт;
2. Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля;
3. Создание условий для развития умения учиться, развития самостоятельности, ответственности, инициативности.
Оборудование: презентация, карточки для написания учениками (понятий), раздаточные картинки, толковые словари С.И. Ожегова, карточки с пословицами и притчами.

Ход урока

1.Организационный момент.
Учитель: Дорогие ребята, поприветствуем друг друга улыбкой. Когда мы улыбаемся друг другу – становится тепло и радостно в душе – хочется совершить хороший поступок (встают в круг).
А теперь выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, в конце урока мы посмотрим, изменилось ваше настроение или нет (на раздаточных листах).
2.Объявление новой темы урока (слайд 1).
Начнем наш урок с притчи (слайд 4).
Чтение учителем или учащимися притчи.
3. Беседа:
- Какой же волк победит?
- Как вы считаете, есть ли плохие люди?
- Какой выбор сделали бы вы?
- В чем смысл притчи?
- Что же такое темная сторона человека? Светлая?
-Человек подобен дереву: имеет корни – связь с предками, ствол – сам человек.
- Закройте глаза и скажите, с чем у вас ассоциируется добро, зло?
Слайд 5:
- Добро
улыбка
счастье
помощь
правда
вежливость
щедрость
уважение
- Зло:
обида
жестокость
безразличие
тьма
крик
душевная бедность
предательство
ложь
Слайд 6:
Ни один человек не может точно ответить на вопрос – что такое добро, или зло. Выберите из предложенных определений то, которое наиболее понятно и близко именно Вам, запишите.
- Что такое добро? Где вы встречались с добром ?
Слайд 7:
А теперь, ребята, попробуем разобраться, откуда возникло добро и зло?
Древний Восток: добро и зло – это равные силы, появились с возникновением мира;
Древняя Греция: на земле существовало добро, а зло вырвалось из ларца, который открыла Пандора;

Иудаизм и христианство: Бог создал рай на Земле, в котором было все прекрасно, зла не было. Человек нарушил заповеди Бога. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным;
Мусульманство: добро и зло существуют по воле Бога. Именно Бог указал, что есть добро, а что есть зло (Коран);
Буддизм: страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни – зло.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что добро и зло возникли очень давно.
Слайд 8:
- Назовите героев, изображенных на слайде.
- По какому принципу мы можем разделить данных героев?
- Вспомните, какие поступки совершили герои.
- Приведите пример из произведений литературы, где мы встречаемся с добрыми и злыми героями (ответы учащихся)
Учитель делает вывод:
Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков. Герои совершают определенные поступки, по которым мы и судим о них, так же мы можем судить и о себе (Слайд 9 «Доброделание или злодейство»):
- Назовите поступки, которые совершают дети.
- Какие из них мы можем отнести к добрым, а какие к злым?
Слайд 10:
Каждый выбирает по себе, а что выберите вы? (отвечают ученики:
-Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части. - Ученики дарят цветы учительнице.- Ребёнок помогает маме в работе по дому).
- Как вы поняли, в чем спасение человека? (ответы учащихся)
4. Работа по учебнику (слайд 11): каждая картинка соответствует
понятиям, найдите определения в учебнике.
5.Учащиеся делают предварительные выводы (слайд 12):
Нет единого мнения о том, откуда возникло „добро“ и „зло“; какой совершить поступок – зависит от каждого человека.

6. Работа в группах (слайд 13).
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Но что же такое добро и зло вы определите сами, работая в группах. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 8 минут:
1 группа „Искатели“
Задание: найти в словарях слова, однокоренные словам „добро“ и „зло“
Итог: оформить в виде схематичного рисунка;
2 группа „Словесники“
Задание: подготовить пересказ текста:
Прощаясь с учениками, учитель всегда говорил им: «Идите и ищете добро».
Ученики разъезжались, и больше учитель их не видел.
Однажды к учителю пришел странник и сказал:
– Учитель, когда-то я был вашим учеником и теперь хочу снова стать им.
– Я научил тебя всему, что знал, – ответил учитель.
– Вы велели мне искать добро, но люди всюду творят зло, в их сердцах нет
благодарности, – возразил ученик. – Я долго искал, но не нашел добра.
Сейчас я вернулся, чтобы вы научили меня искать.
– Хорошо, – согласился учитель, – я тебя научу, но сначала иди в лес,
который начинается сразу за моим домом. Там найди избитого человека.
Спаси его, не спрашивая ни о чем и не обращаясь за помощью к другим.
Даже не упоминай в селении имя этого человека.

Странник ушел в лес и вскоре по стонам нашел несчастного. Тогда странник
построил шалаш и стал лечить бедняка травами. Когда неизвестный
поправился, он долго благодарил своего спасителя, а потом ушел прочь.
Странник вернулся к учителю и воскликнул:
– Учитель, спасибо вам. Теперь я узнал, что благодарность существует. От
этого бедного человека я услышал наконец добрые слова!
– Этот человек – вор. Жители селения избили его, а он проклял их. Он
сказал тебе добрые слова, потому что на самом деле и добро и зло живут в
твоем сердце, – произнес учитель.

3 группа „Умнички“
Задание: задать вопросы к тексту притчи
Итог: оформить в виде записей в тетради:
Женщина жалуется:

— Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю.
Священник улыбается:
— Если к вам придут два человека — один добрый, а другой злой, кого
легче прогнать?
— Доброго, — откликается женщина.
Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых — не отвяжешься.
Приходится просить: «Господи, помоги!» И ведь уходят...
4 группа „Всезнайки“
Задание: найти потерявшиеся части пословиц:
Добро творить, //себя веселить.
Доброе слово лечит, злое –// калечит.
Добро желаешь, //добро и делай.
Когда //Добро бессильно, оно — Зло.
Только тот может горячо //любить добро, кто способен от всей души непримиримо ненавидеть зло.
Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает //радость.

Итог: оформить в виде записей в тетради
5. Выступление групп о выполненных заданиях.
Учитель: А теперь подведем итоги по проделанной вами работе. Дети по группам рассказывают о выполненных заданиях.
6. Беседа.
- как вы думаете, в чем заключается двойственность человека?
(слайд 14):
-Как понимаете высказывание: Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону.
Учитель делает вывод: любой человек может совершить как злой, так и добрый поступок, т.к. в нем борются две стороны – темная и светлая. Какую выбрать – решаете вы сами (слайд 15).
7. Синквейн.
Учитель: По результатам выполненных заданий можно сказать, что вы ребята уже хорошо отличаете добро и зло. А теперь следующее задание для групп составление «синквейна» по словам «добро» и «зло».
8. Домашнее задание (дифференцированное) (слайд 16):
-Написать эссе „Легко ли быть добрым человеком?“ (средние учащиеся);
-Нарисовать абстракцию Как я представляю „добро“ и „зло“ (неактивные учащиеся);
-Проведение акции „Добрый свет“ (помощь пожилым людям) – оформление в виде стенгазеты с фотографиями. (активные ученики)
Подведение итога урока: отметить активных и сравнить смайлики.
Категория: Духовно-нравственное воспитание | Добавил: Катюша
Просмотров: 938 | Загрузок: 215 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Большое спасибо:-)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]