Среда, 13.12.2017, 11:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Математика. Внеклассные мероприятия

Путешествие на математическом поезде
[ Скачать с сервера (20.1Kb) ] 07.02.2013, 14:51
Цель:
выработка умений у учащихся решать нестандартные, логические задачи; воспитание познавательного интереса к математике; развитие внимания, смекалки, наблюдательности; развитие творческих способностей.
Развивающие задачи:
познакомиться с устным народным творчеством через использование пословиц, поговорок и решение старинных задач, формировать умение работать самостоятельно и коллективно, уважая мнение других; расширять кругозор и познавательную потребность учащихся.
Оборудование и оформление зала: стенгазеты от каждого класса, ребусы и кроссворды, составленные самими учащимися; конспекты рассказов об ученых, портреты ученых; карточки с заданиями разного уровня сложности; "Справочное бюро” ;касса; сигнальные карты для каждого учащегося; атрибуты на железнодорожную тему; музыкальное оформление.
Подготовка вечера – занимает больше недели. В процессе подготовки к вечеру нужно предоставить возможности для самодеятельности учеников, для проявления их самостоятельности и инициативы. Учитывая то, что основная цель вечера – повышение интереса к математике, желательно привлечь к его организации как можно больше учащихся. Если ученику будет поручена подготовка какого-то номера программы, то его интерес к вечеру значительно возрастет. За несколько дней до вечера вывешивается красочное объявление о месте и времени проведения вечера и его программе. Можно пригласить учеников других классов. Желательно, чтобы пригласительные билеты были со вкусом оформлены. При подготовке к вечеру выбираются из старшеклассников проводники, начальник вокзала, дежурные.
Ход мероприятия
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическим поезде. Вы проедете немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо купить билеты в кассе.
При входе в класс размещается кассовый зал, при входе в который вывешиваются условия участия в игре.
- Ребята! Внимательно прочтите правила получения билетов для посадки в "математический поезд”.
- При входе в кассовый зал получите посадочный талон-конверт с тремя задачами и шестью жетонами.
- Садитесь за парту, достав из конверта карточки с заданиями и ответьте на имеющиеся в них вопросы, решите задачи.
- Обратитесь в кассу за получением билета.
- Если вы не можете решить какую-либо задачу или ответить на вопрос, обратитесь за помощью в "Справочное бюро”. В зависимости от содержания справки определяется "плата”.
Справочное бюро
Вопросы для покупки билетов на поезд.
1.Сколько в месяцев в году имеют по 30 дней?
2.Какое число делиться на все числа без остатка?
3.Какую последнюю цифру имеет произведение всех нечетных двузначных чисел?
4.Сколько граней у куба?
5.Какие часы два раза в сутки показывают верное время?
6.Как называется вторая координата точки?
7.Какова третья часть от 60?
8.Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными?
9.Наибольшее двухзначное число?
10.Сколько вершин у куба?
11.Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
12.Сколько диагоналей можно провести в четырехугольнике?
13.Единица измерения драгоценных камней?
14.Первая женщина — математик?
15.Какие три числа, если их сложить или перемножить дают один и тот же результат?
16.Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)
17.Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина - такси, остальные ехали из села)
18.Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты)
19.Турист прошел 6 км за 1 час. Сколько метров он проходил за минуту?
20. Шли семь старцев.
У каждого старца по семи костылей.
На каждом костыле по семи сучков.
На каждом сучке по семи кошелей.
В каждой кошеле по семи пирогов.
В каждом пироге по семи воробьев.
Сколько всего?
Жюри подводит итоги и сообщает о результатах.

За 15 минут до отправления поезда дежурный по вокзалу дает звонок и объявляет посадку.
1 станция. Станция великих математиков.

На этой станции проводники познакомят учащихся с великими математиками. На стендах заранее приготовленные стенды и галерея великих математиков.

Ковалевская Софья Васильевна (1850-1891 гг.)
Каждому случалось наблюдать за прихотливым вращением волчка. Но волчок не только детская игрушка. Во многих важных приборах используют гироскопы – так в технике называют крутящиеся с огромной скоростью волчки. Без них, например, невозможно управлять движением корабля или полетом самолета. Поэтому ясно, как важно уметь математически рассчитывать вращение гироскопа. Первым этой задачей занялся великий Эйлер, но её окончательное решение – заслуга нашей замечательной соотечественницы, первой русской женщины-математика Софьи Васильевны Ковалевской.
Когда Соне было 8 лет, стены её комнаты из-за нехватки обоев оклеили листами из учебника высшей математики. Как потом вспоминала Ковалевская, "от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти”. С 15 лет Ковалевская начала систематически изучать высшую математику. В то время в России женщины не имели права учиться в университете. Поэтому, чтобы получить высшее образование, Ковалевской пришлось уехать в Германию. Однако и в Берлинском университете ей не было разрешено посещать лекции. Тогда великий немецкий математик Карл Вейерштрасс (1815-1897), убедившийся в незаурядных способностях Ковалевской, стал заниматься с ней индивидуально. Под руководством Вейерштрасса Ковалевская уже в возрасте 24 лет получила ученую степень доктора философии. Вернувшись на родину, она однако не смогла найти работу, соответствующую её знаниям; в царской России женщины не имели доступа к научным знаниям. Поэтому в 1883 году Ковалевская работала в Швеции в должности профессора Стокгольмского университета. Именно тогда она решила упоминавшуюся уже задачу о вращении гироскопа. За это выдающееся достижение Ковалевская была удостоена премии Парижской академии, а в 1889 году по предложению передовых ученых Петербургская академия наук избрала Софью Васильевну членом-корреспондентом. Ковалевская была первой женщиной, чьи научные заслуги были оценены столь высоко. Её яркий пример указал многим женщинам путь в науку.
Карл Гаусс (1777-1855 гг.)
История математики сохранила для нас следующие интересные сведения из биографии известного немецкого математика Карла Гаусса. Гаусс творил в первой половине XIX века.
Когда в школе стали изучать арифметику, то Карл Гаусс буквально вырос в глазах требовательного учителя и своих одноклассников.
В книге В.Л. Чистякова "Рассказы о математиках” мы читаем следующее: "Однажды учитель дал задачу: найти сумму всех чисел от 1 до 100. Едва только учитель закончил диктовать, как послышался голос Гаусса:
- Я уже решил!..
- Карл, ты, наверное, ошибся! Нельзя в столь короткое время решить столь трудную задачу.
Уверенный в правильности своего решения, Гаусс смело ответил учителю:
- Извините, господин учитель! Я правильно решил задачу.
- Посмотрим, насколько правильно. А если неправильно? – И он угрожающе хлопнул хлыстом по своей ноге…
- Карл, расскажи классу, как ты решил эту задачу, - обратился к нему учитель.
Способ Гаусса такой же, каким и вы решили эту задачу дома. Карл сказал:
- Я заметил, что числа данного ряда, стоящие на одинаковом расстоянии от концов, имеют одинаковую сумму. Пользуясь этим свойством, я складываю попарно 100 +1,99 +2,
98 + 3 и т.д., что дает каждый раз в сумме 101. Но таких пар, очевидно, 50. Следовательно, вся сумма 101 • 50 = 5050.”
Задача. Найти сумму 40 членов натуральной последовательности 1 + 2 + 3 + … + 39 + 40.
Решение.
Всего слагаемых 40. Суммы 1 + 40 = 2 + 39 = … = 41. Таких сумм будет 20. Тогда сумма сорока членов равна 41 • 20 = 820.
Леонард Эйлер (1707-1783 гг.)
Эйлер принадлежит к числу гениальнейших математиков всех времен. В истории точных наук его имя ставят рядом с именами Ньютона, Декарта, Галилея.
Эйлер родился в Швейцарии, в городе Базеле, в 1707 году. Ученую степень магистра получил в 16 лет. Спустя 4 года он выехал в Россию, где стал членом Петербургской Академии наук. Первые его труды касались навигации, но потом он полностью посвятил себя математике. Эйлер известен необыкновенным трудолюбием, что в конце концов привело его к потере зрения в одном глазу. Мировое признание принесли Эйлеру его труды по механике, а за работу о морских приливах и отливах он получил премию от Парижской Академии наук. Состояние здоровья Эйлера требовало изменения климата, и в 1738 году он выехал в Берлин, где тоже очень много работал, издал свои главные научные произведения.
В 1766 году Эйлер вернулся в Россию. Екатерина Вторая назначила ему постоянное жалование из собственных средств. "Я надеюсь, - сказала она, - что моя Академия возродится из пепла, когда к ней вернулся великий человек”. К сожалению, вскоре после приезда в Петербург Эйлер заболел и потерял второй глаз. Но и слепой, он продолжал работать. Формулы он писал мелом на доске, а своим друзьям диктовал работы. Гений и творчество Эйлера развивались вплоть до глубокой старости. Он написал свыше 800 научных работ.
Умер Эйлер в 1783 году и был похоронен на Смоленском кладбище. Ныне его прах перенесен в некрополь Александро-Невской Лавры.
Викторина: 1. Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Декарт).
2. Немецкий математик, который в девятилетнем возрасте в течение нескольких секунд решал и давал ответы на задачи, требующие сложных расчетов. (Гаусс)
3. Древнегреческий математик и философ. Первым заложил основы математики как науки, имел свою школу. (Пифагор)
4. Швейцарский математик, физик, астроном. Человек, которому Екатерина Вторая назначила постоянное жалование из собственных средств. (Эйлер)
5. Профессор, член-корреспондент Петербургской академии наук, решившая задачу о вращении гироскопа.(Ковалевская)
2станция. «Страна фокусников».

1 фокус. «Волшебные кубики». Фокусник выносит кубики, где на гранях написаны числа 1,2,3,4,5,6. Фокусник вызывает одного ученика, и выставляют кубики в один столбец. Фокусник должен быстро найти сумму чисел, расположенных на невидимых гранях.
Тайна фокуса: сумма цифр на противоположных гранях должны равняться сумму 7.

2 фокус. «Математическая молния»
Фокусник вызывает одного ребенка к доске и предлагает ему писать любое шестизначное число. Дальше второй ученик пишет под ним шестизначное число. Третье шестизначное число пишет сам фокусник. Фокусник вызывает третьего ученика и предлагает столбиком сложить эти числа. Пока ученик складывает эти числа, фокусник сразу говорит ребятам ответ.
345621
+ 843634
156365
1345620

Тайна фокуса заключается в том, что фокусник пишет третье число так, что в сумме с вторым числом дал ответ 999999.

3 фокус. «Волшебный циферблат». Зритель задумывает какое-нибудь число от 1 до 12. Фокусник начинает притрагиваться кончиком карандаша к числам на циферблате, делая это, по-видимому, в совершенно произвольном порядке. В это время зритель считает про себя, начиная с задуманного числа до двадцати, причем так, чтобы на каждое прикосновение показывающего к часам приходилось одно число. Дойдя до 20, он произносит «стоп». И (странное совпадение!) карандаш оказывается в этот момент как раз на задуманном числе.

Объяснение. Первые восемь прикосновений действительно делаются наугад. Однако уже на девятом показывающий должен обязательно коснуться 12 и с этого момента перебирать часы строго подряд в направлении, обратном движению часовых стрелок. Когда зритель произнесет слово «стоп», кончик карандаша будет указывать на требуемое число.
4 фокус. «Удивительная память».
Фокусник раздает ученикам карточки с номерами, а на обратной стороне многозначные числа.
Ученики говорят номер карточки, а фокусник, не задумываясь, пишет многозначные числа. Ученики в восторге от удивления.
Объяснение. На порядковый номер прибавляется 9, дальше разряды единиц и десятков меняются местами. Дальше чтоб написать следующие разряды, надо найти суммы предыдущих двух разрядов.
№3, 3+9=12. Пишем 21, 2+1=3, 213, 1+3 =4, будет 2134, 3+4 =7, 21347. 4+7=11, 213471

3 станция. «Рыболовная».
На этой станции команде предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. С одной стороны карточки написано условие задачи, с другой стороны - указана масса рыбки. Если рыбка весит 100 г, то за решение задачи присуждается 1 очко, 200 г - 2 очка. В пруду плавают рыбки. Капитан команды с помощью удочки ловит рыбку и несёт её команде. На брюшке рыбки - задача, которую необходимо решить. Ответ задачи команда записывает в специальный бланк для жюри. За отведённое время команда должна решить как можно больше задач.
Задачи:
1.На одной чаше весов кирпич, а на другой - половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг) (1 очко)
2.За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля) (1 очко)
3.В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки) (1 очко)
4.Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении сколько дней отрежут последний кусок? (7 дней) (2 очка)
5.У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей) (2 очка)
6.Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине) (2 очка)
7.Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий?
8. Саша был в лагере отдыха с 15 июля по 8 августа включительно. Сколько дней был Саша в лагере отдыха?
9.Нарисуй прямоугольник, площадь которого 12 кв.см, а сумма длин сторон 26 см.
10.Какой цифрой оканчивается произведение: 13 ∙14 ∙15 ∙16∙ 17?
4 станция. Игровая.
Конкурс «Веселый счет»
К двум одинаковым таблицам, в которых написаны числа различными цветами, вызываются двое. По команде ведущего они начинают вслух читать от 1 до 34. показывая указкой называемое число. Закончивший счет первым выигрывает.
Конкурс художественной самодеятельности. Показываются сценки, исполняются песни из домашнего задания.

Игра «Быстрый счет»
Участникам команды прикрепляется к груди табличка с цифрой. Команды выстраиваются в 2 шеренги. Руководитель показывает таблички с каким-нибудь действием. Обладатели тех табличек, из которых образуются число-ответ, должны подбежать к своим стульям и сесть так, чтобы можно было прочесть это число. (Дается 6-7 примеров).

Игра «Умеете ли вы считать?»
Сосчитать фигуры в таблице, называя фигуру и число раз, который она встречается. Например: первый треугольник, первый угол, первый круг, первый прямоугольник, первый отрезок, второй круг и т.д.

5 станция. Игровая.
На станции "Призовая” победителям вручаются призы. Интерес к такой игре огромный! А самое главное – ребята, играя, учатся не только математике, но и взаимопониманию, чуткости, бережливости времени, товариществу и многому другому.
Категория: Математика. Внеклассные мероприятия | Добавил: alfia
Просмотров: 799 | Загрузок: 180 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]