Четверг, 08.12.2016, 17:18
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Математика

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера
[ · Скачать удаленно (1,9МБ) ] 15.03.2015, 17:50
Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) Нейман Татьяна Павловна, учитель физики и математики.
Предмет Математика
Класс, профиль класса/группа, количество человек 9 класс (8 человек).

Продолжительность урока (занятия) 45 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия
Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) А.Г.Мордкович
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) Урок ознакомления с новым материалом, четвертый урок в теме «Элементы комбинаторики и теории вероятности. Статистическая обработка данных».
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). В 9 классе на начало 2014 - 2015 учебного года 7 человек, из них все 7 девочек. С данным классом я работаю с 2010 года.
Девушки в классе не отличаются особой отзывчивостью, работоспособны и ответственны в классе только 2 человека. Чтобы привлечь девчонок к работе на уроке, участию во внеклассном мероприятии требуется прилагать много усилий.
Поэтому, я и решила разработать урок с применением технологии АМО по теме, именно 9 класса.
Ведь любой учитель хочет заинтересовать ученика своим предметом.

Цели урока/ занятия
Создание условий для овладения учащимися умения решать задачи с помощью кругов Эйлера.

Задачи урока/ занятия
• Обучающая – познакомить учащихся со способом решения логических задач с помощью кругов Эйлера;
• Развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти, самостоятельности и инициативы при выполнении групповых и индивидуальных заданий;
• Воспитывающая – способствовать формированию информационной культуры учащихся, ответственности в групповой и индивидуальной работе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
Знание о множествах и операциях над ними.
Умение применять круги Эйлера при решении простых логических задач.
Качества личности, позволяющие осуществлять осознание мотивов собственной познавательной деятельности, оценивать свои возможности, корректировать свои действия, выражать свое мнение и уважать мнение других людей.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Понятие множеств. Операции над множествами. Круги Эйлера. Применение кругов Эйлера к решению задач.

Подробный конспект урока/занятия
Фаза урока (занятия) Этап Цели фазы и этапа Время, продолжительность
этапа Название метода Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная
- Учебно-познавательная
- Коммуникативная
- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Этап 1 «Инициация». Настрой на рабочий лад, создать позитивную атмосферу в классе, установить хороший контакт с обучающимися 3 минут Метод «Пожеланий» Заимствованный, адаптированный
Цели и задачи метода:
Пожелать друг другу хорошего настроения, обеспечить позитивный настрой, сплотить коллектив.
Технология проведения:
Ребята, по цепочке, произнося имя, желают друг другу хорошего настроения на уроке, говорят комплименты друг другу и т. д.
Каждый участник должен произнести пожелания не менее трем участникам.
Варианты проведения метода:
Можно предавать пожелания по цепочке, и каждый следующий участник повторяет все пожелания предыдущих.
Еще один вариант, класс делится на команды, и команды делают комплименты друг другу, кто больше. Ребята делают друг другу комплименты и пожелания. За каждый комплимент ученик получает банкноту в «Один комплимент». Познавательные: расширяется словарный запас детей.
Коммуникативные: произнося комплимент, пожелание, ребенок начинает взаимодействовать с другими учениками. При этом он показывает навыки овладения «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения). Информационная: Вспомнить понятие комплимент
Познавательная: узнают об обычаях и традициях делать комплименты.
Коммуникативная: общение.
Социальная: Говорят правильно, вежливо. У ребят изначально складывается непринужденная обстановка.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Этап 2 «Вхождение в тему».
Поставить ясные, понятные и личностно-значимые для всех учащихся класса ориентиры. 5 минут Метод «Ульи». Заимствованный, адаптированный. Цели и задачи метода:
Развивать умение вырабатывать единую стратегию работы в группах.
Необходимые материалы:
Чистые цветные листы формата Ф4, фломастеры.
Технология проведения:
Класс разбивается на пары. Каждой паре дается одинаковая задача и предлагается по пять вопросов:
1)Какие знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке?
2) Умею ли я решать подобные задачи?
3)Может, существуют другие способы решения подобных задач?
4) Какие недостающие знания и умения я могу получить на сегодняшнем уроке?
5) Буду ли я использовать данные знания при решении задач?
(Идёт обсуждение в группах). Выступление групп. Учитель вместе с классом ставит цели урока.
Варианты проведения:
Можно работать в группах и по одному. Ребята получают задания и работают в парах, решают задачу и отвечают на поставленные вопросы. Регулятивные: дети соотносят тот материал, который уже известен и усвоен с тем, который еще узнают.
Познавательные, включая учебные и логические: пробуют решать задачу уже известным способом и выходят на то, что нужен новый способ. Приобретают навыки анализа и синтеза.
Коммуникативные: на этом этапе формируется опыт коллективной деятельности и взаимодействия друг с другом. Дети слушают друг друга и вступают в диалог. Социальная: формулирование пожеланий целей.
Ребята работают в группах, можно сильных учеников посадить со слабыми, а результат групповой, придаст уверенности в себе слабому ученику.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Этап 3. «Определение ожиданий и опасений».
Точнее сформулировать цели обучения, выяснить, что от него требуется в процессе обучения и какие результаты надо достичь по его завершению.

10 минут Метод «Фруктовый сад». Заимствованный. Цели и задачи метода:
Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. После выяснения ожиданий и опасений учитель и ребята понимают, какие знания необходимо вспомнить или узнать. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Необходимые материалы:
Заготовленные заранее из цветной бумаги и магнитов шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, магнитная доска с нарисованными деревьями.
Технология проведения:
Заранее рисуются на магнитной доске два дерева. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из магнитных листов яблоки и лимоны.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. В конце этапа ученик четко должен знать, что ему нужно для изучения данной темы, для чего мы изучаем эту темы и где он сможет применить полученные знания. Совместно с учителем ученик сопоставляет свои ожидания и опасения с поставленными ранее целями урока.

Ребятам раздаются яблоки и лимоны, предлагается на яблоках написать то, что они ожидаю от урока: настроение, обстановка, новые знания, все ли получится и т.д. На лимонах пишут свои опасения: что может не получиться, скучно, не интересно, не понятна тема, не пригодятся полученные знания в дальнейшем и т.д. Коммуникативные: дети активно взаимодействуют друг с другом, решая данную проблему, вступают в диалог друг с другом, интегрируются в группу сверстников, строят сотрудничество с ними и с педагогом. Социальная: формулирование опасений и ожиданий. Учитель заранее узнает опасения детей, пробелы.
Фаза 2 «Работа над темой» Этап 4 «Закрепление изученного, проверка домашнего задания».

Проверку усвоения материала. 5 минут Метод «Найди ошибку учителя» Заимствованный, адаптированный. Цели и задачи:
Проверить домашнее задание, выявить пробелы в знаниях. Повторить материал, используемый при изучении новой темы.
Необходимые материалы:
Доска, мел, листочки, ручки.
Технология проведения: На доске заранее заготавливаются не менее пяти заданий с ответами. Ученики в течение короткого промежутка времени ,молча, ставят «+», если согласны с ответом или « - », если не согласны, рядом записывают правильный ответ. Затем вслух анализируем задания и способы их решения, предупреждаем возможные ошибки. Критерий выставления отметки доводятся до сведения учащихся. Выполнив задание, дети с удовольствием ставят оценку учителю и себе. Такой устный счёт позволяет охватить работой всех учеников за короткое время, предупредить появление возможных ошибок, ликвидировать пробелы в знаниях.
На доске заранее заготавливаются не менее пяти заданий с ответами. Ученики в течение короткого промежутка времени ,молча, ставят «+», если согласны с ответом или « - », если не согласны, рядом записывают правильный ответ. Личностные: работая на данном этапе, ребята используют ранее полученные знания, оценивают работу учителя, выступают в роли оценщика.
Коммуникативные: ребята участвуют в коллективном обсуждении проблемы, готовы к применению нового метода.

Информационная: способность найти ошибку, анализировать.
Познавательная: работа в нестандартной для ученика ситуации.
Коммуникативная: оценивание работы учителя.
Социальная: ответственность. Вырабатывает самостоятельность, теперь в роли учителя сам ученик, что дает ученику быть ответственней, свободней, уверенней.
Фаза 2 «Работа над темой» Этап 5 «Инпут».
Сообщить новый материал. 10 минут Метод «Интерактивная лекция: Демонстрация слайдов». Заимствованный. Цели и задачи:
Представление нового материала.
Необходимые материалы:
Тетради, ручки, цветные карандаши.
Технология проведения:
Интерактивная лекция представляет собой выступление учителя перед классом в течение определенного времени с применением следующих активных форм обучения:
• Демонстрация слайдов или учебных фильмов
Варианты проведения:
• Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа
• Модерация
• Демонстрация слайдов или учебных фильмов
• Мозговой штурм
• Мотивационная речь и т.д. Ребята с знакомятся с новой темой с помощью слайдов, записывая необходимые понятия и примеры. Личностные: работая на данном этапе, устанавливаем связь между целью и результатом и тем, ради чего она осуществляется; осуществляется действие нравственно-этического оценивания работы друг друга
Коммуникативные: ребята участвуют в коллективном обсуждении проблемы, готовы к применению нового метода.
Знаково-символические: используется моделирование – множества представляются в виде кругов. Информационная: получение новой информации из предложенного материала.
Познавательная: расширение кругозора в рамках новой темы
Коммуникативная: взаимодействие друг с другом, обмен информацией.
«Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование мультимедийной презентации оживит и разнообразит учебный процесс.
Фаза 2 «Работа над темой» Этап 6 «Проработка содержания темы».
Проработать новый материал. 7 минут Метод «Аукцион». Заимствованный, адаптированный. Цели и задачи:
Закрепить знания, полученные на уроке и применить их при выполнении индивидуальных заданий.
Необходимые материалы:
Тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Технология проведения:
Ребята покупают задания различной сложности. Задания делятся: «Еще сомневаюсь», «У меня должно получится», и «Я все умею». Дается 4 минуты на выполнение задания. Потом проверяем у доски, корректируем, подтверждаем покупку своих заданий.
Варианты проведения:
Можно провести работу в группах. Ребята сами выбираю себе задания различной сложности:
«Еще сомневаюсь» - один комплимент, «У меня должно получится» - два комплимента, «Я все умею» - три комплимента. Коммуникативные: во время самостоятельного выполнения заданий, дети вступали у доски, направляя свои усилия на согласование и объединение, с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Познавательная: решение ситуаций.
Коммуникативная: обмен суждениями, корректность высказываний
Социальная: выбор собственной позиции. Ребята, может сами того не понимая, оценивают уровень усвоения материала. Учитель и сами ученики увидят, что усвоено, а где нужны доработки.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Этап 7 «Эмоциональная разрядка».
Снять накопившееся эмоциональное напряжение, усталость, привести в рабочее состояние психологический статус детей и учителя. 2 минуты Метод « Снежки». Заимствованный. Цели и задачи:
Отдохнуть, разрядить обстановку, отвлечься.
Необходимые материалы:
Два листа белой бумаги.
Технология проведения:
Участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию.

Коммуникативные: дети – имитирую всеми любимую игру в снежки, тем самым создают друг другу хорошее настроение. Коммуникативная: совместная деятельность, создание среды психологического комфорта
Разрядить обстановку, выйти за рамки урока.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Этап 8 «Релаксация». Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения . 3 минут Метод «Ресторан». Заимствованный, адаптированный. Цели и задачи:
Выявления результативности занятия. Определить, что получилось хорошо, а что оказалось реализованным не до конца.
Необходимые материалы:
Листы с вопросами.
Технология проведения:
Учащимся предлагаются четыре вопроса:
«Я съел бы ещё этого …….»
«Больше всего мне понравилось……..»
«Я почти переварил…………»
«Пожалуйста, добавьте…………..»

После того, как ребята отвечают на вопросы, листы с ответами вывешиваются на доску и разбираются. По результатам ответов на вопросы 1 и 4 будет понятно, что ребятам не хватило, чего они недопоняли. По результатам ответов на вопрос 2 будет понятно, что ребятам понравилось в уроке и с чем они справились. По результатам на вопрос 3 выяснятся небольшие пробелы в полученных знаниях. Учащимся предлагаются меню, состоящее из четырех вопросов:
«Я съел бы ещё этого …….»
«Больше всего мне понравилось……..»
«Я почти переварил…………»
«Пожалуйста, добавьте…………..»
Регулятивные: дети внесли необходимые дополнения и коррективы, оценили и выделили то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Личностные: установили совместно с педагогом связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Коммуникативные: дети слушают друг друга и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, интегрируются в группу сверстников и строят взаимодействие, выражают свои мысли в соответствии с задачами. Познавательная: обобщение полученных знаний по теме
Коммуникативная: высказывать свое мнение относительно предложенного.
Рефлексия способствует к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению.

Аналитическая информация
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:
а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)
- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
Я считаю, что целесообразно использовать технологии АМО, так как дети не только узнают о мире эмоций, но и в процессе занятия развиваются коммуникативные качества (взаимодействие) сплоченность группы, развивалась двигательные навыки. В дальнейшем я планирую дальше использовать активные методы обучения на своих уроках, во внеклассных мероприятиях, мастер – классах, семинара МО.
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия
Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся
(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества
актуализированы/приобретены/закреплены). Предметные: Развить умение искать, анализировать, сопоставлять, а так же оценивать представленную информацию. Точно и грамотно выражать свои мысли, использовать графические представления для решения задач.

Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Логически мыслить и рассуждать.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).
При разработке занятия я учитывала индивидуальные особенности, а также духовно-нравственного развития личности детей.

Работая с детьми по данному уроку, я руководствуюсь следующими принципами:
1. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.
2. Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как будто ничего не произошло.
3. Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними
4. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции, рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
5. Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО
Так как девушки в классе не отличаются особой отзывчивостью, работоспособны и ответственны в классе только 2 человека, я разработала урок с применение активных методов обучения, чтобы привлечь девчонок к работе на уроке и достичь новых образовательных результатов.
Методическая ценность урока/занятия
Методическая ценность занятие заключается в том, что данное занятие можно использовать, в качестве развития личности детей.

Дополнительная информация
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. К разработанному занятию приложены приложения:
Приложение 1. Банкноты в «Один комплимент». Программа Microsoft Office Word 2007.
Приложение 2. Карточки с задачей ко второму этапу. Программа Microsoft Office Word 2007.
Приложение 3. Шаблоны яблок и лимонов. Программа Microsoft Office Word 2007.
Приложение 4. Карточки с задачами к четвёртому этапу. Программа Microsoft Office Word 2007.
Приложение 5. Презентация «Применение кругов Эйлера при решении задач». Программа Microsoft OfficePowerPoint2007.
Приложение 6. Карточки с заданиями различной сложности. Программа Microsoft Office Word 2007.
Приложение 7. Меню к восьмому этапу. Программа Microsoft Office Word 2007.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). 1.А.Н.Крылов, Леонард Эйлер, Л.: Издательство «Академии Наук», 1933. Электронный ресурс.
2.И.Л.Бродский, О.С.Мешавкина, Вероятность и статистика 10 – 11 класс, М: Издательство «Аркти»,2009.
3.А.Г.Мордкович, Алгебра 9. Часть 1. Учебник, Часть 2, задачник, М: Мнемозина, 2013.
4.Лекции курса «Разработка урока математики по технологии АМО (активные методы обучения)».

Примечания автора/ов
Советую в процессе разработки занятий использовать в своей деятельности разные формы активных методов обучения.
Категория: Математика | Добавил: Tanja15051979
Просмотров: 734 | Загрузок: 160 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Работа прошла техническую  экспертизу, допущена к Конкурсу.
Суважением, Кутузова Е.Ю. технический эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]