Пятница, 09.12.2016, 00:59
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Интегрированные уроки

Интегрированный урок по физике и биологии по теме "Глаз и зрение", 8 класс
[ · Скачать удаленно (860.7 КБ) ] 16.03.2014, 14:50
Авторы учитель физики Королева Татьяна Юрьевна и
учитель химии и биологии Трибунская Елена Жановна,
МАОУ СОШ № 7 г. Балаково Саратовской области
Интегрированный урок по физике и биологии
Тема урока: Глаз и зрение
Цель: познакомить учащихся с механизмом зрительного восприятия, особенностями и значением зрения в жизни человека и животных, способами сохранения зрения.
Задачи:
Образовательные:
• изучить строение глаза, его оптическую систему, познакомить обучающихся с процессом зрительного восприятия, функциями его отдельных частей;
• выяснить роль сетчатки и характер получаемого изображения, расширить представление о глазе как зрительном анализаторе;
• выяснить причины появления зрительных иллюзий;
• исследовать возможности аккомодации глаза;
• исследование стереоскопического зрения и значения зрения двумя глазами;
• исследовать изменение диаметра зрачка;
• выяснить особенности дефектов зрения (дальнозоркость, близорукость, дальтонизм).
Развивающие:
• формировать научное мировоззрение;
• развивать умения проводить эксперимент, наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
• развивать память, внимание, мышление, грамотную речь;
• развивать познавательный интерес к физике, биологии, экологии.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
• воспитывать аккуратность, внимание при выполнении фронтального эксперимента;
• воспитывать чувство товарищества при работе в группе.
Планируемые результаты
личностные: развитие научного мировоззрения учащихся через наблюдение и эксперимент;
метапредметные; развитие логического мышления, умения наблюдать, анализировать, делать выводы, развитие монологической речи учащихся через диалогическое общение, умение работать в малых группах, развитие познавательного интереса;
предметные: усвоение устройства глаза, процесса зрительного восприятия, выяснение роли сетчатки и характера получаемого изображения, свойств глаза, усвоение особенностей недостатков зрения.
Оборудование:
для демонстрационного эксперимента:
• колба с водой, окрашенной люминесцирующей краской,
• собирающая линза,
• проекционный аппарат,
• разборная модель глаза.

для фронтального эксперимента:
• листок с изображением креста и креста в окружности,
• плоское зеркало;
• 2 карандаша.
Ход урока
1. Этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Сегодня у нас необычный урок, можно сказать, биолог в гостях у физика. И тема нашего урока физико-биологическая. Давайте ее сформулируем. Но сначала отгадайте загадки.
1) Маленький, кругленький - до неба достанет. (Глаз)
2) На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
3) Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза)
Учащиеся отгадывают загадки, формулируют тему «Глаз», а учитель дополняет «Глаз и зрение».
Как вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
Учащиеся формулируют вопросы, учитель записывает на доске, в течение урока будут отмечать те вопросы, на которые уже ответили.
Как устроен глаз?
Как мы видим?
Особенности зрения.
Почему некоторые люди плохо видят близко или далеко?
Какова роль очков?
2. Этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель биологии. Устройство глаза. Роль сетчатки.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=pupil&class=50&subject=30 (слайд 2)
Сообщение учащегося 1.
Глаз довольно часто сравнивают с фотоаппаратом, в котором имеется кожух (роговица), объектив (хрусталик), диафрагма ( зрачок) и светочувствительная пленка (сетчатка). Более уместно было бы сравнить глаз человека с аналогом сложнейшего компьютерного кабельного устройства. Глаз имеет неправильную шаровидную форму примерно 2,5 см в диаметре. Два глазных яблока надежно укрыты в глазницах черепа. Орган зрения состоит из вспомогательного аппарата глаза, который включает веки, конъюнктиву, слезные органы, глазодвигательные мышцы и фасции глазницы, и оптического аппарата – роговицы, водянистой влаги передней и задней камер глаза, хрусталика и стекловидного тела. Сетчатка, зрительный нерв и зрительные пути передают информацию в головной мозг, где происходит анализ полученного изображения.

Рис.1. Структура глаза

Глаз прикрыт спереди верхним и нижним веками. Снаружи веки покрыты кожей, а изнутри тонкой оболочкой – конъюнктивой. В толще век располагаются слезные железы. Жидкость, которую они вырабатывают, увлажняет слизистую оболочку глаза, поэтому поверхность глазного яблока всегда влажная. Веки свободно скользят по слизистой, защищая глаз от неблагоприятных факторов окружающей среды. Под кожей век расположены мышцы глаза: круговая мышца и подниматель верхнего века. С помощью этих мышц глазная щель открывается и закрывается. По краям век растут ресницы, выполняющие защитную функцию.
Сообщение учащегося 2.
Глазное яблоко движется с помощью шести мышц. Все они работают согласованно, поэтому движение глаз – их перемещение и поворот в разные стороны – происходит свободно и безболезненно.
В верхней части глазницы расположена слезная железа. В ней образуется слезная жидкость, которая через слезные канальцы и слезный мешок попадает в полость носа.
Глазное яблоко состоит из трех оболочек: наружной, средней, и внутренней.

Рис.2. Структура глаза
Наружная оболочка глаза состоит из склеры и роговицы. Склера (белок глаза) – прочная наружная капсула глазного яблока – выполняет роль кожуха. Ее передняя часть видна через прозрачную конъюнктиву в виде треугольников по бокам глазной щели. Склера составляет 5/6 площади наружной оболочки и осуществляет защитную функцию, обеспечивая постоянство формы, объема и тонуса глаза. Сзади в склере определяется «слабое» место – решетчатая пластинка, через которую проходит зрительный нерв и сосуды сетчатки. При повышении давления в глазу или в полости черепа эта пластинка меняет свое положение (отходит назад или выдвигается вперед в полость глаза). Склера переходит в роговицу не сразу по всей толщине. Сначала переходят ее глубокие слои, затем поверхностные, поэтому в месте перехода образуется желоб, называемый лимбом. Здесь происходит слияние роговицы, склеры и конъюнктивы и наиболее часто развиваются воспалительные, аллергические и опухолевые заболевания глаз.

Рис.3. Структура глаза

Роговица – наиболее выпуклая часть переднего отдела глаза. Это прозрачная, гладкая, блестящая, сферичная, чувствительная оболочка. Она вставлена в прочную склеру, как часовое стекло, в оправу матово-белого цвета. Роговица – это, образно говоря, объектив, окно в мир. Она имеет силу преломления, равную 40 дптр (диоптрий). Позади роговицы находится передняя камера глаза - водная среда с показателем преломления 1,33.
Радужная оболочка, или радужка (передний отдел сосудистого тракта), располагается позади прозрачной роговицы. Она представляет собой тонкую пленку, окрашенную в определенный цвет (серый, голубой, коричневый, зеленый) в зависимости от пигмента (меланина), содержащегося в ткани радужки и определяющего цвет глаз. У людей, живущих на Севере и Юге, как правило, разный цвет глаз. У северян в основном глаза голубые, у южан – карие. Это объясняется тем, что в процессе эволюции у людей, проживающих в Южном полушарии, образуется больше темного пигмента в радужке, так как он защищает глаза от неблагоприятного действия ультрафиолетовой части спектра солнечного света.

Рис. 4. Цвета радужной оболочки
В центре радужки имеется круглое отверстие – зрачок. Через него и оптическую систему глаза (роговицу, переднюю и заднюю камеры, хрусталик и стекловидное тело) проходят лучи, достигающие сетчатки, зрачок выполняет роль диафрагмы.
Сетчатка состоит из 10 слоев, где есть клетки-фоторецепторы (они чувствительны к свету) и нервные клетки. Фоторецепторы в сетчатке делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция. Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении (сумеречное и черно-белое зрение), также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное и цветное зрение). На сетчатке, вблизи ее середины, есть особенно чувствительное к свету место – желтое пятно диаметром 3 мм, в котором есть центральная ямка диаметром 0,4 мм. В ней находятся одни лишь колбочки.
Чтобы быстрее запомнить:
• НОЧЬЮ удобнее ходить с ПАЛОЧКОЙ.
• ДНЕМ лаборанты работают с КОЛБОЧКАМИ.
Учитель физики. Демонстрационный эксперимент 1. Получение изображения на сетчатке.
Свет от проекционного аппарата направляется на круглую колбу с водой, подкрашенной люминесцирующей краской. Перед колбой помещается собирающая линза, выполняющая роль хрусталика. Пучок света собирается хрусталиком и фокусируется на противоположной стенке колбы, выполняющей роль сетчатки глаза
Свет, падающий в глаза, преломляется в хрусталике и стекловидном теле (т. е. оптической системе глаза). Изображение предмета, получаемого на сетчатке глаза, является действительным, уменьшенным и перевернутым. Перевернутым?!
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=pupil&class=50&subject=30 (слайд 3)

Рис. 5. Построение изображения на сетчатке
Впервые это доказал И. Кеплер, построив ход лучей в оптической системе глаза. Чтобы проверить этот вывод, французский ученый Рене Декарт взял глаз быка и соскоблил с его задней стенки непрозрачный слой. Затем он проделал отверстие в оконном ставне и поместил газ туда. На полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевернутое изображение предметов, находящихся за окном.
Почему же мы видим предметы такими, как они есть, неперевернутыми? Дело в том, что процесс зрения постоянно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаза, но и через другие органы чувств.
Глаз – сложный оптический прибор, в этом мы убедимся на сегодняшнем уроке. Не случайно английский поэт Уильям Блэйк сказал:
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
Но человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения – наблюдаемый предмет кажется не таким, каков он есть на самом деле.

Рис.6. Что изображено на рисунке: концентрические окружности или спираль?

Рис. 7. Кого вы видите, грустного старика или ковбоя?

Рис. 8. Эти буквы кажутся косо расположенными. На самом деле это не так.

Рис. 9. Длинные и косые линии на этом рисунке в действительности параллельны.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=pupil&class=50&subject=30 (слайд 6)

3. Этап. Выявление места и причины затруднения.
Мы нашли ответы на первые вопросы, теперь настала очередь выяснить особенности зрения.
Как человек видит в потемках и при ярком свете?
Как человек видит близко и далеко?
В чем ценность зрения двумя глазами?
Как мы различаем цвета?
Дефекты зрения (близорукость, дальнозоркость, дальтонизм).
4. Этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Реализация построенного проекта

Фронтальный эксперимент 1. Обнаружение слепого пятна.
Перед вами листочки с изображением крестика и крестика в окружности, расположенными на расстоянии 6-8 см.

Рис. 10. Обнаружение слепого пятна
Закройте правый глаз ладонью и смотрите пристально левым глазом на крестик в окружности. Приближайте к себе рисунок, удаляйте, найдите такое положение, при котором крестик без окружности перестает быть видимым. (Крестик попал в слепое пятно левого глаза).
Закройте левый глаз ладонью и смотрите на крестик без окружности правым глазом. Найдите такое положение, при котором крестик в окружности перестает быть видимым. (Крестик в окружности попал в слепое пятно правого глаза). А теперь обсудите наблюдаемое в парах и предложите объяснение тому, что вы видели. Если учащиеся не приходят к правильному ответу и даже не приближаются к нему, ответ дает биолог.
Учитель биологии. В каждом глазу здорового человека есть на сетчатке область, не чувствительная к свету, это так называемое, слепое пятно. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую ее сторону и потому в этом месте отсутствуют световые рецепторы. Это нерациональное строение глаза хордовых является одним из доказательств эволюции. У головоногих, например, осьминогов, нервные волокна собираются в зрительный нерв по другую сторону от слоя светочувствительных клеток, и слепых пятен в глазу нет.
Слепые пятна в двух глазах находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз они незаметны; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение; поэтому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приемы. Слепое пятно в каждом глазу сдвинуто от главной оптической оси глаза в сторону переносицы и не мешает нормальному зрению. Со стороны носа, а следовательно, вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, покидающие глаз в составе зрительного нерва. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету и является слепым пятном.

Рис. 11. Строение глаза
Фронтальный эксперимент 2. Изменение диаметра зрачка.
Уткнитесь лицом в учебник, не закрывая глаз. Посмотритесь в зеркало и заметьте размер зрачка. Затем переведите взгляд на хорошо освещенное окно и опять заметьте размер зрачка. Повторите опыт несколько раз. Обсудите результаты в парах, дайте объяснение увиденного.
Учитель физики. (Уточняет ответы учащихся). Зрачок выполняет роль диафрагмы, автоматически изменяющей свой диаметр в зависимости от освещенности глаза.
Учитель биологии. Но есть предел уменьшения диаметра зрачка. Поэтому очень опасно для глаза смотреть, например, на Солнце, свет газоэлектросварки и другие очень яркие источники света.

Фронтальный эксперимент 3. Аккомодация глаза
Мы не можем отчетливо видеть близкие и удаленные предметы одновременно. Если мы рассматриваем рисунок тюля на окне, мы не видим предметы за окном. Если через тюль мы смотрим в окно, мы не видим рисунка тюля. Исследуем это свойство глаза. В вашем распоряжении карандаш.
1.Расположите карандаш перед глазами. Рассматривайте удаленный предмет.
2.Переведите взгляд на карандаш, потом опять на удаленный предмет. Опишите свои зрительные ощущения.
3. Определить положение ближней точки аккомодации. Для этого медленно приближайте к глазу текст книги до тех пор, пока буквы перестанут быть ясно видимыми. Измерьте расстояние от глаза до книги.
4. Определить расстояние наилучшего зрения - расстояние, на котором при чтении глаз испытывает наименьшее напряжение.
Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далеком расстоянии, называется аккомодацией глаза. Как можно объяснить это свойство глаза? (Обучающиеся высказывают свои предположения).
Учитель физики уточняет. При рассматривании близкого предмета передняя поверхность хрусталика, обращенная к роговице, делается более выпуклой (рис. а), при разглядывании удаленных предметов эта поверхность становится менее выпуклой (рис б).)

Рис. 12. Изменение кривизны хрусталика
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=pupil&class=50&subject=30 (слайд 4)
Дополнение учителя биологии. Аккомодация у рыб осуществляется по-другому. Шарообразный хрусталик рыбы не изменяет своей кривизны, а перемещается под действием мышц вперед или вглубь глазного яблока, подобно объективу фотоаппарата.

Рис. 13. Шарообразный хрусталик рыбы.
У человека предел аккомодации наступает, когда предмет находится на расстоянии 12 см от глаза. В повседневной жизни нам приходится много читать и писать, рассматривать различные мелкие предметы, детали. При этом мы располагаем предмет или книгу на таком расстоянии от глаз, чтобы можно было видеть отчетливо детали, не испытывая при этом напряжения глаз. Это расстояние называется расстоянием наилучшего зрения. Для нормального глаза оно равно 25 см.
Учитель физики. Давайте сформулируем вывод из проделанного эксперимента
1.Каким образом глаз умеет видеть четко предметы, расположенные на различных расстояниях?
2. От чего зависят пределы аккомодации? Расстояние наилучшего зрения?
Учитель биологии. Несколько слов о гигиене зрения. Глаза – наши верные помощники в восприятии окружающего мира. Это очень сложный прибор, беречь который нужно смолоду. Послушайте сообщения учащихся с советами по гигиене зрения. Сообщение (краткое содержание, выводы)
 Советы по гигиене зрения:
1) Не злоупотребляйте просмотром телепрограмм.
2) Во время работы на компьютере чередуйте время труда и отдыха, делайте специальную гимнастику для глаз в перерывах между работой.
3) Берегите глаза от излишне яркого света.
4) Старайтесь не читать, если в помещении темно.
5) Избегайте чтения или просмотра телевизора в положении лежа.
6) Правильно составляйте свой рацион питания. Включите в него овощи (капусту, шпинат, брокколи, кукурузу, морковь), фрукты и ягоды (чернику, черную смородину).
7) Гигиена зрения подразумевает под собой правильно организованное рабочее место (мебель, освещение).
8) При усталости глаз делайте компрессы или примочки из отвара целебных трав.
 При работе за компьютером:
1. Делайте перерывы, вставайте, ходите.
2. Оборудуйте рабочее место динамическим сиденьем.
3. Сидите правильно. Следите за осанкой.
4. Установите правильно и правильный монитор.
5. Время от времени переводите взгляд от монитора в самую дальнюю часть комнаты.
6. Чаще моргайте!
7. Не забывайте про периферическое зрение.

Учитель биологии. Очень полезна гимнастика для глаз. Давайте научимся простым упражнениям для глаз.
По материалам офтальмолога В.Ф. Базарного был составлен специальный комплекс из пяти простейших упражнений. Их необходимо выполнять через каждые 20–25 минут зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора-двух минут. Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя.
Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа налево, затем слева направо (рис. 14).

Рис. 14.

Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз и вниз-вверх (рис. 15).

Рис. 15.

Упражнение 3. То же 15, но круговых вращательных движений глазами слева направо (рис. 16).

Рис. 16.
Упражнение 4. То же самое, но справа налево (рис. 17).

Рис.17.

Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8 (рис. 11).

Рис.18.
Фронтальный эксперимент 4. Бинокулярное (стереоскопическое) зрение. (Зрение двумя глазами). На столах у вас два карандаша. нитку
Затем смотрят обоими глазами на каждый карандаш поочередно (рис а,б). Ход исследования:
1. Расположить два карандаша вертикально против переносицы на расстоянии 25 см друг от друга.
2. Смотреть то одним глазом на карандаши, то другим. Как видны карандаши при наблюдении разными глазами? Почему? Как позволяет видеть предмет зрение двумя глазами? (При наблюдении правым глазом О1 справа виден карандаш В, а слева – карандаш А. При наблюдении левым глазом О2 карандаши меняются местами.)
3. При этом зрение одним глазом не позволяет нам точно различать, какой предмет ближе к нам, а какой – дальше от нас. Поэтому предметы кажутся расположенными в плоскости. Чтобы убедиться в этом, закройте один глаз и, не поворачивая головы, попробуйте попасть острием одного карандаша в острие другого. Также не удастся продеть нитку в ушко иголки, если смотреть одним глазом.
4.Увеличьте расстояние между карандашами, проследите за боковым смещением карандашей. Как зависит боковое смещение от расстояния между карандашами?
5.Увеличьте максимально расстояние от глаза до карандашей. Что можно сказать о способности глаза судить о расстоянии между предметами, если они расположены очень далеко?
6.Посмотрите обоими глазами на каждый карандаш поочередно. Что вы можете сказать об изображении карандаша, на котором не сведены оптические оси обоих глаз? (При рассматривании карандаша А дальний карандаш В виден в виде двух В1 и В2, расположенных симметрично относительно карандаша А. При переводе взгляда на карандаш В ближний карандаш А раздваивается на А1 и А2.)

а
Рис. 19. Бинокулярное зрение
7.Сделать вывод о необходимости бинокулярного зрения.

(Мы отчетливо видим несдвоенными только те предметы, на которые сведены оптические оси обоих глаз (сплошные линии на рисунках). Предметы более близкие или более далекие двоятся, но мы этого обычно не замечаем. Бинокулярное зрение позволяет видеть стереоскопическое изображение окружающих нас предметов, дает возможность оценить расстояние до них).
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=pupil&class=50&subject=30 (слайд 5)
Демонстрационный эксперимент 2. Дефекты зрения
Установка для демонстрации как в демонстрационном эксперименте 1, но линзу заменяют другой с меньшим фокусным расстоянием. Пучок света собирается ближе противоположной стенки колбы.
Глаз, в котором изображение предметов фокусируется хрусталиком перед сетчаткой, называется близоруким, а дефект зрения – близорукостью. У близоруких людей отсутствует аккомодация, поэтому они видят удаленные предметы неотчетливо.

Рис. 20. Дефект зрения близорукость
Если хрусталик фокусирует изображения предметов дальше сетчатки, такой дефект зрения называется дальнозоркостью. Этот недостаток зрения развивается постепенно с возрастом, примерно после 40 лет.
Однако следует иметь в виду, что название «дальнозоркость» не означает способности видеть далеко и зорко. Дальнозоркие люди хотя и видят далекие предметы, но видят их нечетко, часто не различают подробностей.
Причина дальнозоркости – ослабление мышц, окружающих хрусталик, вследствие чего утрачивается аккомодация хрусталика, он становится более плоским и негибким.

Рис. 21. Дефект зрения дальнозоркость
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=pupil&class=50&subject=30 (слайд 7)
Как исправить дефекты зрения? Выслушать мнения учащихся.
Учитель физики. Для искусственного исправления близорукости применяют очки с рассеивающими линзами. Они отодвигают отчетливое изображение предмета на сетчатку.

Рис.22. Исправление близорукости при помощи рассеивающей линзы
Дальнозоркость устраняют искусственно при помощи очков с собирающими линзами, которые позволяют получить на сетчатке

Рис. 23. Исправление дальнозоркости при помощи собирающей линзы
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=pupil&class=50&subject=30 (слайд 8)
 Сообщение учащегося «Из истории очков».
Учитель биологии. Еще один недостаток зрения – дальтонизм. Дальтонизмом называют нарушение цветового восприятия глаза. На сетчатке глаза, в желтом пятне расположены клетки, ответственные за восприятие и передачу цвета, колбочки. Существует три вида колбочек, каждый из которых содержит один из трех видов пигмента – синий, красный и желтый. Это основные цвета, которые воспринимает глаз, а все остальное многообразие цветов и оттенков образуется путем смешения синего, красного и желтого. Недостаток или отсутствие одного из пигментов вызывает нарушение цветовосприятия. В большинстве случаев нарушения связаны с недостатком красного пигмента, гораздо реже - синего.
Дальтонизм не является самостоятельным заболеванием, это либо врожденная аномалия, либо симптом других заболеваний глаз, или некоторых общих заболеваний.
История открытия дальтонизма и интересные факты, связанные с ним. Впервые это состояние описал английский химик Джон Дальтон в 1794 г. Поскольку проявляется наследственный дальтонизм у детей с рождения, они часто не подозревают о том, что их восприятие цветов отличается от цветовосприятия других людей. Не подозревал об этом и Джон Дальтон, пока однажды не заказал себе для званого ужина нарядный серый камзол. Когда он пришел в нем на торжество, внезапно выяснилось, что другие люди видят его камзол не серым, а ярко-бордовым. Джон Дальтон, так же как и его братья, страдал нарушением восприятия красного цвета, что впоследствии подробно описал, дав название новому офтальмологическому синдрому. На самом деле слово «страдал» в данном случае не стоит воспринимать буквально, так как люди с врожденным дальтонизмом обычно не испытывают никаких неудобств, связанных со своей особенностью, так как с рождения видят мир по-иному, и не имеют возможности сравнить свое виденье с чьим-то другим.

Рис. 24. Дальтоник видит эту картинку как серый круг.
Дальтонизм не мешает человеку воспринимать мир в его красоте и многообразии, и не делает его неспособным к творчеству. Наиболее известный пример – полотна Михаила Врубеля. На основании серой гаммы его произведений, исследователи творчества Врубеля предполагали, что художник был пессимистом, склонным к депрессии. Однако впоследствии выяснилось, что художник просто не воспринимал некоторые цвета, будучи дальтоником. Тем не менее, этот факт не мешал ему быть гениальным живописцем, оставившим яркий след в истории культуры.

Михаил Врубель. Царевна-лебедь.
Причины возникновения дальтонизма. Дальтонизм может быть врожденным и приобретенным. Наиболее часты случаи врожденного дальтонизма, передающегося как генетическая аномалия, связанная с женской половой хромосомой, и наследуемой от матери к сыну. В этом случае проявляется дальтонизм у детей сразу, с первых лет жизни, хотя и не всегда состояние сразу обнаруживается окружающими.
Приобретенный дальтонизм возникает вследствие поражения сетчатки в области желтого пятна и заболеваний зрительного нерва, при которых искажается цветопередача даже при условии ее нормального восприятия колбочками. Также дальтонизм может быть признаком катаракты или заболеваний центральной нервной системы, в том числе поражений головного мозга.
5. Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Обучающиеся выполняют тест, после сдачи листочков на проверку на доске – ответы. Далее проводится анализ допущенных ошибок.
Тест по теме «Глаз и зрение»
Вариант 1
1. На схеме глаза радужная оболочка расположена под номером

1.1 2. 2 3.3
2. Часть глаза, в которой происходит преломление поступающих в глаз лучей
1. сетчатка; 2. роговица 3. хрусталик.
3. Часть глаза, на которой получается изображение предмета
1. хрусталик; 2. сетчатка; 3. склера.
4. Желтое пятно – это
1. особенно чувствительное к свету место на сетчатке;
2. хрусталик;
3. место на сетчатке, в котором нет светочувствительных клеток.
5. Свойство хрусталика изменять свою кривизну и давать отчетливое изображение предметов на сетчатке при рассматривании их с различных расстояний называется
1. адаптацией; 2. аккомодацией; 3. акселерацией.
6. Расстояние наилучшего зрения для нормального глаза равно
1. 12 см; 2. 15 см; 3. 25 см.
7. Дефект зрения, при котором изображение получается перед сетчаткой-это …
1. дальнозоркость; 2. близорукость; 3. дальтонизм.

Тест по теме «Глаз и зрение»
Вариант 2
1. На схеме глаза хрусталик расположен под номером

1. 3 2. 4 3. 5
2. Часть глаза, напоминающая диафрагму фотоаппарата
1. зрачок; 2. хрусталик; 3. склера.
3. Изображение на сетчатке глаза получается
1. увеличенным прямым;
2. уменьшенным прямым;
3. уменьшенным перевернутым.
4. Слепое пятно – это …
1. хрусталик;
2. место на сетчатке, в котором нет светочувствительных клеток;
3. особенно чувствительное к свету место на сетчатке.
5. Бинокулярное зрения – это …
1. зрение двумя глазами;
2. рассматривание предметов в бинокль;
3. зрение каждым глазом отдельно.
6. Предел аккомодации нормального глаза равен
1. 12 см; 2. 22 см; 3. 32 см.
7. Дефект зрения, при котором изображение предмета получается вне глазного яблока, за сетчаткой – это …
1. дальнозоркость; 2. дальтонизм; 3. близорукость.

6. Рефлексия.
Учитель физики. Ребята, мы сегодня познакомились с особенностями устройства и работы уникального прибора, созданного природой.
 Скажите, о каких возможностях и способностях нашего глаза вы узнали сегодня?
 Каждая часть глаза выполняет свою работу. Вы заметили, что в течение урока мы постоянно сравнивали глаз с фотоаппаратом.
С какой частью фотоаппарата можно сравнить зрачок? (диафрагма) Хрусталик? (линза объектива) Сетчатку? (приемное устройство в цифровом фотоаппарате или пленка в пленочном).
 Как вы думаете, каких функций не хватает глазу человека? Какие еще функции глаза вы бы хотели иметь?
7. Домашнее задание: § 6,7 в разделе «Материал для чтения»,
Экспериментальное задание: (провести эксперимент и оформить отчет). Измерьте расстояние наилучшего зрения и предел аккомодации ваших глаз.

Литература
1. Восстановление зрения / http://stamina.ru/eyes.htm
2. Глаз и зрение / http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/glaz-i-zrenie.html
3. Глаз и зрение: инструкция по применению/http://www.health-ua.org/hot/91.html
4. Зрение человека / http://ru.wikipedia.org/wiki
5. О глазах и зрении / http://glazakyshtym.jimdo.com/
6. Перышкин А. в., Чемакин В. И. Факультативный курс физики 7 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.
7. Профилактика зоркости http://www.tinlib.ru/medicina/zrenie_na_100_fitnes_i_dieta_dlja_glaz/p3.php
8. 30 фактов про глаза и зрение / http://facte.ru/man/4558.html
9. Фронтальные лабораторные занятия по физикев 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя/В. А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин и др. – М.: Просвещение, Учеб. лит., 1996.
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/
11. http://school-collection.edu.ru/
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: pashikha
Просмотров: 792 | Загрузок: 143 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 6
6  
Работа техэкспертом отклонена: отсутствует технологическая карта урока, не соответствует технологии АМО.

3  
http://rghost.ru/53098329  - К сожалению, Google не может открыть страницу!!!!
Попробуйте пройти по Вашей ссылке с другого компьютера!
Обратите внимание, что размещение архивного файла с Приложением 3 должно быть на  Яндекс.Диске, либо Google.диске, либо на Облако@mail.ru с указанием корректной ссылки на него (см. Положение).

4  
Еще раз здравствуйте Ирина555! эта ссылка открывается на 4 компьютерах школы и дома. Даем вам другую ссылку, по которой доступна наша работа: http://yadi.sk/d/87ZkQOUkKm4fh (скопируйте ее в адресную строку вашего браузера, если опять не получится, попробуйте открыть эту ссылку в другом браузере(ах) (Например: Opera, Mozilla Firefox, Internet Exploer)). С уважением Королёва Т.Ю.

5  
Ссылка заменена.

1  
Уважаемая Татьяна Юрьевна! Ваша работа недоступна, проверьте правильность ссылки.
С уважением,
тех.эксперт И.В.Горкун

2  
http://rghost.ru/53098329
УважаемаяИрина555! По этой ссылке работа доступна. Мы всего лишь нажали на ссылку скачать удаленно на этой странице под названием темы, затем не зеленый квадрат, а черный. С уважением Королева Т. Ю. и Трибунская Е. Ж.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]