Вторник, 06.12.2016, 11:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Физика

Урок в 7 классе "Смачивание и капиллярность"
[ Скачать с сервера (1.62Mb) ] 10.02.2013, 01:49
Тип урока
Урок изучения нового материала
Цели урока
1. Познакомить детей с интересными фактами, которые изучает физика.
Формировать общеучебные навыки при выполнении опытов
2. Развивать научные представления о явлениях окружающего мира и умению их объяснить
3. Повышать интерес к предмету, включить детей в активный познавательный процесс.

Задачи урока
образовательные:
дать представление учащимся о явлении смачивания, несмачивания и капиллярности
развивающие:
включить в работу мышление и речь учеников при выполнении опытов; дать поработать с терминами, таблицами, составить самостоятельное объяснение по аналогии; решать практические задачи;
воспитательные:
вызвать интерес к физике, прививать любовь к природе, к
окружающему миру, защищать его.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока Знать: определение явлений смачивания, несмачивания и капиллярности; примеры этих явлений в природе;
Уметь: находить новые примеры таких явлений в природе по аналогии; выполнять практические задания; анализировать и систематизировать различные виды информации.
Навыки: поисковой деятельности при работе с приборами и материалами, самостоятельной индивидуальной работы
Качества: лидерские; коммуникативные; аккуратность; творчество; последовательность; настойчивость
Необходимое оборудование и материалы АРМ учителя (ПК Windows XP, Office 2003-2007; мультимедийный проектор с экраном)
– презентация к уроку TD Utibkalieva ZhM Konkurs AMO3 Prezentation.ppt
– демонстрационные материалы для урока: стеклянные стаканчики, скрепки, коробочки, таблицы, трубочки, вода, масло, сахар, вата, пипетки.
-Таблица с терминами TD Utibkalieva ZhM KonkursAMO3 Prilozhenie1
– карточки с заданиями для обучающихся TD Utibkalieva ZhM KonkursAMO3 Prilozhenie 2

Подробный конспект урока
Форма: путешествие по «станциям» с решением практических опытов.
Тип урока: изучение нового материала, формирование знаний, умений путем воспроизведения информации и применения ее.
Вид урока: урок - путешествие с использованием ИКТ, пропедевтическое с остановками на «станциях».
Методы и приемы: рассказ учителя – экскурсовода с применением ИКТ (Презентация в Power Point), сравнение опытов, решение задач на опытах, ответы на проблемные вопросы.
Уровень образовательной подготовки: 7 класс средней общеобразовательной школы, 2 часа в неделю
Объем урока – 45 минут

Ожидаемый результат: обучающиеся усвоят понятие смачивания и несмачивания, капиллярности, и научатся распознавать эти явления в окружающем мире; разовьют коммуникативные, творческие и поисковые навыки посредством индивидуальных опытов, повысят свой познавательный интерес к физике.
Межпредметные связи: информатика, биология, литература, искусство, языкознание.
Структура урока:
1. Организационный момент, приветствие
2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности (через создание проблемной ситуации и опыта выявление личного опыта учащихся по теме урока)
3. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент, литературно-эстетический экскурс
4. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление на практических опытах
5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание

Ход урока
Этапы урока. Деятельность учителя

I. Организационный момент
Приветствие. Знакомство.
II. Постановка цели и задачи урока (2 мин.)
Ребята! Мы сегодня отправимся в интересное путешествие в мир неизвестных явлений. Я буду вашим экскурсоводом, и мы сделаем несколько остановок, где будем проводить опыты, с помощью которых и объясним неизвестные явления в природе.
Слайд 1
TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3_Prezentation.ppt

III. Мотивация деятельности (1мин.)
Я начну со слов А.С. Пушкина, великого поэта
Слайд 2
Этими словами поэт отобразил проблему познания человеком природы.
IV.Изучение нового материала (2 мин.)
Слайд 3

Вопрос 1. Как вы поняли слово «парадокс»?
Таблица.
Это греческое слово – означает своеобразное, неожиданное явление, утверждение, резко отличающееся от общепринятого.
На правах экскурсовода я взяла с собой книгу популярного писателя Якова Исидоровича Перельмана «Занимательная физика». В ней есть рассказ «Бездонный бокал».
(читаю начало стр.85) (2 мин.)

Слайд 4
Вопрос 2. Возможно ли это? (5 мин.)

Давайте проверим это, а для этого выйдем на станции

Экспериментальная»
(Продолжаю кидать в бокал монетки)
Вывод: наши наблюдения полностью совпали с научными. Мы увидели интересный факт. И вы молодцы! Только внимательные люди увидели выпуклость.

Вопрос 3. Столкнулись ли мы в данном опыте и наблюдении с парадоксом?
Да, у нас уровень воды должен был подняться, но этого не произошло, и у Перельмана вода тоже не выливалась из рюмки.
Слайд 5

Объясним этот факт. Станция «Теоретическая
Вопрос 4. С чем можно сравнить свободную поверхность воды? (6 мин.)
Да, на поверхности существует поверхностное натяжение. Мы знаем, что тела состоят из вещества, а вещества состоят из молекул, которые взаимодействуют между собой. Притягиваются либо отталкиваются
Слайд 6
В случае, когда молекулы жидкости сильнее притягиваются друг к другу, чем к молекулам твердого тела, стягиваются и образуют выпуклость (бугор) – это явление стягивания жидкости по поверхности твердого тела (стакана) называют несмачиванием этого тела.
(ртуть на стекле)
А сейчас объясните явление смачивания (самостоятельно)
Вывод: в случае, когда молекулы жидкости притягиваются к молекулам твердого тела сильнее, чем друг к другу, жидкость растекается по твердому телу и образует вогнутую (яма) тонкую пленку.
Слайд 7
А сейчас убедимся еще раз уже сами.
Задание №1,2 (3 мин.)
1. На стекло капнуть из пипетки каплю воды и каплю масла. Будет ли разница в форме капель?
С какими явлениями это связано?
2. Капнуть каплю воды на полоску пакета от молока (полиэтиленовая полоска)
Сравнить с каплей воды на стекле.
Слайд 8
Вывод: В 1 опыте вода растекается – смачивание
масло не растекается – несмачивание.

Во 2 опыте вода на полиэтилене – не смачивается, собирается в капельку.
Слайд 9
Представьте себе, что мы находимся на природе и видим картины (на растении – роса, водомерка). (1мин)
Задание Опишите устно, что изображено на рисунках.

Вопрос 5. Какое из только что рассмотренных явлений имеет место в этих случаях?
Слайд 10
Вопрос 6. А где на практике используют и учитывают эти явления? (1мин)
ФИЗМИНУТКА - имитация взаимодействия молекул и этих явлений

Слайд 11-12

Вопрос 7. Ребята! А как вы объясните выражение как с гуся вода? (4 мин.)
Вопрос 8. А что опасно для водоплавающих птиц в реках, океанах, морях?(3мин)
Да, загрязнение воды нефтью и нефтепродуктами приводит к гибели птиц.
Слайд 13
А сейчас мы остановимся на станции «Практическая»
(2 мин.).
Смачиванием обусловлено объясняется и такое явление, как капиллярность. Под действием молекулярных сил смачивающая жидкость поднимается вверх по тонким трубкам – капиллярам. От латинского слова «капиллус» («волос»). Отсюда и название тонких трубок – капилляры.
В природе капилляры встречаются довольно часто. Многие тела вокруг нас имеют пористое строение, пронизаны множеством незаметных капилляр: дерево (питается водой), бумага (пишем на ней), кожа (впитывает вещества и вода поступает в кожу), почва (полив и рыхление почвы), ткань, вата, различные строительные материалы (глина, песок). Жидкость (вода) начинает перемещаться по всем направлениям, втягиваясь в их капилляры.
Слайд 14
Задания 3-5 (на карточке) (3мин)
3. Взять два сухих листа бумаги, соединить их вместе.
4. Один лист намочить водой или клеем и соединить с сухим.
5. Окуните сахар в воду, а затем сделайте это с ватой. Объясните это.

Вопрос 9. У вас на столе ткань болонья. Ощупайте на ощупь и скажите свое мнение о ее поверхности. Для чего она сделана такой? Что из этой ткани изготавливают? (1 мин.)
Зонты, плащи от дождя

Слайд 15
А сейчас мы выйдем на станции «Лирическая» (2мин)

Вопрос 10. Послушаем, какие чувства вызвало созерцание природы у известного писателя Владимира Солоухина:
«… Раннее утро… Стоит густой туман, воздух влажный. И вдруг показалось солнце. Его первые лучи пронзили облако тумана, и стало сразу ясно. Трава, деревья, куст покрылись капельками сверкающих бриллиантов – это роса».
(босиком по росе на рыбалке).
Вопрос 11. Что вы скажете об этом описании? (1 мин.)
Да, оно красиво!
Слайд 16-17-18
Любите природу, восхищайтесь ею, отдыхайте у нее в гостях, но и берегите, защищайте ее – ведь обидчиков у нее много!
Основу метода научного познания заложил великий итальянский ученый Галилео Галилей. Именно этим путем идут ученые, совершая свои открытия. И мы на этом уроке изучали новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания.
V. Рефлексия (1мин)
 Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
 Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
 Где пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?
 Достигли ли мы цели урока?
V1. Итог урока. Домашнее задание.
§10 , ответить на вопросы.
Составить по желанию синквейн со словами: смачивание, несмачивание, капилляр, притяжение, отталкивание
На столах лежат фигурки человечков. Я попрошу вас нарисовать на них ваши чувства: понравилось вам или не понравилось это путешествие в мир явлений природы! Покажите всем!
Молодцы! Я говорю вам спасибо за это путешествие, за то, что вы были вместе со мной его участниками, были любознательны, активны, приветливы. Оставайтесь всегда такими!
Слайд 19
Спасибо за урок! Деятельность ученика
______________

У детей все на столе приготовлено к уроку.

Вывешиваю на доске таблицу TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3_Prilozhenie1
Дети высказываются

Дети делают свои предположения.
Дети наблюдают, делают подсчеты, гадают, сколько уместится, сравнивают с книгой, делают вывод.
Утверждают.

Мнение детей выслушиваются

Дети отвечают

Дети делают по рисунку вывод.

Карточки с заданиями
TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3 Prilozhenie2
Напоминаю
ТБ
Дети проводят опыты

Делают выводы

Дети называют несмачивание и смачивание
Моемся-вытираемся полотенцем.
Стирка, крашение, покрытие лаком, покраска, оклейка обоями , при сплаве леса
Водоплавающие птицы смазывают свои перья жиром.
Дети активно приводят примеры

Карточки с заданиями
TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3 Prilozhenie2
Не слипаются
Склеиваются
Явление капиллярности
Дети ощупывают и говорят о том, одна сторона пропитана пленкой, которая не пропускает воду.

Отвечают: красоту явления
Отвечают что красиво, прекрасно, хорошо.

Дарю им на память эти фигурки

В помощь учителю
Используемая литература:
1. Диск «Открытая физика» - Строение вещества.
2. Журнал «Физика в школе» 1998-2006г.г.
3. Пакет Microsoft Office Power Point
4. Структура урока. Структурный анализ урока. Саратов 2002г.
5. Учебник «Физика -7класс», А.В.Перышкин, М., «Дрофа» 2011г.
6. Уроки физики с применением ИКТ, книга и диск «мультимедийное приложение к уроку изд М. «Глобус», 2009 г.
7. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
8. Я.И. Перельман «Занимательная физика» книга 1, издательство «Наука» М. 1996г.
9. http://festival.1september.ru

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием ИКТ - технологий
Урок – путешествие в мир неизвестных явлений «Смачивание и капиллярность», 7 класс.
Пробудить интерес ребенка к жизни, к работе, к знаниям, научить использовать ум, проявлять волю и характер, утонченно чувствовать прекрасное, быть стойким – это главное, что может и должен сделать учитель физики. Каждая приобретенная крупинка знания подтолкнет его к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных высот. При программе в 7 классе – 2 часа в неделю приходится искать «изюминки», чтобы достичь этих целей. При прохождении темы «Взаимодействие молекул» некоторые явления, происходящие в природе, можно объяснить притяжением молекул друг к другу, как смачивание твердого тела жидкостью и капиллярность. Урок вышел за рамки стандарта, раскрыта тема шире, богаче, интересней, с применением ИКТ. Учащимся принесли радость и удовольствие проведение опытов и их объяснение на методах научного познания.
Применение ИКТ - технологий – один из самых перспективных путей:
• возрастает темп урока – уже не надо торопливо стучать мелом по доске, на слайде всё точно, аккуратно, вовремя;
• способствует повышению учебной мотивации обучающихся, раскрытию их творческого потенциала;
• всегда можно мобильно отреагировать на изменившуюся ситуацию при объяснении и вернуться к любой теме в презентации;
• существенно повышается уровень наглядности за счёт создания ярких
иллюстраций на экране;
• Работы с презентацией на уроке ярче, интересней и наглядней!
Категория: Физика | Добавил: utibkalievashanglen1
Просмотров: 4960 | Загрузок: 691 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Жанглен Миралеевна, здравствуйте. Урок понравился. Я согласна с вами, что использование АМО и применение ИКТ-технологий должно приветствоваться.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]