Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Физика |
Урок в 7 классе "Смачивание и капиллярность"
[ Скачать с сервера (1.62 Mb) ] | 10.02.2013, 01:49 |
Тип урока Урок изучения нового материала Цели урока 1. Познакомить детей с интересными фактами, которые изучает физика. Формировать общеучебные навыки при выполнении опытов 2. Развивать научные представления о явлениях окружающего мира и умению их объяснить 3. Повышать интерес к предмету, включить детей в активный познавательный процесс. Задачи урока образовательные: дать представление учащимся о явлении смачивания, несмачивания и капиллярности развивающие: включить в работу мышление и речь учеников при выполнении опытов; дать поработать с терминами, таблицами, составить самостоятельное объяснение по аналогии; решать практические задачи; воспитательные: вызвать интерес к физике, прививать любовь к природе, к окружающему миру, защищать его. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока Знать: определение явлений смачивания, несмачивания и капиллярности; примеры этих явлений в природе; Уметь: находить новые примеры таких явлений в природе по аналогии; выполнять практические задания; анализировать и систематизировать различные виды информации. Навыки: поисковой деятельности при работе с приборами и материалами, самостоятельной индивидуальной работы Качества: лидерские; коммуникативные; аккуратность; творчество; последовательность; настойчивость Необходимое оборудование и материалы АРМ учителя (ПК Windows XP, Office 2003-2007; мультимедийный проектор с экраном) – презентация к уроку TD Utibkalieva ZhM Konkurs AMO3 Prezentation.ppt – демонстрационные материалы для урока: стеклянные стаканчики, скрепки, коробочки, таблицы, трубочки, вода, масло, сахар, вата, пипетки. -Таблица с терминами TD Utibkalieva ZhM KonkursAMO3 Prilozhenie1 – карточки с заданиями для обучающихся TD Utibkalieva ZhM KonkursAMO3 Prilozhenie 2 Подробный конспект урока Форма: путешествие по «станциям» с решением практических опытов. Тип урока: изучение нового материала, формирование знаний, умений путем воспроизведения информации и применения ее. Вид урока: урок - путешествие с использованием ИКТ, пропедевтическое с остановками на «станциях». Методы и приемы: рассказ учителя – экскурсовода с применением ИКТ (Презентация в Power Point), сравнение опытов, решение задач на опытах, ответы на проблемные вопросы. Уровень образовательной подготовки: 7 класс средней общеобразовательной школы, 2 часа в неделю Объем урока – 45 минут Ожидаемый результат: обучающиеся усвоят понятие смачивания и несмачивания, капиллярности, и научатся распознавать эти явления в окружающем мире; разовьют коммуникативные, творческие и поисковые навыки посредством индивидуальных опытов, повысят свой познавательный интерес к физике. Межпредметные связи: информатика, биология, литература, искусство, языкознание. Структура урока: 1. Организационный момент, приветствие 2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности (через создание проблемной ситуации и опыта выявление личного опыта учащихся по теме урока) 3. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент, литературно-эстетический экскурс 4. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление на практических опытах 5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание Ход урока Этапы урока. Деятельность учителя I. Организационный момент Приветствие. Знакомство. II. Постановка цели и задачи урока (2 мин.) Ребята! Мы сегодня отправимся в интересное путешествие в мир неизвестных явлений. Я буду вашим экскурсоводом, и мы сделаем несколько остановок, где будем проводить опыты, с помощью которых и объясним неизвестные явления в природе. Слайд 1 TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3_Prezentation.ppt III. Мотивация деятельности (1мин.) Я начну со слов А.С. Пушкина, великого поэта Слайд 2 Этими словами поэт отобразил проблему познания человеком природы. IV.Изучение нового материала (2 мин.) Слайд 3 Вопрос 1. Как вы поняли слово «парадокс»? Таблица. Это греческое слово – означает своеобразное, неожиданное явление, утверждение, резко отличающееся от общепринятого. На правах экскурсовода я взяла с собой книгу популярного писателя Якова Исидоровича Перельмана «Занимательная физика». В ней есть рассказ «Бездонный бокал». (читаю начало стр.85) (2 мин.) Слайд 4 Вопрос 2. Возможно ли это? (5 мин.) Давайте проверим это, а для этого выйдем на станции Экспериментальная» (Продолжаю кидать в бокал монетки) Вывод: наши наблюдения полностью совпали с научными. Мы увидели интересный факт. И вы молодцы! Только внимательные люди увидели выпуклость. Вопрос 3. Столкнулись ли мы в данном опыте и наблюдении с парадоксом? Да, у нас уровень воды должен был подняться, но этого не произошло, и у Перельмана вода тоже не выливалась из рюмки. Слайд 5 Объясним этот факт. Станция «Теоретическая Вопрос 4. С чем можно сравнить свободную поверхность воды? (6 мин.) Да, на поверхности существует поверхностное натяжение. Мы знаем, что тела состоят из вещества, а вещества состоят из молекул, которые взаимодействуют между собой. Притягиваются либо отталкиваются Слайд 6 В случае, когда молекулы жидкости сильнее притягиваются друг к другу, чем к молекулам твердого тела, стягиваются и образуют выпуклость (бугор) – это явление стягивания жидкости по поверхности твердого тела (стакана) называют несмачиванием этого тела. (ртуть на стекле) А сейчас объясните явление смачивания (самостоятельно) Вывод: в случае, когда молекулы жидкости притягиваются к молекулам твердого тела сильнее, чем друг к другу, жидкость растекается по твердому телу и образует вогнутую (яма) тонкую пленку. Слайд 7 А сейчас убедимся еще раз уже сами. Задание №1,2 (3 мин.) 1. На стекло капнуть из пипетки каплю воды и каплю масла. Будет ли разница в форме капель? С какими явлениями это связано? 2. Капнуть каплю воды на полоску пакета от молока (полиэтиленовая полоска) Сравнить с каплей воды на стекле. Слайд 8 Вывод: В 1 опыте вода растекается – смачивание масло не растекается – несмачивание. Во 2 опыте вода на полиэтилене – не смачивается, собирается в капельку. Слайд 9 Представьте себе, что мы находимся на природе и видим картины (на растении – роса, водомерка). (1мин) Задание Опишите устно, что изображено на рисунках. Вопрос 5. Какое из только что рассмотренных явлений имеет место в этих случаях? Слайд 10 Вопрос 6. А где на практике используют и учитывают эти явления? (1мин) ФИЗМИНУТКА - имитация взаимодействия молекул и этих явлений Слайд 11-12 Вопрос 7. Ребята! А как вы объясните выражение как с гуся вода? (4 мин.) Вопрос 8. А что опасно для водоплавающих птиц в реках, океанах, морях?(3мин) Да, загрязнение воды нефтью и нефтепродуктами приводит к гибели птиц. Слайд 13 А сейчас мы остановимся на станции «Практическая» (2 мин.). Смачиванием обусловлено объясняется и такое явление, как капиллярность. Под действием молекулярных сил смачивающая жидкость поднимается вверх по тонким трубкам – капиллярам. От латинского слова «капиллус» («волос»). Отсюда и название тонких трубок – капилляры. В природе капилляры встречаются довольно часто. Многие тела вокруг нас имеют пористое строение, пронизаны множеством незаметных капилляр: дерево (питается водой), бумага (пишем на ней), кожа (впитывает вещества и вода поступает в кожу), почва (полив и рыхление почвы), ткань, вата, различные строительные материалы (глина, песок). Жидкость (вода) начинает перемещаться по всем направлениям, втягиваясь в их капилляры. Слайд 14 Задания 3-5 (на карточке) (3мин) 3. Взять два сухих листа бумаги, соединить их вместе. 4. Один лист намочить водой или клеем и соединить с сухим. 5. Окуните сахар в воду, а затем сделайте это с ватой. Объясните это. Вопрос 9. У вас на столе ткань болонья. Ощупайте на ощупь и скажите свое мнение о ее поверхности. Для чего она сделана такой? Что из этой ткани изготавливают? (1 мин.) Зонты, плащи от дождя Слайд 15 А сейчас мы выйдем на станции «Лирическая» (2мин) Вопрос 10. Послушаем, какие чувства вызвало созерцание природы у известного писателя Владимира Солоухина: «… Раннее утро… Стоит густой туман, воздух влажный. И вдруг показалось солнце. Его первые лучи пронзили облако тумана, и стало сразу ясно. Трава, деревья, куст покрылись капельками сверкающих бриллиантов – это роса». (босиком по росе на рыбалке). Вопрос 11. Что вы скажете об этом описании? (1 мин.) Да, оно красиво! Слайд 16-17-18 Любите природу, восхищайтесь ею, отдыхайте у нее в гостях, но и берегите, защищайте ее – ведь обидчиков у нее много! Основу метода научного познания заложил великий итальянский ученый Галилео Галилей. Именно этим путем идут ученые, совершая свои открытия. И мы на этом уроке изучали новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания. V. Рефлексия (1мин) Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего? Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Где пригодятся знания, полученные сегодня на уроке? Достигли ли мы цели урока? V1. Итог урока. Домашнее задание. §10 , ответить на вопросы. Составить по желанию синквейн со словами: смачивание, несмачивание, капилляр, притяжение, отталкивание На столах лежат фигурки человечков. Я попрошу вас нарисовать на них ваши чувства: понравилось вам или не понравилось это путешествие в мир явлений природы! Покажите всем! Молодцы! Я говорю вам спасибо за это путешествие, за то, что вы были вместе со мной его участниками, были любознательны, активны, приветливы. Оставайтесь всегда такими! Слайд 19 Спасибо за урок! Деятельность ученика ______________ У детей все на столе приготовлено к уроку. Вывешиваю на доске таблицу TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3_Prilozhenie1 Дети высказываются Дети делают свои предположения. Дети наблюдают, делают подсчеты, гадают, сколько уместится, сравнивают с книгой, делают вывод. Утверждают. Мнение детей выслушиваются Дети отвечают Дети делают по рисунку вывод. Карточки с заданиями TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3 Prilozhenie2 Напоминаю ТБ Дети проводят опыты Делают выводы Дети называют несмачивание и смачивание Моемся-вытираемся полотенцем. Стирка, крашение, покрытие лаком, покраска, оклейка обоями , при сплаве леса Водоплавающие птицы смазывают свои перья жиром. Дети активно приводят примеры Карточки с заданиями TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3 Prilozhenie2 Не слипаются Склеиваются Явление капиллярности Дети ощупывают и говорят о том, одна сторона пропитана пленкой, которая не пропускает воду. Отвечают: красоту явления Отвечают что красиво, прекрасно, хорошо. Дарю им на память эти фигурки В помощь учителю Используемая литература: 1. Диск «Открытая физика» - Строение вещества. 2. Журнал «Физика в школе» 1998-2006г.г. 3. Пакет Microsoft Office Power Point 4. Структура урока. Структурный анализ урока. Саратов 2002г. 5. Учебник «Физика -7класс», А.В.Перышкин, М., «Дрофа» 2011г. 6. Уроки физики с применением ИКТ, книга и диск «мультимедийное приложение к уроку изд М. «Глобус», 2009 г. 7. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» 8. Я.И. Перельман «Занимательная физика» книга 1, издательство «Наука» М. 1996г. 9. http://festival.1september.ru Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием ИКТ - технологий Урок – путешествие в мир неизвестных явлений «Смачивание и капиллярность», 7 класс. Пробудить интерес ребенка к жизни, к работе, к знаниям, научить использовать ум, проявлять волю и характер, утонченно чувствовать прекрасное, быть стойким – это главное, что может и должен сделать учитель физики. Каждая приобретенная крупинка знания подтолкнет его к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных высот. При программе в 7 классе – 2 часа в неделю приходится искать «изюминки», чтобы достичь этих целей. При прохождении темы «Взаимодействие молекул» некоторые явления, происходящие в природе, можно объяснить притяжением молекул друг к другу, как смачивание твердого тела жидкостью и капиллярность. Урок вышел за рамки стандарта, раскрыта тема шире, богаче, интересней, с применением ИКТ. Учащимся принесли радость и удовольствие проведение опытов и их объяснение на методах научного познания. Применение ИКТ - технологий – один из самых перспективных путей: • возрастает темп урока – уже не надо торопливо стучать мелом по доске, на слайде всё точно, аккуратно, вовремя; • способствует повышению учебной мотивации обучающихся, раскрытию их творческого потенциала; • всегда можно мобильно отреагировать на изменившуюся ситуацию при объяснении и вернуться к любой теме в презентации; • существенно повышается уровень наглядности за счёт создания ярких иллюстраций на экране; • Работы с презентацией на уроке ярче, интересней и наглядней! | |
Просмотров: 7185 | Загрузок: 858 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |