Среда, 23.01.2019, 08:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Физика

Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии
[ · Скачать удаленно (26.27 Kb) ] 26.01.2013, 23:50
Название мероприятия:
Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии
Мастер-класс учителя физики МКОУ СОШ № 11 с. Красногвардейского Ставропольского края Макаровой Татьяны Николаевны, проводимый с учителями физики Красногвардейского района, состоящий из краткого обоснования основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом, описания системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, имитационной игры, рефлексии.
Уважаемые коллеги! Свой мастер класс я хочу посвятить проблеме, без решения которой невозможно сформировать у учащихся потребность в учении. В обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят “…новые стандарты общего образования второго поколения – это деятельностно-целевой подход к образованию, поскольку главным для них является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи?
Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы решить в определённых жизненных ситуациях разные классы задач. В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи.
Исходя из этого, возрастают требования к уроку.
В своей работе я теперь придерживаюсь таких правил:
-Смещение акцентов с содержания обучения на процесс обучения, выражающееся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении рациональными способами этой деятельности
-Создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании, в творческой деятельности
-Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной культурой, культурой деятельности.
Поэтому уже много лет работаю над проблемой «Активные методы обучения», применение которых, позволяет формировать у учащихся универсальные учебные действия. Активные методы обучения- методы, в которых субъективную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и индивидуальным средствам обучения, как компьютер, рабочая тетрадь или учебник. Активные методы обучения это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Эти методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности. Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
-подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
- обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учеников, так и не подготовленных;
-установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Использование активных методов на различных этапах учебного процесса
1этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2этап– контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3этап– формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Остановлюсь на некоторых методах, которые я использую на своих уроках. Это исследовательская деятельность, метод проектов, метод «живые модели» и кейс – метод.
Один из способов формирования универсальных учебных действий, который я использую в своей работе является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью учащихся понимают деятельность учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием. Учебное исследование преследует, в первую очередь, цели развития личности, а не получение объективно нового результата. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.
Исследовательская деятельность мною осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент, который позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. Класс делю на группы, и каждая группа проводит свое исследование. На этом этапе степень самостоятельности работы может быть разной:
• группа может получить четкие инструкции, что и как делать, самостоятельно формулируются лишь выводы;
• группа может сама спланировать эксперимент, отобрать приборы для его проведения, провести опыт и необходимые измерения, сформулировать вывод.
После этапа самостоятельной работы происходит поочередное представление исследований:
• сообщается, какая цель была поставлена перед группой;
• рассказывается о том, как было проведено исследование, с помощью каких приборов;
• докладываются полученные результаты;
Систематическое формирование исследовательских умений на уроках физики в значительной степени развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как
• вести наблюдения;
• планировать исследование;
• производить измерения и производить подсчеты;
• представлять результаты исследования в различных знаковых системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул, и др., а также делать логически выстроенное сообщение;
• пользоваться специфическим языком данной науки;
• работать в команде;
навыки публичного выступления.
Например: Исследовательская работа по физике для 7-го класса. Тема: "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"
Схема исследования:
исходные факты – гипотеза – проведение эксперимента – анализ результатов – выводы
1. Выясняем, от чего может зависеть выталкивающая сила: от свойств жидкости и свойств тела. Какие это свойства?
2. Намечаем план исследования: проверить зависимость выталкивающей силы от:
а) плотности жидкости;
б) объема погруженного тела;
в) плотности тела;
г) формы тела;
д) глубины погружения тела.
(План может быть предложен самими учащимися).
Я использую в основном учебно-исследовательские работы, выполненные на основе эксперимента, главной целью которой является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Стараюсь выбрать тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например «От чего может зависеть быстрота остывания чая?»
При решении этой задачи предполагается, что учащиеся осваивают исследовательские действия:
• выдвижение гипотез;
• планирование эксперимента;
• проведение эксперимента.
В результате будут формироваться умения:
• выдвигать и проверять гипотезу;
• планировать и проводить эксперимент.
Выдвигают предположение: от сорта чая, от его количества, от того в какой чашке чай, от наличия и количества сахара, от того в какой чашке чай, перемешиваем ли чай и какой ложкой.
• Выбирают необходимое оборудование
• Проводят эксперимент
• Делают выводы.
Реферативно-исследовательские работы, выполненные на основе нескольких литературных источников, характерных для исследования в научной сфере и обязательно включающие свою собственную трактовку. Опять же тему выбираем, чтобы она вызывала живой интерес у детей, например исследовательская работа, выполненная ученицей 10 класса Пановой Инной «Тайна Тунгусского метеорита», в которой она представила гипотезы взрыва на Подкаменной Тунгуске. Или работа группы учащихся 11 класса «Американцы на Луне: великий прорыв или космическая афёра».
Исследование: « Влияние микроволнового излучения и электромагнитных полей сотовых телефонов на организм подростка»
вызвало большой интерес у всех учащихся школы. Была проведена огромная работа по сбору материала, анкетированию ребят разного возраста, обработке информации, оформлении всей работы. Работа над этой темой продолжается: узнаём новое и добавляем его в эту работу.
Те же самые вопросы были заданы этим же учащимся, но уже спустя год и сравнили результаты, изменилось ли осведомленность о влиянии сотового телефона на человека и окружающий мир, изменились ли места, используемые для ношения сотовых телефонов. Чувствуют ли ученики изменения в своем самочувствии после разговора по сотовому телефону. Где и на каком расстоянии вы храните свой сотовый телефон во время сна?

Формирование компетентностей или метапредметности обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Практика показывает, что одной из одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов.
В основе этого метода лежит формирование:
а) познавательных УУД:
- самостоятельное выделение и формирование
познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,
- постановка и формулировка проблемы;
-моделирование;
-универсальные логические действия.
б) регулятивных УУД:
-умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение действовать по плану;
-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
в) коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-инициативное сотрудничество в сборе информации и др.
Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:
-планировать;
-производить измерения;
-представлять результаты в различных знаковых системах;
-делать логически выстроенное сообщение;
-работать в команде.
Метод проектов я начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся только начинают заниматься физикой. При изучении темы « Скорость тела при равномерном движении. Средняя скорость», учащиеся выполняют проект « Определение средней скорости моего движении», они учатся ставить цель, составляют план проекта, делают выводы.
В прошлом учебном году учащимся 7 класса была предложена работа над проектом «Простые механизмы- помощники моей семьи», над созданием которого, трудились все члены семей семиклассников. Провели даже конкурс проектов по этой теме.
Использую групповую (в рамках одного класса и межклассовую) деятельность, моно и межпредметные проекты. При изучении темы в 10 классе «Агрегатные состояния вещества» учащиеся выполняют проекты «Без твёрдого (жидкого, газообразного ) со стояния нет жизни на Земле». В проекте «Его величество- линия», с основополагающим вопросом «Что такое линия?» были задействованы учащиеся с 8 по 11класс, использовались знания по предметам - физики, математики и изобразительного искусства.
Опишу процесс работы над проектом « Все цвета радуги в комочке мыльной пены», который пытались выполнить чуть ли ни все ученики школы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. Мотивом для работы над проектом послужило выступление с огромными мыльными пузырями в передаче « Минута славы». Обозначилась проблема: Решено было выяснить, можно ли самим получить большие пузыри? Поставили перед собой цель:
- Получить мыльный раствор позволяющий проделывать качественные опыты с мыльными пузырями.
-Выяснить, как зависит качество устойчивых пузырей от вязкости и поверхностного натяжения моющих средств.
-Выяснить как лучше получать пузыри: дуть на плёнку или двигать рамку .
Сформулировали задачи: изучить литературу, подобрать необходимое оборудование. Для успешной реализации задач решено было использовать методы: эксперимент, наблюдение, моделирование, проектирование. Затем (под ненавязчивым руководством учителя) составлен план действий. Результатом (продуктом) проекта явилось следующее: мини-исследование, компьютерная демонстрация результатов в технологии слайд-шоу, портфолио – папка материалов, эстетично оформленных (с помощью компьютера), с рисунками и фотографиями – наглядное пособие для будущего поколения учеников.
Преимущества метода проектов на лицо: ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские навыки.
Имитационная игра
Проект : «Невероятное! Нет - очевидное!»
Цель проекта: Не имея стандартных приборов доказать существование атмосферного давления.
I. Работая в группе:
1.cделать подборку опытов, подтверждающих существование атмосферного давления.
2.реализовать выбранные опыты на практике.
3.дать объяснение результатов опытов.
4.выбрать форму предъявления результатов работы.
5.Предложите проект по своему предмету.
II. Представить результаты
своей работы в группе на занятии
Должны уметь отвечать на вопросы:
Каков набор приборов, позволяющих экспериментально убедиться в существовании атмосферного давления?
Как с помощью простейших экспериментальных установок можно доказать существование атмосферного давления?

Работа состоит из нескольких мини- проектов:
Первый проект:
Ваш космический корабль совершил посадку на неизвестную планету, очень похожую на Землю. Стандартных приборов у вас нет. Как выяснить:
 Есть ли на планете атмосфера?
 Присутствует ли в атмосфере кислород?
 Как оценить величину атмосферного давления?

Второй проект
Возьмите стакан, наполненный на 2/3 водой. Вылейте в него пол пробирки подсолнечного масла.
Как собрать масло обратно в пробирку, не трогая стакан?
Где возможно на практике использование этого метода?
Предложите свой схематический проект промышленной установки.
Третий проект

 Журналистское расследование: из статьи в журнале «Наука и жизнь»
«Один из северных городов». В цистерне был мазут. Чтобы опорожнить цистерну, мазут нужно было разогреть. Разогревали горячим паром, который подавался прямо в цистерну. Когда мазут слили, люк цистерны закрыли, не дав ей охладиться. Через не сколько часов цистерна сплющилась. Почему?
Предложите свою модель опыта.

 Встревоженные родители вызвали «службу спасения» к своему 7 летнему сыну, язык которого всосало в банку из - под «Пепси – колы». (жестяную) Приехавшие, сразу же оказали помощь. Как?

Четвёртый проект

• Не имея промышленной установки для отделения сливок от молока, предложите свой (из предложенного оборудования).

Пятый проект
• Доказать существование атмосферного давления, имея предметы, использованные вами в быту.
Принцип действия:
Медицинских банок, шприца, пипетки.
Бутылочки для кормления детей.
Как выпить из закрытой банки, не имея под рукой ключа для открывания.

Метод «живые модели» Дети, когда у них проходит эйфория от первой встречи с физикой, на которой как они считают, урок физики - это сплошные опыты, теряют интерес, а затем физика для них переходит в разряд «трудных» предметов. Поэтому передо мной стоит задача мотивировать учащихся, чтобы они не потеряли интерес к предмету и сделать ее с помощью современных технологий, не игнорируя классические, интересной и «легкой».
Считаю, что очень важно на уроках развивать логическое и ассоциативное мышление детей, так как мы часто говорим с ними о том, чего они никогда не видели и не смогут увидеть. Для этого я использую так называемые «живые модели».
Использую при изучении тем: Механическое движение, Закон сохранения импульса ,Электрический ток, Три состояния вещества , Законы Ньютона, Строение атома, Тепловые явления, Диффузия.
Имитационная игра Использование «живых моделей» при изучении темы :
Строение атома
Электрический ток.

Формирование универсальных учебных действий учащихся зависит и от их активности. Выполняю с учениками такие задания, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Поэтому использую в своей работе кейс-метод – обучение на основе реальных ситуаций. Кейс-метод - это обсуждение ситуаций, основанных, как правило, на реальных событиях, что вынуждает учащихся к проведению анализа и принятия решения (нахождения выхода из создавшейся ситуации).
Типы кейсов:
«Практические» кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

«Обучающие» кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
«Первооткрывательские» кейсы – это научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Использую в основном практические кейсы.
Разрабатывая кейс, выделяю три части:
1.Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса.
2.Описание конкретной ситуации.
3.Задания к кейсу.
Пример кейса по электризации тел:
Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозапраки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы к кейсу:
- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?
- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна?

- Что могло случиться?
- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?

Примеры кейсов, разработанных учениками:
1. Некоторое время подвергалось сомнению пребывание американских астронавтов на Луне. Не последнюю роль здесь сыграло то, что отвечая на вопросы журналистов: Видели ли они на Луне « падающие звёзды»? Ответили: Нет.
Вопросы к кейсу:
- Кто из них прав?
- Можно ли наблюдать « падающие звёзды» на Луне? Почему?

2. При проведении эстафеты учитель физической культуры Сергей Владимирович, предупредил учащихся, что нельзя скользить быстро вниз по шесту или канату. Можно обжечь руки. Некоторые ослушались.
Вопросы к кейсу:
- Прав ли бы учитель?
- Почему при быстром скольжении можно обжечь руки?
- Как нужно было поступить?

Кейсы активизируют работу на уроке, развивают память, смекалку у учеников, формируют метапредметные умения.

Мои ученики участники и победители олимпиады « Познание и творчество»
Работа над заданиями олимпиад позволит достичь не только предметных, но и метапредметных результатов:
– умения ставить цели и формулировать задачи в познавательной деятельности;
– выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
– определять способы действий в рамках предложенных условий;
– определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
– классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Олимпиады «Познание и творчество» стали прекрасным компонентом внеурочной деятельности школьников, оказывают влияние на формирование личности учащихся.
Чтобы выполнить задания, учащимся потребуются наблюдательность, догадка, сообразительность и терпение. Каждый ребенок должен развиваться не только интеллектуально, но и творчески. Добавим к этому умение работать с литературой, навыки работы с компьютером, умение нестандартно мыслить и изобретать и получим современного человека, обладающего ключевыми компетенциями.
Цели и задачи школы кардинально меняются, мы уходим от чисто знаниевой парадигмы к личному развитию ребенка. И поэтому должны не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться

В конце концов, от всех приобретенных знаний в памяти у нас остается только то, что мы применили на практике.

Иоганн Петер Эккерман

Рефлексия.
Представьте себе, что мастер- класс закончился, вы вернулись в свои районы, поселки ….. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем мастер - классе. Неожиданно встречаете своего коллегу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?
(Рефлексия. Приём - недописанное предложение.)
В целом мастер класс прошёл…
На занятии я научился…
Во время занятия мне было трудно…, потому что…
Мне бы хотелось…
Я приобрёл...
Мне понравилось, но…

Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать.

Список использованных источников:
1. “Концепция ФГОС общего образования” под редакцией А.А Кузнецова, А.М Кондакова.
2. “Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ” Авторский коллектив: Фирсов В.В., Бука Т.Б., Виноградская Л.А., Гаврикова О.В., Гара Н.Н., Иванова Л.Ф., Леонтьева М.Р., Леунова Е.А., Логинова О.Б., Поливанова К.Н., Терентьева Н.Г., Фомина С.С. Руководители: Фирсов В.В., Логинова О.Б.
3. “Методология формирования Программы развития универсальных учебных действий”. А.Г. Асмолов, Г.В Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина. – рукопись, 2006.
4. Митрофанов К.Г., Соколова О.В. “Компетентностный подход в образовании. Проблемы понятия, инструментарий”.-М.2002.
5. Г.А Шапоренкова, статья “Предметный принцип уходит в прошлое”
6. Проект “Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения”. Группа “Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования” Руководители Фирсов В.В.Абрамов А.М., Дронов В.П., Шадриков В.Д.
7. Intela “Обучения для будущего” Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века.- 10-е издание, переработанное, Москва 2009 год
8. “Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. — М. : Просвещение, 2008. — 25 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN
9. Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу”, Часовских И.П
10. “Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования”. Зимняя Ирина Алексеевна, докт. психол. наук, академик РАО, г.Москва
11. “Формирование обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике”, С.В Латынцев АВТОРЕФЕРАТ десиртации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Красноярск – 2006 год.
12. Советова Е. В. “Эффективные образовательные технологии”.
13.Селевко Г. К. “Современные образовательные технологии
Категория: Физика | Добавил: mtn-16
Просмотров: 3002 | Загрузок: 467 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Tatiana_02  
Работа отклонена от участия в конкурсе, т.к. не прошла тех.экспертизу: неполный пакет документов. Доработка, корректировка размещенных конкурсных материалов, представление второй и последующих их редакций, согласно ПОЛОЖЕНИЮ, не допускаются. Материал данной работы скорее статья и больше подходит для Конференции.
Руководитель комиссии "Предметы точных дисциплин" Татьяна Викторовна Шишкина.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]