Суббота, 10.12.2016, 02:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык

Урок русского языка по теме "Значения фразеологизмов"
[ · Скачать удаленно () ] 09.04.2015, 19:27
Тема урока : "Значения фразеологизмов"
Цели: научить учащихся распознавать фразеологизмы в письменной и устной речи.
Задачи:
познакомить со значениями фразеологизмов;
учить работать в группах;
развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь;
воспитывать интерес к фразеологии, уважению к традициям русского народа.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, саморегуляция; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
АМО «Встречать хлебом-солью»
Цель:
Создать комфортную обстановку начала урока , настроить обучающихся на предстоящую работу.
Участники : все учащиеся класса.
Материалы: рушник, хлеб и соль.
Технология проведения.
- Здравствуйте , ребята , сегодня урок у нас не совсем обычный , у нас гости , поздоровайтесь , пожалуйста , с ними . Когда гости в доме , то это всегда волнительно . В знак уважения к гостям в русском доме всегда выносят в знак уважения хлеб и соль.
Девочка в русском народном костюме проносит хлеб да соль гостям, а дети хором: «Хлеб да соль вам дорогие гости».
Варианты проведения метода: использовать костюмы и элемент театрализации, музыкальное сопровождение.
Видоизмененный заимствованный метод http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
АМО «Рука друга»
Цель: создание эмоционального комфорта обучающихся, налаживания отношений и выяснения эмоционального состояния обучающихся.
Материалы: компьютер, музыкальный плеер, видео с песней «Дружба крепкая».
Технология проведения.
Чтобы у нас все сегодня получилось, протяните друг другу руки, улыбнитесь и давайте хором скажем, держа друг друга за руки:
- Мы умные!
- Мы внимательные!
- Мы старательные!
- Мы учимся и у нас всё получится!
Объяснение.
Дети берутся с соседом по парте за руки, и хором проговаривают слова, чтобы настроится на работу.
Варианты проведения метода: использовать музыкальное сопровождение.
Результат : учащиеся сняли эмоциональное напряжение.
Дети делятся на группы, выбирают спикера, секретаря, повторяют правила работы в группах.
Авторский
АМО «Заварить кашу»
Цель: помочь обучающимся осознать границы нового знания , тему урока ,определить задачи урока.
Материалы: «облака» с фразеологизмом заварить кашу и его значением, толковый словарь школьника.
Технология проведения.
Дети в группах из облака составляют предложение и определяют тему урока, пишут, что им хотелось бы узнать по теме урока «Значения фразеологизмов» и вывешивают на доску.
Объяснение.
После того, как дети прочитали предложение, начинаем определять, что можем сказать о сочетании слов «заварить кашу»?
- Это — фразеологизм.
- Попрошу дежурных библиографов обратиться к толковому словарю и узнать значения слов каша и заварить?
-Дети зачитывают значения слов из толкового словаря?
- А ещё в «облаке» кроме словосочетания «заварить кашу» мы с вами собрали предложение, давайте прочитаем его?
- Затеять сложное и неприятное дело.
-Как вы думаете, что это такое?
- Это то, что обозначает фразеологизм, т.е его значение.
Давайте определим тему нашего урока.
- Тема сегодняшнего урока: «Значения фразеологизмов».
В наши дни каша — самая обычная повседневная еда. А раньше это слово имело еще один смысл: свадебный пир, свадьба.
В истории сохранились предания о свадьбе Дмитрия Донского. Принято было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмит­рию Константиновичу. А князь отказался ехать в Москву к молодому Дмитрию: ведь ему было в ту пору всего 16 лет. В конце концов, кашу устроили между двумя городами — в Коломне.
От этих хлопотливых каш, в которые втягивался порой весь город, и родилось выражение заваривать кашу (то есть затеять сложное, а иногда и неприятное дело).
«Сам кашу заварил, сам и расхлебывай» — сам затеял) что-то хло­потное, сам и выпутывайся.
Итак, сначала слово каша употребляли в значении званый обед, праздник по поводу крестин, свадьбы», а затем и в значении «беспоря­док», «суматоха», «сумятица», «путаница».
Кстати сказать, слова кашевар и однокашник появились как про­изводные от словосочетаний  варить кашу, из одной каши, где каша выступает в значении «артель», «семья», очень распространенном в русских диалектах  XIX века. Вот и мы с вами будем варить кашу на уроке в группах и какую кашу нам удастся сварить узнаем в конце урока.
Авторский

АМО «Лить крокодиловы слёзы»
Цель: выявить опасения учащихся, скорректировать работу.
Материалы: лист бумаги у каждой группы, картинка плачущего крокодила, карандаши, фломастеры.
Технология проведения.
Дети в группах пишут факторы, которые могут им помешать выполнить поставленные задачи, и прикрепляют свою работу на доску.
Объяснение.
Выражение «проливать крокодиловы слезы» мы употребляем по отношению к человеку неискреннему,  который лицемерно сокрушается и сочувствует нам по какому-либо поводу, причиной которого часто бывает сам. Говорят, человек льет крокодиловы слезы тогда, когда фальшиво сопереживает нам, в душе ухмыляясь и радуясь неудачам, выпавшим на нашу долю. Очень точно и емко этот фразеологизм характеризует неискреннего и лживого человека, прекрасно передавая суть его души.  Но откуда в русском языке появилось это крылатое выражение, ведь крокодилами наша земля не славится?
Данный фразеологизм пришел к нам из глубины веков, а основывался он на уверенности, что крокодилы, поедая свою добычу, плачут, притворно сожалея о жертве. 
Заварить кашу нам помешают крокодилы, которые не всегда слушают внимательно, а сразу начинают лить слёзы. Давайте подумаем и сформулируем, что помешает нам заварить вкусную кашу в горшочках с фразеологизмами.
Авторский
АМО « Подарок другу горшочек каши»
Цель: знакомство с новым материалом через самостоятельный поиск учащимися значений фразеологизмов в словарях.
Материалы: три горшочка с надписью « Для друга »: в горшочках лежат слова из них надо составить устойчивые сочетания и найти его во фразеологическом словаре: друзья познаются в беде, дружить - не хоровод водить, сам погибай, а товарища выручай, школьные фразеологические словари, ноутбуки.
Технология проведения.
Ребята собирают фразеологизм из горшочка, находят его в словаре, смотрят, что же там записано кроме фразеологизма и делают выводы, что словосочетаний или предложений есть значения, оформляют открыткой, которую адресуют друзьям из другой группы и вывешивают ее на доску.
Объяснение.
- Настоящая дружба – это ценный подарок .
-Скажите , а вы часто дарите своему другу подарки и желаете, чтобы и вам дарили подарки ?
У вас на столах горшочки с надписью « Для друга », а в них лежат карточки со словами, из которых вы должны составить фразеологизм, найти его в словаре. Приклеить фразеологизм на лист бумаги, рядом записать то, что вы ещё не знали о нём и адресовать своим друзьям из другой группы, только обязательно обратите внимание на то, что у этих удивительных сочетаний есть значения, о чём мы до сегодняшнего дня с вами не знали.
Я предлагаю оформить ваш материал в виде поздравительной открытки.
Варианты проведения: если позволяет материально-техническая база, можно
использовать ноутбуки для поиска значений фразеологизмов. Кроме того, открытку можно оформить на компьютере. Она заполняется группой и распечатывается. В результате такой работы получаем красивую открытку для друга.
Видоизмененный заимствованный метод http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/.
АМО «Семи пядей во лбу»
Цель : организовать осмысление обучающимися нового знания.
Материалы: листы формата А4 разноцветные, фломастеры .
Технология проведения.
- Мы определили цель урока . Настало время для работы над материалом темы урока в группах . Давайте определим порядок ваших действий .
1. Внимательно прочитать упражнение 1 урока 133.
2. Обсудить в группе , как вы будете представлять материал в виде опорной схемы « Значения фразеологизмов ».
3. Распределить обязанности по созданию опорной схемы между членами группы .
4. Создать опорную схему .
5. Представить созданный группой вариант схемы на обсуждение класса . Работа в группах . Два обучающихся работают на компьютере, составляют цифровой вариант опорной схемы « Значения фразеологизмов » для использования в последующих классах для повторения , распечатывают на принтере после урока по количеству обучающихся в классе, которые вклеивают в индивидуальные тетради для правил.
Контроль.
1) Учащиеся оценивают работу группы по выступлению спикера или секретаря , представлявшего результат групповой работы.
2) Учащиеся оценивают свою работу в группе по критериям .
- Ребята , что позволило вам добиться полного понимания теоретического материала ? ( Слаженная работа всех членов группы , взаимоподдержка , чувство локтя ).
Результат.
Учащиеся умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками .
Авторский
АМО «Засучив рукава»
Цель: закрепить знания, полученные на уроке и применить их при выполнении упражнения творческого характера.
Материалы: тетрадь, ручка, учебник, фразеологический словарь, рубашка детская с рукавами, 95сантиметров и 130-140 сантиметров
Технология проведения.
Дети выполняют упражнение 2 из учебника, им надо закончить предложения фразеологизмами. Подсказкой будут рисунки.
Объяснение
Сейчас нам предстоит поработать засучив рукава.
Почему рукава так называются — понятно (от слова рука). Поговорим о выражениях спустя рукава, засучив рукава. Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были еще длиннее — 130—140 сантиметров
Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть.
Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.
- Внимательно прочитайте задание к упражнению . Проговорите его в группе .
-Что вы должны получить по окончании выполнения задания ? (Предложения должны быть закончены фразеологизмами )
- Назовите действия , которые помогут успешно выполнить задание. 1) Читаем вполголоса начало предложения. 2) Рассматриваем рисунки . 3) Определяем какой рисунок подходит к нашему предложению. 4) Узнаём какой фразеологизм изобразил художник-иллюстратор. 5) Записываем предложения проговаривая орфографически правильно каждое слово.
- Вы будете работать в группах . Комментируйте фразеологизм, который надо вписать по очереди и доказывайте свою точку зрения.
Контроль
Одна группа оценивает свою работу вслух . Учащиеся оценивают свою работу в группе по критериям, которые лежат на столах (без ошибок выполнили работу рисуем красное солнышко на листе оценки, допустили 1-2 ошибки — жёлтое; более 3 синее).
- Ребята давайте оценим работу в группе.
- Вам сложно было работать в группе ?
- Нужно ли проявлять уважение к товарищу работая в группе ?
-Теперь можем оценить работу в группе фразеологизмом?
- Мы работали....?
Авторский
АМО «Бить баклуши»
Цель: профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.
Технология проведения.
Дети встают, учитель читает фразеологизм, а они изображают его движениями, как понимают его значение.
Объяснение
Бить баклуши — бездельничать. А что такое баклуши? Ведь должно же слово иметь свой собственный смысл?
Да, конечно. Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Потому и стала она образцом не дела, а безделья.
И мы сейчас с вами будем бить баклуши у нас с вами физминутка. Я называю фразеологизм , а вы пробуете показать как вы это представляете:
- лить крокодиловы слёзы, сесть в калошу, развесить уши, мчаться на всех парусах, кот наплакал, ловить мух, оказать другу медвежью услугу, сидеть сложа руки.
Авторский

АМО «ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ»
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия и самопроверку учащимися своих решений по эталону . Материалы: тест, включенный в рабочий лист (несколько вариантов); интерактивный тест для проверки.
Тест по теме «Значение фразеологизмов»
Фамилия, имя ________________________________________
1. Подбери к фразеологизму его значение.
Водить за нос а) погибнуть
в) обманывать
с) болтать
2. Подбери к фразеологизму антоним
Заварить кашу а) рукой подать
в) спустя рукавами
с) расхлёбывать кашу
3. Прочитай фразеологизмы и подчеркни слова, которые не употребляются как самостоятельные в современном русском языке.
Бить баклуши — бездельничать.
За тридевять земель — очень далеко.
Точить лясы — болтать.
4. Записано значение фразеологизма, выбери устойчивое сочетание.
1. «Усердно, прилежно, трудиться» -
а) с гулькин нос
в) не покладая рук
с) со всех ног.
2. «Быстро бежать» -
а) во всю прыть
в) бить баклуши
с) сломя голову
Технология проведения. Обучающиеся самостоятельно выполняют тестовые задания , сверяют с ответами на интерактивной доске .
Контроль
Самоконтроль ( оценивают выполнение теста по предложенным критериям , оценивают свою работу, рисуют солнышко, если выполнили тест без ошибок красное; 1-2 ошибки — жёлтое; 3 и более ошибок - синее).
Авторский

АМО «С ЛЁГКИМ СЕРДЦЕМ ИЛИ ТЯЖЁЛЫМ СЕРДЦЕМ»
Цель: подвести итоги работы и выяснить, что удалось выполнить из поставленных задач, а что не получилось, почему.
Материалы: картинки сердечек: одно светлого-розового, другое тёмно-бордового.
Технология проведения. На партах лежат по два сердечка, одно лёгкое (светлое), а другое тяжёлое (тёмное).
Объяснение
Дети записывают каждый самостоятельно, на сердце: какие задачи, поставленные группой в начале урока, были решены, если все выполнили как планировали записывают на светлом сердечке, а если не всё получилось на тёмном и прикрепляют их на доску. Светлые сердечки помещают рядом с горшочком с кашей, а тёмные с крокодилом, который помешал это сделать.
Авторский
АМО «ЖИТЬ СВОИМ УМОМ»
Цель: закрепить знания, полученные на уроке и применить их при выполнении творческого домашнего задания.
Технология проведения.
Дети дома вместе с родителями готовят страничку в детский фразеологический словарь записывают понравившийся фразеологизм и его значение и рисуют иллюстрацию к нему.
Можно записать фразеологизмы, которые используют в своей речи родители, бабушки и дедушки.
Объяснение
Дома расскажите о том, что вы узнали сегодня на уроке и спросите у родителей, бабушек и дедушек используют они в своей речи фразеологизмы. Запишите их.
Вместе с родителями подготовьте страничку в детский фразеологический словарь, где запишите понравившийся фразеологизм, его значение и нарисуйте иллюстрацию.
Авторский
My WebPage[hide][l]
Категория: Русский язык | Добавил: ludbrait
Просмотров: 755 | Загрузок: 164 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
При скачивании работы требуется регистрация, чего не должно быть. Коллега, для участия в конкурсе работу надо перегрузить. Срок до 15 апреля 2015.г.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]