Четверг, 23.11.2017, 17:46
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык

Урок русского языка
[ · Скачать удаленно (76,71КБ) ] 04.12.2011, 11:12
Тема. Правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.

Цель. Формировать навыки правописания слов с безударными гласными.

Задачи. 1.Обобщение знаний детей о правописании слов с безударными гласными.
2. Способствование развитию аналитического мышления.
3.Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.
4.Формирование коммуникативных навыков.
Оборудование:
• Индивидуальные оценочные листы
• Л.М. Зеленина. Русский язык. 2 ч. М.: Просвещение 2004.
• Презентация к уроку для интерактивной доски «SMART»

Ход урока.
1. Организационный момент
Я скажу «доброе утро » и назову кого- то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали и отвечаете на приветствие.
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем тем, кому нравится такая погода, как за окном!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто хочет узнать сегодня на уроке что-то новое!
Доброе утро всем нам!

2. Вызов.

Начать наш урок я предлагаю с игры «Правда ли…».
На столах у вас лежат листы, на них изображена таблица и в ней 6 столбиков. Я буду зачитывать высказывание, и вы после обсуждения в паре ставите +, если согласны со мной. Каждое противоположное мнение мы будем обсуждать.
1.Правда ли, что существуют всегда ударные гласные?
2.Правда ли, что гласные Я, Е, И, А, О, находясь в безударном положении, всегда требуют проверки?
3. Правда ли, что правописание словарных слов нужно всегда учить наизусть?
4. Правда ли, что правописание безударных гласных можно проверить только способом изменения формы слова?
5. Правда ли, что проверочное слово с проверяемым должно быть связано по смыслу и должно иметь с ним общую часть, и называют его однокоренным?
6. Правда ли, что не всегда сразу можно правильно написать гласную после шипящей пользуясь правилом ЖИ, ШИ—И; ЧА, ЩА-----А?

1. 2. 3. 4. 5. 6.
+ + + или - +или- + -

2.1 Постановка проблемы
Итак, обсуждением последнего высказывания мы займемся сегодня на уроке.
Каковы же задачи нашего урока?
Продолжаем учиться писать слова с безударными гласными проверяемыми и непроверяемыми ударением.

ЗАПИШИТЕ ЧИСЛО И КЛАССНАЯ РАБОТА.

3. Осмысление
Основная работа на нашем сегодняшнем уроке будет проводиться на основе текста, который находится у вас на столах.
Прежде чем начать работать, необходимо восстановить текст.

(1 ученик работает у доски, остальные за партами выполняют работу по карточкам). При проверке используется прием «занавеска» (SMART).

МЕДВЕДИ.
Летом наелись медведи разных ягод и гр---бов.

Наступили х—л---да. Для з----мовки звери ищут яму. Тут они сделают берлогу и лягут спать до в—сны. З--мой снег покроет ж----лище медведя.

Весной в берлоге появятся медвежата.

- Сравните текст с образцом и оцените свою работу.
Оценка:
Зеленый круг - справился с заданием сам и без ошибок.
Желтый круг - справился с заданием с помощью или допустил при выполнении 1-2 ошибки.
Красный круг – задание выполнял во время проверки или при выполнении допустил более 2 ошибок.

Минутка чистописания

Из слова «медведи » я взяла сочетание МЕ и ЕД
- Чем написание этих сочетаний отличается?
Ответ детей: соединение букв в сочетаниях разное: МЕ – верхнее, ЕД – нижнее. (Учитель показывает написание на доске SMART)

Словарная работа

- Выберите из текста словарные слова.
(МЕДВЕДИ ,МОРОЗЫ, ЯГОДЫ)
При проверке используется доска SMART.

Не забывайте оценивать свою работу после выполнения заданий.

Ребята, как вы поступите, если забыли правописание словарного слова?
Ответы детей:
1.Словарные слова нужно учить наизусть.
2 Написание словарных слов можно проверить по «Орфографическому словарю».
Вывод. Правописание словарных слов необходимо запоминать или возможно проверить по «Орфографическому словарю».

Работа над предложением

Найдите предложение к схеме.

____________ _________.
____________

Наступили х—л—да.
Дайте характеристику предложению. Можно пользоваться памятками.
Ответы детей:
1. По цели высказывания предложение повествовательное.
2. По интонации предложение невосклицательное.
3. По наличию второстепенных членов распространенное.

Вставьте пропущенные буквы?
Чем интересно это слово? (две безударные гласные)

Как вы будете проверять написание безударной гласной, проверяемой ударением?

Вывод. Чтобы проверить безударную гласную, необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы на гласную падало ударение.

Физминутка
Широко расставив лапы (руки вверх)
То одну, то обе вместе (переступают)
Мишка топчется на месте (наклоны)

В тексте есть другие слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.

После выполнения работы дети проводят самопроверку, пользуясь образцом. (Образец дан на доске SMART)

Грибов (гриб).
Зимовки (зимы).
Весны (вёсны).
Зимой (зимы).
Жилище (жить).

Есть ли среди данных слов однокоренные слова? Можно ли было при их проверке воспользоваться одним и тем же проверочным словом?
Ответы детей: В однокоренных словах корневая гласная в ударном и безударном положении пишется одинаково.

При написании, какого слова вам пришлось воспользоваться двумя правилами?

ЖИЛИЩЕ
Итак, возможно ли в сочетаниях букв Ч, Щ, Ж, Ш с гласными в безударном положении воспользоваться правилами
ЖИ, ШИ—И, ЧА, ЩА---А.?

Вывод о том, что не всегда можно воспользоваться этим правилом мы продолжим, работая над упражнением в учебнике.
ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК НА СТРАНИЦЕ 83 И НАЙДИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ПРОВЕРИТЬ ГЛАСНУЮ НА МЕСТЕ ПРОПУСКА, БЕРЕМ СЛОВА В КРАСНО- ОРАНЖЕВЫХ ОВАЛАХ
Как вы будете выполнять задание?
Ответы детей:
1.Поставлю ударение.
2. Если гласный ударный, то воспользуюсь правилом ЖИ, ШИ—И, ЧА, ЩА – А.
3. Если гласный безударный, подберу проверочное слово.

(ПРУЖИНА, ЖИЛЕЦ, ШЕЛЕСТЕТЬ, ШИТЬЕ, ШЕСТЕРКА) Итак, как правильно написать безударную гласную в сочетаниях с буквами Ч, Щ, Ж, Ш?

Вывод. 1. Правописание БГ нужно проверить и при необходимости воспользоваться правилом ЖИ, ШИ----И, ЧА, ЩА—А.

Почему мы не вели разговор о сочетаниях ЧУ, ЩУ?
Ответы детей:
1. Безударная гласная не требует проверки.

Среди слов этой группы есть слово жилец.
Составьте с ним предложение.
Ответы детей:
В скворечнике появился новый жилец.

Кто может из текста о медведях зачитать предложение с однокоренным словом к слову жилец?
Ответ детей:
Зимой снег покроет жилище медведя.

Для чего важно подбирать однокоренные слова?
Ответы детей:
1.Однокоренные слова могут быть проверочными.
2. Подбор однокоренных слов помогает развивать речь.

4.ИТОГ УРОКА

Работу на сегодняшнем уроке мы завершим, заканчивая предложения:

Как проверить безударную гласную непроверяемую ударением…….
Как проверить безударную гласную проверяемую ударением…..
Как проверить безударную гласную после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ……

Назовите тему нашего урока.
Теперь оцените свою работу на уроке.
Мне удалось….(выполнить все задания без ошибок;…выполнить задания без помощи.)
Мне понравилось….(работать в паре; работать весь урок над одним текстом.)
Я могу похвалить себя за…. (активность; умение слышать товарищей и учителя.)

Список литературы:
1. В. Волина. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994.
2. О.Е. Жиренко. Поурочные разработки по русскому языку.
М.: Вако.2006.
3. Л.М. Зеленина. Русский язык. 2 ч.М.: Просвещение 2004.
4. О.В. Узорова. Справочное пособие по русскому языку. М.: АСТ Астрель. 2002
5. Книга для учителя. Я иду на урок в начальную школу. М.: Издательство «Первое сентября».2000
6. Материалы дистанционной мастерской ЦРМ « Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления»

Приложение.
Оценочный лист.

Виды работ
Работа с деформированным текстом
Поиск в тексте словарных слов
Поиск в тексте предложения к схеме
Подбор проверочных слов
Активность во время урока
Аккуратное ведение записей в тетради
итог
Категория: Русский язык | Добавил: BIN
Просмотров: 1350 | Загрузок: 408 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4  
Интересный урок!

3  
Работа не прошла тех экспертизу. Работа отклонена.

1  
Мне очень понравился Ваш урок!Спасибо!Хотя я учитель математики в старшейшколе,но тоже попробую эти методы.

2  
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]