Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык |
Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [б, б,]. Буквы Бб".
[ · Скачать удаленно (4,98 МБ) ] | 18.01.2012, 15:33 |
Максимова Валентина Валентиновна учитель начальных классов, МАОУ «Гимназия № 3» Великий Новгород Характеристика класса. В 1 «А» классе обучается 34 ученика: 19 девочек и 15 мальчиков. По результатам психо-лого- педагогического обследования 97% учащихся готовы к школьному обучению. 26% учени-ков могут испытывать трудности в обучении уже при средних нагрузках и скорости пода-чи учебного материала. 39% детей имеют низкий уровень внимательности. Предположи-тельно у 87% учащихся ещё не установились зрительно-двигательные связи, им трудно справиться с задачей повторения образца, который находится у них перед глазами. 19% учащихся имеют инфантильную самооценку. Некоторые дети имеют высокий уровень тревожности, им необходима помощь и поддержка педагога. Всё это необходимо учитывать при составлении планов занятий. На уроках необходимо использовать различные формы и методы работы, оптимальный режим труда и отдыха. Данный конспект составлен с учётом особенностей класса и требований ФГОС. Приво-дятся возможности для формирования УУД. Звуки [б, б,]. Буквы Бб. Образовательная система: «Школа 2100». Предмет: урок обучения грамоте. Класс: 1. Тема: «Звуки [б, б,]. Буквы Бб». Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука» Баласс, Москва, 2009. Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте. Форма урока: Классно-урочная. Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office Power Point. Цели урока • Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [б, б,], буквами Б, б. • Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой. • Продолжить ознакомление детей с морфемами слова. • Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонемати-ческий слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, фор-мулировать правила. • Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга. • Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию. Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровне-вая. Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная рабо-та. Возможности для формирования УУД Личностные действия • - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; • - представление о национальных ценностях; • - широкая мотивационная основа учебной деятельности; • - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • - установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью. Регулятивные действия • - принимать и сохранять учебную задачу; • - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу • - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • - осуществлять пошаговый контроль; • - адекватно оценивать себя. • -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника Познавательные действия • -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель • - осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать; • - устанавливать причинно-следственные связи. • - осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с ис-пользованием учебной литературы; • - использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; • - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • - основам продуктивного чтения и выделению существенной информации; Коммуникативные действия • - умение слушать и понимать собеседника • -ориентироваться на партнёра по деятельности • -учитывать позицию другого человека • -доказывать свою точку зрения • -сотрудничать со сверстниками и со взрослыми Ход урока. I. Организационный момент. Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную об-становку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. – Проверяем готовность к уроку. Улыбнёмся своему соседу, подарим друг другу хо-рошее настроение и начнём урок. II. Актуализация опорных знаний. Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Повторить изученный материал.. Подвести учащихся к форму-лированию темы урока. – На экране изображены 2 группы предметов. Демонстрируется слайд В первой группе – Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Кот, кит, белка) Во второй группе – Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (барс, машина, малина.) – С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.) – Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.) – Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Исключаем слово белка, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Исключаем слово белка, так как в нём 5 звуков, а в словах кит и кот по 3 звука.) – Какое слово можно исключить из второй группы? (барс, так как в нём 1 слог, 4 звука, оканчивается на согласный, а в остальных словах по 3 слога, по 6 звуков, оканчива-ются на гласный звук). III. Формулирование учащимися темы и задач урока. Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализа-ция идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целепо-лагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность. - Отгадайте загадки. Русская красавица стоит на поляне в белой коф-те, в зелёном сарафане. (берёза) (Беседа о том, что берёзу называют символом России, о бережном отношении.) Роет землю, словно плуг скромный труженик … (барсук) барсук берёза Демонстрируется слайд № Слайд – На экране изображены предметы. Назовите их. (белка, барс, берёза, барсук) – Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [б, б,].) – Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшне-го урока. (Слова белка, берёза начинаются со звука [б,], а слова барс, барсук – со звука [б]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает».) Демонстрируется слайд с названием темы. – Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Учащиеся формулиру-ют цель урока.) IV. Усвоение новых знаний. Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [б, б,], буквами Б,б. Знакомство с новыми звуками Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через арти-кулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип любви к родному языку – внимание к материи языка. – Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.) Работа по группам Цели. • Реализация принципа деятельности. • Формирование мотивации учения и обучения. • Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний. • Психологический комфорт в учебном коллективе. • Единство воспитания и обучения. • Реализация субъект – субъектных отношений. • Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение ра-ботать сообща для достижения общей цели). Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспи-тывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активи-зирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуника-тивных умений, повышает эффективность урока. – А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы. Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа). – Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, сущест-вующим в институте. Давайте познакомимся с ними. Дети хором читают правила работы в группе на слайде. Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай! Демонстрируется слайд. Белка барс берёза барсук – На экране появились слова: белка, барс, берёза, барсук . Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставлен-ный вопрос. Задание 1-ой исследовательской группе Проанализируете слова: белка, барс, берёза, барсук. Сделайте вывод: звук [б] гласный или согласный? Задание 2-ой исследовательской группе Проанализируете слова: белка, барс, берёза, барсук. Сделайте вывод: звук [б] звонкий или глухой? Задание 3-ой исследовательской группе Проанализируете слова: белка, барс, берёза, барсук. Сделайте вывод: звук [б] в словах бывает твёрдый или мягкий? Далее дети по одному человеку от группы выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) и «одевают» человечка-звуковичка. К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядность: – Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию. – Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.) – Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (От-ветив на вопрос, учащиеся садятся.) Физкультминутка Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового об-раза жизни. Соединение структурных частей урока. Знакомство с новой буквой Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков. – Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [б, б,].) – Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ла-доши, если нет, то качаете головой. – Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.) – Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты от-ветов учащихся.) – Давайте поселим эту букву на ленту букв.(Лента букв есть у каждого ребёнка и на доске). Демонстрируется слайд с изображением буквБб. На лугу стоит барашек В лёгком облаке кудряшек. -Сравните печатные буквы с пись-менными. Зачем нужны большие бу-квы? V. Закрепление новых знаний. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению. Цели. • Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенст-вование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать. • Формирование умения читать прямой открытый слог слитно. Осознание роли но-вой буквы и её места в составе слога. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих учеников под руководством учителя.) • Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно.) В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечи-вают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллек-туальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным. • Формирование умения читать самостоятельно про себя, готовясь читать вслух. (Первая группа (хорошо читающие ученики) осуществляет чтение связного тек-ста.) Работа по учебнику «Моя любимая Азбука» На с. 112 даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих). Задание 3-ей группе (плохо читающим детям) – Прочитайте слоги. Задание 2-ой группе (средне читающим детям) – Прочитайте слова в столбиках. Бра - настенный светильник. Брак - семейные отношения . 2.Недоброкачественный предмет производства Брод- мелкое место в реке, озере. Банк- учреждение, которое проводит различные денежные операции. Банкир- владелец банка. Банкнота - бумажные деньги. Банкрот-должник, отказывающийся платить банку из-за своего разорения. Банка- сосуд цилиндрической формы. - Какие слова в этом столбике однокоренные. Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям) – Прочитайте предложения. 1.Какое слово повторяется? У этого слова одно значе-ние? Может банкир оказаться в банке, где помидоры? Он в здании- в банке. 2. Что и куда сдала Мария Ивановна? Кто она? Как пишется слово кассир? Подчеркните удвоенну согласную. Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Подчеркните за главные буквы. – Рассмотрите иллюстрацию. Что в ней необычного? Кем представ-ляет себя мальчик? 1.Как это «кто кем станет»? Замените другими словами (кем будет работать, какую выберет профессию) 2. Почему Маша хочет стать библиотекарем? Чем занимаются люди этой профес-сии? 3.4 Что повлияло на Петин выбор? О чём он мечтает? Как он об этом говорит? 5.5 Кем хочет стать Вова? Какие слова Вовы развеселили всех? Почему он ошибся? Слайд с изображением страницы из учебника. - Кто автор текста? (Н. Сладков) -Посмотрите на иллюстрацию, прочитайте название. ( «Лесные мастера») – Кто такие мастера? ( Человек, который умеет хорошо что-то делать, специалист). _ Лесные мастера. Кто это? 1.Почему без профессии в лесу не прожить? (она кормит, дает жильё) 2. Кто ищет ответ на вопрос «Кем лучше стать?» (бельчонок) 3.4.5Чем занимается дятел? Может ли бельчонок стать доктором? Почему? 6-8. Кто такие землекопы? (Те, кто копает землю). Зачем барсуку туннель?(ищет пищу). Может бельчонок быть землекопам? Почему? 9-13. Кто по профессии паук? Может быть бельчонок быть ткачём? 14-17 Кто это оляпка? Что она ищет под камушками на дне?(жуков) Чего испугался бель-чонок? Каким вы представляете бобра? Как это мастер на все лапы? Как мы говорим о людях? Почему бобр не умел собирать грибы (они ему не нужны). Кем решил стать бельчонок? Почему? Подходит ли название к тексту? Почему названия животных написаны с большой буквы (являются здесь именами) Это сказка? Почему? Кто автор? Что объединяет сказку и рас-сказ? (тема: кем стать?) VI. Итог урока. Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, прово-дится рефлексия. – Дети, что нового вы узнали на уроке? Какой звук вы очень часто слышали сегодня на уроке? Вы работали сегодня отлично ( появляется слайд). VII. Творческое домашнее задание. • Пофантазируйте кем бы могли быть волк, лиса, медведь, заяц. Нарисуйте. • Расскажите, о какой профессии мечтаете вы. Список литературы: 1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука» Баласс, Москва, 2009. 2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука и прописям «Мои волшебные пальчики» Методические рекомендации для учителя. Баласс, Москва,2006 3. http://www.photowall.ru/img461.htm 4. http://viki.rdf.ru/cat/obuchenie/ | |
Просмотров: 2709 | Загрузок: 712 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |