Понедельник, 20.11.2017, 16:20
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык

Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [б, б,]. Буквы Бб".
[ · Скачать удаленно (4,98 МБ) ] 18.01.2012, 15:33
Максимова Валентина Валентиновна
учитель начальных классов,
МАОУ «Гимназия № 3»
Великий Новгород
Характеристика класса.
В 1 «А» классе обучается 34 ученика: 19 девочек и 15 мальчиков. По результатам психо-лого-
педагогического обследования 97% учащихся готовы к школьному обучению. 26% учени-ков могут испытывать трудности в обучении уже при средних нагрузках и скорости пода-чи учебного материала. 39% детей имеют низкий уровень внимательности. Предположи-тельно у 87% учащихся ещё не установились зрительно-двигательные связи, им трудно справиться с задачей повторения образца, который находится у них перед глазами. 19% учащихся имеют инфантильную самооценку. Некоторые дети имеют высокий уровень тревожности, им необходима помощь и поддержка педагога.
Всё это необходимо учитывать при составлении планов занятий. На уроках необходимо использовать различные формы и методы работы, оптимальный режим труда и отдыха. Данный конспект составлен с учётом особенностей класса и требований ФГОС. Приво-дятся возможности для формирования УУД.

Звуки [б, б,]. Буквы Бб.

Образовательная система: «Школа 2100».
Предмет: урок обучения грамоте.
Класс: 1.
Тема: «Звуки [б, б,]. Буквы Бб».
Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука» Баласс, Москва, 2009.
Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.
Форма урока: Классно-урочная.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office Power Point.

Цели урока
• Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [б, б,], буквами Б, б.
• Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
• Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
• Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонемати-ческий слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, фор-мулировать правила.
• Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
• Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.

Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровне-вая.
Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная рабо-та.
Возможности для формирования УУД
Личностные действия
• - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
• - представление о национальных ценностях;
• - широкая мотивационная основа учебной деятельности;
• - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• - установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Регулятивные действия
• - принимать и сохранять учебную задачу;
• - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
• - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• - осуществлять пошаговый контроль;
• - адекватно оценивать себя.
• -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

Познавательные действия
• -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
• - осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;
• - устанавливать причинно-следственные связи.
• - осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с ис-пользованием учебной литературы;
• - использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
• - строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• - основам продуктивного чтения и выделению существенной информации;

Коммуникативные действия
• - умение слушать и понимать собеседника
• -ориентироваться на партнёра по деятельности
• -учитывать позицию другого человека
• -доказывать свою точку зрения
• -сотрудничать со сверстниками и со взрослыми

Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную об-становку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
– Проверяем готовность к уроку. Улыбнёмся своему соседу, подарим друг другу хо-рошее настроение и начнём урок.

II. Актуализация опорных знаний.
Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Повторить изученный материал.. Подвести учащихся к форму-лированию темы урока.
– На экране изображены 2 группы предметов.
Демонстрируется слайд
В первой группе


– Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Кот, кит, белка)
Во второй группе

– Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (барс, машина, малина.)
– С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)
– Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)
– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Исключаем слово белка, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Исключаем слово белка, так как в нём 5 звуков, а в словах кит и кот по 3 звука.)
– Какое слово можно исключить из второй группы? (барс, так как в нём 1 слог, 4 звука, оканчивается на согласный, а в остальных словах по 3 слога, по 6 звуков, оканчива-ются на гласный звук).

III. Формулирование учащимися темы и задач урока.
Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализа-ция идеи педагогического сотрудничества).
На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целепо-лагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.
- Отгадайте загадки.
Русская красавица стоит на поляне в белой коф-те, в зелёном сарафане. (берёза)
(Беседа о том, что берёзу называют символом России, о бережном отношении.)
Роет землю, словно плуг скромный труженик …
(барсук)


барсук берёза
Демонстрируется слайд №


Слайд

– На экране изображены предметы. Назовите их. (белка, барс, берёза, барсук)
– Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [б, б,].)

– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшне-го урока. (Слова белка, берёза начинаются со звука [б,], а слова барс, барсук – со звука [б]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает».)
Демонстрируется слайд с названием темы.
– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Учащиеся формулиру-ют цель урока.)

IV. Усвоение новых знаний.
Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [б, б,], буквами Б,б.
Знакомство с новыми звуками
Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через арти-кулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип любви к родному языку – внимание к материи языка.
– Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)

Работа по группам
Цели.
• Реализация принципа деятельности.
• Формирование мотивации учения и обучения.
• Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.
• Психологический комфорт в учебном коллективе.
• Единство воспитания и обучения.
• Реализация субъект – субъектных отношений.
• Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение ра-ботать сообща для достижения общей цели).

Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспи-тывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активи-зирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуника-тивных умений, повышает эффективность урока.

– А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, сущест-вующим в институте. Давайте познакомимся с ними.
Дети хором читают правила работы в группе на слайде.

Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Демонстрируется слайд.

Белка
барс
берёза
барсук
– На экране появились слова: белка, барс, берёза, барсук . Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставлен-ный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: белка, барс, берёза, барсук.
Сделайте вывод: звук [б] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: белка, барс, берёза, барсук.
Сделайте вывод: звук [б] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: белка, барс, берёза, барсук.
Сделайте вывод: звук [б] в словах бывает твёрдый или мягкий?

Далее дети по одному человеку от группы выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) и «одевают» человечка-звуковичка.
К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядность:



– Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.
– Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)
– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (От-ветив на вопрос, учащиеся садятся.)

Физкультминутка
Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового об-раза жизни. Соединение структурных частей урока.
Знакомство с новой буквой
Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.
– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [б, б,].)
– Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ла-доши, если нет, то качаете головой.
– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)
– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты от-ветов учащихся.)
– Давайте поселим эту букву на ленту букв.(Лента букв есть у каждого ребёнка и на доске).
Демонстрируется слайд с изображением буквБб.


На лугу стоит барашек
В лёгком облаке кудряшек.

-Сравните печатные буквы с пись-менными. Зачем нужны большие бу-квы?
V. Закрепление новых знаний.

Чтение слогов, слов, текста с новой буквой
На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.
Цели.
• Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенст-вование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать.
• Формирование умения читать прямой открытый слог слитно. Осознание роли но-вой буквы и её места в составе слога. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих учеников под руководством учителя.)
• Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно.) В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечи-вают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллек-туальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным.
• Формирование умения читать самостоятельно про себя, готовясь читать вслух. (Первая группа (хорошо читающие ученики) осуществляет чтение связного тек-ста.)

Работа по учебнику «Моя любимая Азбука»
На с. 112 даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).

Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)
– Прочитайте слоги.

Задание 2-ой группе (средне читающим детям)
– Прочитайте слова в столбиках.
Бра - настенный светильник.
Брак - семейные отношения . 2.Недоброкачественный предмет производства
Брод- мелкое место в реке, озере.
Банк- учреждение, которое проводит различные денежные операции.
Банкир- владелец банка.
Банкнота - бумажные деньги.
Банкрот-должник, отказывающийся платить банку из-за своего разорения.
Банка- сосуд цилиндрической формы.
- Какие слова в этом столбике однокоренные.

Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)
– Прочитайте предложения. 1.Какое слово повторяется? У этого слова одно значе-ние?
Может банкир оказаться в банке, где помидоры? Он в здании- в банке. 2. Что и куда сдала Мария Ивановна? Кто она? Как пишется слово кассир? Подчеркните удвоенну
согласную. Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Подчеркните за
главные буквы. – Рассмотрите иллюстрацию. Что в ней необычного? Кем представ-ляет
себя мальчик?
1.Как это «кто кем станет»? Замените другими словами (кем будет работать, какую
выберет профессию)
2. Почему Маша хочет стать библиотекарем? Чем занимаются люди этой профес-сии?
3.4 Что повлияло на Петин выбор? О чём он мечтает? Как он об этом говорит?
5.5 Кем хочет стать Вова? Какие слова Вовы развеселили всех? Почему он ошибся?

Слайд с изображением страницы из учебника.
- Кто автор текста? (Н. Сладков)
-Посмотрите на иллюстрацию, прочитайте название. ( «Лесные мастера»)
– Кто такие мастера? ( Человек, который умеет хорошо что-то делать, специалист).
_ Лесные мастера. Кто это?
1.Почему без профессии в лесу не прожить? (она кормит, дает жильё)
2. Кто ищет ответ на вопрос «Кем лучше стать?» (бельчонок)
3.4.5Чем занимается дятел? Может ли бельчонок стать доктором? Почему?
6-8. Кто такие землекопы? (Те, кто копает землю). Зачем барсуку туннель?(ищет пищу). Может бельчонок быть землекопам? Почему?
9-13. Кто по профессии паук? Может быть бельчонок быть ткачём?
14-17 Кто это оляпка? Что она ищет под камушками на дне?(жуков) Чего испугался бель-чонок?
Каким вы представляете бобра? Как это мастер на все лапы? Как мы говорим о людях? Почему бобр не умел собирать грибы (они ему не нужны).
Кем решил стать бельчонок? Почему?
Подходит ли название к тексту? Почему названия животных написаны с большой буквы (являются здесь именами) Это сказка? Почему? Кто автор? Что объединяет сказку и рас-сказ? (тема: кем стать?)
VI. Итог урока.
Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, прово-дится рефлексия.
– Дети, что нового вы узнали на уроке? Какой звук вы очень часто слышали сегодня на уроке? Вы работали сегодня отлично ( появляется слайд).

VII. Творческое домашнее задание.
• Пофантазируйте кем бы могли быть волк, лиса, медведь, заяц. Нарисуйте.
• Расскажите, о какой профессии мечтаете вы.

Список литературы:
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука» Баласс, Москва, 2009.
2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука и прописям «Мои волшебные пальчики» Методические рекомендации для учителя. Баласс, Москва,2006
3. http://www.photowall.ru/img461.htm
4. http://viki.rdf.ru/cat/obuchenie/
Категория: Русский язык | Добавил: Анирам
Просмотров: 2031 | Загрузок: 391 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Работа не допущена к конкурсу. Материал загружен на неофициальный файлообменник

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]