Четверг, 08.12.2016, 07:01
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык

Род имен существительных
[ · Скачать удаленно (8,2 МБ) ] 07.01.2016, 23:45
Подробный конспект урока/занятия/образовательного мероприятия
(размещается только в папке с фестивальным материалом)

Организационная информация
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) Веретенникова Татьяна Алексеевна
Должность
Учитель начальных классов
Образовательное учреждение
МКОУ СОШ п Фаленки
Республика/край
Кировская область
Город/поселение
Поселок Фаленки
Предмет
Русский язык
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек
3 класс
Продолжительность урока/занятия/мероприятия
45 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия/мероприятия
Род имен существительных
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) «Русский язык», УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (Школа России)
Место урока/занятия/мероприятия в системе уроков/образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) Урок ознакомления с новым материалом. Данный урок проводится в рамках темы «Морфология. Части речи» (76 часов) это одиннадцатый урок. Но это первый урок из двух отведённых на эту тему. Учащиеся владеют понятиями «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», «Собственные и нарицательные имена существительные», познакомились с изменение имен существительных по числам.
Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы В 3 «А» классе 20 человек: 15 мальчиков и 5 девочек, 2 ученика проходят повторное обучение, 2 обучающихся перевели из VII вида. Из них два ученика 2005 года рождения, трое-2007 года, а остальные-2006 года. По результатам второго года обучения на «5» закончили два мальчика, на «4» и «5» пятеро обучающихся. Таким образом, успеваемость составляет 100%, качество знаний 39%. Еще 5 человек имеют по одной тройке - это русский язык и математика. Дети подвижны, шустры, импульсивны, жизнерадостны. В обучении, при получении знаний, желании и умении учиться, они различны. В целом в классе средняя работоспособность.
Школьники активно принимают участие в школьных мероприятиях. Во внеурочное время посещают творческие кружки по интересам при школе, ДДТ, ШИ и ДК.
Цели и задачи урока/занятия/ мероприятия
(ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют/приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока/занятия/ мероприятия Цели урока: Организовать деятельность учащихся по умению определять род имен существительных
Задачи урока
Образовательные:
• . Актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
• Ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – родом;
• Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода;
• Использование знаково-символических средств представления ин¬формации.
Развивающие:
• Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение логических игр и упражнений.
Воспитательные:
• Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;
• Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:
Актуализируют знания по пройденной теме: «Имя существительное», постоянные и непостоянные морфологические признаки. Закрепят навыки находить имена существительные в ряду слов и в тексте, коммуникативные навыки через работу в группах, приобретут знание алгоритма определения рода имени существительного, умение определять род этих существительных и подбирать существительные разных родов, адекватная самооценка и оценка работы группы.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Подлежит усвоению и закреплению материал на тему «Род имен существительных» - какого рода бывают имена существительные, как определить род, родовые окончания имен существительных, актуализации «Имена существительные. Изменение имен существительных по числам», «Части слова. Окончание», словарные слова.
Планируемые результаты:
Личностные
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Регулятивные УУД
-уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-уметь составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-уметь в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
-уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема);
-уметь перерабатывать и преобразовать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-уметь осуществлять анализ и синтез;
-уметь устанавливать причинно-следственные связи;
-уметь строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
-уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
-уметь высказывать и обосновать свою точку зрения;
-уметь слышать, слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-уметь задавать вопросы.
Предметные:
- знать понятия «род имен существительных» на основе видовых понятий -- существительные мужского, женского и среднего рода;
-уметь выделять признаки каждого рода;
- уметь определять род и подбирать существительные разных родов;
-пробудить у учащихся интерес к русскому языку.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия
Мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация к уроку, материалы для цветка (лист А-5, цветная бумага), раздаточный материал для учащихся

См. следующую страницу

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
Образовательное мероприятие должно содержать все три фазы и каждая его фаза должна содержать минимум 1 этап, включающий АМО
Фаза урока/занятия/
мероприятия Этап урока/занятия/мероприятия Продолжительность
этапа (минуты) Подробное описание АМО по установленной схеме :
- Название метода
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Инициация (приветствие, знакомство)

Вхождение или погружение в тему (целеполагание)
4 мин.

Название метода: «Садовники»
Происхождение метода: авторский
Цель:
1.Создание благоприятного эмоционального начала урока, внимание, наблюдательность, координация.
Необходимые материалы: музыкальное сопровождение.
Предварительная подготовка: на листе формата А-5 нарисовать цветок из 7 черно-белых лепестков и вырезать 7 лепестков цвета радуги..
Технология проведения:
Садовникам предлагается вырастить свой цветок и придумать название. Чтобы цветок быстрее взошел, нужно выбрать определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Все участники выполняют выбранный ритм. Во время первого щелчка ведущий называет свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма. Чье имя назвали, включается в игру, во время первого щелчка называет свое имя, во время второго имя другого человека и т.д.
Примечание: 1. Необходимо предварительно подготовить свободное пространство. Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата.
Варианты проведения метода Можно давать задания, связанные с содержанием любого предмета изучаемого в этом классе.
1) Дети стоят, образуя круг. Учитель приветствует их. Ученики выполняют действия по указанию учителя такие как: похлопайте в ладоши, кто сегодня с радостью пошел в школу, потопайте ногами, кто любит русский язык, помашите руками, кто никогда не опаздывает на уроки, похлопайте по коленкам, кто готов к познанию нового и сообщает, что самая большая радость- радость познания нового, можно спеть песню, частушки, прочитать стихотворение, все о цветах. Группам предлагается выбрать одно из заданий.

Мы сегодня снова встретились. Я рада, что все здоровы и все у вас хорошо. И рада поделиться своим хорошим настроением. А какое у вас настроение? Похлопайте в ладоши те, у кого хорошее настроение. На слайде появляется «Цветочная поляна» (Слайд № 1)
Какие чувства вы испытываете, глядя на цветы? Ребята, а как вы думаете, какие чувства чаще всего испытывают учителя и ученики в школе. Ребята, когда мы испытываем радость? (когда хвалит учитель, когда с друзьями хорошие отношения). Сегодня мы с вами будем учиться радоваться от общения друг с другом. И скажу вам по секрету, это чувство помогает хорошо учиться. Многие взрослые люди, ученые, писатели говорят о том, что самая большая радость, это радость познания нового. Сейчас я вам предлагаю встать в круг рядом со мной взяться за руки и дружно сказать «Я с радостью познаю новое». Особенно радостно, когда мы познаем мир вместе. Давайте громко скажем «Мы радуемся, потому, что мы вместе!». А теперь дружно крикнем «Ура» и поаплодируем друг другу. Молодцы!
АМО «Садовники» Мы сегодня садовники и я предлагаю вырастить цветок и придумать название. Чтобы цветок быстрее взошел, нужно выбрать определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Кто хочет показать ритм хлопков, а кто ритм щелчков. Спасибо. Давайте соединим все вместе. Замечательно. Тогда объясняю дальше. Все участники выполняют ритм, который мы только что выбрали. Во время первого щелчка ведущий называет свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма. Чье имя назвали, включается в игру, продолжает во время первого щелчка называет свое имя, во время второго имя другого человека и т.д. Если все понятно, можно начинать. Но помним, какая бы заминка не произошла, мы не сбиваемся с выбранного ритма. Молодцы
Сядьте на места, наклейте шаблон ( , кружочек) на серединку вашего цветка. Желаю хорошо поработать, чтобы к концу урока у нас «выросла» цветочная поляна.
Дети сидят за партами, заранее приготовлены для 5 групп.
Ученики записывают дату в тетрадях, один ученик проговаривает орфограммы, остальные проверяют.
На фоне музыки «В гостях у сказки» учитель читает стих.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
На экране появляется цветок «Цветик-семицветик» (Слайд №2 )
-Ребята, что это за цветок? (Да, это цветик-семицветик),
- А почему он так называется? (Потому, что у него семь лепестков и все они разного цвета).
-А в жизни бывают такие цветы? (Нет, только в сказках).
- Значит этот цветок, какой? (Волшебный). Этот цветок появился неслучайно. В каждом его лепестке спрятан сюрприз для вас, семь лепестков - это семь заданий, испытаний. Готовы?


5 мин

3 мин.

Словарно-орфографическая работа. АМО «МиКроисследование»
Название метода: «МиКроисследование»
Происхождение метода: авторский
Цель:
- ознакомление со словарным словом, его произношением, лексическим значением и происхождением, ударением, правописанием и т. д.
Необходимые материалы: схема-план «Энциклопедия одного слова», словари: толковый, этимологический, фразеологический, антонимов и синонимов, русский фольклор: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, сказки, народные песни, детские журналы.
Предварительная подготовка: для работы подготовить карточки со словарными словами, по количеству групп. Распечатать схему-план. (Приложение № 1)
Технология проведения: Задание: исследовать слово. Исследование слова проводится по плану. На первом уроке выбирают слова из темы (все словарные слова разделены на тематические группы), составляют план исследования и начинают собирать материал. На столе разложены закрытые карточки со словарными словами. Каждая группа выбирает одну карточку. Обсуждают в группе план исследования, т.е. какие пункты из схемы будут освещать: происхождение слова, его лексическое значение, синонимы, антонимы, однокоренные слова и т.д. Распределяют между
собой кто, что будет делать. Если требуется дополнительная литература подходят к столу и выбирают. Так идет сбор материала. Итогом первого урока является кодировка слова используя морфологические признаки
Примечание: эта работа продолжается на следующем уроке. Участники обобщают собранную информацию и готовятся к представлению слова. Для этого продумывают форму представления: шарады, ребусы, загадки, по лексическому значению, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок и т.д. Далее знакомство класса со словом.
Варианты проведения метода:
Знакомимся со словарным словом: выберите карточку, получите примерный план. Работаем в группах. По моему сигналу работу останавливаем.
Справились с первым заданием. Молодцы! Наклеиваем первый лепесток, какой - красный.
Оцените в группах вклад каждого участника в общее дело по достижению поставленной цели.

Название метода: «ШифрОвка»
Происхождение метода: адаптированный
Цель:
-помочь третьеклассникам сформулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы.
Необходимые материалы:, толковый словарь
Предварительная подготовка: подобрать ребусы, загадки, шарады, составить «Грамматическую арифметику», оформить и распечатать карточку – инструкцию.
Технология проведения:
Ученикам предлагается на двух карточках три задания, разные по уровню сложности (уровень выбирает группа): разгадать ребусы, шарады, загадки, выполнить задания грамматической арифметики. Они собирают новое слово из первых звуков каждого слова, - это название темы урока, готовятся объяснить значение нового слова (Что обозначает слово РОД?) или ищут в "Толковом словаре". Далее от значения слова определяют задачу урока, составляют план работы на уроке. Как только какая-то группа догадается о чём пойдёт речь на уроке и сможет сформулировать учебную задачу, то поднимает руку.
На доске записывается тема и задачи урока.
Примечание: прием помогает учащимся на основе выделения первого звука в слове понять, о чём пойдёт речь на уроке и сформулировать учебную задачу
Варианты проведения метода: образовывать новое слово можно так: первый слог такой же, как в слове монета, второй слог - как у слова волосы, третий слог – как, корова. Какое слово получилось? (Молоко)
Карточка № 1 «ШИФРОВКА»

Собери слово из первых звуков зашифрованных слов. (2 уровень) Карточка № 2 «ШИФРОВКА»

Собери слово из первых звуков зашифрованных слов. (1 уровень)
2, 3, 1
2,4, 8
К

Шарады.
Слог первый -восклицание,
Второй достоин порицания,
А целое-на севере бывает
И жителей тех мест и греет, и питает (Олень) Загадка.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко
(Олень)
Грамматическая арифметика
До + зарытые в семье ценности = ? (Доклад) Грамматическая арифметика
До + термин игры в шашки, шахматы = ? (Доход)
Если вы установите правильную последовательность первых звуков каждого слова, то узнаете тему урока.
Если вы установите правильную последовательность первых звуков каждого слова, то узнаете тему урока.

Слова, какой части речи мы использовали во время минутки чистописания и словарно-орфографической работы? Тогда скажите, о чем мы будем говорить на уроке? Верно. Мы сегодня будем говорить об имени существительном. Узнаем его новый грамматический признак. Какой, спросите вы? Очень просто, говорит нам оранжевый лепесток. На этих карточках приготовлены разноуровневые задания. Разгадаете три слова, и из первых букв каждого слова сможете составить тему урока. А унав тему, попробуйте сформулировать задачи урока. Составьте план действий на уроке.
На доске записывается тема урока: Род имён существительных, план действий:
 повторить знания об имени существительном;
 узнать какого рода бывают имена существительные;
 как определить род имени существительного;
 какие окончания имеют существительные каждого рода.
Молодцы! И со вторым заданием справились. Наклейте еще один лепесток.
Оцените в группах вклад каждого участника в общее дело по достижению поставленной цели.

Фаза 2 «Работа над темой» Актуализация знаний учащихся

Интерактивная лекция (инпут)

Проработка учебного материала 5 мин

Название метода: «Знаю. Могу. Желаю узнать»
Происхождение метода: адаптированный
Цель: повторить и закрепить знания об имени существительном; выработать умение работать самостоятельно.
Необходимые материалы: Ручка
Предварительная подготовка: подготовить карточки план-опора
Технология проведения: Для того чтобы открыть новое, нужно привести в систему знания об имени существительном. Какие признаки имени существительного мы изучили? Какие из этих признаков постоянные? Ученикам предлагается написать, что знают по теме «Имя существительное» в таблицу «Знаю что… , «Могу… . Желаю узнать …». Каждый ученик самостоятельно заполняет таблицу. В колонку «Могу», вместо точек еще добавляют слова, например, «Могу… привести примеры, выделить существительные из предложения и т.д..». Затем идет работа в паре с партнером по плечу, если возникают разногласия обсуждают в группе, но в группе высказывают общие позиции о графе «Желаю узнать». Идет взаимооценка и самооценка. Критерии те же.
план-опора: Знаю Могу… Желаю узнать
Имя существитель-ное (что это)
Обозначает
Отвечает
Бывают
В предложении… (роль, член предлож.).



4 мин.

3 мин.

7 мин. Спасибо. Оцените свою работу по эталону. И у нас уже раскрылось три лепестка (красный, оранжевый и желтый).

В русском языке много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. Что это за группы знаете? Тогда давайте искать ответ. А поможет зеленый лепесток.
Название метода: «По цепочке»
Происхождение метода: адаптированный
Цель: уметь группировать слова, выделяя общий признак;
- выработать способ определения рода имени существительного;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей.
Необходимые материалы: тетради, ручки, карандаши простые, клей-карандаш.
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: каждая группа выполняет задание с доски (Слайд № 3). Инструкция: «Даны имена существительные: Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, дочь, прадедушка, мужчина, женщина. Нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут слова «женщина» и «мужчина». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение».
Ученики записывают слова в два столбика: слова-названия мужчин и слова - названия женщин. Работают в группе, проговаривая по цепочке вслух, указывая в какой столбик записывают и почему, выделяют окончания. К записанным столбикам подбирают местоимения.
Примечание: следим за правильностью списывания с доски
М. р.
дедушка
папа
сын
брат
дядя
прадедушка
мужчина Ж. р.
мама
сестра
бабушка
внучка
тётя
дочь
женщина
Это слова мужского рода, так как к ним можно подставить слово он. Это слова женского рода, так как к ним можно подставить слово она.
Сколько столбиков получилось?
Какие местоимения подставили к словам первого столбика, второго столбика? (Он, она). В русском языке имена существительные бывают мужского рода, к ним можно подставить местоимение… (ответы детей) ОН и женского рода, к ним можно подставить местоимение… (ответы детей) ОНА.
Какого рода вы записали слова в каждый столбик? Какие местоимения можно подставить к существительным ж.р., м.р.?
А какое слово можно подставить к этим словам? Колесо, дупло, насекомое, полотенце – оно. Это слова среднего рода. Запишите их. Допишите в нужный столбик, словарное слово, с которым вы сегодня работали.
Что мы узнали сегодня на уроке? На какие три группы делятся имена существительные? Как же определить род имени существительного? Проверим по учебнику на с. 25
- Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя «открыли»? (да) Для чего же нужно правило? (дети читают правило в учебнике)
Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось? Какой вывод можно сделать? Род – это постоянный признак имён существительных. Почему? Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род – это постоянный признак имён существительных.
Вывод. Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. По родам существительные не изменяются
А вот как это правило оформила наша землячка, бывший учитель, поэтесса Т. В. Журавлева (Слайд № 4)
Женский род запомню я
И скажу: Она, моя.
И запомню род мужской,
И опять скажу: Он, мой.
Средний род: Оно, моё
- Это правило твоё.
Легко? И понятно! Давайте заучим.

м. р. ж. р. ср. р.










Родовые окончания имён существительных - Как вы думаете, можно ли по окончанию определить род имени существительного? Вернемся к нашему заданию. Назовите окончания имен существительных мужского, женского среднего рода? Впишите окончания. Сделайте вывод. Ученики заполняют таблицы самостоятельно.

Обсуждают вывод в группе. (м. р. - а, -я, и нулевое, ж. р.- а, -я и нулевое, ср. р. - о, -е, -ё.
У некоторых существительных окончание -я, например, дитя, пламя, время).
Вывод. У существительных мужского и женского рода могут быть
одинаковые окончания -а, -я, нулевое. Определить род имён существительных только по окончанию нельзя. Местоимение и окончание имени существительного указывает на род;
Пришло время оценить свою работу в группе. Добавьте четвертый лепесток. Как красиво!

Название метода: «Кольцовка слов»
Происхождение метода: адаптированный
Цель: сформировать навык определения рода существительного, опираясь на выведенные способы и
- сформировать ценностное отношение к своему здоровью;
- пробудить у учащихся интерес к русскому языку;
Необходимые материалы: большие мячи (по количеству групп)
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: каждая группа образует свой круг. У лидера группы мяч. Учитель называет по очереди род существительного учащиеся, передавая мяч в группах по кругу, приводят примеры слов данного рода. Один из участников фиксирует, сколько кругов успел сделать мяч и правильность подбора слова. А участники - свои правильные ответы. По сигналу, работа заканчивается и сообщаются результаты. Так мы узнаем, кто больше слов назвал, и кто не допустил ошибок в определении рода.
Примечание: стараемся не ронять мяч. А если упал, то продолжаем с того места, где потеряли мячик. Можно устроить соревнование «Кто больше слов успеет назвать?». Можно создать временную группу по симпатиям
Оцените свою работу. У вас появился еще один лепесток, он голубой. Поздравляю. Вы уже многое знаете и умеете. Но новое задание от лепестка уже ждет нас. Спешите!
Название метода: «Упражнения»
Происхождение метода: адаптированный
Цель: представить в виде схемы информацию по теме урока, формировать практическое умение определять род имен существительных, сформировать умение применять полученные знания на практике,
Необходимые материалы: карточки, тетради, ручки.
Предварительная подготовка: распечатать карточки с заданиями..
Технология проведения: Ученикам предлагается выбрать уровень выполнения заданий. Учитель говорит, что задания второго уровня сложнее, предлагает соизмерить свои знания. Ученик, выбравший карточку, ищет себе пару с таким же заданием. Работа в паре. Информацию по теме урока надо оформить схематически, для первого уровня в помощь прилагается начало схемы. Затем выполняют второе задание, оно тоже разное. Один уровень: к данным словам называют предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары записывают, определяют род и выделяют окончания у существительных. Формулируют еще раз вывод и проверяют по учебнику на с. 25
Примечание: Если возникают вопросы в процессе работы, можно их задать группе или поднять сигнальную карточку для учителя.
Варианты проведения метода: например, записать рядом с существительным мужского рода существительное женского рода: ученик-….; волк -…; лев - …; летчик - …; пловец -…; учитель -….. Из слов строчки составить предложение, указать род имен существительных. Составить рассказ, используя слова. и др.
Карточка№ 1 Уровень 1
1) Закончите схему:
Род имен существительных






2) Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов напишите.
1-в 2-в
Вечер - …………. Кефир - ……….
Корова - …………. Осень - …………
Мужчина - ……….. Бабочка - ……..
3)Определите род имен существительных. Образец: лошадь (ж.р.) – жеребенок (м.р.).
Справка: теленок, мальчик, молоко, лето, личинка, день.
Допишите еще одну пару слову.

Карточка № 2 Уровень 2
1) Какую схему вы можете составить по теме урока? Запишите.
2) Составьте и запишите словосочетания из слов, данных слева и справа от стрелки.
Жареный
широкое
красный
вкусная
московское Известная
зимняя
душистая
стройный
яблочная Сирень
картофель
тополь
карамель
шоссе Помидор
повидло
метро
пальто
фамилия

3) Укажите род имен существительных. Подчеркните непроверяемые орфограммы.
4) Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.
Оцените работу по эталону. К вам летит новый синий лепесток.
Решаем орфографическую задачу в окончании имён существительных
Повидл_, радуг_, пещер_, болот_, полян_, колен_, колёсик _, отчеств_, озер_.
Зная род имени существительного, подставляя слова оно, она, можно решить орфографическую задачу в окончании, правильно написать букву безударного гласного. Как? (Ответы детей)
Образец: Повидл_ онό, окончание -о,
радуг_ онá, окончание -а,
пещер_ онá, окончание -а,
болот_ онό, окончание -о,
полян_ онá, окончание -а,
колен_, колёсик _, отчеств_, озер_ онό, окончание -о.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Разминка (релаксация)



Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),
3 мин.

Название метода: «Вьюнок»
Происхождение метода: авторский
Цель: снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии
Необходимые материалы: - не требуется
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения: В игре участвуют команды. Ребята строятся в колонну по одному. По сигналу первый игрок поворачивается на 360*, затем второй, держа первого за талию, поворачивается вместе с ним на 360*, далее уже вместе поворачиваются три игрока, четыре, пять.
Выигрывает команда, которая сделает повороты быстрее.
Примечание: предварительно показать на личном примере - поворот на 360*
Варианты проведения метода: можно ходить по классу держась друг за друга змейкой, показывая как вьется вьюнок.

4 мин.

3 мин. Название метода: «Тест-контроль». Самостоятельная работа.
(Приложение № 2)
Происхождение метода: адаптированный
Цель: положительное отношение к проделанной работе; сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности, умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, работу и полученный результат партнера.
Необходимые материалы: карточки с заданиями.
Предварительная подготовка: подготовка проверочного материала
Технология проведения:
Каждый ученик выбирает индивидуальную карточку с заданием и с ответами для проверки на обратной стороне.
Выполняет задание в тетради и проверяет себя по данным ответам. Затем меняются тетрадями с партнером по плечу.
Оцените работу.
За выполненную работу получите еще один лепесток. Вот и вырос у нас волшебный цветок, как вы его назовете? Пусть он помогает исполняться всем вашим заветным желаниям. Но сегодня рядом с цветком я предлагаю написать ваши отзывы об уроке: ваше настроение, самочувствие, что понравилось на уроке, а что не очень, как работали, много ли узнали, кому помогли.

Название метода: «Цветик-семицветик»
Происхождение метода: авторский
Цель: создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке, осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Необходимые материалы: для организации работы нужны листы с цветком, которые, садоводы вырастили.
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения:
На листке А-5 цветок, который вырастили «садоводы», сбоку по вертикали написано слово «Цветик-семицветик». Ученикам предлагается оценить свою деятельность, работу на уроке, вклад в работу по достижению поставленной цели в начале урока, настроение, знания, что узнал, используя буквы этого слова. В каждой фразе используем только одну букву слова, эта буква может быть, как в начале, так в середине и в конце нового слова. Затем готовые работы закрепляем на доске. Показываем пример оформления. Заполняем не все буквы. (Приложение № 3)
Примечание: Рефлексия содержания материала заполнялась в течение урока. Ребята вносили оценки на лепестки.
Подведем итог нашего урока. Какова была цель урока ? Какие знания мы открыли ? Как определяем род имени существительного? Оцените свою работу.
И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
Домашнее задание: Составить, подобрать загадки, стихи. У существительных определить род. Можно составить развивающие каноны.


Энциклопедия одного слова Приложение № 1

№ План исследования Анализ словарного слова
Квартира
1. Знакомство со словом
2. Этимологическая справка
3. Толкование
(Слово и его лексическое значение)
4. Однокоренные слова
(Слово и слова – родственники)
5. Пословицы, поговорки и загадки Слово в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в загадках, в скороговорках и т.д.)
6. Средства художественной выразительности
7. Словосочетания. Предложения. Тексты
8. Краеведение
9. Рисунок
(Слово в иллюстрациях, рисунках)
Приложение № 2

Уровень 1. Тест «Род имен существительных». (Отметь V)

1. Сколько родов в русском языке у имени существительного?
1) два 2) три 3) один 4) ноль
2.Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой?
1) мужского рода 2) женского рода 3) среднего рода? 4) свой ответ
3. Какие слова можно подставить к именам существительным среднего рода?
1) он, мой 2) она, моя 3) оно, мое 4) они мои
4.Укажите имена существительные женского рода:
1) 2) воробей 3) постель 4) рояль
5. Укажите имена существительные мужского рода:
1) комбайнер 2) облако 3) Москва 4) работа
6. Укажи существительные среднего рода единственного числа:
1) стул 2) небо 3) товарищ 4) василек
7. Какие окончания имеют имена существительные женского рода?
1) –а. – я, 2) – о, - е 3) - а, - я 4) – о, - е, - ё Уровень 2. Тест «Род имен существительных».

Прочитай утверждения и закрась кружок зеленым карандашом, если утверждение верно, или красным, если неверно

1) Имена существительные, которых можно заменить местоимением ОНО: ср.р
2) В словосочетании «расцвела на клумбе» существительное м.р.
3) В этой строчке имена существительные: земля, воздух, стекло записаны в таком порядке ж.р; м.р.; ср.р.
4) В этом предложении « На улице шел снег и мела вьюга» 2 имени существительных ж.р.;
5) В этой строчке все одушевленные собственные.имена существительные ж.р: Ока, Валерия, Москва, Щука, Игорь.
6) Имена существительные изменяются по родам.

Уровень 3. Тест «Род имен существительных».

1)Ученики заполняли таблицу. Проверь их работу. Найди ошибку.

Ученики М.р. Ж.р. Ср.р
Петя Шофер Роща Письмо
Ваня Пастух Ваза Кино
Коля Лес Ель Клен
Петя Ваня Коля
Определи род имени существительного пианино:
м.р.; ж.р.; ср.р.
Подчеркни лишнее слово: девочка, сестра, плакса.
Подчеркни все имена существительные ср.р.:
Поле, цветок, солнце, дерево, роза, небо.
Как изменяются мена существительные?
по родам; по числам; по родам и числам.




Приложение № 3

Пример
Ценные знания
Весело
всЕ успел, все сумел
заТрудняюсь
Игра понравилась
Команда дружно работала

Сложные задания
умЕю определять род
Много узнал нового
Интересно
молодеЦ мой партнер
акти Вно работал
тЕст выполнил с ошибками
сТало хуже настроение
нИчего не узнал
уроК был коротким
Приложение 4
Критерии оценивания на уроке:
Каждое выполненное задание оценивается по критериям и записывается на лепесток цветка.
Самооценка с помощью знаков «!» , «+», «-»,
«!» - все выполнено верно, материал усвоен хорошо;
«+» - есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно;
«-» - много ошибок, материал не понят, нужна помощь.
Взаимооценка, оценка группы с помощью смайликов (наклеивается на лепесток) - вклад каждого участника в общее дело по достижению поставленной цели:Принимал активное участие в деле; Принимал участие в обсуждении, но мог работать лучше; Не участвовал в обсуждении, но хотел активно работать; Не участвовал в работе потому, что не хотел.

Аналитическая информация
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для данного урока/занятия/мероприятия:
1. Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока/занятия/мероприятия
2. Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока/занятия/мероприятия) за счет использования технологии АМО На данном уроке применяется деятельностный метод обучения, который реализован в учебной и учебно-исследовательской деятельности. За основу взят «Цветик-семицветик».
Для активизации учебной деятельности на каждом этапе используются методики АМО. На этапе инициация» - это метод «Садовники», он создает благоприятное эмоциональное начало урока. Это позволяет установить контакт с детьми, осуществить мотивацию учебной деятельности, личностные УУД, пробудить интерес к русскому языку, формируем предметные УУД. Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск информации.- АМО «МиКроисследование», для составления энциклопедии слова используют словари (толковый, орфографический, фразеологизмов, синонимов и антонимов, этимологический) русский фольклор, детские журналы, идет формирование познавательных УУД. Четко и конкретно была сформулирована цель урока с использованием АМО «Шифровка». Разгадывая ребусы, шарады, решая грамматические задачи формируем познавательные и регулятивные УУД. Для актуализации знаний каждого ученика предлагается АМО «Знаю…Могу…Желаю узнать», к нему план-опора. Во время выполнения индивидуальной работы развиваем регулятивные, познавательные и предметные УУД. На этапе «открытия новых знаний» решают проблемные вопросы. Задания направлены на формирование всех УУД: регулятивные, познавательные, предметные.
Организовано сотрудничество «учитель –ученик» (инициация «Садовники», проработка учебного материала «Кольцовка слов», инпут-введение в тему урока, проблемные вопросы), «ученик-ученик» (инпут-«По цепочке», погружение в тему «Шифровка», «Микроисследование», проработка учебного материала-«Упражнения»). Групповая работа на уроке служила в объединении усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, ответственности за совместные действия. Учащиеся смогли реализовать свои возможности в общении, в преодолении боязни, робости.
Коммуникативные УУД учат принимать различные точки зрения на проблемные вопросы, договариваться, находить общее решение в парах - АМО «Упражнения», самостоятельная работа; умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение в группах – группировка слов по общему признаку, «Кольцовка слов», «По цепочке», «Шифровка».
Использованы здоровьесберегающие технологии - четкая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, двигательная разминка во время АМО «Кольцовка слов», эмоциональная разрядка «Вьюнок». Информационные технологии (презентация) – делают процесс обучения более ярким, понятным и доступным, визуализируют учебный материал.,
Учитель выступает в новой роли.:
- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы (красный сигнал);
- регулирует споры, порядок работы (зеленый сигнал);
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе (желтый сигнал).
Выполняя «Тест-контроль» проверяется умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Это личностные УУД и здесь же адекватное понимание причин успешности (неуспешности) учебной деятельности. При самостоятельной работе формируется волевая саморегуляция; осознание качества и уровня усвоения учебного материала, а это регулятивные УУД
В конце урока совместно подведен итог работы над темой, рефлексия, осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. Здесь формируем общеучебные УУД: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
Такая форма проведения урока повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
Активные методы обучения послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, поставили учащихся в новую позицию активного участника образовательного процесса.
Во время выполнения заданий учащиеся получили положительные эмоции открытия нового знания.

Дополнительная информация
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку, 3 класс. М: ВАКО, 2014 (в помощь школьному учителю)
Иванова И. В. Поурочные разработки по русскому языку, 3 класс. М: Издательство «Экзамен», 2008.
Нефедова Е. А., узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы, М: «Аквариум», 2004
Пасынок Ю. Ю. УМК Занимательный словарик русского языка для начальной школы, 2004, Южно-Сахалинск. nsportal.ru›pasynok-yuliya-yurevna
Попова Е. В. Тестовые задания по русскому языку для начальной школы, М: «Аквариум», 2001
Копилочка АМО. Электронный курс
Материалы курсов Материалы курсов Образовательный портал «Мой университет»: «Разработка урока в начальной школе по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС», «Технология интерактивного обучения». moi-uni.ru›index.php, moi-amour.ru
https://t2.ftcdn.net/jpg/00/76/99/79/500_F_76997948_LKYBlMWoPB3vch9KU6lJy6xblU6yrqB2.jpg - смайлики
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6ab9e764154bcec579bbd6c6594ea8cb&n=33&h=190&w=292 – рыбка
http://nyam-nyam38.ru/images/upload/member/165.jpg - краб
https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e168a3eb6ce06cae47f87577e9c12301&n=33&h=190&w=138 – цветик-семицветик
Примечания автора/ов
Категория: Русский язык | Добавил: veretennikova-ta
Просмотров: 650 | Загрузок: 122 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа допущена к участию в фестивале

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]