Вторник, 06.12.2016, 11:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык

Однородные подлежащие и сказуемые.
[ · Скачать удаленно () ] 05.08.2014, 16:49
Технологическая карта по уроку русского языка в 4классе Учитель МБОУ ТСОШ №1 имени М.Г.Ефремова Мубаракова Ирина Павловна
Тема: Однородные подлежащие и сказуемые.
Тип урока: открытие нового знания.
Тема Однородные подлежащие и сказуемые.
Цели Формирование понятия «однородные подлежащие», «однородные сказуемые».
Задачи Создание условий для развития умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, получать информацию из разных источников (правила, словаря), преобразовывать её в другие формы.
Развивать умения находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые, читать предложения с интонацией перечисления, чертить схемы предложения с однородными членами.
Овладение умением устной речи – интонировать предложение с однородными членами.



Основное содержание темы, термины и понятия Однородные подлежащие, однородные сказуемые. Термин: однородные.
Развитие УУД на уроке

Предметные:
Понимать что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые.
Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
УУД:
Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.

Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Русский язык, окружающий мир. Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и в группах. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Русский язык». Учебник. 3 класс, 2 часть.
Толковый словарь (учебник)
Орфографический словарик (учебник)

Этапы Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организация начала урока.

2.Приветствие.
Психологический настрой.
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Будет добрым всё кругом!

Наш урок я хочу начать с пожелания :
« Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет» Создание положительного настроя на учение, благоприятной эмоциональной атмосферы. Эмоциональная мотивация.
Дети здороваются друг с другом и с гостями.
3.Чистописание

На слайде 1 появляется анаграмма
КРАП ЦИТП
Разгадайте анаграмму, помогая друг другу. и запишите, что у вас получилось?

(ПАРК ПТИЦ)

Посмотрите на слова и скажите, какой элемент встречается в написании больше всего?
Пропишите этот элемент, соединяя узелком в цепочки по три.
Поставьте + под теми элементом, который получился лучше всего Работа в парах

Фронтальная работа

( показ на доске) Один ученик читает запись вслух, другой закрытыми глазами слушает и произносит наоборот.
ПАРК ПТИЦ

Выделят прямую линию с закруглением снизу вправо.
Дети прописывают и оценивают своё письмо.

4. Словарная работа
Дайте толкование словам, которые записали.
Что же такое парк птиц?
( Парк птиц – это участок земли для прогулок, где живут птицы.)
Найдите в словаре и выпишите слова по теме «птицы», подчеркните орфограмму.
Проверьте себя.

Работа со словарём
Проверка по слайду 2
Картинка с подписями.
Называют, что парк - это участок земли для прогулок.
А птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

Выписывают слова: синица и соловей.
5. Постановка проблемы

Задание на столкновение мнений

Побуждение

Проблема
Мы с вами уже совершали путешествие в парк птиц.
С какой целью?
Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в парк ещё раз.
Итак, оправляемся.
Включается видеоролик. (1мин)
В каких условиях находятся животные?
Как животные распределены по клеткам?
Что значит одной породы?

А теперь посмотрите на слайд 3:
Около входа прогуливаются голуби, куры, петухи.
Рядом сидят попугаи, передразнивают посетителей.

Что здесь записано?
Докажите.
Назовите ключевые слова по этой теме

Выпишите грамматическую основу из этих предложений.
Сверим ваши результаты с записью на доске.
У кого другое мнение?

Задание было одно? А ответы?
Почему так получилось?

Какой возникает вопрос после выполнения этого задания?
Какая же тема урока спряталась в этом вопросе?
Мотивационный момент

Составляется модель :
Предложение
Цель
Интонация
Члены предложения

главные вторстепен.

подлежащее сказуемое


Вызвать одного ученика к доске.
Записать все варианты детей.

Вынести вопрос на доску

Подчеркнуть слова: несколько подлежащих и несколько сказуемых в предложении.

В клетках, вольерах.
Одной породы
Одинаковые признаки
Остальные ребята выполняют в тетрадях

По- разному (осознание противоречия)
Не хватает знаний.

Может ли быть в предложении несколько подлежащих и несколько сказуемых?
6. Актуализация знаний Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте
проведем исследование.
Какие знания нам понадобятся?

Каким планом мы пользовались при изучении этой темы? Фронтальная работа

На доске дополняется модель
Задаём вопрос
Выделяем член предложения
Какой частью речи он выражен ?
Главные члены предложения
Что такое подлежащее.
Что такое сказуемое.

7. Поиск решения
А теперь мы продолжим исследования, работая в группах.

ФИЗМИНУТКА (шапка для размышлений)

Нам пришли письма с новостями из парка птиц.
Сначала на листочках №1,потом №2
Вы должны прочитать их и выполнить задание
Поможет вам план при выполнении задания?
Каждая группа должна найти основу, сделать схему и вывод по плану.

По одному представителю выходят к доске, чертят схему.
Другой ученик из группы делает вывод по наблюдению. (оценить детей)

1группа
№1
Запели весенние песни щеглы.
Запели весенние песни дрозды.
Запели весенние песни щеглы, дрозды.

Как вы считаете, правильно разобрали ребята?

2группа
№1
Меняют свою шубку зайцы.
Меняют свою шубку кролики.
Меняют свою шубку зайцы, кролики

3группа
№1
На первую прогулку вышли утята.
На первую прогулку вышли гусята.
На первую прогулку вышли утята, гусята.

Посмотрите на схемы. Что интересного заметили?

Сколько подлежащих в последней схеме?
А может быть больше? (да)
А сказуемых?
Какую особенность в интонации вы заметили?

В каком предложении более полно выражена мысль?
Давайте понаблюдаем дальше.

1группа
№2
Павлины радуются теплу.
Павлины распускают хвосты.
Павлины радуются теплу, распускают хвосты.

2группа
№2
Глухари токуют.
Глухари щёлкают клювом.
Глухари токуют, щёлкают клювом.

3группа
№2
Кенгурёнок подрос.
Кенгурёнок выглядывает из маминой сумки.
Кенгурёнок подрос, выглядывает из маминой сумки.

Посмотрите на схемы. Что интересного заметили здесь?

Сколько подлежащих в последней схеме? А может быть больше
А сказуемых?
Какую особенность в интонации вы заметили?

В каком предложении более полно выражена мысль?


Работа в группах
Даётся план исследования:

1. Прочитай предложение и скажи о ком или о чём в нём говорится.
2. Найдите подлежащее в каждом предложении.
3. Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому.
4. Определите части речи членов предложения.
5. Составьте схему каждой основы предложения.
6. Сравните их.
7. Что интересного заметили. Сделайте вывод

Во время проверки
На слайд 4 вынести предложения.

Слайд 5
правильный разбор со схемой

Слайд 6- предложение

Слайд 7 – предложение + схема

Слайд 8- предложение
Слайд 9 – предложение + схема

Слайд 10- предложение
Слайд 11 – предложение + схема

Слайд 12- предложение
Слайд 13 – предложение + схема

Слайд 14- предложение
Слайд 15– предложение + схема

Ученики должны найти главные члены предложения по плану.

Один ученик у доски чертит схему предложений.
Другой отвечает по плану.
Ск – П

Ск – П

Ск – П, П

Предложения были разные, а схемы получились одинаковые.
П – Ск
П – Ск
П – Ск, Ск

Предложения были разные, а схемы получились одинаковые.
8. Перечисление признаков Итак, что вы можете сказать о подлежащих в первой схеме по плану?

Расскажите о сказуемом по второй схеме. Опорные символы
Стереть с доски лишние схемы.
Ск – П, П
П – Ск, Ск
Вопрос - одинаковые
Член предложения –одинаковые
Часть речи - одинаковые
Два подлежащих отвечают на один и тот же вопрос.
Одинаково подчёркиваются.
Выражены одной и той же частью речи.

9. Введение понятия А давайте найдём в учебнике, как называются такие члены предложения.
Какое новое слово у вас встретилось?
Найдите толкование по словарю.

Посмотрите, как графически мы на схеме покажем однородные подлежащие и сказуемые.
Какие признаки однородных членов вы можете добавить? Работа с правилом
Работа с толковым словарём

Ск о, о
П о , о
Показать графическую схему.

Добавить карточки к схеме на доску.

Относятся к одному слову.
Интонация перечисления.
Дети читают правило по учебнику.
Выделяют новое слово.
Ищут толкование в словаре.

Относятся к одному слову.
Интонация перечисления.

10. Возврат к вопросу
( стирается) Давайте попробуем теперь ответить на вопрос , поставленный в начале урока: «Может ли быть в предложении несколько подлежащих и несколько сказуемых?»

Как они называются?


11. Формулирование темы. Уточните тему нашего урока ….. Табличка вывешивается на доске Однородные члены предложения

12 Физминутка Птенцы учатся летать,
Плавно крыльями махать.
Крылья в стороны разводим (руки перед грудью)
А лопатки вместе сводим (рывки руками)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото (присели на корточки)
Ну и ты попробуй тоже.
Устоять, как цапля, сможешь? (Стоят на одной ноге по очереди)
По болоту мы пройдёмся
И за парты вновь вернёмся.

Первичное применение знаний

А теперь вернёмся к предложениям, которые были в начале урока. Они у вас даны на листочках.
Поработайте с первым предложением на листочке.
Найдите в них однородные члены, обозначьте их графически, сделайте схему.
Около входа прогуливаются голуби, куры, петухи.

Кто был прав? Предложения даны на листочке.
Первое предложение написано уже на боковой доске.
Вызвать одного ученика к доске. Разбор с проговариванием.
(На слайде алгоритм разбора)


Самооценка
А теперь со вторым предложением поработайте самостоятельно по такому же плану.

Рядом сидят попугаи, передразнивают посетителей.

Меняются листочками и проверяют друг у друга.
А теперь посмотрите на правильный вариант, который дан на слайде.
У кого сделано без ошибок?

1.Взаимопроверка
2.самопроверка по образцу

Около входа
о
прогуливаются голуби,
о о
куры, петухи.
о
Рядом сидят попугаи,
о
передразнивают посетителей.
(схема)
Рефлексия

Сегодня мы еще раз посетили парк птиц,
правда, заочно.
Какие новые знания вы приобрели за урок?
С каким новым понятием вы познакомились?
Для чего нужны однородные члены предложения.
А теперь давайте проверим, как вы усвоили урок.
Тест:
1. Однородные члены предложения….
а) отвечают на разные вопросы.
б) отвечают на один и тот же вопрос.
2. Однородные члены предложения….
а) зависят от одного и того же слова.
б) зависят от разных слов.
3. Однородные члены предложения….
а) связаны интонацией перечисления.
б) связаны по смыслу.
4.Укажи предложение с однородными членами?
а) Ребята на уроке изучали новую тему.
б) Ребята на уроке изучали, поняли новую тему.

Ничего страшного, если у кого-то не получилось справиться с тестом. У нас сегодня только первый урок по этой теме.

Дети выбирают номер ответа.
На слайде остаётся правильный вариант.
Сигнальными кружками показывают правильность выполнения задания:
Красный – не правильно
Зелёный – правильно

Н а слайде КЛЮЧ
( анимация – остаётся правильный ответ)

Б А А Б

Дети выбирают номер ответа.
Проверяют себя по образцу.
Сигнализируют цветом о усвоении данного вопроса.

Красный – не правильно
Зелёный – правильно

Домашнее задание Составьте текст из пяти предложений о весне с однородными членами.

Воспитательный момент Татьяна Белявская:" Мы организовали парк птиц, чтобы показать всем людям прекрасный мир природы. И нужно помнить, что вы сегодняшние дети завтра придёте работать в те компании, которые могут загрязнять нашу природу. И мы очень надеемся на то, что, вы пристрастившись с детства к прекрасному, ни в коем случае не будете этого делать. Вы будете беречь наши леса, будете беречь наших животных, и просто будете добрыми людьми. А добрый человек никогда не напакостит там, где он живёт, и там где он просто проходит мимо."

СПАСИБО ЗА РАБОТУ
Категория: Русский язык | Добавил: osen0911
Просмотров: 1261 | Загрузок: 207 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Прекрасный урок. Видно творчество учителя. Используются эффективно активные методы обучения. Учитель направляет работу учеников, создавая им активное поле деятельности! Такой урок положительно скажется на качестве знаний Обучающихся. Спасибо!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]