Понедельник, 20.11.2017, 16:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Русский язык

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме
[ Скачать с сервера (95.0Kb) ] 05.02.2013, 17:59
1. Название Конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе»
2. Тема урока: Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме
3. Предмет: русский язык
4. Класс: 1
5. Автор урока: Васильченко Анна Михайловна
6. Образовательное учреждение: МБОУ «Самарская СОШ»
7. Алтайский край, Рубцовский район
8. Село Самарка
9. Краткое описание: урок построен в соответствии требованиям ФГОС, направлен на достижение планируемых результатов, снятие усталости на уроке через различные виды деятельности.

Тип урока: интегрированный урок «открытия» нового знания

Цель урока Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Основные понятия Строчная буква
Планируемый результат Предметные умения УУД
1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова перед согласным.
2. Развивать фонематический слух.
3. Учить читать слова и предложения с буквой Ь (мягкий знак).
4. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Познавательные: осмысление отсутствия звука у данной буквы; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.
Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов.
Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).

Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
ИЗО, математика Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. Азбука, часть 2, страница 10-12
Пропись стр.30
Мотивация к учебной деятельности
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Цель этапа – мотивировать учащихся на изучение темы .
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
- Давайте, определим своё настроение, настрой на работу.
отличное- хорошее- не совсем готовы-
-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы.


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель этапа –обеспечение актуализации опорных знаний и умений.
– Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?

– Давайте составим звуковую схему
к слову КОНЬ.
- Дайте характеристику (один ученик работает у доски, остальные – с кассой слогов).

На наборном полотне получается звуковая запись слова.
– Молодцы, ребята. Какое слово мы с вами записали звуками?
– А если к нам придут ребята из другого класса, они смогут узнать, какое слово мы записали звуками?
– А можем ли мы что - нибудь сделать, чтобы другие дети догадались, какое слово здесь записано звуками?
– Запишем слово КОНЬ буквами, но у меня, ребята, к вам большая просьба – не спешите. А почему, узнаете позже.
- Работа над каждым звуком, обозначение его буквой:

В итоге на доске получится такая запись: К О Н
Мы знаем буквы.
Мы умеем составлять звуковые схемы.
Умеем делить слова на слоги.
Умеем определять в словах ударный слог.
Умеем записывать слова с помощью букв



В слове конь один слог. Произношу первый звук к – согласный, твердый, глухой; произношу второй – гласный, ударный - образуют слог; последний – согласный, мягкий, звонкий.

Слово КОНЬ.

Наверное, нет.

Мы можем записать рядом данное слово буквами.

1) звук [к] – согласный, твердый, глухой, на письме обозначаем буквой К;
2) звук [о] – гласный, на письме обозначаем буквой О;
3) звук [н’] – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначается буквой Н.

Используем квадраты «звуковички»:
красный квадрат – гласный звук; синий квадрат – твёрдый согласный звук;
зелёный квадрат–мягкий согласный звук;
квадрат разделённый на красный и синий – слияние (слог) гласного с согласным твёрдым звуком;
квадрат разделённый на красный и зелёный – слияние (слог) гласного с согласным мягким звуком.

Выполнение детьми в тетрадях по обучению грамоте
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа –обеспечение способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

– Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: [кон’]
по буквенной схеме: [кон].

- Что вы заметили?

- Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [н’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [н’] не слышим.

- Итак, мы умеем обозначать мягкость звука?
- Мы умеем обозначать мягкость буквы на письме?

Давайте, запишем поочередно эти буквы после буквы Н. Прочитаем, что получилось.
Что скажите, всё ли понятно?
А какую букву вы, предлагаете? [кон’],

[кон].

Не хватает буквы, в звуковой схеме [н’] – мягкий звук, а в буквенной схеме Н читаем как твердый звук!

Да, с помощью квадрата-«звуковичка».
Да, мы знаем, что мягкость согласного звука можно обозначить на письме буквами гласных звуков, это: Я, Ё, Е, И, Ю.

Коне коня конё кони коню
Нет.
Ь (мягкий знак).

В КЛАССЕ НАЙДУТСЯ ДЕТИ, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ БУКВУ Ь.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа –нахождение способов устранения возникшего затруднения. – Ребята, вы можете определить, какая тема и цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?
Наметим план работы

Буква ь. Узнать, какой ещё буквой можно обозначить мягкость согласного звука на письме.
1. исследую
2.выделяю новый звук
3. обозначу его буквой
4. читаю слова и предложения с новой буквой
5. пишу
6. контроль и оценка
Физминутка для глаз
Цель этапа – снятие усталости и напряжения; внесении эмоционального заряда.
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Реализация построенного проекта
Цель этапа – обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. 1. Буква без звука
Работа по плану:
Исследую
- Откройте учебники на стр.11, посмотрите на рисунок в красной рамочке.
- Кто там изображён?
- Проведём звуковой анализ слов.

- Чем похожи и чем отличаются схемы этих слов?

- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков?
- Имеется ли на конце слова «гусь» хотя бы одна из этих букв?
- Что вы знаете о звуке [с̉]?
- Как вы думаете, почему мы произносим его мягко?
2. Знакомство с буквой Ь
- Схему слова «гусь» запишем буквами.
- Сколько звуков в этом слове?
- А букв?
- Тогда буква Ь будет обозначать звук?
Эта буква звука не обозначает.

- Как же обозначить мягкость согласного звука на письме?
- Молодцы, на самом деле люди уже давно договорились использовать такую букву- знак.
Показ буквы на экране: Ь.
- Знаете ли вы, как называется этот знак?
- Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?
- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

Разучим стихотворение:
Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
-Давайте найдём место Ь в алфавите.


Гусь, гуси.

В слове «гусь» - 1 слог, «гуси» - 2 слога; звуки в словах одинаковые, только в слове гуси буква и предаёт мягкость, а в слове гусь – согласный мягкий отдельный звук.
Буквы И, Я, Е, Ё.

Нет.

Согласный мягкий глухой звук.
Что-то указывает на мягкость согласного звука

ГУСЬ
3
4
Нет.

Мягкий знак.
Это буква-значок, которая показывает мягкость предшествующего согласного звука.

Проговаривание во внешней речи.



Один ученик работает у доски, остальные – с кассой слогов.

Физминутка.
Цель этапа – восстановление физических и духовных сил.
- А теперь давайте отдохнём. Встали все.
- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.
Если нравится тебе, то делай так…
(Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два хлопка над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два притопа ногами).
Продолжение работы
3 читаю
Букву новую узнали,
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.

Прочитайте слова в учебнике на стр.11

Для чего служит Ь в словах?


Голуби голубь лебеди лебедь

Смягчает согласный звук.
Физкультминутка для пальчиков.
Цель этапа – выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью. В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.


4 пишу
Работа в прописи:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Письмо буквы Ь (мягкий знак)
- Давайте научимся писать букву в воздухе.

Показ письма буквы на доске с комментированием:
Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз
- запишите слово конь.
– Сколько теперь букв в слове КОНЬ?
– А сколько звуков?
– А мягкий знак – это буква?
– Она имеет свой звук?


4
3
Да.
Нет.
Ь показывает мягкость предшествующего согласного

Проверить, как держат ручки, осанку

Читают из учебника на стр. 11

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель этапа –установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. - Какое время года изображено на иллюстрации стр. 10 учебника?
- Кто изображён?
- Чем заняты лось и заяц?
- Какое время суток изображено?
- Как вы догадались, что это ночь, а не день?
- Прочитайте предложения под иллюстрацией.
- Как мы называем такие предложения?

- Что такое пословица?
- Объясните смысл пословиц. Чему они учат?
- Подчеркните букву, которую мы изучили на уроке.

- Какую букву подчеркнули? Прочитайте слова с этой буквой.
- Что узнали об этой букве?

- Прочитайте текст на стр.11. Как вы его озаглавите?
- Почему для лося нет преград?
- Чем питается лось?
- Что мальчики насыпали для лося на пень?
- Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания?
2 урок
- Прочитайте пословицу с доски. Объясните её смысл.
Самостоятельная работа
Какие из них обозначают один предмет, какие – много предметов? Зима

Лось
Лось и заяц кушают.

На небе изображены звёзды и месяц.

Сентябрь холоден, да сыт.
Ноябрь – ворота зимы. Октябрь землю покрыл, где снегом, где листом.
Народная мудрость.

Ь.
Сентябрь, ноябрь, октябрь.
Ь показывает мягкость предшествующего согласного
«Лось», «Любимая пища лосей», «Забота о лосях».
Он как ветер проносится сквозь лесные заросли.
Лось питается зелёным листом, любит соль.
Мальчики насыпали соли на пень.
Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме. Не обозначает звука.

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Читают пары слов на стр.12

Текст разделён на части, которые у доски читают «сильные» учащиеся.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Работа в парах.
- Выпиши слова с буквой «Ь»
КОН КОНЬ МЕЛЬ МЕЛ ЕЛ ЕЛЬ
Фронтальная проверка с доски.
9.Работа в парах.
• Чтение текста «Щенок» по карточкам в парах, индивидуально.
Плачет маленькая Оленька. У нее пропал щенок Булька.
Щенок был беленький. Только ушки были черненькие.
Оленька кормила его молоком. Через день мама нашла щенка под крыльцом. Оленька была рада.

• Подчеркнуть слова с ь знаком.
Фронтальная проверка.
Вопросы по содержанию текста:
-О ком этот рассказ?
-Почему плакала Оленька?
-Почему слова «Оленька» и «Булька» написаны с заглавной буквы?
-Назовите слова с ь знаком.

-Какое слово лишнее?
-Сколько букв и сколько звуков в слове «день»?
• Пересказ текста
КОНЬ МЕЛЬ ЕЛЬ

Об Оленьке.
У неё пропал щенок.
Оленька – это имя собственное, а Булька – кличка собаки.
Маленькая
Оленька
Булька
беленький
день
крыльцо
черненькие
день
букв – 4, звуков – 3. Запись в Прописи.
Физминутка
Цель этапа – восстановление физических и духовных сил. -А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа – выявление качества и уровня овладения знаниями способами действий, обеспечение их коррекции. Игор_ поймал пят_ окуней.
- Вставить, пропущенную букву. Объяснить.
- Скажите, где вы напишите мягкий знак?
Учителем организуется проверка, на экране появляется предложение и ученики проверяют.
- Давайте вернёмся к плану нашего урока.

- Что ещё осталось выполнить?

В словах «Игорь», «пять».

Учащиеся по этапам работают по плану и повторяют основные выводы.
Контроль и оценка.


Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа – Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. - Давайте себя проверим. Слова «рассыпались». - -- Соберите слова и запишите в пропись.
Сколько в слове букв, сколько звуков?
Имеет ли мягкий знак собственный звук?
Зачем вы написали мягкий знак?

Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

Продолжите предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
– Оцените свою работу на уроке, возьмите солнечные лучики и капельки дождя. Если вы считаете, что урок полезен и помог вам закрепить знания о ь знаке, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезно не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя. Молодцы!
УГОЛЬ, МОЛЬ

Мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать не только буквами Я,Ё,Е,И,Я, но и с помощью мягкого знака.

Задание на дом (инструктаж)
Цель этапа – обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Мини-проект «Спрячь букву «ь» в любой предмет». Показ нескольких работ.
Категория: Русский язык | Добавил: vasilchenko29
Просмотров: 4687 | Загрузок: 251 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]