Суббота, 10.12.2016, 09:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир. Внеклассные мероприятия

Охрана природы
[ · Скачать удаленно (1,92MB) ] 15.03.2014, 13:59
Подробный конспект урока/занятия/образовательного мероприятия
(размещается только в папке с фестивальным материалом)
Организационная информация
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)
Чупакова Ольга Николаевна
Должность
Учитель начальных классов
Образовательное учреждение
МБОУ СОШ №1
Республика/край
Смоленская область
Город/поселение
Город Ярцево
Предмет
Внеклассное развивающее занятие по окружающему миру
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек
2 класс (25 человек)
Продолжительность урока/мероприятия
45 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия/мероприятия
Охрана природы
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
Н. Я. Дмитриева
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)
Занятие проводится после изучение данных тем на уроках окружающего мира и «Азбуки Смоленского края» в конце учебного года перед совместным с родителями походом в лес, что делает его ещё более актуальным.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива)
1. Работоспособность (высокая, средняя, низкая)
2. Успеваемость:
отличников ______6______чел.
хорошистов_____12____ чел.
3. Отношение к общественным делам:
участвуют в подготовке мероприятий (организаторы)_____4___ чел.
активно участвуют в мероприятиях (исполнители) ______все____чел.
пассивно участвуют в мероприятиях (зрители)______0____ чел.
уклоняются от участия в мероприятиях ________0______чел.
4. Организованность
умет организовываться для выполнения дел ____9______________
умеют подчиняться активу класса_______13__________________
5. Общественное мнение в классе:
уровень сформированности общественного мнения (высокий, средний, низкий)
уровень сформированности навыков критики и самокритики (высокий, средний, низкий)
Характеристика предоставлена по результатам проведённого тестирования и анкетирования учащихся данного классного коллектива.

Цели и задачи урока/занятия/ мероприятия
(ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока/занятия/ мероприятия
Цель урока: формирование представлений об экологии, о правилах поведения в природе.

Задачи урока: Образовательные:
раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе; расширить кругозор учащихся по теме «Экология».
Развивающие:
способствовать развитию мыслительных операций (внимания, памяти), умению наблюдать, анализировать, делать выводы;
способствовать развитию умения работать с дополнительной литературой для поиска ответа.
Воспитательные:
способствовать формированию бережного, чуткого отношения к природе;
воспитывать любовь к родному краю;
содействовать формированию навыков доброжелательного отношения друг к другу;
обучать самостоятельной деятельности по овладению нового знания.
Планируемые результаты
Предметные:
оценивать своё поведение и поведение других людей в природе.
соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоёма.
Личностные:
формировать принятие ценностей природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные:
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
уметь оценивать поступок людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей и объяснять своё отношение к предложенным ситуациям;
определять цель урока с помощью учителя;
высказывать своё предположение на основе жизненного опыта, работы с иллюстрацией;
давать оценку своей деятельности и деятельности класса;
оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне небольшого рассказа;
слушать и понимать речь других;
выполнять различные роли в группе;
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, материал дополнительной литературы;
делать выводы в результате совместной работы класса.
Личностные УУД:
оценивать поступок людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
объяснять своё отношение к предложенным ситуациям.
Регулятивные УУД:
определять цель урока с помощью учителя;
высказывать своё предположение на основе жизненного опыта, работы с иллюстрацией;
давать оценку своей деятельности и деятельности класса.
Коммуникативные УУД:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне небольшого рассказа;
слушать и понимать речь других;
выполнять различные роли в группе
Познавательные УУД:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, материал дополнительной литературы;
делать выводы в результате совместной работы класса.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия
1. Компьютер, видеопроектор, экран.
2. Презентация к уроку;
3. Солнышко и листы бумаги-лучики, фломастеры разных цветов, ватман с нарисованным деревом;
4. Микрофон;
Толковые словари, энциклопедии, Красная книга Смоленской области.

Фаза урока/занятия/
мероприятия Этап урока/
занятия/мероприятия Продолжительность
этапа (минуты)
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
1.Самоопределение к деятельности.

2.Вхождение или погружение в тему (целеполагание).

3.Актуализация знаний.
4 минуты

3 минуты

2 минуты Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
1.Самоопределение к деятельности.
Учитель.
- Ребята, я предлагаю начать наше занятие с игры «Здравствуй, друг!»
(Изменённый метод «Поздороваться локтями»)
Учащиеся встают в круг и рассчитываются по порядку номеров на первый, второй. Первые номера делают шаг вперед внутрь круга, кладут правую руку на плечо впереди стоящего и произносит: «Здравствуй, друг!» Затем делают шаг вправо по кругу и продолжают игру.
Когда все поздоровались, учитель читает стихотворение и предлагает улыбнуться друг другу.
Слайд 2. С добрым утром.
- Поздоровалось с людьми солнце на рассвете
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока. Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится. А это солнышко будет нам светить и помогать на уроке.
Учитель на доску вешает круг - изображением улыбающегося солнышка.
–Тихо сели. Урок окружающего мира.
2.Вхождение или погружение в тему (целеполагание).
Учитель.
- Какой вид работы вам особенно понравился и запомнился на предыдущем занятии?
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над проектом «Природа в опасности».
Учитель переворачивает незаметно рисунок солнышка. На нём надпись «Природа в опасности».
- Поговорим об экологической обстановке, создавшейся на нашей планете.
Я прошу вас выбрать наиболее интересные для вас детали, фигуры или цветные круги.
На слайде 4 круга: голубой, серо-голубой со стрелками, голубой с волнистыми линиями и зелёный.
Метод «Разноцветные листы»
- Поставьте цели и задачи нашего урока.
Объединяются в группы по желанию, определяют главный вопрос урока, исходя из предположений. На листах фиксируют цели и задачи урока. Каждая группа работает фломастерами одного цвета.
Отчёт групп. Учитель или учащиеся прикрепляют свои лучики к солнышку.
- Мы должны учиться любить природу.
- Будем учиться бережно относиться к ней.
- Мы будем говорить об охране природы, это важное условие сохранения нашего здоровья, здоровья всех людей.
3.Актуализация знаний.
Учитель.
- Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, фабрик, заводов. Не было привычной нам обуви и одежды. Жизнь людей зависела от «капризов» окружающей их природы. Например, неудачи на охоте заставляли подолгу голодать. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё. Но постепенно многое изменилось. У людей появились заводы, дома, техника. И тогда людям стало казаться, что они уже не зависят от природы. Человек вообразил себя великаном. Покорение природы привело к загрязнению воздуха, воды, исчезновению растений и животных. Посмотрите на доску. Это газета «Мир вокруг нас». Каждый круг газеты – её страничка, а готовили её корреспонденты. Они расскажут нам о том, что здесь изображено.
Метод «Итервью»
Но посмотрите в центр круга. Здесь изображён грустный человечек. Если мы поможем планете, то наш человечек улыбнётся нам.
Слайд 3.Мир вокруг нас
По мере рассказа учителя на слайде 3 появляются значки и название.

Фаза 2. «Работа над темой»
1.Проработка содержания темы

2. Физкультминутка.

3. Первичное закрепление.


20 минут

2 минута

10 минут Фаза 2. «Работа над темой»
1.Проработка содержания темы
1 корреспондент.
- Я буду вам говорить вот об этом голубом поле. Но сначала догадайтесь, о чём пойдёт речь.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
Дети.
- Воздух.
1 корреспондент.
- Правильно речь пойдёт о воздухе. Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой. Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше?
Слайд 4. Чистый воздух!
Дети.
- Проветривать комнату.
- Надо класс проветривать на перемене.
- Чаще делать влажную уборку.
- Вытирать пыль.
- Есть специальные препараты, которые распыляют на мебель. Они нейтрализуют пыль. Она потом долго не оседает. Уборку делать интересно.
1 корреспондент.
- Проветрили комнату, стёрли пыль, убрали микробов с голубого поля. Ещё хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом. Поэтому везде должно быть много зелени.
Дети.
- У нас в классе тоже много цветов.
1 корреспондент.
- Расскажите, что вы запомнили.
(Дети отвечают)
Учитель.
- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить пыль и микробов. Поле стало чистое и голубое!
А для закрепления пусть каждая группа составит синквейн. Давайте вспомним, что такое синквейн.
Дети отвечают. При необходимости можно перейти на слайд 5.
Метод «Написание синквейна»
Слайд5. Синквейн.
Пример синквейна.
Воздух
Чистый, свежий
Проветривать, очищать, увлажнять
Без него мы жить не можем
Учитель.
Теперь следующая страничка нашей газеты. Посмотрите, что же это такое, какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.
2 корреспондент.
- Кто из вас любит слушать песни и другую музыку?
Дети поднимают руки.
2 корреспондент.
- Почти у всех есть любимые певцы и группы. В одной песенке есть такие слова:
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И ещё магнитофон.
А соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна,
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?
Дети.
- Соседям не нравится, потому что шумно и неприятно.
- Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так же как современные машины – грузовики, автобусы – издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть.
Дети.
- Ещё некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом своего товарища, приятеля. Это очень опасно.
Исчезают с поля шумовые стрелки, остаются красивые волны.
Учитель.
- А сейчас поиграем. Вы становитесь учителями. И должны провести беседу с первоклассниками о правилах поведения на переменах.
Метод «Учителя и ученики».
Учитель.
- Переходим на соседнюю страничку.
3 корреспондент.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем нужна везде вода!
Эта страничка о воде. Вода находится в морях, реках, океанах. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода солёная. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок?
- Пресную воду надо беречь. Как? Сможем ли мы очистить наше поле?
Слайд 6. Чистая вода.
Дети отвечают.
- Вывод: надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озёра мусор, не мыть в ней машины.
Учитель.
- Давайте мы с вами изобразим правила охраны воды, правила поведения у водоёмов специальными знаками.
Метод «Своя опора»
Дети работают, затем представляют свои работы, а одноклассники должны определить правило, которому посвящён знак.
2. Физкультминутка.
Учитель.
Метод «Ролевая игра».
- Раз мы с вами заговорили об отдыхе, то пора и отдохнуть.
Встаньте, расставьте ноги на ширине плеч. Закройте глаза, представьте себе, что вы – молоденькое деревце с тонкими веточками, которое протягивает свои ветви-руки к теплому солнышку. На ветвях нежно шелестят листочки-пальцы, которые колышет ласковый ветерок. Поднимитесь, напрягите мышцы рук и ног, вы уже мощное дерево. Ваши мощные корни-ноги, которые впитывают живительную силу матушки-земли. Тянитесь, тянитесь!
А теперь спокойно возвращайтесь в исходное положение, откройте глаза, глубоко вдохните и сделайте спокойный медленный выдох.
3. Первичное закрепление.
- Следующая страничка зелёная. Почему же она такого цвета?
4 корреспондент.
Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей.
Скачет по ветвям синицей.
Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг!
Человек природе - друг!
Слайд 7. Лес.
Всегда ли человек относится к природе как друг?
Об этом вы написали в книге «Жалуется природа», когда выполняли мини-проект. Послушаем несколько страничек.
 Жалуется котёнок.
 Жалуется река.
 Жалуется лес.
 Жалуются цветы.
 Жалуются птицы.
Учитель.
- В конце мая мы идём в поход в лесную зону. Чтобы на нас лес не жаловался, давайте вспомним правила поведения в лесу. Эти правила мы изучали на уроках окружающего мира и на занятиях «Азбука Смоленского края». Давайте разобьёмся на группы, составим памятку «Как вести себя в лесу».
(Дети работают в группах)
Учитель.
- В лесу вы увидите много цветов и животных. Некоторые из них занесены в «Красную книгу». Расскажите, что вы знаете об этой книге.
(Дети рассказывают)
Учитель.
Слайд 8. Красная книга.
- Красная – значит главная. В эту книгу внесены те виды диких животных и растений, которые являются исчезающими. Почему так случилось? Многие животные внесены в Красную книгу, так как истреблены человеком. Это многие виды оленей, медведи, лоси, черно-бурая лиса, охота на которых запрещена. Как называется запретная зона, где охота запрещена, где животные находятся под охраной государства?
Дети.
- Заповедник.
Учитель.
- Что такое заповедники? Это территории, на которых ведётся большая научная, природоохранная работа, а всякая хозяйственная деятельность (добыча полезных ископаемых, сбор грибов, ягод, рыбная ловля, охота) запрещена. Туристы не имеют права заходить на территорию заповедников, чтобы не нарушать естественную жизнь природного сообщества. Посмотрите на карту Российской Федерации. Красным цветом на ней показаны существующие в нашей стране заповедники. Зелёным и синим цветом отмечены заказники и национальные парки. Главное отличие заказников и национальных парков от заповедников в том, что в них разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми уголками природы, с жизнью населяющих их животных.
Учитель.
-Какие вы знаете заповедники и какие виды животных в них охраняют?
- Где можно прочитать об этом?
(Дети рассказывают)
- Конечно посмотреть в Интернете.
Метод «Обучение с помощью компьютерных технологий»
Учитель.
На территории Смоленской области расположен национальный парк "Смоленское Поозерье", также действует природный парк "Гагаринский", заказники и памятники природы. Покажите их на карте нашей области.
- (Дети показывают)
Слайд 9. Смоленское Поозерье.
Учитель.
- Животные чувствуют себя там прекрасно, им не страшна лютая зима, когда корма не хватает, им не страшны браконьеры. Кто такие браконьеры?
Дети.
- Люди, которые пренебрегают запретами государства.
Учитель.
- Где можно подробнее узнать о значении этого слова?
(Дети читают)
Метод «Работа с первоисточниками»
- В «Толковом словаре» Даля сказано, что
БРАКОНЬЕР м. франц. кто не по праву охотится в чужих дачах, кто занимается воровскою охотою, дичекрад, вор-стрелок, пострельщик, напольщик, от полевать; народ говорит обловщик, отоблавливать, ловить воровски.
Учитель.
-В заповедниках работают люди, жизнь которых неразрывно связана с жизнью диких животных. Они всегда придут им на помощь, покормят, вылечат (дикие звери тоже болеют), залечат раны. Как называется эта нужная профессия?
Дети.
-Лесник, егерь.
Учитель.
- Представьте эту книгу.
(Ученик представляет Красную книгу Смоленской области.)
Учитель.
- У вас на партах лежат эти книги. Я прошу вас найти рассказ о цветке ветреница дубравная. Как вы будете искать материал о нём?
(Дети объясняют)
Слайд 10. Ветреница дубравная
Учитель.
- Как вы думаете, зачем мы будем читать о цветке?
Дети.
- Очень многие люди ранней весной рвут эти цветы. Необходимо ограничить сбор цветущих растений, особенно вблизи крупных населенных пунктов.
Учитель.
- Прочитайте. Можете записать в тетради некоторые данные.

Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»
1.Релаксация

2.Подведение итогов.
4 минуты

2 минуты Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»
1.Релаксация
Учитель.
-Какое красивое зелёное поле! Мы убрали загрязнители с планеты. И посмотрите, наш человечек улыбается.
Молодцы! Вы прекрасно знаете природу. Но в народе говорят, что каждый человек должен посадить хотя бы одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно. Мы с вами тоже посадим дерево. Дерево это непростое: на нём волшебные листочки обещания.
Метод «Посади дерево»
Мы обещаем:
 Не ломать деревья, кустарники.
 Не рвать цветы охапками.
 Не разорять гнёзда.
 Не трогать птенцов.
 Не рвать грибы, а аккуратно срезать их, оставляя грибниц.
 Не брать детёнышей животных домой.
 Не разжигать костров.
 Не оставлять мусор.
 Не ловить в период нереста рыбу.
2. Подведение итогов.
Учитель.
- Давайте подведём итог нашего урока. Предоставим слово нашим корреспондентам.
1 корреспондент
Давайте будем беречь планету!
2 корреспондент
Другой такой на свете нету!
3 корреспондент
Развеем над нею и тучи и дым.
4 корреспондент
В обиду её никому не дадим.
3. Задание для работы дома.( По усмотрению учителя)
Работа по группам.
1 группа - мини-проект «Преобрази свой двор».
2 группа - мини-проект «Правила поведения в лесу в знаках.

Аналитическая информация
1. Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока?
2. Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии АМО Заменяют пассивный диалог на активный обмен мнениями активизируют скрытый при традиционном подходе потенциал учащихся, дают возможность реализовать творческие способности учащихся.
Развитие у ребёнка устойчивого интереса к учёбе.
Дополнительная информация
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
1. Болотова С. А. Азбука Смоленского края. Ч.2.- Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2000.
2. Гин А.. «Приёмы педагогической техники»М.: Вита-Пресс, 2007
3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А.Физкультурные минутки – М.: «Астрел.АСТ.Транзит», 2006.
4. Черемисина Л. Основы экологии - младшим школьникам М.: Аркти 2006
5. http://sadtravnikov.narod.ru/vetrenisa_
6. http://www.redbook67.ru/gribi/vetrenica_
http://slovari.yandex.ru/

Примечания автора/ов
Категория: Природоведение и окружающий мир. Внеклассные мероприятия | Добавил: olga-chupakova
Просмотров: 729 | Загрузок: 185 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Уважаемая Ольга Николаевна! Организаторы конкурса рады сообщить Вам, что экспертная комиссия направления «Предметы начальной школы» оценила вашу конкурсную работу в 68,38 балла из 110 возможных. Мы благодарим Вас за
интересную разработку, которая займет достойное место в методической копилке материалов факультета интерактивных технологий и будет рекомендована для использования педагогическому сообществу учителей начальных классов. Желаем Вам дальнейшего творческого роста и будем рады видеть Вас на мероприятиях, проводимых порталом "Мой Университет" http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/competitions/#.U0k0E8GzWqI. Официальное экспертное заключение Вы можете заказать, оформив заявку
по адресу http://moi-universitet.ru/ru....cvl_uSo.

1  
Уважаемая коллега.
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «Технология активных методов обучения – технология для ФГОС». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «Технология активных методов обучения – технология для ФГОС». Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
Руководитель группы экспертов, технический эксперт направления «Предметы
начальной школы» Чернушевич Н.В.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]