Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир |
урок Тела, вещества, частицы
[ · Скачать удаленно (2,3 МБ) ] | 30.09.2013, 21:39 |
Филиал МБОУ Усадской СОШ - «Чернышевская СОШ Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Разработка открытого урока по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс Тема «Тела, вещества, частицы» Подготовила и провела Парфенова Ирина Николаевна учитель начальных классов, 1 квалификационная категория Тема урока: «Тела, вещества, частицы» Тип урока: изучение нового материала Цели и задачи Общедидактическая цель: создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности. Образовательный аспект: дать учащимся первые представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества; продолжить работу по формированию ставить и проводить опыты. Развивающий аспект: развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, память. Воспитательный аспект: воспитывать интерес к урокам окружающего мира, умение работать в парах, доброжелательное отношение к одноклассникам, умение выслушать мнение каждого и прийти к общему мнению. Оборудование: интерактивная презентация, карточки с заданием, таблички для составления кластера на доске, шампунь, вода, баночка для изготовления мыльного пузыря, ложки алюминиевые и железные, магнит, большой магнит и веревка, инструкция для лаборантов, шапочки и нарукавники, поднос, стаканы, сахар, вода, ложечки, конверты с карточками для составления кластера У учащихся: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, зеленый и синий карандаш. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Организа-ционный момент Звучит песня «Из чего же, из чего же» - Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. - Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке . - Нужно быть вежливым - Нужно уметь слушать - Нужно уметь доказывать свою точку зрения - Нужно работать с источником информации Звучит песня Слайд 1 Самоопре-деление к деятель-ности - Почему в начале урока звучала песня «Из чего же, из чего же»? - Сегодня на уроке мы начнем изучать 3-ю главу. Откройте оглавление и прочитайте название главы, а затем темы урока. Как вы понимаете ее? - Кто может сразу рассказать, что такое «тела», «вещества», «частицы»? - Что же мы сегодня должны узнать? И чему научиться? Открывают оглавление и прочитывают название главы «Из чего все на свете». Тема урока «Тела, вещества, частицы» Должны узнать, что ученые называют телами , веществами и частицами и научиться их различать и принимать полученные знания в жизни. Таблички на доске Тела вещества частицы Актуализа-ция знаний Выполните задание в парах. Бабочка, камень, медведь, корзина, солнце, компьютер, снег, воздух, человек, стул, тюлень, телевизор, карандаш. - Назовите признаки живой природы. - Прочитайте предметы, которые не относятся к природе? -Что такое природа? Подчеркните живую природу зеленым цветом, неживую природу – синим. (Пять предметов в списке лишние) - Питаются, растут, приносят потомство и умирают. Корзина, компьютер, стул, телевизор, карандаш. Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека. Работа в парах по карточкам Слайд 2 Постановка учебной задачи - А как же назвать все предметы, одним словом? - Проверьте свои предположения, прочитав первую часть текста. Предполагают разные варианты. Читают стр.43 Слайд3 Формирова-ние новых знаний - Ученые тела делят на две группы. Найдите в учебнике на какие группы . - Что или кто относится к природным телам? -Что относится к искусственным телам? -Потренируемся в умение распределять тела на две группы. -А теперь проверим ваше умение распределять тела на группы. - Каждое тело имеет форму, цвет, размер. Назовите признаки данных тел. - Что означают выделенные признаки? - Значит, каждое тело состоит из веществ. Читают стр. 43-44 -Ученые делят тела на природные и искусственные. -Человек, животные, грибы, растения, микробы. - Тела, созданные руками человека Игра «Распредели на группы» Игра «Светофор» Называют признаки тел. Предположения - Это означает, что мяч изготовлен из резины, конверт- из бумаги, куб – из древесины. Слайд 4 Выходят по одному к доске Слайд 5и 6 У доски 2 человека Слайд 7 Слайд 8 Практиче-ская работа - А как вы думаете, какое тело можно получить из мыла, воды и воздуха? Выдувает мыльный пузырь. - Значит, мыльный пузырь-это тело. А из каких веществ он состоит? Рассмотрим, из каких веществ состоят тела. - Из скольких веществ может состоять тело? Очень сложный состав веществ имеют природные тела. - Перед вами две ложки. Можно ли сказать, что они состоят из одного и того же вещества? -Да, одна ложка алюминиевая, а другая – стальная или железная. Оказывается опытным путем с помощью магнита можно узнать алюминиевая или железная ложка. Мыльный пузырь Из мыла, воды и воздуха Выполняют задания Тела могут состоять из одного или нескольких веществ. Предположения: разный цвет, прочность С помощью магнита различают вещества, из которых изготовлены ложки. Наблюдают и рассуждают Слайд 9-10 Слайд 11 Опыт с магнитом Решение практи-ческой задачи Когда моим дочкам было примерно столько же лет, сколько и вам, с ними произошла одна история. Яна и Даша решили не ждать меня после уроков, взяли ключ и пошли домой. А в нашем доме меняли трубы и выкопали около дома глубокую яму. Ремонт шел долго, и яма после дождя заполнилась водой. Яна держала ключ в руке и, проходя около ямы, нечаянно уронила его. Как вы понимаете спуститься в яму и достать ключ бы просто невозможно. -Как же мы достали ключ? - Мы к большому магниту привязали веревку, опустили ее в яму и вытащили ключ. Предположения Контроли-рующее задание - Потренируемся различать тела и вещества. - А сейчас проверим, как вы умеете различать тела и вещества. Игра «Научись различать» Игра «Проверь себя» Слайд 12 дети по одному выходят к доске Слайд 13 У доски 1 человек Знакомство с понятием «Частица» - Прочитайте еще раз тему урока и скажите, с каким понятием мы еще не познакомились? - Попробуем порассуждать. Тела это то, что нас окружает. Все тела состоят из веществ. А можно предположить, что вещества тоже из чего то состоят? - Да, вы правы. Все вещества состоят из мельчайших частиц, которые нельзя даже разглядеть с помощью мощного увеличительного прибора. - В твердых веществах молекулы плотно прилегают друг к другу. В жидких веществах частицы находятся на некотором расстоянии. А в газообразных веществах у частиц нет никакого сцепления. - Частица - Может вещества состоят из частиц? На доске выстраивается цепочка из терминов Слайд14 Эксперемен-тальная часть -И все - таки можно провести такие опыты, которые помогут убедиться в том, что вещества состоят из мельчайших частиц. Выполните упр.29 в тетрадях для самостоятельных работ в парах, придя к одному мнению. - Я приглашаю вас в небольшую лабораторию для проведения опытов, которые помогут убедить нас, что вещества состоят из частиц. Вы будете лаборантами, а я ученым. Лаборант – это очень нужный помощник ученого. От внимательности, наблюдательности и точности лаборанта зависит исход опыта, т.е. даже результат научного открытия. Работать будете в паре, но вам нужно сразу договориться, кто будет записывать в инструкции - наденут шапочку, а те, кто будут проделывать опыт – нарукавники. Но читать инструкцию и делать выводы вы должны сообща. - Прочитайте последний вывод - Прочитайте на стр.46 внизу задание и на стр.47 предположение Миши. Согласны ли вы с Мишей, докажите свою точку зрения. Выполняют в тетради упр.29 - Значит, их нужно растворить в воде. Например, сахар или соль. Дети договариваются и надевают нужный атрибут. Работают по инструкции Вывод: сахар растворился, а жидкость на вкус стала сладкой. Значит, кусочек сахара распался на частицы, из которых состоял. Читают и доказывают Работа в парах по тетради Получают нарукавники и шапочки Работа в парах Слайд 15 Домашнее задание - Проделать опыт со стр.48 в учебнике. В тетради упр.25,28 Записывают в дневники Слайд 16 Контроли-рующее задание - Составьте из 15 карточек кластер по изученной теме Находят лишнюю карточку, а из остальных составляют кластер Работа в парах Итог урока. Рефлексия деятель-ности - С помощью кластера расскажите. Что вы узнали и чему научились. - Оцените свою работу на уроке. С помощью составленного кластера учащиеся рассказывают, что они узнали на уроке, чему научились и оценивают свою работу и своего напарника Инструкция Лаборанты: ________________________________________________________________________________ А) Рассмотри внимательно содержимое стакана, можешь попробовать на вкус. Вывод : в стакане ________________вода. Б) Опусти кусочек сахара в стакан, но не перемешивай. Попробуй на вкус содержимое стакана. Вывод: сахар _________________ на дне стакана, но вкус воды ______________________(изменился, не изменился) В) Перемешай аккуратно содержимое стакана ложечкой. Попробуй на вкус. Вывод: сахар_________________________, и жидкость на вкус стала ____________________. Значит, кусочек сахара распался на мелкие невидимые ___________________, из которых состоял. | |
Просмотров: 1666 | Загрузок: 348 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |