Понедельник, 05.12.2016, 03:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

урок Тела, вещества, частицы
[ · Скачать удаленно (2,3 МБ) ] 30.09.2013, 21:39
Филиал МБОУ Усадской СОШ - «Чернышевская СОШ
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Разработка открытого урока по окружающему миру
УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс
Тема «Тела, вещества, частицы»

Подготовила и провела
Парфенова Ирина Николаевна
учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
Тема урока: «Тела, вещества, частицы»
Тип урока: изучение нового материала
Цели и задачи
Общедидактическая цель: создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности.
Образовательный аспект: дать учащимся первые представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества; продолжить работу по формированию ставить и проводить опыты.
Развивающий аспект: развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, память.
Воспитательный аспект: воспитывать интерес к урокам окружающего мира, умение работать в парах, доброжелательное отношение к одноклассникам, умение выслушать мнение каждого и прийти к общему мнению.
Оборудование: интерактивная презентация, карточки с заданием, таблички для составления кластера на доске, шампунь, вода, баночка для изготовления мыльного пузыря, ложки алюминиевые и железные, магнит, большой магнит и веревка, инструкция для лаборантов, шапочки и нарукавники, поднос, стаканы, сахар, вода, ложечки, конверты с карточками для составления кластера
У учащихся: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, зеленый и синий карандаш.

Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
Организа-ционный момент Звучит песня «Из чего же, из чего же»
- Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
- Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке .
- Нужно быть вежливым
- Нужно уметь слушать
- Нужно уметь доказывать свою точку зрения
- Нужно работать с источником информации Звучит песня
Слайд 1
Самоопре-деление к деятель-ности - Почему в начале урока звучала песня «Из чего же, из чего же»?
- Сегодня на уроке мы начнем изучать 3-ю главу. Откройте оглавление и прочитайте название главы, а затем темы урока. Как вы понимаете ее?
- Кто может сразу рассказать, что такое «тела», «вещества», «частицы»?
- Что же мы сегодня должны узнать? И чему научиться? Открывают оглавление и прочитывают название главы «Из чего все на свете».

Тема урока «Тела, вещества, частицы»

Должны узнать, что ученые называют телами , веществами и частицами и научиться их различать и принимать полученные знания в жизни. Таблички на доске
Тела вещества частицы
Актуализа-ция знаний Выполните задание в парах.
Бабочка, камень, медведь, корзина, солнце, компьютер, снег, воздух, человек, стул, тюлень, телевизор, карандаш.
- Назовите признаки живой природы.

- Прочитайте предметы, которые не относятся к природе?

-Что такое природа? Подчеркните живую природу зеленым цветом, неживую природу – синим. (Пять предметов в списке лишние)

- Питаются, растут, приносят потомство и умирают.

Корзина, компьютер, стул, телевизор, карандаш.
Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.
Работа в парах по карточкам

Слайд 2
Постановка учебной задачи - А как же назвать все предметы, одним словом?
- Проверьте свои предположения, прочитав первую часть текста. Предполагают разные варианты.

Читают стр.43

Слайд3
Формирова-ние новых знаний - Ученые тела делят на две группы. Найдите в учебнике на какие группы .

- Что или кто относится к природным телам?
-Что относится к искусственным телам?

-Потренируемся в умение распределять тела на две группы.

-А теперь проверим ваше умение распределять тела на группы.

- Каждое тело имеет форму, цвет, размер. Назовите признаки данных тел.
- Что означают выделенные признаки?

- Значит, каждое тело состоит из веществ. Читают стр. 43-44
-Ученые делят тела на природные и искусственные.
-Человек, животные, грибы, растения, микробы.
- Тела, созданные руками человека

Игра «Распредели на группы»

Игра «Светофор»

Называют признаки тел.

Предположения
- Это означает, что мяч изготовлен из резины, конверт- из бумаги, куб – из древесины.

Слайд 4 Выходят по одному к доске

Слайд 5и 6
У доски 2 человека

Слайд 7

Слайд 8
Практиче-ская работа - А как вы думаете, какое тело можно получить из мыла, воды и воздуха?
Выдувает мыльный пузырь.
- Значит, мыльный пузырь-это тело. А из каких веществ он состоит?

Рассмотрим, из каких веществ состоят тела.

- Из скольких веществ может состоять тело?
Очень сложный состав веществ имеют природные тела.

- Перед вами две ложки. Можно ли сказать, что они состоят из одного и того же вещества?
-Да, одна ложка алюминиевая, а другая – стальная или железная. Оказывается опытным путем с помощью магнита можно узнать алюминиевая или железная ложка.

Мыльный пузырь

Из мыла, воды и воздуха

Выполняют задания

Тела могут состоять из одного или нескольких веществ.

Предположения: разный цвет, прочность

С помощью магнита различают вещества, из которых изготовлены ложки. Наблюдают и рассуждают

Слайд 9-10

Слайд 11

Опыт с магнитом
Решение практи-ческой задачи Когда моим дочкам было примерно столько же лет, сколько и вам, с ними произошла одна история. Яна и Даша решили не ждать меня после уроков, взяли ключ и пошли домой. А в нашем доме меняли трубы и выкопали около дома глубокую яму. Ремонт шел долго, и яма после дождя заполнилась водой. Яна держала ключ в руке и, проходя около ямы, нечаянно уронила его. Как вы понимаете спуститься в яму и достать ключ бы просто невозможно.
-Как же мы достали ключ?
- Мы к большому магниту привязали веревку, опустили ее в яму и вытащили ключ.

Предположения
Контроли-рующее задание - Потренируемся различать тела и вещества.

- А сейчас проверим, как вы умеете различать тела и вещества. Игра «Научись различать»

Игра «Проверь себя» Слайд 12 дети по одному выходят к доске
Слайд 13 У доски 1 человек
Знакомство с понятием «Частица» - Прочитайте еще раз тему урока и скажите, с каким понятием мы еще не познакомились?
- Попробуем порассуждать. Тела это то, что нас окружает. Все тела состоят из веществ. А можно предположить, что вещества тоже из чего то состоят?
- Да, вы правы. Все вещества состоят из мельчайших частиц, которые нельзя даже разглядеть с помощью мощного увеличительного прибора.
- В твердых веществах молекулы плотно прилегают друг к другу.
В жидких веществах частицы находятся на некотором расстоянии. А в газообразных веществах у частиц нет никакого сцепления. - Частица

- Может вещества состоят из частиц?

На доске выстраивается цепочка из терминов

Слайд14
Эксперемен-тальная часть -И все - таки можно провести такие опыты, которые помогут убедиться в том, что вещества состоят из мельчайших частиц. Выполните упр.29 в тетрадях для самостоятельных работ в парах, придя к одному мнению.

- Я приглашаю вас в небольшую лабораторию для проведения опытов, которые помогут убедить нас, что вещества состоят из частиц. Вы будете лаборантами, а я ученым. Лаборант – это очень нужный помощник ученого. От внимательности, наблюдательности и точности лаборанта зависит исход опыта, т.е. даже результат научного открытия.
Работать будете в паре, но вам нужно сразу договориться, кто будет записывать в инструкции - наденут шапочку, а те, кто будут проделывать опыт – нарукавники. Но читать инструкцию и делать выводы вы должны сообща.

- Прочитайте последний вывод

- Прочитайте на стр.46 внизу задание и на стр.47 предположение Миши. Согласны ли вы с Мишей, докажите свою точку зрения.


Выполняют в тетради упр.29
- Значит, их нужно растворить в воде. Например, сахар или соль.

Дети договариваются и надевают нужный атрибут.
Работают по инструкции

Вывод: сахар растворился, а жидкость на вкус стала сладкой.
Значит, кусочек сахара распался на частицы, из которых состоял.
Читают и доказывают

Работа в парах по тетради

Получают нарукавники и шапочки

Работа в парах

Слайд 15
Домашнее задание - Проделать опыт со стр.48 в учебнике. В тетради упр.25,28 Записывают в дневники Слайд 16
Контроли-рующее задание - Составьте из 15 карточек кластер по изученной теме Находят лишнюю карточку, а из остальных составляют кластер Работа в парах
Итог урока. Рефлексия деятель-ности - С помощью кластера расскажите. Что вы узнали и чему научились.
- Оцените свою работу на уроке. С помощью составленного кластера учащиеся рассказывают, что они узнали на уроке, чему научились и оценивают свою работу и своего напарника

Инструкция
Лаборанты: ________________________________________________________________________________

А) Рассмотри внимательно содержимое стакана, можешь попробовать на вкус.
Вывод : в стакане ________________вода.
Б) Опусти кусочек сахара в стакан, но не перемешивай. Попробуй на вкус содержимое стакана.
Вывод: сахар _________________ на дне стакана, но вкус воды ______________________(изменился, не изменился)
В) Перемешай аккуратно содержимое стакана ложечкой. Попробуй на вкус.
Вывод: сахар_________________________, и жидкость на вкус стала ____________________.
Значит, кусочек сахара распался на мелкие невидимые ___________________, из которых состоял.
Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: parfenova-irina
Просмотров: 1205 | Загрузок: 253 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Материал допущен к участию в фестивале.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]