Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир |
http://konkurs-multimedia-urok.letitbit.net/download/23e8b0c3a11faba30faccc69186ad61b6/_______.rar.html
[ · Скачать удаленно (10.76 Mb) ] | 12.01.2012, 10:02 |
Урок-экскурсия по старому Симбирску Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. А. С. Пушкин. Патриотизм - норма человеческого существования. Д. С. Лихачев. Цели: развить чувство патриотизма и любви к малой родине, учить заниматься поисковой деятельностью, дать возможность работать малыми группами, заниматься проектной деятельностью. Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию по старому Симбирску. Нас ждет увлекательное путешествие во времени и пространстве, нам могут встретиться необычные путники, мы многое увидим и узнаем. Но что же такое экскурсия, что она дает? (Звучат ответы на поставленный вопрос). Цель нашей экскурсии - познакомиться с прошлым родного города, его жителями, вписавшими яркие страницы в историю страны, с его замечательными памятниками архитектуры, многие из которых, увы, утрачены. Прав ли Д.С. Лихачев, который утверждает, что "патриотизм - норма человеческого существования" - Каждый уважающий себя человек должен уважать прошлое, ибо патриотизм предполагает не только любовь к своей малой родине, но и глубокое уважение истории, а это, в свою очередь, предполагает знание истории. Симбирские гимназисты очень хорошо знали историю родного города, любили Симбирск и гордились им. Они могли бы быть прекрасными нашими экскурсоводами. Но кто поможет нам оказаться в Симбирске XIX века? Появляются Муза истории Клио и Муза поэзии Полигимния. Клио: Мы поможем. Только будьте внимательны, по окончании экскурсии ответьте на эти вопросы. 1. Кем и когда основан Симбирск? 2. Что выгодно отличало Симбирск от других городов Поволжья? 3. Как соединялось Подгорье с городом? 4. На какие три части делился город по благоустройству? Лучшая из них. 5. Назовите улицы, по которым совершили экскурсию. Сохранили ли они свое название? 6. Назовите имена писателей и поэтов, чья жизнь была связана с нашим краем. 7. Назовите архитектурные памятники, которые встретились нам в ходе экскурсии. Презентация фотографий старого Симбирска Полигимния: Посмотри, Клио, какой живописный пейзаж! В этом месте отлогий берег реки холмом возвышается над ней, а золотые лучи солнца утопают в зелени садов. Клио: Местность удивительна, но иначе и быть не может: ведь город расположен на реке Ра, что означает щедрость. Полигимния: Тише, я слышу звуки музыки: (На фоне мелодии учащиеся читают стихи). 1. Он стоит в красоте живописной своей Высоко над окрестными селами, Только крыши домов да макушки церквей Поднялись над садами веселыми. 2. Величавая Волга, царица-река, И Свияга лазурная, чистая Близ него положили свои берега, И зеркальна их гладь серебристая. 3. Чуть займется заря - они обе в огне, И краса его в них отражается, И, ласкаясь, его обнимают они, Эти тихие реки-красавицы. Клио: Да, этот город, должно быть, имеет богатую историю: я слышу стук топора и вижу много людей. Мы остаемся. Но как подняться на вершину холма, который венцом возвышается над городом? Появляются гимназист и гимназистка, они слышат последние слова. Гимназист: Это и есть Венец - любимое место отдыха горожан, гордость нашего города. Гимназистка: Не видеть Венца - значит не видеть Симбирска. Клио и Полигимния: Кто вы? Как здесь оказались? Гимназист и гимназистка: Мы гимназисты, возвращаемся с летних вакаций. Клио и Полигимния: В вашем городе есть гимназия? Гимназист и гимназистка: И не одна. Мужская классическая и Мариинская женская. Хотите, мы покажем вам город? Полигимния: Но как мы пройдем к Венцу? Гимназист: Подгорная часть, где мы находимся, соединяется с городом несколькими спусками. Мы поднимемся по самому удобному из них - Петропавловскому. У его подножия когда-то стояла церковь в честь апостолов Петра и Павла. Гимназистка: Вот мы и на вершине. Город можно разделить на три части: дворянскую, торговую и мещанскую. Мещанская часть - беднейшая часть города, самая неблагоустроенная; торговая - та, где оживленно ведется торговля и проходят ярмарки, ведь Симбирск - крупный торговый центр. Гимназист: Украшением Симбирска является дворянская часть. Здесь находятся частные пансионы, школы, гимназии, театр, соборы, здание Дворянского собрания и Карамзинской библиотеки. Гимназистка: Улица, по которой мы направляемся к Венцу самая большая и красивая, она называется Большая Саратовская. Эта улица шоссирована, по ночам она освещается. Гимназист: Мы доходим до улицы Московской и сворачиваем направо. Клио: Я вижу собор. Он удивительно хорош. Гимназистка: Да, соборы - украшение города. Их три: один из них находятся на городской площади, которая так и называется - Соборная. А перед вами - Вознесенский Собор (показывает фото). Гимназист: Далее по Московской улице мы направляемся к Соборной площади, центральной в городе. Полигимния: Так вот какие эти соборы. Это их золотыми куполами, утопающими в зелени, любовалась я там, внизу. Клио: А вот архитектурное решение этого собора мне очень хорошо знакомо. Гимназистка: Троицкий собор был построен на месте более древнего собора, ровесника города. Его архитектор - наш земляк Коринфский. Гимназист: Наш Троицкий собор был построен в честь победы русского народа в войне 1812 года. Здесь хранятся полковые знамена симбирского ополчения. Симбиряне принимали активное участие в войне 1812 года. Имена многих известны всей России: Петр Никифорович Ивашев, Денис Васильевич Давыдов. Полигимния: Давыдов? Гимназистка: Да, это о нем писал Языков, наш земляк: Много в этот год кровавый, В эту смертную борьбу У врагов ты отнял славы. Ты, боец, чернокудрявый, С белым локоном на лбу! Гимназист: Давыдов - боевой офицер и поэт. Тот же Языков писал о его стихах: Не умрет твой стих могучий. Достопамятно-живой, Упоительный, кипучий, И воинственно-летучий, И разгульно-удалой. Полигимния и Клио: Любопытно было бы послушать стихи самого поэта Давыдова. За тебя на черта рад. Наша матушка Россия! Пусть французишки гнилые К нам пожалуют назад! За тебя на черта рад. Наша матушка Россия! О. как страшно смерть встречать На постели господином, Ждать конца под балдахином И всечасно умирать! О, как страшно смерть встречать На постели господином! То ли дело средь мечей! Там о славе лишь мечтаешь. Смерти в когти попадаешь, И не думая о ней! То ли дело средь мечей: Там о славе лишь мечтаешь! Ученик: Нет, не только берега крутые, И не только тучи-облака, В Волге, словно в зеркале России, Отразились судьбы и века. Ученица: Дочь крутых берегов, берегов луговых, Прикаспийских ветров и преданий тверских, Не обхватишь рукой твой могучий простор: Поднялись над рекой шапки сдвинутых гор. И поныне волна мне поет о былом. Как жила старина на приволье родном. Клио: Тише, я все отчетливее слышу звуки и могу уже различить голоса. (Звучит Указ царя Алексея Михайловича в исполнении глашатая). Ученик-глашатай: 10 февраля 1648 года указал государь и бояре приговорили быть окольничему Богдану Матвеевичу Хитрово с дьяком Григорием Кунаковым в понизовых городах для обереганья от приходу нагайских людей и для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги. Гимназист: Так был заложен город Симбирск. Клио: Что же строилось в Симбирске? Гимназистка: "Строился Симбирск по общему типу других городов того времени: в середине стояла крепость, погреб для пороха и оружия, воеводский двор, собор Живоначальной Троицы, приказная изба, кругом тянулся земляной вал, за которым шли посад, площадь, земляная изба, гостиный двор, а затем- мужской Успенский монастырь, девичий Спасский монастырь и несколько церквей". Полигимния: Звуки музыки доносят мелодию стиха. Ученик: Ровно три с половиною века назад Этот холм был окутан дубровою. Лишь белелся дымок от землянок и хат Возле Волги над чащей зеленою. Ученица: Строил город боярин Богдан Хитрово, Алексея-царя повелением. Окружил частоколом и валом его И заставил хоромным строением. Гимназист: Мы с вами стоим на территории древнего Кремля. Она не ограничивается лишь Соборной площадью. Пройдемте по Стрелецкой улице, когда-то ее заселяли служилые люди стрельцы. Это одна из первых улиц города. Полигимния: Что с тобой, Клио? Клио (оглядывает памятник Карамзину): Я впервые вижу свое изображение венчающим памятник простому смертному. Гимназистка: Вы ошибаетесь, Клио. Это не простой смертный. Это наш земляк Н.M. Карамзин, известный писатель, величайший историк, автор "Истории Государства Российского", которой так восхищались современники, в том числе Пушкин. Полигимния: Вы упомянули Пушкина. Разве он тоже ваш земляк? Гимназист: Нет, но Александр Сергеевич бывал в нашем городе и в родовом имении своего друга, поэта Н.М. Языкова. Городской дом Языковых находится совсем рядом отсюда. Клио: Надо же! Сколько прекрасных талантливых людей творили на симбирской земле... (Звучит лирическая мелодия, ученик читает стихи). Край - отчизна поэтов! Здесь всюду жива Память, их населением чтимая. Здесь языковских песен не замер призыв... Карамзинская статуя медная... Гончаровым прославленный в роще обрыв И могила Минаева бедная... Полигимния: Это река Ра, именуемая вами Волгой, так щедро одарила талантами симбирский край. Клио: Волга словно воплотила в своем облике широкую и удалую душу русскою человека. Она издавна была колыбелью русской песни, музыки, поэзии, живописи, народного творчества, она была радостью и гордостью народа, его вдохновением. Гимназистка: Поэты-симбиряне посвятили немало прекрасных строк красавице Волге: Тебе несу стихи, река моя родная - Они навеяны и созданы тобой - Мелькали предо мной, окраскою сверкая. Как рыбки вольные сверкают чешуей! Простор песков твоих, лесов живые краски, Разливы вешние ликующей воды И темных Жигулей предания и сказки На них оставит заметные следы. Я вырос близ тебя, среди твоей природы, На берегах твоих я речь ковал, - так писал, обращаясь к Волге, Дмитрий Садовников. Гимназист: Много строк любимой Волге посвятил и Н. Языков. Его стихотворение "К Рейну" прозвучало как гимн во славу родной реки: Я волжанин: тебе приветы Волги нашей Принес я. Слышал ты о ней? Велик, прекрасен ты! Но Волга больше, краше, Великолепнее, пышней и глубже Быстрая и шире голубая! Полигимния: Какой прекрасный вид открывается с волжского косогора на Волгу. Клио: Да, очень удачное место для строительства города выбрал Богдан Хитрово. Гимназист: Вы правы. Особенность места расположения города и его застройки отмечали многие современники, совершающие путешествия по Волге. Ну, вот и все. Здесь, на Венце, где горожане так любят отдыхать, мы и закончим наше путешествие по Симбирску. Клио: Да и нам пора в путь. Полигимния: Мы были очень рады познакомиться с вами и с вашим городом. Большое спасибо. Клио: Нам приятно, что вы знаете историю родного города. Полигимния: И мы с удовольствием послушали стихи поэтов - ваших земляков. Надеемся, что наше знакомство перерастет в дружбу, которая поможет вам в дальнейшем изучении наших предметов (Клио и Полигимнии прощаются и уходят). Учитель: Наша экскурсия завершена, но знакомство с историей родного края, ею литературной жизнью и культурой далеко не закончено. Мы еще не раз обратимся за помощью к Клио и Полигимнии. А теперь обратимся к заданию, которое получили от них. Работа над вопросами. 1. Кем и когда основан Симбирск? 2. Что выгодно отличало Симбирск от других городов Поволжья? 3. Как соединялось Подгорье с городом? 4. На какие три части делился город по благоустройству? Лучшая из них. 5. Назовите улицы, по которым совершили экскурсию. Сохранили ли они свое название? 6. Назовите имена писателей и поэтов, чья жизнь была связана с нашим краем. 7. Назовите архитектурные памятники, которые встретились нам в ходе экскурсии. Презентация знаменитых людей города Симбирска. Экскурсию ведут ученики, портреты знаменитых людей появляются на слайдах. Знаменитые люди города Симбирска Хитрово Богдан Хитрово Богдан (Иов – имя, данное при крещении) Матвеевич. 1615-1680 гг. Стольник, боярин и воевода. Из московских дворян, ведущих род с «выехавшего из Золотой орды Едугана» в XIV веке на службу рязанским князьям. Получил хорошее для того времени образование. Карьера Б.Хитрово началась в 1646 г . с назначением воеводой в г Темников, где ему пришлось заняться укреплением южных рубежей России. Михаил Петрович Коринфский (1788-1851 гг.) происходил из мещан города Арзамаса. Коринфский учился в Академии художеств у Воронихина и принимал участие в постройке Казанского собора в Петербурге. В 1818 г. Коринфский переселился в провинцию и создал ряд архитектурных произведений в Арзамасе, Казани, Симбирске и других городах. В Симбирске им был построен Троицкий собор. Д. Давыдов Герой Отечественной войны 1812 г ., генерал-лейтенант, поэт, прозаик, Из дворянской военной семьи. На военной службе с 1801 г ., адъютант князя П. Багратиона. Участник войн 1806-1814 гг, персидской компании 1826-1827гг, польской войны 1831 г ИВАШЕВ ПЕТР НИКИФОРОВИЧ (24 (13) 09.1767—3.12 (21.11).1838, Ундоры), военачальник, сподвижник А. В. Суворова. В 1788—1796 служил при его штабе, последние четыре года — нач. штаба. Участник русско-турецкой войны (1787—1791). За штурм Измаила и Очакова награжден золотыми крестами. В.Ленин Владимир Ильич Ульянов-Ленин (22.04.1870, Симбирск-21.01.1924 Горки, Московская обл.) Политический и государственный деятель, Председатель Совета народных Комиссаров РСФСР. Родился в г. Симбирске в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова. Детство и юность прошли в г. Симбирске. Иван Яковлевич Яковлев (25.04.1848 д. Кошки- Новотимбаево (Буинского уезда, симбирской губернии -20.10.1930, Москва) Педагог, просветитель чувашского народа, общественный деятель, создатель новой чувашской письменности. Родился в семье крестьянина. В 1867 г. (в 19 лет!) поступил в 5 класс Симбирской гимназии, которую закончил в 1870 г. с золотой медалью. В 1875 г. окончил историко-филологический факультет Казанского университета. Языков Н.М. Николай Михайлович Языков (16.03.1803, г. Симбирск – 07.01. 1847, г. Москва) Русский поэт, представитель ближайшего поэтического окружения А.С. Пушкина. Из старинного дворянского рода. Карамзин Николай Михайлович (1766-1826), российский историк, писатель, критик, журналист, почетный член Петербургской АН (1818). Создатель "Истории государства Российского" (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма ("Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" и др.). Редактор "Московского журнала" (1791-92) и "Вестника Европы" (1802-1803). Минаев Дмитрий Дмитриевич (02.11.1835-22.07.1889) Родился и умер в г. Симбирске. Поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик. Родился в семье офицера – поэта Минаева Дмитрия Ивановича (1808 – 1876). Воспитывался в Дворянском полку. Недолго служил в Симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. И.Гончаров Русский писатель. Родился в семье симбирского купца. Учился в московском коммерческом училище и словесном отделении Московского университета. По окончании университета в 1834-1835 гг. служил в канцелярии сибирского губернатора А.М. Загряжского. Затем продолжил службу в Министерстве финансов, цензором и редактором Министерства внутренних дел. А.Пластов Пластов Аркадий Александрович (31.01.1893 г. – 12.05.1972 г.) родился и умер в селе Прислониха, ныне Карсунского р-она Ульяновской области Российский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Закончил в 1908 году симбирское духовное училище, учился в симбирской духовной семинарии, в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-1917) Аксаков Сергей Тимофеевич писатель, критик. Широко известен как автор сказки «Аленький цветочек» Учитель: Есть памятники материальные, а есть - духовные. Памятник - от слова "память". Удивительным свойством наделен человек - памятью. Память - это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем. На востоке есть поговорка: "Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее в тебя выстрелит из пушки". Как вы понимаете эти слова? - Долг каждого - забота о памятниках прошлого, ибо сохранение прошлого - это и забота о будущем. Игра «Самая умная команда» -групповая работа. Творческая работа. Коллаж «Уголок старого Симбирска» | |
Просмотров: 1815 | Загрузок: 609 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |