Понедельник, 19.08.2019, 19:38
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

http://konkurs-multimedia-urok.letitbit.net/download/23e8b0c3a11faba30faccc69186ad61b6/_______.rar.html
[ · Скачать удаленно (10.76 Mb) ] 12.01.2012, 10:02
Урок-экскурсия по старому Симбирску
Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу.
А. С. Пушкин.
Патриотизм - норма человеческого существования.
Д. С. Лихачев.
Цели: развить чувство патриотизма и любви к малой родине, учить заниматься поисковой деятельностью, дать возможность работать малыми группами, заниматься проектной деятельностью.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию по старому Симбирску. Нас ждет увлекательное путешествие во времени и пространстве, нам могут встретиться необычные путники, мы многое увидим и узнаем. Но что же такое экскурсия, что она дает? (Звучат ответы на поставленный вопрос).
Цель нашей экскурсии - познакомиться с прошлым родного города, его жителями, вписавшими яркие страницы в историю страны, с его замечательными памятниками архитектуры, многие из которых, увы, утрачены.
Прав ли Д.С. Лихачев, который утверждает, что "патриотизм - норма человеческого существования" - Каждый уважающий себя человек должен уважать прошлое, ибо патриотизм предполагает не только любовь к своей малой родине, но и глубокое уважение истории, а это, в свою очередь, предполагает знание истории. Симбирские гимназисты очень хорошо знали историю родного города, любили Симбирск и гордились им. Они могли бы быть прекрасными нашими экскурсоводами. Но кто поможет нам оказаться в Симбирске XIX века?
Появляются Муза истории Клио и Муза поэзии Полигимния.
Клио: Мы поможем. Только будьте внимательны, по окончании экскурсии ответьте на эти вопросы.
1. Кем и когда основан Симбирск?
2. Что выгодно отличало Симбирск от других городов Поволжья?
3. Как соединялось Подгорье с городом?
4. На какие три части делился город по благоустройству? Лучшая из них.
5. Назовите улицы, по которым совершили экскурсию. Сохранили ли они свое название?
6. Назовите имена писателей и поэтов, чья жизнь была связана с нашим краем.
7. Назовите архитектурные памятники, которые встретились нам в ходе экскурсии.
Презентация фотографий старого Симбирска
Полигимния: Посмотри, Клио, какой живописный пейзаж! В этом месте отлогий берег реки холмом возвышается над ней, а золотые лучи солнца утопают в зелени садов.
Клио: Местность удивительна, но иначе и быть не может: ведь город расположен на реке Ра, что означает щедрость.
Полигимния: Тише, я слышу звуки музыки: (На фоне мелодии учащиеся читают стихи).
1. Он стоит в красоте живописной своей
Высоко над окрестными селами,
Только крыши домов да макушки церквей
Поднялись над садами веселыми.
2. Величавая Волга, царица-река,
И Свияга лазурная, чистая
Близ него положили свои берега,
И зеркальна их гладь серебристая.
3. Чуть займется заря - они обе в огне,
И краса его в них отражается,
И, ласкаясь, его обнимают они,
Эти тихие реки-красавицы.
Клио: Да, этот город, должно быть, имеет богатую историю: я слышу стук топора и вижу много людей. Мы остаемся. Но как подняться на вершину холма, который венцом возвышается над городом?
Появляются гимназист и гимназистка, они слышат последние слова.
Гимназист: Это и есть Венец - любимое место отдыха горожан, гордость нашего города.
Гимназистка: Не видеть Венца - значит не видеть Симбирска.
Клио и Полигимния: Кто вы? Как здесь оказались?
Гимназист и гимназистка: Мы гимназисты, возвращаемся с летних вакаций.
Клио и Полигимния: В вашем городе есть гимназия?
Гимназист и гимназистка: И не одна. Мужская классическая и Мариинская женская. Хотите, мы покажем вам город?
Полигимния: Но как мы пройдем к Венцу?
Гимназист: Подгорная часть, где мы находимся, соединяется с городом несколькими спусками. Мы поднимемся по самому удобному из них - Петропавловскому. У его подножия когда-то стояла церковь в честь апостолов Петра и Павла.
Гимназистка: Вот мы и на вершине. Город можно разделить на три части: дворянскую, торговую и мещанскую. Мещанская часть - беднейшая часть города, самая неблагоустроенная; торговая - та, где оживленно ведется торговля и проходят ярмарки, ведь Симбирск - крупный торговый центр.
Гимназист: Украшением Симбирска является дворянская часть. Здесь находятся частные пансионы, школы, гимназии, театр, соборы, здание Дворянского собрания и Карамзинской библиотеки.
Гимназистка: Улица, по которой мы направляемся к Венцу самая большая и красивая, она называется Большая Саратовская. Эта улица шоссирована, по ночам она освещается.
Гимназист: Мы доходим до улицы Московской и сворачиваем направо.
Клио: Я вижу собор. Он удивительно хорош.
Гимназистка: Да, соборы - украшение города. Их три: один из них находятся на городской площади, которая так и называется - Соборная. А перед вами - Вознесенский Собор (показывает фото).
Гимназист: Далее по Московской улице мы направляемся к Соборной площади, центральной в городе.
Полигимния: Так вот какие эти соборы. Это их золотыми куполами, утопающими в зелени, любовалась я там, внизу.
Клио: А вот архитектурное решение этого собора мне очень хорошо знакомо.
Гимназистка: Троицкий собор был построен на месте более древнего собора, ровесника города. Его архитектор - наш земляк Коринфский.
Гимназист: Наш Троицкий собор был построен в честь победы русского народа в войне 1812 года. Здесь хранятся полковые знамена симбирского ополчения. Симбиряне принимали активное участие в войне 1812 года. Имена многих известны всей России: Петр Никифорович Ивашев, Денис Васильевич Давыдов.
Полигимния: Давыдов?
Гимназистка: Да, это о нем писал Языков, наш земляк:
Много в этот год кровавый,
В эту смертную борьбу
У врагов ты отнял славы.
Ты, боец, чернокудрявый,
С белым локоном на лбу!
Гимназист: Давыдов - боевой офицер и поэт. Тот же Языков писал о его стихах:
Не умрет твой стих могучий.
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой.
Полигимния и Клио: Любопытно было бы послушать стихи самого поэта Давыдова.
За тебя на черта рад.
Наша матушка Россия!
Пусть французишки гнилые
К нам пожалуют назад!
За тебя на черта рад.
Наша матушка Россия!
О. как страшно смерть встречать
На постели господином,
Ждать конца под балдахином
И всечасно умирать!
О, как страшно смерть встречать
На постели господином!
То ли дело средь мечей!
Там о славе лишь мечтаешь.
Смерти в когти попадаешь,
И не думая о ней!
То ли дело средь мечей:
Там о славе лишь мечтаешь!

Ученик:
Нет, не только берега крутые,
И не только тучи-облака,
В Волге, словно в зеркале России,
Отразились судьбы и века.
Ученица:
Дочь крутых берегов, берегов луговых,
Прикаспийских ветров и преданий тверских,
Не обхватишь рукой твой могучий простор:
Поднялись над рекой шапки сдвинутых гор.
И поныне волна мне поет о былом.
Как жила старина на приволье родном.
Клио: Тише, я все отчетливее слышу звуки и могу уже различить голоса. (Звучит Указ царя Алексея Михайловича в исполнении глашатая).
Ученик-глашатай: 10 февраля 1648 года указал государь и бояре приговорили быть окольничему Богдану Матвеевичу Хитрово с дьяком Григорием Кунаковым в понизовых городах для обереганья от приходу нагайских людей и для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги.
Гимназист: Так был заложен город Симбирск.
Клио: Что же строилось в Симбирске?
Гимназистка: "Строился Симбирск по общему типу других городов того времени: в середине стояла крепость, погреб для пороха и оружия, воеводский двор, собор Живоначальной Троицы, приказная изба, кругом тянулся земляной вал, за которым шли посад, площадь, земляная изба, гостиный двор, а затем- мужской Успенский монастырь, девичий Спасский монастырь и несколько церквей".
Полигимния: Звуки музыки доносят мелодию стиха.
Ученик:
Ровно три с половиною века назад
Этот холм был окутан дубровою.
Лишь белелся дымок от землянок и хат
Возле Волги над чащей зеленою.
Ученица:
Строил город боярин Богдан Хитрово,
Алексея-царя повелением.
Окружил частоколом и валом его
И заставил хоромным строением.
Гимназист: Мы с вами стоим на территории древнего Кремля. Она не ограничивается лишь Соборной площадью. Пройдемте по Стрелецкой улице, когда-то ее заселяли служилые люди стрельцы. Это одна из первых улиц города.
Полигимния: Что с тобой, Клио?
Клио (оглядывает памятник Карамзину): Я впервые вижу свое изображение венчающим памятник простому смертному.

Гимназистка: Вы ошибаетесь, Клио. Это не простой смертный. Это наш земляк Н.M. Карамзин, известный писатель, величайший историк, автор "Истории Государства Российского", которой так восхищались современники, в том числе Пушкин.
Полигимния: Вы упомянули Пушкина. Разве он тоже ваш земляк?
Гимназист: Нет, но Александр Сергеевич бывал в нашем городе и в родовом имении своего друга, поэта Н.М. Языкова. Городской дом Языковых находится совсем рядом отсюда.
Клио: Надо же! Сколько прекрасных талантливых людей творили на симбирской земле... (Звучит лирическая мелодия, ученик читает стихи).
Край - отчизна поэтов! Здесь всюду жива
Память, их населением чтимая.
Здесь языковских песен не замер призыв...
Карамзинская статуя медная...
Гончаровым прославленный в роще обрыв
И могила Минаева бедная...
Полигимния: Это река Ра, именуемая вами Волгой, так щедро одарила талантами симбирский край.
Клио: Волга словно воплотила в своем облике широкую и удалую душу русскою человека. Она издавна была колыбелью русской песни, музыки, поэзии, живописи, народного творчества, она была радостью и гордостью народа, его вдохновением.
Гимназистка: Поэты-симбиряне посвятили немало прекрасных строк красавице Волге:
Тебе несу стихи, река моя родная -
Они навеяны и созданы тобой -
Мелькали предо мной, окраскою сверкая.
Как рыбки вольные сверкают чешуей!
Простор песков твоих, лесов живые краски,
Разливы вешние ликующей воды
И темных Жигулей предания и сказки
На них оставит заметные следы.
Я вырос близ тебя, среди твоей природы,
На берегах твоих я речь ковал,
- так писал, обращаясь к Волге, Дмитрий Садовников.
Гимназист: Много строк любимой Волге посвятил и Н. Языков. Его стихотворение "К Рейну" прозвучало как гимн во славу родной реки:
Я волжанин: тебе приветы Волги нашей
Принес я. Слышал ты о ней?
Велик, прекрасен ты! Но Волга больше, краше,
Великолепнее, пышней и глубже
Быстрая и шире голубая!
Полигимния: Какой прекрасный вид открывается с волжского косогора на Волгу.
Клио: Да, очень удачное место для строительства города выбрал Богдан Хитрово.
Гимназист: Вы правы. Особенность места расположения города и его застройки отмечали многие современники, совершающие путешествия по Волге.
Ну, вот и все. Здесь, на Венце, где горожане так любят отдыхать, мы и закончим наше путешествие по Симбирску.
Клио: Да и нам пора в путь.
Полигимния: Мы были очень рады познакомиться с вами и с вашим городом. Большое спасибо.
Клио: Нам приятно, что вы знаете историю родного города.
Полигимния: И мы с удовольствием послушали стихи поэтов - ваших земляков. Надеемся, что наше знакомство перерастет в дружбу, которая поможет вам в дальнейшем изучении наших предметов (Клио и Полигимнии прощаются и уходят).
Учитель: Наша экскурсия завершена, но знакомство с историей родного края, ею литературной жизнью и культурой далеко не закончено. Мы еще не раз обратимся за помощью к Клио и Полигимнии. А теперь обратимся к заданию, которое получили от них.
Работа над вопросами.
1. Кем и когда основан Симбирск?
2. Что выгодно отличало Симбирск от других городов Поволжья?
3. Как соединялось Подгорье с городом?
4. На какие три части делился город по благоустройству? Лучшая из них.
5. Назовите улицы, по которым совершили экскурсию. Сохранили ли они свое название?
6. Назовите имена писателей и поэтов, чья жизнь была связана с нашим краем.
7. Назовите архитектурные памятники, которые встретились нам в ходе экскурсии.
Презентация знаменитых людей города Симбирска.
Экскурсию ведут ученики, портреты знаменитых людей появляются на слайдах.
Знаменитые люди города Симбирска

Хитрово Богдан
Хитрово Богдан (Иов – имя, данное при крещении) Матвеевич. 1615-1680 гг.
Стольник, боярин и воевода.
Из московских дворян, ведущих род с «выехавшего из Золотой орды Едугана» в XIV веке на службу рязанским князьям. Получил хорошее для того времени образование. Карьера Б.Хитрово началась в 1646 г . с назначением воеводой в г Темников, где ему пришлось заняться укреплением южных рубежей России.


Михаил Петрович Коринфский (1788-1851 гг.) происходил из мещан города Арзамаса. Коринфский учился в Академии художеств у Воронихина и принимал участие в постройке Казанского собора в Петербурге. В 1818 г. Коринфский переселился в провинцию и создал ряд архитектурных произведений в Арзамасе, Казани, Симбирске и других городах. В Симбирске им был построен Троицкий собор.
Д. Давыдов
Герой Отечественной войны 1812 г ., генерал-лейтенант, поэт, прозаик, Из дворянской военной семьи. На военной службе с 1801 г ., адъютант князя П. Багратиона. Участник войн 1806-1814 гг, персидской компании 1826-1827гг, польской войны 1831 г

ИВАШЕВ ПЕТР НИКИФОРОВИЧ
(24 (13) 09.1767—3.12 (21.11).1838, Ундоры), военачальник, сподвижник А. В. Суворова. В 1788—1796 служил при его штабе, последние четыре года — нач. штаба. Участник русско-турецкой войны (1787—1791). За штурм Измаила и Очакова награжден золотыми крестами.

В.Ленин
Владимир Ильич Ульянов-Ленин
(22.04.1870, Симбирск-21.01.1924 Горки, Московская обл.)
Политический и государственный деятель, Председатель Совета народных Комиссаров РСФСР.
Родился в г. Симбирске в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова. Детство и юность прошли в г. Симбирске.

Иван Яковлевич Яковлев (25.04.1848 д. Кошки- Новотимбаево (Буинского уезда, симбирской губернии -20.10.1930, Москва)
Педагог, просветитель чувашского народа, общественный деятель, создатель новой чувашской письменности.
Родился в семье крестьянина. В 1867 г. (в 19 лет!) поступил в 5 класс Симбирской гимназии, которую закончил в 1870 г. с золотой медалью. В 1875 г. окончил историко-филологический факультет Казанского университета.
Языков Н.М.
Николай Михайлович Языков
(16.03.1803, г. Симбирск – 07.01. 1847, г. Москва)
Русский поэт, представитель ближайшего поэтического окружения А.С. Пушкина. Из старинного дворянского рода.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826), российский историк, писатель, критик, журналист, почетный член Петербургской АН (1818). Создатель "Истории государства Российского" (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма ("Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" и др.). Редактор "Московского журнала" (1791-92) и "Вестника Европы" (1802-1803).

Минаев Дмитрий Дмитриевич (02.11.1835-22.07.1889)
Родился и умер в г. Симбирске.
Поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.
Родился в семье офицера – поэта Минаева Дмитрия Ивановича (1808 – 1876). Воспитывался в Дворянском полку. Недолго служил в Симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел.
И.Гончаров
Русский писатель. Родился в семье симбирского купца. Учился в московском коммерческом училище и словесном отделении Московского университета. По окончании университета в 1834-1835 гг. служил в канцелярии сибирского губернатора А.М. Загряжского. Затем продолжил службу в Министерстве финансов, цензором и редактором Министерства внутренних дел.
А.Пластов
Пластов Аркадий Александрович (31.01.1893 г. – 12.05.1972 г.) родился и умер в селе Прислониха, ныне Карсунского р-она Ульяновской области
Российский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947).
Закончил в 1908 году симбирское духовное училище, учился в симбирской духовной семинарии, в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-1917)


Аксаков Сергей Тимофеевич писатель, критик. Широко известен как автор сказки «Аленький цветочек»
Учитель: Есть памятники материальные, а есть - духовные. Памятник - от слова "память". Удивительным свойством наделен человек - памятью. Память - это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем. На востоке есть поговорка: "Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее в тебя выстрелит из пушки". Как вы понимаете эти слова?
- Долг каждого - забота о памятниках прошлого, ибо сохранение прошлого - это и забота о будущем.
Игра «Самая умная команда» -групповая работа.
Творческая работа. Коллаж «Уголок старого Симбирска»
Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: virsova
Просмотров: 1462 | Загрузок: 323 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]