Вторник, 06.12.2016, 11:15
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Литературное чтение

«Урок систематизации и обобщения знаний и умений по произведению Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц»
[ · Скачать удаленно () ] 07.09.2013, 20:09
Урок систематизации и обобщения знаний и умений по произведению Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц» на литературном чтении во 2 классе.
Тема: ««У каждого человека свои звезды»»
Форма урока : урок – размышление
Учитель: Сединина Лариса Петровна
Учитель 1 категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»,
Пермский край г.Краснокамск
Методическая цель: развитие креативных и исследовательских способностей, духовной культуры обучающихся при изучении художественной литературы.
Цели образования:

Образовательные цели:
-формировать “талантливого читателя”, то есть адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие;
-развить эмоциональную отзывчивость;
- продолжить формирование навыков анализа художественного произведения
- обобщения и систематизации материала.
-учить мыслить, ставить вопросы к тексту и выделять проблемы.
Развивающие:
-совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
-развивать творческие способности учащихся.
-развивать навыки диалогической и монологической речи.
Воспитательные:
- воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы;
-воспитывать культуру речи учащихся;
-подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность, милосердие, дружба, доверие, любовь, верность, помощь;
-формировать у ребят данные качества характера;
-воспитывать уважение к чувствам другого.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска магнитная, изображение звездного неба, звезды, , карточки –понятия, разрезные карточки для групповой работы.
I. Мотивация к учебной деятельности.
I. (Звучит песня М. Таривердиева на слова Н.Добронравова «Маленький принц». На фоне музыки презентация звёздного неба)
Учитель:
- Ведь если звезды зажигают,
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо,
Чтоб каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
Ребята, возьмите в руки звезды. Именно с помощью их мы полетим на планету, на которой мы ответим на самые важные жизненные вопросы. (физкультминутка – дети повторяют движения за учителем)
II. Актуализация знаний
Учитель:
- Кто же такой настоящий читатель?
Ученики:
- Это тот, кто всё время спрашивает себя: всё ли мне понятно?
- «Настоящий читатель» выделяет в тексте непонятные слова и выражения и выясняет их значение. В них-то и скрывается тайна слова и загадка произведения.
Учитель:
-Что он для этого делает?
Ученики:
Для этого он обращается к словарям, справочникам, дополнительной литературе и к тем людям, которые могут дать нужные разъяснения.
Учитель:
Я предлагала вам дома выписать сравнения, которые есть в повести.
(Учащиеся совместно с учителем отмечают удивительную неожиданность сравнений.)
(Ученики зачитывают сравнения, которые выписали)
«Они (взрослые) кажутся сами себе величественными, как баобабы», «Она (вода) была как подарок сердцу», « Этот смех для меня – точно родник в пустыне», «Змейка тихо струилась по песку, словно умирающий ручеек».
Учитель:
- Чувствуете необычность мира, художественный дар писателя. Писательское слово несёт в себе какую-то тайну, которую автор доверит только внимательному читателю.
III. Продолжаем работать над повестью-сказкой.
Учитель:
-Вспомните, как обвивалась змея вокруг щиколотки Маленького принца?
Ученики:

- «(Змея) обвилась вокруг щиколотки принца, словно золотой браслет»
Учитель:
- Какой на рассвете становился песок?
Ученики:
- «На рассвете песок становится золотой, как мёд»
Учитель:
-Что утверждает Лис в повести, что золотая пшеница будет напоминать ему…?
Ученики:
- Золотые волосы принца.
Учитель:
- Наверно, и золотой шарф принца – не случайная деталь!
Выберите повторяющее слово.
Ученики:
- Золотой.
Учитель:
- Итак, чем же объяснить частое употребление слова «золотой»?
Давайте выясним значение слова «золотой» (Смотрим в словаре)
(- Золотой – сделанный из драгоценного металла, стоящий дорого)
Запись появляется на экране

Учитель:
- А какой смысл вкладывает мама, говоря ребёнку: «Ах, мой золотой!»
Ученики:
- Это – самый любимый, неповторимый, единственный, самый дорогой.
Составляем цепочку, которая фиксирует ход мысли и требует обобщения, вывода: золотой – драгоценный – дорогой – любимый – единственный – неповторимый – требующий бережного отношения к себе. (Цепочка записывается на доске)
Учитель:
- Какой же вывод напрашивается?
Ученики:
- Все люди бережно относятся к драгоценностям, но для родителей их дети дороже всех сокровищ.
Учитель:
- А разве мир вокруг нас не величайшая ценность? А разве автор не стремится показать, что человек должен бережно относиться ко всему живому и неживому? Пока пусть это останется нашим предположением. А мы попробуем найти ответ в самой повести Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Продолжим нашу работу, обратимся к описанию спящего принца:
(Ученик зачитывает выдержку из текста)
«Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе: трогательный всего в этом спящем Маленьком принце его верность к цветку, образ розы, который лучится в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит… И я понял, что он ещё более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…»
Учитель:
- Значение слова «беречь» совпадает с последним звеном нашей цепочки. Так мы приблизились к мысли о том, ради чего была написана повесть?
- Берегите детские души, берегите друг друга, берегите планету.
- Всё в этом мире очень хрупко, всё неповторимо, всё удивительно и потому драгоценно.
Вновь возвращаясь к цепочке слов: «А разве не бывает фальшивых драгоценностей, которые иногда невозможно отличить от настоящих?»
Многие люди не замечают в своей жизни фальши: вспомним короля, честолюбца, пятницу, делового человека, географа и всех мечущихся по жизни в поисках чего либо. Кто же способен отличить подлинные ценности от мнимых?
Ответ можно найти в тексте.
(Ученик зачитывает выдержку из текста)
Обращаемся к словам Лиса: (Читаем) «…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Тогда что же получается: людей с зорким сердцем очень мало, гораздо больше тех, кто заблуждается.
Учитель:
- Как же им помочь? Как сделать так, чтобы сердце каждого человека было зорким? Возможно ли это?

Ученики:
- Возможно, если человек будет следовать определённым правилам.
IV. Рефлексия учебной деятельности.
Сейчас посмотрим, насколько у вас зоркие сердца. Сможете ли вы отличить настоящее от фальши.
Что для вас важнее: дружба или власть; любовь или богатство; верность или честолюбие (Дети выбирают из конверта ту карточку, которая им подходит)
Учитель:
Пока у вас зоркие сердца не спешите взрослеть, оставайтесь детьми, как можно дольше.
Сегодняшний наш урок хочу закончить стихотворением
(читает ученик из класса)
(А.Барто «Дарю тебе сердце»)
Даю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй где угодно,
Ходи с ним повсюду,
Рисуй что захочешь,
Сердиться не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.
(Каждому ребёнку вручается сердце. Когда вы будете отступать от правил, вами будет руководить фальшь, вспомните о чистых сердцах).
Подведём итоги нашей работы:
Ребята, мы закончили работу над произведением «Маленький принц»: есть ли в нашем классе детки, которым помогло произведение разобраться в себе, понять своих близких, понять для чего мы живём на Земле и вообще понять что такое дружба? А чтобы быстрее об этом узнать, я предлагаю вам прикрепить на планету картинку, которая лежит на вашем столе. А как мы назовём планету подумаем в заключении нашей работы.
1.Дружба для тебя- это лекарство от одиночества. (Если да- прикрепляете картинку)
2. Ты всегда помнишь о своих близких? (Если да- прикрепляете картинку)
3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится.( Если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает - прикрепи картинку)
4. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? (Если тебе приятно видеть всех ребят – прикрепи картинку).
Если класс понял произведение, учитель смог достучаться до сердец каждого своего ученика- получается красивая планета под названием «Планета Добра»
V. Домашнее задание.
1. Найти и прочитать любимый эпизод из сказки и объяснить свои выбор.
2. Подумать над вопросом, что значит чистое сердце.
Категория: Литературное чтение | Добавил: sedininaLar
Просмотров: 1083 | Загрузок: 197 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа допущена к участию в фестивале.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]