Понедельник, 20.11.2017, 20:11
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Литературное чтение

«Перелетные птицы Севера» Русская сказка «Серая шейка». Хантыйская сказка «Гусенок»
[ · Скачать удаленно (7,62mb) ] 19.01.2012, 00:26
Тема занятия: «Перелетные птицы Севера» Русская сказка «Серая шейка». Хантыйская сказка «Гусенок»
Цели:
Предметные: Расширить знания о перелётных птицах.
Создать условия для ознакомления с русской литературой и литературой народов Севера о птицах.
Метапредметные: Формировать умения ставить познавательные цели, искать и выделять нужную информацию.
Личностные: развивать самоопределение (мотивацию учения), коммуникативные универсальные действия (контроль, оценка действий партнера, коррекция его поведения), умение работать в парах.
Задачи:
- познакомить детей с тем, когда и как на севере появились перелетные птицы;
- выявить признаки поведения птиц в разные времена года;
- прививать любовь к животным, к природе.
-учиться работать в паре, группе;
-учиться давать оценку себе и своему товарищу.

Оборудование:
1) Видеоклип «Утки»
2) Презентация-игра «Перелётная или зимующая птица»
3) Тексты сказок «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка, «Гусёнок» в обработке Г. Слинкиной.
4) Тексты о перелётных птицах.
5) Видеофильм «Предзимье»
6) Предметные рисунки перелетных птиц.
7) Компьютер, мультимедиапроектор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. АМО «Муравьиная куча»
- Наступила осень. Муравьи закрывают двери в своём жилище. Давайте и мы постоим муравьиную кучу и закроем окошки.
II. Просматривание видеофильма «Предзимье»
Какое настроение навеял на вас этот видеофильм? Почему вы загрустили?
III. Краткая беседа, характеризующая позднюю осень.
- Что вы знаете об осени?
Дети рассказывают о том, какие изменения произошли в природе, а именно поздней осе¬нью.
- Чем эта пора отличается от золотой осени?
Расскажите о том, как вели себя птицы и звери в самом начале осенней поры, и что изме¬нилось в их поведении сейчас, т.е. поздней осенью.
IV. Целепологание. АМО «Птичья стая»- авторская.

Достаточно ли вы знаете о перелётных птицах нашего края, можете ли вы составить рассказ о перелётных птицах нашего края? Поднимите свою птицу те, кто хочет узнать больше.
На столах заготовки птиц. Поднимают свою птицу те дети, кто хочет узнать больше.
Сформулируйте тему нашего урока. Что мы должны узнать на уроке?
Мы с вами как ваши птицы полетим за новыми знаниями, повторим то, что уже знаем. Напишите цель нашего урока на ваших птицах. Напишите то, что хотите узнать на уроке о перелётных птицах. Цели озвучивают. Учитель тоже говорит свои цели, и совместно формулируют их.
V Работа над темой
1.Рассказ учителя .
Древний мансийский сказ о появлении водоплавающих птиц на Севере.
Миф о сотворении земли рассказывает, о появлении птиц так: Жили-были первые люди в тундре - старик со старухой.
И родился у них сын-богатырь. Дали ему имя Штари-Пешьнимала-Сяв. Превратился он однажды в маленького гуся и полетел на юг, где жили водоплавающие птицы. Там, в теплом краю, далеко от дома он женился на дочери хозяек этой страны.
Старики с родины перелетных птиц подарили зятю гусиную и лебяжью шкуры из золота.
Старики из южной родины говорят им:
- Дочь наша! Зять! Этих крылатых водоплавающих птиц мы даем в приданое дочери. И пока последний мужчина не утонет, пока последняя женщина не утонет, пусть всегда и везде будут эти птицы с вами, пусть они будут вам и пищей.
Зять и дочь собрались и отправились в дальний путь на Север. Все птицы, которых пода¬рили им на теплом юге, полетели вместе с ними. Таким образом перелетные птицы, живущие в теплых краях, оказались на Севере, с тех пор они совершают огромные перелеты: зимой уле¬тают на юг, весной - возвращаются.
2.Презентация «Перелетные птицы нашего края»
- Назовите перелётных птиц, которых вы знаете.
3.Сообщение о перелетных птицах. (утках, сопровождается видеоклипом «Утки»)
Из мелкого тальника, стоявшего по грудь в воде, стали подниматься утки. Мно¬го уток. Они, казалось, заполнили собой всю округу - и воздух, и воду. Стаи уток кру-жились, плавали, неслись мимо. И у них было свое имя на хантыйском, на мансийс¬ком «вас», - пишет Юван Шесталов в книге «Большая рыба».
В наш округ прилетает более 25 видов уток. Каких только уток здесь ни уви¬дишь. В романе Г. Сазонова и А.М. Коньковой «И лун медлительных поток ... » опи¬сан «птичий шайтан, сотворенный из семи разноперых уток. Этого птичьего бога зо¬вут Санг-Пупий. Он стоял на высоком берегу в Песя-Рах-Павыл ... ».
Герой священного мансийского сказания о сотворении земли ищет свою невесту по разноцветным утиным перьям.
Главой утиного семейства является селезень. У него очень красивые перья, переливающиеся разными цветами.
Селезня я вожаком беру,
Селезня молодого.
Крылья его, отлив поутру
Отблеска неземного ...
Уснули селезни за луговиною,
Тревожит Обь вечерняя волна,
Несет она мне песню лебединую,
О дальнем крае говорит она. – Это строки из стихотворения Андрея Тарханова,
мансийского поэта.
Издревле охотники ловили уток. Кто стрелял, кто перевесом ловил - сетью. Ум¬ный человек всегда выпускал самочек, а селезней и других самцов оставлял. Уток чистили, палили, потрошили, солили, вялили, клали в ледники. Кости уток и гусей до сих пор бросают в воду, чтобы птицы снова ожили.
VI. Проработка содержания темы
1.Самостоятельная работа в группах. АМО «Ульи»
- Вам даётся задание составить рассказ об одном виде уток. Работа в паре . Можно получить консультацию у экспертной группы.
Варианты работы:
1. Работа на компьютере в программеPover Point.
2. Составление устного сообщения сопровождающегося иллюстрацией.
Учащиеся, подготовившие материал прикрепляют на доску свои соты.
Тексты читают дети, изображения проецируются на экран.
1.Наша самая маленькая уточка - чирок-свистунок, весит она 300 граммов. Есть еще чирок-трескунок. У каждого самца чирка на крыльях есть «зеркальце». По этим переливающимся «зеркальцам» - перышкам утки узнают друг друга, определяют воз¬раст и вид.

2.Интересны черные утки-турпаны. Они прилетают самыми последними. Мясо их невкусное, потому что питаются они рыбой. Ханты практически не употребляют в пищу МЯСО этой утки. Турпан гнездится далеко на озерах, он не подплывает близко к берегам. Это очень скрытная птица.

3.А это утка-морянка. Она очень яркая, красивая. Прилетает морянка к нам очень редко, ее так и называют - неожиданная гостья. Она прилетает только к Карскому морю.

4.Обратите внимание на эту птицу. Это лысуха. Ее тоже нечасто можно встретить.
Большую часть жизни она проводит на воде. Гнездо устраивает прямо на озере или в болоте. Летает крайне редко. Больше бегает, прячется в высокой траве и в камышах.

5.Родня лысухи - коростель. Его скрежещущий неприятный звук можно слышать с раннего утра до позднего вечера. Эта птица живет на болоте или в других сырых мес¬тах. Дружит с лысухой и выпью, тоже болотной птицей.
5.Посмотрите, какая перед нами красавица! Это чомга отряда поганок, или ныр¬цов. Птица красивая, на головке у нее торчат, как рожки, рыжие и черные перья¬-хохолки. Клювик остренький. Чомга плохо летает, в основном плавает и прекрасно ныряет. Мясо невкусное, пахнет рыбой. Лесные жители его не любят, поэтому и на¬зывают птицу поганкой. Охотники на них не охотятся. Чомга интересна тем, что сво¬их маленьких птенчиков она возит на своей спинке.
Ханты и манси рассказывают легенду о том, что когда создавалась Земля, чомга помогала гагаре землю искать. Она ныряла-ныряла, очень устала, от этого у нее по¬явилось много красных перьев, и покраснели глаза, но землю все же она достала, по¬терлась носиком об кочку, оставила глину и улетела в небо.
Птицы и звери обрадо¬вались тому, что чомга принесла землю и назвали ее Люлей и постановили дать ей в награду, в память об ее усердном нырянии, красные красивые глаза и клювик. А сами звери и птицы помчались землю делить между собой. Люля же осталась сидеть, где сидела: она не могла еще отдышаться.
Звери и птицы разобрали всю землю до пос¬леднего клочка. Для Люли же не осталось места, вот поэтому и живет до сих пор на воде эта птица.

2. Беседа по содержанию сказки «Серая Шейка». (Сказка читается заранее на внеклассном чтении)
1) В какое время года происходили события?
2) Как вели себя утки, лебеди, журавли, гуси перед отлетом?
3) Чем была озабочена семья селезня.
4) Что произошло с Серой Шейкой? Почему она не смогла улететь со всеми?
5) Кто преследовал птицу?
6) Как спаслась уточка?
7)Как она перезимовала?
Определите главную мысль сказки.
Расскажите, случались ли такие истории на ваших стойбищах, в ваших угодьях.
3. Знакомство с рассказом Е. В. Важаковой «Мои лебеди»
Сравните, чем похожи и отличаются рассказ и сказка.
Расскажите, как вы помогаете животным, попавшим в беду.
VII. Заключительная часть занятия.
1.Обобщающая беседа.
- Какие птицы улетают в теплые края? Какие птицы зимуют?
- Вьют ли перелетные птица гнёзда на юге?
- Почему водоплавающая дичь покидает север осенью?
- Чем питаются птицы на юге и на севере?
- Какие моря и океаны приходится пролетать птицам?
- Летят ли птицы ночью?
- Все ли птицы улетают далеко-далеко на юг?
- Назовите птиц, которые зимуют на юге России.
- Назовите зимующих птиц.

2. Игра- презентация «Перелётная или зимующая »
Дети делятся на 2 группы. Проводится соревнование между группами. Правило: сначала обсуди с товарищами только потом дай ответ.

VIII. Рефлексия. АМО «Полет листочков».
На доске три кармана разных цветов. Карманы: «Я узнал много нового», «Мне было интересно», «Мне было скучно, я устал».
У детей по три листочка тех же цветов, что и карманы. Дети пишут на них свои имена.
По окончании занятия, дети кладут листочки в карманы.
IX. Домашнее задание
Подготовить сообщения- презентации о зимующих птицах нашего края.

Используемые источники:
Методическое пособие для учителей национальных школ. Авт.: Ядрошникова Л.А. – 2004г.
Сборник сказок в обработке Г.Слинкиной. - 1997г
Видеофильм «Предзимье октябрь ноябрь» Автор Карпова Наталья г Челябинск.
Рассказы Е.Н. Вожаковой. Редактор Е.А. Немысова – ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск.1997.
Категория: Литературное чтение | Добавил: kilina65
Просмотров: 2688 | Загрузок: 347 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Спасибо. Я очень рада.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]