Пятница, 22.02.2019, 05:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Литературное чтение

«Образы главных героев в рассказе Л.Н.Толстого «Прыжок».
[ Скачать с сервера (13.66 Mb) ] 05.02.2013, 17:28
Тема урока: «Образы главных героев в рассказе Л.Н.Толстого «Прыжок».
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
•интерактивная доска;
•учебник В.А.Лазарева «Литературное чтение», 2 класс;
•презентация к уроку;
•карточки с заданиями.[/l]
Цели: формирование умений составления характеристик героев литературного произведения с опорой на авторское слово.
Задачи:
•формировать навыки анализа художественного текста, опираясь на авторское слово;
•развивать умения выделять главную мысль произведения;
•развивать эмоционально-образную сферу, воображение;
•учить извлекать нравственные уроки на примере героев художественной литературы (долг, честь, достоинство, ответственность за свои поступки).
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы: проблемного изложения, частично-поисковый, наглядный.
Принципы:
доступности;
научности;
воспитывающего характера обучения;
сознательности, творческой активности;
связи обучения с жизнью.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Вхождение в тему.
3.Историческая справка
4. Целеполагание.
5.Работа над образом мальчика с текстом по учебнику.
6.Физ. минутка.
7.Работа в группах.
8.Общий анализ ситуации.
9.Работа со словарём оценочных слов.
10.Работа над образом отца с текстом по учебнику.
11.Физ.минутка.
12.Чтение отрывка «Точное пушечное ядро…» и пошаговый анализ последних 2х абзацев.
13.Решение поставленной проблемы. Выводы.
14. Итог урока.
15.Домашнее задание.

Предполагаемый результат:
•овладеть первоначальными навыками работы с художественным текстом, со словом автора;
•высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
•получить нравственные представления об ответственности за родных и близких;
•видеть актуальность поставленных проблем в произведении Л.Толстого в наши дни.

Ход урока:
1 . Организационный момент.
2. Вхождение в тему.
Слайд 1.
Учитель: Ребята, рассмотрите, пожалуйста, портреты.
•Кто на них изображен?
(На интерактивной доске четыре портрета писателей: Пушкин А.С., Некрасов М.Ю. Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н. Надписи под портретами отсутствуют - их надо расставить). Дети расставляют надписи и обнаруживают, что одной фамилии не хватает.
•Чей же это портрет?
-Л.Толстого
-Давайте убедимся, что это верно. Надпись скрывается за портретом писателя.
(Дети перемещают портрет на доске и убеждаются в правильности или неверности своих ответов).
Слайд 2
-Дома вы читали биографию Л.Н.Толстого. Что вас особенно удивило или даже поразило в его биографии?
-Очень рано, в полуторагодовалом возрасте, он потерял мать. До 11 лет его воспитывал отец - Николай Ильич, человек военный, отставной полковник. Он отличался гордостью, строгостью и независимостью в отношениях с представителями власти. В молодости и Лев Толстой был офицером, ему пришлось воевать.
-Он создал школы для крестьянских детей и писал для них ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ рассказы.
•Л.Толстой наш современник?
-Нет. Он жил сто с лишним лет назад. Случалось, и путешествовал по морям и океанам.
•Знаете ли вы, на чём раньше путешествовали по морям?
(Презентация. Парусники 19 века.)
3. Историческая справка.
Слайды 3
-Рассмотрите парусник. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний.
Слайды 4
Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева (сосна, дуб);
Слайды 5
мачты возвышались над палубой на 15-25 м, т. е. имели высоту 5—8-этажного дома. На мачтах были перекладины (реи), на которых держались паруса. В безветренную погоду паруса сворачивали, и корабль стоял на месте, ждал попутного ветра. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок. Согласитесь, чтобы добраться до верхней перекладины, требовалось немало мужества и ловкости, учитывая, что корабль, даже когда стоит на месте, постоянно наклонялся то влево, то вправо.
На таких кораблях и путешествовал Лев Толстой и герои его морских рассказов. Сегодня мы познакомимся с одним из них. Называется он «Прыжок» (нажав на кораблик, переходим по ссылке с 5 –го слайда на 2-й).
3. Постановка проблемы. Целеполагание (нажимая на экран, высвечиваются поставленные вопросы):
-Мы говорили, что Толстой писал поучительные рассказы для детей. Значит, что нам предстоит узнать на уроке? - важную задачу:
•Какова главная мысль этого произведения? Как мы это сможем сделать?
-через образы главных героев;
-через название рассказа (почему автор так назвал свой рассказ?).
-Я хочу вам предложить рассмотреть ещё одну проблему. Мы говорим, что Толстой писал рассказ много лет назад, около 150. Может быть, это произведение уже устарело?
•Актуально ли оно (произведение) сегодня?
(затенение экрана - ШТОРА)
4. Работа с текстом. Анализ поступка мальчика.
- Обратите внимание на подзаголовок рассказа (быль).
•Что это значит?
-кто-то был очевидцем этих событий
•Прочитайте первые два предложения и представьте эту картину.
- Тихо на море. Палуба. Все прогуливаются…
•Что значит «кругосветное путешествие»?
-долго, каждый день одно и тоже…
•Почему ВЕСЬ народ был на палубе?
-была хорошая погода;
•Кто и как их развлекал?
•Что значит «БОЛЬШАЯ» обезьяна? Какая она? Покажите.
•Какие у неё лапы? На кого похоже это животное? Как она вела себя?
5. ФИЗМИНУТКА.
(Дети встают и показывают маленькую, среднюю и большую обезьяну, делая вывод, что она с 8-10 - летнего ребёнка; что передние лапы у неё длиннее, чем у человека. «Прыгают», «корчатся», «строят рожи», «передразнивают»…)
•Почему народ ещё был на палубе?
-Корабль долго плыл, все устали от однообразия и хотели развлечений.
•Кого выбрала обезьяна для своей игры?
•В каком порядке написал Толстой? (мальчик, сын капитана). Почему?
•Кто такой капитан корабля? Каждый может быть капитаном? Какими качествами должен обладать капитан?
•12лет – он больше вас или меньше? Это взрослый человек?
•Какое у всех настроение? Чувствуется ли тревога, напряжение?
•Почему он полез за обезьяной на мачту?
-Времени у нас как всегда мало. Как нам организовать работу на уроке, чтобы быстро и верно разобраться в характере героя?
-Работать по группам.
6. Работа в группах (3-4 мин).
(Дети делятся на группы и получают карточки с заданием: проследить эмоциональное состояние мальчика в сцене с обезьяной, опираясь на текст рассказа (на слова, которыми автор объясняет поступок мальчика), и ответить на вопрос: «Почему он полез за обезьяной на мачту? Что заставляло его двигаться всё дальше и дальше?»:
(Задания дифференцированные: у некоторых карточек с обратной стороны есть наводящие вопросы)

КАРТОЧКА
Группа № ______
• Проследите эмоциональное состояние мальчика в сцене с обезьяной, опираясь на слова, которыми автор объясняет поступок мальчика, и ответьте на вопрос:
• Что заставляло его двигаться всё дальше и дальше?

опомнился

-очень раззадорился…

- разобрал задор
(Нарисована мачта
с верхней перекладиной)
покраснел


не знал: смеяться или сердиться…

Вспомогательные вопросы:
1.Найдите слова, где говорится, как вёл себя мальчик в первые минуты,
когда обезьяна сорвала с него шляпу.
2. Что же его подтолкнуло полезть на мачту?
3.Почему же он не мог вовремя остановиться?
4.Чем закончилась игра?
( итоги работы в группах подводятся на экране – нажимая на портрет писателя, по ссылке переходим на Слайд № 6)
•Найдите слова, где говорится, как вёл себя мальчик впервые минуты, когда обезьяна сорвала с него шляпу.
-не знал: смеяться или сердиться…
•Что же его подтолкнуло полезть на мачту?
-стала зубами и лапами рвать шляпу…
-дразнила его..
-матросы громче стали смеяться;
-мальчик был сыном капитана… его это оскорбляло.
•Почему же он не мог вовремя остановиться?
-обезьяна его подманивала и лезла дальше
-мальчика разобрал задор
-повесила шляпу на край последней перекладины
-показывала зубы, радовалась…
-очень раззадорился…
•Чем закончилась игра?
-опомнился…
•Общий анализ ситуации.
(На доске сообща выстраивается лестница эмоционального накала с палубы до последней перекладины)
oПочему не понимал серьёзность ситуации (он – ребёнок)
oПочему он не мог остановиться? (он – сын капитана)

УРОК № 2
1.Работа со словарём оценочных слов.
Слайд 7
•Оцените действия мальчика. Какими они были?
(Работа со словарём оценочных слов на интерактивной доске. Дети «перетаскивают» подходящие слова для оценки поступка героя и обосновывают свой выбор)

смелость
безрассудство
необдуманность
решительность
самолюбие
честолюбие
хвастливость

(затенение экрана- ШТОРА)
•Судя по этим качествам, можем ли мы представить себе отца этого мальчика? Как вы думаете, какой он человек?
•Как реагировали взрослые на поступки мальчика? Почему заметили только тогда, когда он ступил на перекладину? ( Ведь опасная ситуация была ещё на палубе?)
•Какая опасность угрожала мальчику? Как об этом говорит автор? («Стоило ему только оступиться…») Кто так думает? (люди на палубе)
- упадёт
-если дойдёт - не сможет вернуться,
- значит, все равно упадёт (выхода нет)
2.ФИЗМИНУТКА.
(Встаньте. Представьте, что это вы стоите на перекладине. Держитесь за мачту, а теперь поднимите одну ногу выше к себе, что бы почувствовать шаткость положения. Балансируйте руками).
•Можно так простоять долго?
3.Работа по тексту в учебнике. Образ отца
И в это время появляется новый герой рассказа – его отец. Чтение эпизода с его появлением.
-А теперь поговорим об отце мальчика. Каким он вам показался?
Слайд 8
(дети выбирают оценочные слова и комментируют их)
-сумел быстро оценить обстановку и принять меры
•Почему он хотел стрелять? Разве это отец?
•Почему мальчик не прыгнул сразу?
•Как вы думаете, легко ли было отцу мальчика решиться на такой способ спасения сына?
-не было другого выхода, и он это знал;
-был опытным и мудрым моряком;
-была сильная воля, если решился на такой жёсткий шаг спасения сына;
-мужественный человек, если решился на такой решительный поступок.
(затенение экрана – ШТОРА)
4.Чтение отрывка «Точное пушечное ядро…» и пошаговый анализ последних 2-х
абзацев.
•Кто бросился на спасение мальчика? Как быстро они это сделали?
•Почему Толстой говорит «вынырнуло тело мальчика»? О ком так говорят?
•Почему капитан убежал?
- В последних словах Толстой показал большое чувство отца к сыну, и страх за его жизнь, и ответственность за сына, и любовь к мальчику.
•Каким должен быть отец? Как воспитывать своего ребёнка?
•Кто принимает ответственные решения в минуты опасности?
(ссылка на 2-й слайд)
Вернёмся к НАЗВАНИЮ рассказа. Мы знаем с вами, что в название своих произведений авторы вкладывают важную мысль. Только ли о прыжке мальчика с мачты говорит Толстой, назвав так свой рассказ. К какому герою ещё относится это слово?
Вывод 1:
Дети:
-прыжок совершает и отец мальчика, только он связанный с душевным состоянием человека.
-«Прыжок» - это, как бы мгновенное состояние души человека в страшные минуты жизни.
-это проявление качеств человека в особых экстремальных условиях.
-благодаря этому «эмоциональному прыжку» и была спасена жизнь мальчика, ведь, другого выхода не было, но надо было, чтобы кто-то принял это решение. Такие решения могут принимать только родители.
5. Решение поставленной проблемы:
•В чём заключается главная мысль рассказа? Чему он вас научил?
(ссылка на Слайд 9)
•Как вы думаете, Толстой адресовал свой рассказ только детям?
(ссылка на слайд 2)
•Актуально ли сегодня это произведение? (ответы детей)
Вывод 2:
Учитель: Вы правы. Не случайно рассказ этот считается одним из самых любимых для многих поколений людей, поучительным и всегда современным. В наше время тоже много чрезвычайных жизненных ситуаций, в которых необходимо проявить лучшие человеческие качества: мужество, решимость, выдержку и самообладание, перебороть страх и совершить решительный поступок во имя спасения своей или чужой жизни.
10.Итог урока.
-оценка деятельности учащихся на уроке:
Оценка работы каждого ученика
Оценка работы класса в целом.
Ссылка на Слайд 10
Читая любое произведение, можно плавать по поверхности текста, как этот кораблик, а можно заглянуть вглубь его, найти авторские секреты, увидеть за авторским словом главное и понять его. А можно найти это главное, понять и ПРИНЯТЬ это сердцем, душой, как это сделали вы сегодня. Вы справились.
11. Домашнее задание (по выбору):
•разделить текст на смысловые части и озаглавить их.
•сравните м/ф «Прыжок» с рассказом Л.Н.Толстого. Удалось ли художникам м/ф передать главную мысль рассказа?
Категория: Литературное чтение | Добавил: toa_16
Просмотров: 10451 | Загрузок: 478 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]