Суббота, 10.12.2016, 23:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы начальной школы » История. Внеклассные мероприятия

Театрализованный урок "Пермяк - соленые уши"
[ · Скачать удаленно () ] 23.09.2013, 15:18
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 118» г. Перми

Театрализованный урок в 1 классе
«Памятник «Пермяк - солёные уши»

Учитель МАОУ «СОШ № 118» г. Перми
Мотовилихинского района
Ермакова Екатерина Васильевна

Пермь, 2013
Тема театрализованного урока: «Памятник «Пермяк – солёные уши».

Класс: 1
Учитель: Ермакова Е. В., МАОУ «СОШ № 118», г. Перми, Мотовилихинского района.

Цель: привлечение внимания учащихся к культурным ценностям родного города.

Задачи:
- воспитывать бережное отношение к историческому прошлому края;
- воспитание любви к своему городу, интереса к истории родного края;
- развитие речи, памяти, мышления учащихся.

Оборудование: презентационное сопровождение, выполненное с помощью MS Power Point; мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран); бумага, ножницы, цветные карандаши для выполнения творческого задания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вызов.

Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведём необычный урок. Встретим гостей. Совершим очередное заочное путешествие.
- Где мы живём?
( Россия, Пермь, Мотовилихинский район, Запруд)
Вы правы. Мы живём в замечательном красивом городе, которому недавно исполнилось … 290 лет, Пермь.

Видео «Панорама города Перми»

- Как называют жителей Перми?
(Пермяк, пермячки)
- Возможно, вы слышали шутливое выражение «пермяк – солёные уши». Кто знает, почему так говорят?
(Любим соль, у нас солёные уши…)

III. Осмысление.

Слайд 1.

1. Для этого мы отправимся к «самому странному памятнику России». Самому весёлому памятнику города Перми «Памятник «Пермяк – солёные уши».
- Сформулируйте цель урока.
Цель урока: узнать, что обозначает поговорка «пермяк – солёны уши», узнать о памятнике «Пермяк – солёные уши».

2. Раздаётся стук в дверь. Входят трое пятиклассников в русских народных костюмах: рубашка с вышитым поясом, лапти, мешок из мешковины, блюдо с пельменями, маленький мешочек с солью.
Они по очереди ведут рассказ.

Слайд 2.

3. 1 ученик. История памятника.
Пермяк солёные уши — достопримечательность Перми, жанровая городская скульптура.
Скульптура состоит из двух частей — фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо. Высота скульптуры около двух метров, длина и ширина - полтора метра. Памятник специально подобран по размеру так, чтобы любой желающий мог примерить уши на себя.
Скульптура расположена на центральной улице города Перми — Комсомольский проспект около отеля «Прикамье». Памятник открыт 1 апреля 2006 года. Автор изображения — Рустам Исмагилов. Памятник отлит из бронзы, столбик сделан из гранита.

Слайд 3.

4. 2 ученик. Есть несколько версий о том, откуда появилась поговорка «пермяк – солёные уши».

Слайд 4.

5. Версия 1: Одна из них связана с пельменями – национальным блюдом пермяков. Они тоже напоминают своей формой ухо. Коренное население Предуралья - пермяки и удмурты - так и назвали блюдо "пельнянь", означающее "тестяное ухо" (пель - "ухо, ушко", нянь - "тесто, хлеб"). Таким образом, название блюда определила их оригинальная форма. Со временем, слово пельнянь переиначили в "пельмянь" и далее - в "пельмень". Учеников угощают пельменями.

Слайд 5. 6. 7. 8. 9.
6. 2 ученик. Версия 2: По преданию жителей Пермской области называли «пермяки — соленые уши» с тех пор, как началась разработка соляных приисков в Соликамске (на севере Пермского края). Добыча соли была одним из основных промыслов на Урале. Даже существовала профессия — носильщик соли: рабочий таскал весь день мешки весом 60 – 80 килограммов по 11 часов в день на плечах, и соль часто сыпалась на голову, попадала на уши и раздражала кожу. Отмывать ее было некогда, поэтому соль въедалась за ушами, после чего они становились красными, воспалялись и шелушились. И если человек снимал головной убор, становилось видно его просоленные уши. Отсюда и пошло прозвище «пермяк — соленые уши», которое распространилось на всех жителей края.
Слайд 10.

7. 3 ученик. Версия 3: В старину, несколько веков назад, в одежде простых людей не было карманов. Первопроходцы из центра России продвигались в пермские земли в основном по рекам. Волей - неволей приходилось контактировать с местным, порой не самым дружелюбным населением. Но худой мир лучше доброй ссоры, и пришельцы предпочитали одаривать местных мелкими подарками или торговать с ними. Но денег те еще не знали, зато чрезвычайно ценили соль. Вот и затеяли хитрые первопроходцы рассчитываться солью. Для удобства расчетов соль фасовали в узкие маленькие мешочки. Но карманов-то нет, вот и надумал сметливый народ прятать «соляную денежку», маленькие мешочки с солью на петельке — тесемке за ухо. Удобно, всегда при себе и не мешает. А местный люд так и прозвал пермяков — «Соленые уши».

IV. Рефлексия.

Слайд 11.

1. – Какая из версий о поговорке «пермяк – солёны уши» вам показалась более реальной? Почему?
Высказывания детей.
- Кто был у памятника?
- Кому из вас захотелось побывать у него?

Слайд 12.

2. Творческое задание. Звучит песня о Перми.
Попробуем нарисовать памятник «Пермяк – солёные уши» на бумаге и вырезать его по контуру, а внутри нарисовать лицо друга или своё.
Выполненные работы крепим на лист ватмана, чтобы показать на родительском собрании.

Слайд 13.

Спасибо за внимание.
Категория: История. Внеклассные мероприятия | Добавил: Ermakova
Просмотров: 1166 | Загрузок: 179 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Екатерина Васильевна. Вами неверно указана ссылка на работу, она ведёт на главную страницу факультета. Для участия в фестивале перегрузите работу и верно укажите ссылку. 
Руководитель группы

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]