Главная » Файлы » Предметы начальной школы » История. Внеклассные мероприятия |
Театрализованный урок "Пермяк - соленые уши"
[ · Скачать удаленно () ] | 23.09.2013, 15:18 |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 118» г. Перми Театрализованный урок в 1 классе «Памятник «Пермяк - солёные уши» Учитель МАОУ «СОШ № 118» г. Перми Мотовилихинского района Ермакова Екатерина Васильевна Пермь, 2013 Тема театрализованного урока: «Памятник «Пермяк – солёные уши». Класс: 1 Учитель: Ермакова Е. В., МАОУ «СОШ № 118», г. Перми, Мотовилихинского района. Цель: привлечение внимания учащихся к культурным ценностям родного города. Задачи: - воспитывать бережное отношение к историческому прошлому края; - воспитание любви к своему городу, интереса к истории родного края; - развитие речи, памяти, мышления учащихся. Оборудование: презентационное сопровождение, выполненное с помощью MS Power Point; мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран); бумага, ножницы, цветные карандаши для выполнения творческого задания. Ход урока. I. Организационный момент. II. Вызов. Вступительное слово учителя. Сегодня мы проведём необычный урок. Встретим гостей. Совершим очередное заочное путешествие. - Где мы живём? ( Россия, Пермь, Мотовилихинский район, Запруд) Вы правы. Мы живём в замечательном красивом городе, которому недавно исполнилось … 290 лет, Пермь. Видео «Панорама города Перми» - Как называют жителей Перми? (Пермяк, пермячки) - Возможно, вы слышали шутливое выражение «пермяк – солёные уши». Кто знает, почему так говорят? (Любим соль, у нас солёные уши…) III. Осмысление. Слайд 1. 1. Для этого мы отправимся к «самому странному памятнику России». Самому весёлому памятнику города Перми «Памятник «Пермяк – солёные уши». - Сформулируйте цель урока. Цель урока: узнать, что обозначает поговорка «пермяк – солёны уши», узнать о памятнике «Пермяк – солёные уши». 2. Раздаётся стук в дверь. Входят трое пятиклассников в русских народных костюмах: рубашка с вышитым поясом, лапти, мешок из мешковины, блюдо с пельменями, маленький мешочек с солью. Они по очереди ведут рассказ. Слайд 2. 3. 1 ученик. История памятника. Пермяк солёные уши — достопримечательность Перми, жанровая городская скульптура. Скульптура состоит из двух частей — фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо. Высота скульптуры около двух метров, длина и ширина - полтора метра. Памятник специально подобран по размеру так, чтобы любой желающий мог примерить уши на себя. Скульптура расположена на центральной улице города Перми — Комсомольский проспект около отеля «Прикамье». Памятник открыт 1 апреля 2006 года. Автор изображения — Рустам Исмагилов. Памятник отлит из бронзы, столбик сделан из гранита. Слайд 3. 4. 2 ученик. Есть несколько версий о том, откуда появилась поговорка «пермяк – солёные уши». Слайд 4. 5. Версия 1: Одна из них связана с пельменями – национальным блюдом пермяков. Они тоже напоминают своей формой ухо. Коренное население Предуралья - пермяки и удмурты - так и назвали блюдо "пельнянь", означающее "тестяное ухо" (пель - "ухо, ушко", нянь - "тесто, хлеб"). Таким образом, название блюда определила их оригинальная форма. Со временем, слово пельнянь переиначили в "пельмянь" и далее - в "пельмень". Учеников угощают пельменями. Слайд 5. 6. 7. 8. 9. 6. 2 ученик. Версия 2: По преданию жителей Пермской области называли «пермяки — соленые уши» с тех пор, как началась разработка соляных приисков в Соликамске (на севере Пермского края). Добыча соли была одним из основных промыслов на Урале. Даже существовала профессия — носильщик соли: рабочий таскал весь день мешки весом 60 – 80 килограммов по 11 часов в день на плечах, и соль часто сыпалась на голову, попадала на уши и раздражала кожу. Отмывать ее было некогда, поэтому соль въедалась за ушами, после чего они становились красными, воспалялись и шелушились. И если человек снимал головной убор, становилось видно его просоленные уши. Отсюда и пошло прозвище «пермяк — соленые уши», которое распространилось на всех жителей края. Слайд 10. 7. 3 ученик. Версия 3: В старину, несколько веков назад, в одежде простых людей не было карманов. Первопроходцы из центра России продвигались в пермские земли в основном по рекам. Волей - неволей приходилось контактировать с местным, порой не самым дружелюбным населением. Но худой мир лучше доброй ссоры, и пришельцы предпочитали одаривать местных мелкими подарками или торговать с ними. Но денег те еще не знали, зато чрезвычайно ценили соль. Вот и затеяли хитрые первопроходцы рассчитываться солью. Для удобства расчетов соль фасовали в узкие маленькие мешочки. Но карманов-то нет, вот и надумал сметливый народ прятать «соляную денежку», маленькие мешочки с солью на петельке — тесемке за ухо. Удобно, всегда при себе и не мешает. А местный люд так и прозвал пермяков — «Соленые уши». IV. Рефлексия. Слайд 11. 1. – Какая из версий о поговорке «пермяк – солёны уши» вам показалась более реальной? Почему? Высказывания детей. - Кто был у памятника? - Кому из вас захотелось побывать у него? Слайд 12. 2. Творческое задание. Звучит песня о Перми. Попробуем нарисовать памятник «Пермяк – солёные уши» на бумаге и вырезать его по контуру, а внутри нарисовать лицо друга или своё. Выполненные работы крепим на лист ватмана, чтобы показать на родительском собрании. Слайд 13. Спасибо за внимание. | |
Просмотров: 2191 | Загрузок: 458 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |