Пятница, 19.04.2019, 05:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

«Загадочные фразеологизмы»
[ · Скачать удаленно (38,36Kb) ] 20.01.2012, 15:41
МОУ «Романовская основная общеобразовательная школа»

Урок русского языка в пятом классе по теме «Лексика. Фразеология»

Выполнил: Криворученко Любовь
Николаевна, учитель русского языка


Романово 2012
Урок русского языка в 5-ом классе «Загадочные фразеологизмы»

Актуальность выбранной темы:

Изучение фразеологизмов в школьном курсе имеет большое значение, поскольку расширяет представление учащихся о разнообразии выразительных средств русского языка, развивает их языковое чутьё, обогащает речь, придаёт ей специфический русский колорит.


Цель урока: овладение основами знаний по теме «Фразеология русского языка».

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- повторить и обобщить теоретические сведения по теме «Фразеологизмы»;
- уметь правильно употреблять в письменной и устной речи;
- научиться работать с фразеологическим словарём;
- повысить интерес учащихся к предмету.

Форма работы: групповая (класс разделен на 3 группы), коллективная.

Оборудование: интерактивная доска/мультимедийный проектор, карточки с заданиями, бланки для ответов, словарь фразеологических синонимов русского языка.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Обратите внимание на тему урока (Слайд 1). Давайте повторим, что такое фразеологизмы?
Ответы учащихся:
- Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
- Как вы думаете, почему тема урока «Загадочные фразеологизмы»?
- Я думаю, что тема урока «Загадочные фразеологизмы», потому что эти устойчивые сочетания делают нашу речь красивой.
- Они загадочны, потому что связаны с древними легендами.
- Когда произносишь фразеологизм, представляется какая-то история или какое-то изображение, картина.
- Хорошо, ребята! Приведите примеры таких загадочных выражений.
- Например, фразеологизм «ловить ворон». Это выражение не означает, что человек ворон ловит, а он бездельничает.
- Или «комар носа не подточит» означает отлично выполнить работу, но не комар сидит на носу.
- Действительно, загадка фразеологизма в том, что он состоит из нескольких слов, обозначающих одно, а вместе они обозначают совсем другое.
- Обратите внимание на слайд. Казалось бы, привычный нам фразеологизм «После дождичка в четверг» имеет довольно интересную историю. (Слайд 2).
Русичи – древнейшие предки русских – чтили среди своих богов – бога молнии и грома Перуна. Ему был посвящён один из дней недели – четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» - четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то фраза «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

3. Повторение

- Ребята, посмотрите на представленные иллюстрации и подберите к ним фразеологизмы (Слайд 3).
- Водить за нос (обманывать).
- Выйти из себя (рассердиться).
- Молодцы! Следующее задание: закончите фразеологизмы (Слайд 5).
1) Голоден, как … (волк);
2) Труслив, как…(заяц);
3) Колючий, как …(ёж);
4) Грязный, как … (свинья)

- А сейчас в группах сделайте фонетический разбор слова «ёж», морфологический разбор слова «волк», со словом «заяц» составьте несколько словосочетаний по схеме (прилагательное + существительное, глагол + существительное).
- Обратите внимание на следующие фразеологизмы (Слайд 7).

 Тёртый калач, стреляный воробей
 Два сапога пара, одного поля ягоды
 Рукой подать, за тридевять земель
- Объясните значение фразеологизмов. Что вы заметили?
- Тёртый калач – опытный человек, стреляный воробей – бывалый человек.
- Два сапога пара – одинаковы, одного поля ягода – очень схожи по характеру люди. Эти выражения близки по значению.
- Верно. А как называются в русском языке слова близкие по лексическому значению.
- Синонимы.
- Значит, тёртый калач и стреляный воробей – синонимы. Запишите это в своих карточках.
- Что обозначают фразеологизмы «рукой подать» и «за тридевять земель»?
- Рукой подать – близко, за тридевять земель – очень далеко.
- Правильно, молодцы, ребята! Обратите внимание на слова «близко» и «далеко». Как называются такие слова в русском языке?
- Антонимы.
- Что такое антонимы?
- Антонимы – слова с противоположным лексическим значением.
- Итак, фразеологизмы «рукой подать», «за тридевять земель» - антонимы.

4. Физкультминутка
- Ребята, вы, наверное, устали. Проведем физкультминутку: я даю команду – а вы её дружно выполняете.
1. Попрыгаем от радости
2. Сядем, сложа руки
3. Повесим голову, затем голова идёт кругом
4. Согнёмся в три погибели
5. Встанем, как аршин проглотили.

5. Обобщение знаний
- Отдохнули, продолжаем наше занятие. Перед вами текс «С ног до головы» (Слайд 10).
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то и теперь отвечаю за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.
- Сколько здесь фразеологизмов?
- Велика роль фразеологизмов в газетных заголовках. Все вы любите читать газеты. Довольно часто в газетах можно встретить фразеологизмы в роли заголовка. Приведите примеры. («Праздник встречать засучив рукава», «Комар носа не подточит»). Зачитывается статья из газеты «Алтайская правда» №8, 18 января 2012 год)
- Вот и подошло к концу наше знакомство с загадочными фразеологизмами. Давайте подведем итог.

Таблица 1. «Фразеологизмы»

Роль в языке: как и слова, называют предметы, признаки, действия
Строение: состоят из двух и более самостоятельных слов, по значению, в отличие от словосочетания, равны одному слову
Синтаксическая роль: в предложении выступают в роли одного члена предложения
Для чего используются: для выразительности речи

Составим алгоритм:






Домашнее задание: написать заметку в школьную газету, используя фразеологизмы «комар носа не подточит», «засучив рукава». С помощью фразеологического словаря найти значение следующих фразеологизмов: «Манна небесная», «Танталовы муки».

Используемая литература

1. Научно-методический журнал «Русский язык и литература» №9(124), 2000, 1-79.
2. Научно-популярный и учебно-методический журнал «Русский язык в школе и дома», 2009.№1 1-32
3. Словарь фразеологических синонимов русского языка, 2000.
4. Научно-популярный журнал «Русская речь» №3, 1990.
Категория: Русский язык | Добавил: Priroda
Просмотров: 1965 | Загрузок: 372 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 tam-kapaeva  
Уважаемая Криворученко Любовь Николаевна! К сожалению, Ваша работа не прошла тех экспертизу. Материал не допущен к участию в конкурсе. Материал, присланный на конкурс, полностью не соответствует Положению конкурса. Неполный пакет документов. Приложение 1 (Аннотация урока/занятия/мероприятия для размещения на сайте), приложение 2 (Описание урока/занятия/мероприятия), не соответствуют Положению конкурса. Приложение 3 (Подробный конспект образовательного мероприятия) представлено не по форме. Нет формы описания авторского активного метода обучения (Приложение 4). Отсутствует психолого-педагогическое обоснование. Материал в архивном файле обозначен неверно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]