Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык |
Виды предложений по цели высказывания
[ · Скачать удаленно (-) ] | 02.12.2011, 21:14 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ» Цели: 1. Познакомить с видами предложений по цели высказывания; дать представление об особенностях интонации этих предложений. 2. Формирование умения распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно оформлять пунктуацию в них. Формировать навык правильного использования различных видов с учетом речевой ситуации. 3. Прививать любовь к семье. Формировать интерес к уроку русского языка. Оборудование: 1. Пакет слайдов к уроку. 2. Индивидуальные карточки с заданием. 3. Таблица с опорными словами «Словосочетание». 4. Таблица «Признаки предложения». 5. Музыкальное сопровождение - песня Ю. Антонова. Ход урока: I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего урока - «Виды предложений по цели высказывания». Сегодня мы продолжим разговор о предложении, научимся различать их по цели высказывания, а также обратим внимание на выразительное чтение. III. Проверка домашнего задания. Повторение - Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим домашнее задание. 1. Из домашнего упражнения 135 выписать первые 4 предложения. Подчеркнуть грамматическую основу (1 человек у доски). 2. Индивидуальное задание на карточках (2 человека). Спишите и подчеркните грамматические основы. Осень взмахнула кист..ю волшебной, Ле…ким багрянцем покрыла листву. Нежным пурпуром, песней прощ…льной Грозд…я рябины скатились в тр…ву. 3. А мы с вами ответим на 6 вопросов и увидим, какая картина появится перед нами (* по ходу вопросов открывается часть иллюстрации) и т. д. 1). Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение? (1) Синтаксис. 2). Что такое словосочетание? (2) (Таблица с опорными словами «Словосочетание») Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. В словосочетании различают главное и зависимое слово. 3). Какие сочетания слов не являются словосочетанием? (3) Словосочетанием не является грамматическая основа, однородные члены предложения, самостоятельное слово с предлогом. 4). Назовите основные признаки предложения? (4) (Таблица «Признаки предложения») - слова связаны по смыслу и грамматически - грамматическая основа - интонация законченности. 5). Что такое грамматическая основа предложения? (5) Подлежащее и сказуемое. 6). Как называется предложение, если оно состоит только из одного главного члена? (6) Односоставное. 4). Перед нами открылось семейная фотография. - Как вы думаете, почему мы на уроке обращаемся к теме семьи? - Придумайте прилагательные к слову «семья» «С»- счастливая, славная, спортивная, современная «Е»- единая, единственная. «М»- маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная. «Я»- ясная, яркая. - Какая орфограмма в слове «семья»? 5). А теперь посмотрим, как выполнили домашнее упражнение (проверка на доске). Необходимо было установить границы предложений, подчеркнуть грамматические основы. (Вечер какая тишина на небе зажигаются первые звезды) - Какие это предложения по наличию главных членов? Вечер. (Односоставное). Какая тишина! (Односоставное). На небе зажигаются первые звезды. (Двусоставное). - Что с помощью предложений мы можем высказывать? (С помощью предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами.) 6). Для каждого из нас семья многое значит. Мир начинается с семьи. С улыбки папы, нежной мамы. Ведь у меня они одни На весь огромный мир желанный! Задание: выписать словосочетания из указанных предложений, выполнить их разбор ( 1 человек у доски). Начинается с семьи (глагол + сущ.) с улыбки папы (сущ.+ сущ.) нежной мамы (прил.+сущ.) IV. Работа по теме. - Мы вспомнили, что такое предложение, словосочетание, можем продолжить изучение предложения, потому что оно имеет еще несколько характерных признаков. В этом нам поможет наш учебник. 1. Страница в учебнике 55 . Материал для наблюдений. - Прочитайте предложения, в которых содержится сообщение, вопрос, просьба, приказ (4 слайд). 2. Страница 56. Правило (жужжащим чтением) 3. Итак, продолжите фразу (* открывается часть слайда) если в предложении мы сообщаем о чем –либо, то оно называется … если в предложении содержится вопрос, то оно… если мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, то оно… 4. Задание: Подберите однокоренные слова к терминам (записать в тетрадь). Повествовательные- повествование, повествовать. Вопросительные- вопрос, вопросник. Побудительные- побуждение( желание действовать), побудить ( склонить к действию). 5. – Как вы думаете, почему слова семья состоит из 7 Я? - Поднимите руку у кого сейчас такая семья? 7 слайд - Послушайте еще одну версию, почему именно так называется * Как появилось слово «семья»? (вопрос.) * Когда-то о нем не слыхала земля. (повест.) Но Еве сказал перед свадьбой Адам: - Сейчас я тебе семь вопросов задам: * Кто деток родит мне, богиня моя? (вопрос.) * И Ева тихонько ответила: «Я». (повест.) Кто платье сошьет, постирает белье? * Меня приласкает, украсит жилье? (вопрос.) * Ответь на вопрос, подруга моя. (побуд.) «Я, я, я – Ева молвила, - Я» . Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась семья. Задание: Применим наши знания на практике. Определите вид предложения по цели высказывания (отмеченных предложений). 5. Закрепление 8 слайд На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно. Задание: записать предложения на доске, определить вид предложений по цели высказывания (с комментированием). Что такое дом? (вопрос.) Дом –это семья. (повест.) В дружной семье царит любовь и понимание. (повест.) Берегите близких! (побуд.) 6. Физкультминутка. Любовалась цыплятами курица: «Что ни цыпленок, то умница!» 7. Работа над интонацией. Очень важно уметь говорить, читать выразительно, т.к. от интонации может измениться весь смысл вашей фразы. 1. Повествовательные предложения. В повествовательном предложении голос понижается на слове, которое является главным по смыслу. «Кто лучше»? Задание: Выразительно прочитать стих, соблюдая интонацию повествования, понижая голос на главных словах. Люблю тебя, мама, за что - я не знаю, Наверно, за то, что дышу и мечтаю, И радуюсь солнцу и светлому дню- За это, родная, тебя я люблю. 2. Вопросительные предложения. В вопросительном предложении голос повышается на том слове, в котором содержится вопрос. Таким вопросительным словом может быть любое слово в предложении, в зависимости от того, что интересует спрашивающего. «Чей вопрос лучше»? Задание: Два ученика, сидящих за одной партой, читают по очереди все вопросительные предложения. Класс оценивает. - Вам нравится играть с родителями? - Вам нравится играть с родителями? - Вам нравится играть с родителями? - Вам нравится играть с родителями? 3. Побудительные предложения. Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, приказ поэтому очень важно соблюдать нужную интонации. «Попроси, посоветуй, прикажи» Задание: Прочитать так предложения, чтобы было понятно, где выражается совет, просьба, приказ. 1. Расскажи, пожалуйста, сказку. 2. Берегите своих родителей. 3. Перестаньте хулиганить! 4. Сядь-ка и отдохни. Вывод: В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак. 8. Самостоятельная работа 12 слайд На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно. Задание: Определить, вид предложения по цели высказывания 1. Позови брата домой! 2. Вы помогаете родителям по хозяйству? 3. Не красна изба углами, а красна пирогами. 4. Относитесь ко мне как к другу. 5. Знают ли родители ваших друзей. 6. В гостях хорошо, а дома лучше. Взаимопроверка. V. Итоги. 15 слайд Чтобы знания были впрок, следует повторить урок - Чему вы научились сегодня на уроке? Хором: - Если в предложении мы сообщаем о чем –либо, то оно называется … если в предложении содержится вопрос, то оно называется … если мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, то оно… - Составьте вопросительное предложение по теме нашего урока, повествовательное, побудительное. VI. Домашнее задание. 16 слайд Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание. § 28 упражнение 147, Для желающих – составить предложения на тему «семьи» разные по цели высказывания. Уметь их выразительно читать. 18-27 VII. Музыкальный сюрприз с просмотром семейных фотографий слайд учащихся. Звучит песня Ю. Антонова. | |
Просмотров: 4226 | Загрузок: 812 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |