Среда, 18.10.2017, 21:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Виды предложений по цели высказывания
[ · Скачать удаленно (-) ] 02.12.2011, 21:14
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

Цели:
1. Познакомить с видами предложений по цели высказывания; дать представление об особенностях интонации этих предложений.
2. Формирование умения распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно оформлять пунктуацию в них. Формировать навык правильного использования различных видов с учетом речевой ситуации.
3. Прививать любовь к семье. Формировать интерес к уроку русского языка.
Оборудование:
1. Пакет слайдов к уроку.
2. Индивидуальные карточки с заданием.
3. Таблица с опорными словами «Словосочетание».
4. Таблица «Признаки предложения».
5. Музыкальное сопровождение - песня Ю. Антонова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока - «Виды предложений по цели высказывания».
Сегодня мы продолжим разговор о предложении, научимся различать их по цели высказывания, а также обратим внимание на выразительное чтение.

III. Проверка домашнего задания. Повторение
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим домашнее задание.
1. Из домашнего упражнения 135 выписать первые 4 предложения. Подчеркнуть грамматическую основу (1 человек у доски).
2. Индивидуальное задание на карточках (2 человека).
Спишите и подчеркните грамматические основы.
Осень взмахнула кист..ю волшебной,
Ле…ким багрянцем покрыла листву.
Нежным пурпуром, песней прощ…льной
Грозд…я рябины скатились в тр…ву.
3. А мы с вами ответим на 6 вопросов и увидим, какая картина появится перед нами (* по ходу вопросов открывается часть иллюстрации)
и т. д.
1). Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение? (1)
Синтаксис.
2). Что такое словосочетание? (2)
(Таблица с опорными словами «Словосочетание»)
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. В словосочетании различают главное и зависимое слово.
3). Какие сочетания слов не являются словосочетанием? (3)
Словосочетанием не является грамматическая основа,
однородные члены предложения,
самостоятельное слово с предлогом.
4). Назовите основные признаки предложения? (4)
(Таблица «Признаки предложения»)
- слова связаны по смыслу и грамматически
- грамматическая основа
- интонация законченности.
5). Что такое грамматическая основа предложения? (5)
Подлежащее и сказуемое.
6). Как называется предложение, если оно состоит только из одного главного члена? (6) Односоставное.

4). Перед нами открылось семейная фотография.
- Как вы думаете, почему мы на уроке обращаемся к теме семьи?
- Придумайте прилагательные к слову «семья»

«С»- счастливая, славная, спортивная, современная
«Е»- единая, единственная.
«М»- маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная.
«Я»- ясная, яркая.
- Какая орфограмма в слове «семья»?

5). А теперь посмотрим, как выполнили домашнее упражнение (проверка на доске). Необходимо было установить границы предложений, подчеркнуть грамматические основы. (Вечер какая тишина на небе зажигаются первые звезды)
- Какие это предложения по наличию главных членов?
Вечер. (Односоставное). Какая тишина! (Односоставное).
На небе зажигаются первые звезды. (Двусоставное).
- Что с помощью предложений мы можем высказывать?
(С помощью предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами.)

6). Для каждого из нас семья многое значит.
Мир начинается с семьи.
С улыбки папы, нежной мамы.
Ведь у меня они одни
На весь огромный мир желанный!

Задание: выписать словосочетания из указанных предложений, выполнить их разбор ( 1 человек у доски).
Начинается с семьи (глагол + сущ.)
с улыбки папы (сущ.+ сущ.)
нежной мамы (прил.+сущ.)

IV. Работа по теме.
- Мы вспомнили, что такое предложение, словосочетание, можем продолжить изучение предложения, потому что оно имеет еще несколько характерных признаков. В этом нам поможет наш учебник.

1. Страница в учебнике 55 . Материал для наблюдений.
- Прочитайте предложения, в которых содержится сообщение, вопрос, просьба, приказ (4 слайд).
2. Страница 56. Правило (жужжащим чтением)

3. Итак, продолжите фразу (* открывается часть слайда)

если в предложении мы сообщаем о чем –либо, то оно называется …
если в предложении содержится вопрос, то оно…
если мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, то оно…

4. Задание: Подберите однокоренные слова к терминам
(записать в тетрадь).
Повествовательные- повествование, повествовать.
Вопросительные- вопрос, вопросник.
Побудительные- побуждение( желание действовать), побудить ( склонить к действию).

5. – Как вы думаете, почему слова семья состоит из 7 Я?
- Поднимите руку у кого сейчас такая семья?
7 слайд - Послушайте еще одну версию, почему именно так называется
* Как появилось слово «семья»? (вопрос.)
* Когда-то о нем не слыхала земля. (повест.)
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам:
* Кто деток родит мне, богиня моя? (вопрос.)
* И Ева тихонько ответила: «Я». (повест.)
Кто платье сошьет, постирает белье?
* Меня приласкает, украсит жилье? (вопрос.)
* Ответь на вопрос, подруга моя. (побуд.)
«Я, я, я – Ева молвила, - Я» .
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.

Задание: Применим наши знания на практике. Определите вид предложения по цели высказывания (отмеченных предложений).

5. Закрепление
8 слайд На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно.
Задание: записать предложения на доске, определить вид предложений по цели высказывания (с комментированием).
Что такое дом? (вопрос.) Дом –это семья. (повест.) В дружной семье царит любовь и понимание. (повест.) Берегите близких! (побуд.)

6. Физкультминутка.
Любовалась цыплятами курица:
«Что ни цыпленок, то умница!»

7. Работа над интонацией.
Очень важно уметь говорить, читать выразительно, т.к. от интонации может измениться весь смысл вашей фразы.
1. Повествовательные предложения.
В повествовательном предложении голос понижается на слове, которое является главным по смыслу.
«Кто лучше»?
Задание: Выразительно прочитать стих, соблюдая интонацию повествования, понижая голос на главных словах.
Люблю тебя, мама, за что - я не знаю,
Наверно, за то, что дышу и мечтаю,
И радуюсь солнцу и светлому дню-
За это, родная, тебя я люблю.

2. Вопросительные предложения.
В вопросительном предложении голос повышается на том слове, в котором содержится вопрос. Таким вопросительным словом может быть любое слово в предложении, в зависимости от того, что интересует спрашивающего.
«Чей вопрос лучше»?
Задание: Два ученика, сидящих за одной партой, читают по очереди все вопросительные предложения. Класс оценивает.
- Вам нравится играть с родителями?
- Вам нравится играть с родителями?
- Вам нравится играть с родителями?
- Вам нравится играть с родителями?
3. Побудительные предложения.
Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, приказ поэтому очень важно соблюдать нужную интонации.
«Попроси, посоветуй, прикажи»
Задание: Прочитать так предложения, чтобы было понятно, где выражается совет, просьба, приказ.
1. Расскажи, пожалуйста, сказку.
2. Берегите своих родителей.
3. Перестаньте хулиганить!
4. Сядь-ка и отдохни.
Вывод: В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.

8. Самостоятельная работа
12 слайд На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно.

Задание: Определить, вид предложения по цели высказывания
1. Позови брата домой!
2. Вы помогаете родителям по хозяйству?
3. Не красна изба углами, а красна пирогами.
4. Относитесь ко мне как к другу.
5. Знают ли родители ваших друзей.
6. В гостях хорошо, а дома лучше.

Взаимопроверка.

V. Итоги.
15 слайд Чтобы знания были впрок, следует повторить урок
- Чему вы научились сегодня на уроке?
Хором: - Если в предложении мы сообщаем о чем –либо, то оно называется …
если в предложении содержится вопрос, то оно называется …
если мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, то оно…
- Составьте вопросительное предложение по теме нашего урока, повествовательное, побудительное.

VI. Домашнее задание.
16 слайд Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.
§ 28 упражнение 147,
Для желающих – составить предложения на тему «семьи» разные по цели высказывания. Уметь их выразительно читать.

18-27 VII. Музыкальный сюрприз с просмотром семейных фотографий слайд учащихся. Звучит песня Ю. Антонова.
Категория: Русский язык | Добавил: lelkaO
Просмотров: 3355 | Загрузок: 529 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не прошла тех экспертизу. Файл не найден. Работа отклонена.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]