Понедельник, 20.11.2017, 19:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

«В руках умелых слово творит чудеса»
[ Скачать с сервера (2.91Mb) ] 06.02.2013, 08:35
Министерство образования и науки Краснодарского края
ГБОУ
«Краснодарский колледж электронного приборостроения» КК

Методическая разработка

по внеклассной работе по русскому языку
«В руках умелых слово творит чудеса»

Разработала преподаватель русского языка и литературы
Халезина О.А.

2013г.
Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться чётко формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. «Мысль – начало всего, - писал Л.Н. Толстой. – И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями». Умение понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека.
В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идеологий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом.
Работа обращена прежде всего к учащимся старших классов средних школ, гимназий, лицеев и их учителям, к студентам и ко всем, кто стремится к собственному речевому совершенствованию.
Конкурс «В руках умелых слово творит чудеса» является итогом Недели филологических дисциплин, поэтому команды формируются из студентов, которые победили на викторинах по русскому языку и литературе.
Цели:
обобщение и углубление знаний студентов по формированию навыков культуры речи;
развитие и обогащение устной и письменной речи;
закрепление на практику правил устного выступления;
воспитание через коллективное общение;
раскрытие творческих способностей.
Оформление:
1. Плакат. «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по её могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем не единому европейскому языку не уступает» М.В. Ломоносов.
2. Конкурсные работы: газеты, рефераты, презентации.
3. Выставка книг.
I. 1. Формируется две команды: «Знатоки» и «Эрудиты»
2. Представление жюри – это «ум, совесть нашей эпохи.»

II. Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошёл на базар и принёс…язык.
«Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, это самая лучшая вещь в мире?» - спросил Ксанф.
«Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?»
«Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне самую худшую в мире вещь», - сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс…язык…
Вы многое знаете о русском языке и согласитесь, что слово в нашей жизни имеет огромную силу: оно может убить человека и вернуть надежду; унизить как злейший враг, и обласкать, как нежные руки матери, сделать слабым, безвольным и дать силы для победы.
Слово для нас и живительный глоток воды, и меткий выстрел в сердце, и благоухающий цветок, и смертельный яд.
Язык не может существовать вне человеческого общества.
К. Паустовский сказал: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
Язык всегда находится в распоряжении человека и в любой момент может быть использован. Мир слов, повседневно употребляемых, не менее интересен, увлекателен, чем мир растений и животных, космоса и океана.
Сегодня мы ещё раз поговорим о богатстве, красоте, неиссякаемости русского языка, который является одним из развитых языков мира.
Условия игры.
1. Команды в течение 2-3 минут должны ответить на вопрос, чтобы получить от 1 до 5 баллов.
2. Команды имеют право на одну музыкальную паузу и один раз могут обратиться за помощью к болельщикам-коллегам.
3. Болельщики принимают участие в своём конкурсе, когда команды выполняют задания.
Задания командам
Задание №1. Участникам команд ответить на вопрос.
Почему мы так говорим?
О чем шла речь первоначально?
(см. приложение №1)
1. «Знать на зубок»
(на зубок проверяли подлинность золотых монет. Если от прикуса на зуб не оставалось вмятины, значит, вещь подлинно золотая, а остался след – фальшивая).
2. «На лбу написано»
(В старину был жестокий обычай – клеймить преступников, выжигая на лице или на лбу знаки раскалённым железом).
3. «Точки над i поставить»
(это выражение появилось потому, что в русской азбуке употреблялось так называемое десятеричное и ( i ). Буква i была отменена у нас реформой русской орфографии в 1918г.)
4. «Олимпийское спокойствие»
(Олимп – гора в Греции, где, согласно мифам обитают боги; сохранение всегда невозмутимого спокойствия духа и торжественного внешнего облика).
Оценка: 5 баллов
Задание №2. (см. приложение №2) Назовите имя, фамилию, отечество писателей и поэтов, чьи портреты изображены на экране.
Оценка: 5 баллов
Задание №3. Литературный конкурс. Ответьте на заданные вопросы.
1. Назовите автора повести «Левша» и «Очарованный странник». (Н.С. Лесков)
2 . В связи с чем когда Жуковский подарил Пушкину свой портрет с подписью? Каково содержание? (1820г. «Руслан и Людмила». «Победителю ученику от побеждённого учителя»).
3. Кого Пушкин имеет в виду, восклицая:
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз»? (друзей-лицеистов)
4. Какой эпиграф выбрал Пушкин к повести «Капитанская дочка»?
5. Как называется статься, которую посвятил Н.А. Добролюбов в драме «Гроза»? («Луч света в тёмном царстве»)
6. Какой эпиграф выбрал Н.В. Гоголь к «Ревизору»? (На зеркало неча пенять, коли рожа крива)
7. Назовите главного героя рассказа Н.В. Гоголя «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин)
8. Кому принадлежат слова: «Ну и тоска! Всем досталось, а мне больше всех!» (Государь император Николай)
9. Определите жанр произведения «Мёртвые души» (Поэма)
10 .Как звали рассказчика, от лица которого ведётся рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? (Рудый Панько)
11. Чьей памяти Тургенев посвятил свой роман «Отцы и дети»? (В.Г. Белинский)
12. Назовите имя русского писателя-каторжанина? (Ф.М. Достоевский)
13. Какой роман Л.Н. Толстого назван именем женщины? («Анна Каренина»)
14. Что объединяет писателей А.П. Чехова и М.А. Булгакова? (их первоначальная профессия врач)
15. Какой рассказ А.П. Чехова назван прилагательными – антонимами? («Толстый и тонкий»)
16. Узнайте произведение по его началу: «-Что, Пётр? Не видать ещё? – спрашивал 20 мая 1859 года…барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги…» (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
17. «Мой дядя самых честных правил…» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
18. «Жили да были два генерала…» (М.Е. Салтыков-Щедрин «Как мужик двух генералов...»)
19. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие…» (Н.В. Гоголь «Ревизор»)
20. «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотного база ведут на север к Дону». (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)
21. «Молодая Рыжая собака…очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам». (А.П. Чехов «Каштанка»)
22. Из какого произведения эти строки? Кто его автор? «Дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки» (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
23. «Я волком бы вгрыз бюрократизм»? (В. Маяковский «Стихи о советском паспорте»)
24. «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». «…Ночью, Варя, не спится мне, всё мерещится шёпот какой-то: кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует»? (А.Н. Островский «Гроза»)
25. «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели»? (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
26. «При появлении Багратиона, разбросанные в разных комнатах гости, как встряхнутая рожь на лопате, собрались в одну кучу»? (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
27. «Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пёс безродный
Стоит за ним, поджавши хвост»?
(А. Блок «Двенадцать»)
28. «Мы посадили новый сад, роскошней этого, ты увидишь его, поймёшь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час…»? (А.П. Чехов «Вишнёвый сад»)
Оценка: 1 балл за правильный ответ
Задание №4 (см. приложение №3) Конкурс капитанов
1. Назовите полководца.
А) А.В. Суворов
Б) М.В. Ломоносов
В) Н.М. Карамзин
Г) Д.И. Фонвизин
2. Уберите имя лишнего монарха.
А) Пётр I
Б) Николай II
В) Эдуард III
Г) Павел I
3. Назовите писателя.
А) Ф. Шаляпин
Б) М. Мусоргский
В) М. Булгаков
Г) Е. Онегин
4. Назовите учёного.
А) А.С. Грибоедов
Б) М.В. Ломоносов
В) К. Малевич
Г) М. Глинка
5. Назовите живописца.
А) И. Северянин
Б) А. Ахматова
В) Н. Рерих
Г) Ф. Тютчев
6. Назовите композитора
А) О. Мандельштам
Б) П. Чайковский
В) Н. Гумилёв
Г) В. Белинский
7. Агнец – это…
А) ангел
Б) ягнёнок
В) огонь
8. Где вам могли встретиться буки?
А) в лесу
Б) в книге
В) на карте
9. Покажите длань
10. Духовник…
А) играет на духовых инструментах
Б) совершает церковные обряды
В) создаёт духи
11. Какого цвета бывают ланиты?
А) красные
Б) зелёные
В) синие

12. Во время битвы живот можно можно:
А) набить.
Б) отрастить.
В) потерять.
Оценка: 1 балл за правильный ответ
Задание №5. Конкурс «Ассоциативный ряд» (см. приложение №4)
Вы должны назвать имя автора и название произведений, иллюстрации к которым изображены на экране.
Оценка: 1 балл за правильный ответ
Задание №6. (см. приложение №5) Творческий конкурс.
1. Некролог – статья в газете, помещённая в траурную рамку. Некрологи посвящают ушедшим из жизни людям. А поскольку об ушедших не принято говорить плохо, в некрологах, как правило, говорится о достоинствах, достижениях ушедшего. В конце некролога обязательно выражается сожаление по поводу безвременной (трагической, нелепой, внезапной) кончины человека от имени родных, близких, друзей и коллег по работе.
2. Попробуйте сочинить некролог, посвящённый не человеку, а окончившему свой жизненный путь предмету – ведь некоторые предметы бывают дороги нам не меньше, чем люди.
Пусть ваш некролог будет посвящён: разбившейся тарелке, исписанной тетрадке, проржавевшему гвоздю, порвавшемуся шнурку ,разрядившейся батарейке от фонарика
Оценка: 5 баллов
Задание №7. (см. приложение №6) Ребусы
Оценка: 1 балл за правильный ответ
Задание №8. Конкурс по русскому языку
Найдите ошибки
(см. приложение №7)
1. Юля. Мама, сколько время? Ой, я покушаю и пойду в школу.
Мама. Что за спешка?
Юля. В школе будет сегодня концерт.
Мама. Обед стоит на плите.
Юля. Суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Режет мясо, ест)
Мама. (Вбегая) Юля! Что ты так долго?
Юля. Мама, что мне одеть? Я одену полувер. Хорошо?
2. (см. приложение №8)
Даны слова: эскиз, чертёж, проект, замысел. Назовите одним английским словом (дизайн)
Оценка: 1 балл за правильный ответ

3. (см. приложение №9)
Спрятавшиеся слова
Слова состоят из букв. Очень часто из букв, составляющих слово, можно собирать много других слов, например: из слова история можно выделить слова: три, рот, рис, рост, сито и т.д.
Составьте слова их букв, входящих в слово: Литература, география, астрономия
Кто больше составит слов
Оценка: 5 баллов
Задание №9 Конкурс болельщиков
1. Часть слова, стоящая перед корнем, которая служит для образования новых слов.
Ответ: приставка
2. Знак азбуки.
Ответ: буква.
3. Часть слова без окончания.
Ответ: основа.
4. Выделение слога силой голоса.
Ответ: ударение.
5. Речь одного лица.
Ответ: монолог.

6. Определите род слова «мозоль».
Ответ: женский род.
7. Образуйте форму 1л., наст. вр., ед. ч., от глагола победитель.
Ответ: нельзя образовать.
8. Что стоит посреди земли?
Ответ: М.
Отгадайте слова
9. Первое можно засеять вторым, а в целом мы часто на даче лежим.
Ответ: гамак.
10. Часть первая мычит, вторая все жужжит, а целое спокойно на голове лежит.
Ответ: волосы.
11. Ты меня, наверно, знаешь:
Я в сказке Пушкина герой.
Но если Л на Н мне сменишь,
Сибирской стану я рекой.
Ответ: Елисей-Енисей.
12. Перечислите по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, названия дня. Какие наречия могут помочь в этом?
Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

13. Кто автор теории о «О трех штилях» ?
Ответ: М.В. Ломоносов.
14. Какое слово выражается двумя звуками, а выражается одним знаком?
Ответ: Я
15. Сколько букв в русском алфавите?
Ответ: 33
16. Чья возлюбленная Полина Виардо? Назовите имя писателя
Ответ: И.С. Тургенев
17. В. Маяковский посвятил своей возлюбленной поэму «Люблю». В чём интерес названия поэмы?
18. С глухим траву она срезает,
Со звонким – все листочки объедает.
Ответ: коса – коза
19. С глухим согласным мы его читаем
Со звонким – в нём мы обитаем
Ответ: том – дом
20. Со звонкой на конце он значит
Примерно то же, что «не стар»,
С глухой – по наковальне скачет
Звенит в ушах его удар
Ответ: молод – молот
21. С глухим шипящим – я числительное,
Со звонким – имя существительное
Ответ: шесть – жесть.
22. Какие три местоимения самые чистые?
Ответ: Вы-мы-ты
23. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам?
Ответ: я-мы
24. Какое местоимение требует чистоты?
Ответ: мой
25. Я с Л смягчённым – под землёй,
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате любой,
В геометрической фигуре
Ответ: уголь – угол

26. С твёрдым Л я на стене,
Книги, например, на мне
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите
Ответ: полка – полька
27. Мой первый слог – число с нулями
У всех людей – подобных два,
А вместе – догадайтесь сами:
Всем городам она глава.
Ответ: столица.
28. Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
Ответ: оценка
29. Как называется небольшое повествовательное произведение, в котором описано одно событие из жизни героя?
Ответ: рассказ
30. Объясните написание О, А в слове компания.
Объясните значение иностранных слов:
Инаугурация – торжественная церемония вступления нового президента страны в должность
Бартер – товарный обмен
Мемуары – воспоминание
Креативный – творческий
31. Кому принадлежат слова:
«Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы…» (А.С. Пушкин)
32. Какой художественный приём противопоставления использует А. Блок
«Чёрный вечер.
Белый снег»? (антитеза, контраст)
33. Укажите название романа М.А. Булгакова, ставшего его главной книгой (Мастер и Маргарита)
34. Назовите фамилию писателя ХХ в., лауреата Нобелевской премии, автора романа «Поднятая целина», сборника «Донские рассказы» (М.А. Шолохов)
35. Назовите фамилию русского поэта ХХ в, автора стихотворений: «Отговорила роща золотая…», «Шаганэ, ты моя Шаганэ» (С. Есенин)
36. Какой русский поэт начала ХХ в. Утверждал в одном из своих стихотворений, что «если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно»? (В. Маяковский)
37. К какому литературному направлению принадлежит ранняя поэзия А. Ахматовой? (Акмеизм)
38. Какой герой пьесы М. Горького «На дне» попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки? (Васька Пепел)
39. В основу сюжета какого рассказа И.А. Бунина положено повествование смерти главного героя? («Господин из Сан-Франциско»)
40. Портрет какого героя романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» воспроизведён в отрывке: «Он был замечательно хорошо собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»? (Р. Раскольников)
41. Укажите фамилию героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который
«бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита» (Е.Онегин)
42. Назовите фамилию героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», утверждающего, что он «с Пушкиным на дружеской ноге» (Хлестаков)
43. Как называются вопросы, не требующие ответа? (Риторические)
44. Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение (Эпитет)
45. Назовите фамилию главного героя рассказа М.А, Шолохова «Судьба человека» (Андрей Соколов)
46. Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин» (Ямб)
47. Назовите автора стихотворения «Жди меня» (К. Симонов)
48. Определите жанровую принадлежность произведения М.А. Шолохова «Тихий Дон» (роман-эпопея)
49. Назовите фамилию поэта, автора стихотворений «Нате!», «Послушайте!», «Левый марш», «Стихи о советском паспорте» (В. Маяковский)
50. Назовите фамилию великого русского поэта ХХ в., написавшего поэму «Реквием» (А. Ахматова)
51. Какой великий русский поэт является автором поэмы «Двенадцать»? (А. Блок)
52. Назовите термин, которым называют краткие философские изречения «Человек – вот правда!», «Человек…Это звучит…гордо!» (Афоризм)
53. Назовите пьесу А.П. Чехова, основная сюжетная линия которой связана с судьбой дворянского имения («Вишнёвый сад»)
54. Как в русской литературе называют период развития литературы, в частности поэзии, между 1890 – 1917? («Серебряный век»)
55. Кому предназначен в пьесе М. Горького. «На дне» совет Луки: «Ты … лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно, браток, лечат…» (актёру)
56. Назовите фамилию знаменитого русского поэта XIX в., автора знаменитого четверостишия «Умом Россию не понять» (Ф.И. Тютчев)
57. Укажите название жанра, которым Н.В. Гоголь определил природу своей книги «Мёртвые души» (поэма)
58. Каким термином в литературе определяют описание образных картин природы, например «Долго ночь меркнет, заря свет уронила, мгла поля покрыла» (пейзаж)
59. Как называется острое столкновение, непримиримое противоречие, стимулирующее развитие сюжета? (конфликт)
60. Что объединяет М.А. Шолохова, И.А. Бродского, И. Бунина, А. Солженицына? (лауреаты Нобелевской премии)
61. Как называются имена и фамилии, которые несут на себе смысловую нагрузку, например : Дикой, Кабанова, Тихон? (говорящие)
62. Назовите термин, которым обозначается одушевление природы, её «очеловечивание» в художественном произведении (олицетворение)

III. Награждение студентов за участие в Неделе филологических дисциплин:
1. Конкурс на лучшую презентацию
2. Конкурс на лучшую газету
3. Конкурс на лучший реферат
4. Конкурс на лучшую иллюстрацию к произведению
IV. Подведение итогов конкурса «В руках умелых слово творит чудеса»
1. Награждение победителей
По итогам конкурсов жюри награждает лучшую команду и вручает «ордена» и «медали»:
«Эрудит», «Интеллектуал», «Знаток русского языка», «Лучший болельщик», «Лучший капитан», «Умник», «Умница», «За самый точный ответ», «Самому активному», «За самую очаровательную улыбку», «Самому весёлому», «Самому грустному», «Самому шумному», «Серебряная Галоша» (за неправильные ответы)

Приложения к работе
приложение №1, приложение №2, приложение №3, приложение №4, приложение №5, приложение №6, приложение №7, приложение №8, приложение №9.

Литература.
1. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева, Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001г.
2. Е.А. Евлампиева. Занимательные задания на уроках русского языка. – Чебоксары: «Клио», 1997г.
3. Успенский Л.В. По закону буквы. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1979г.
Категория: Русский язык | Добавил: kkep02_13
Просмотров: 2014 | Загрузок: 240 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не прошла техническую экспертизу: подробный конспект урока представлен не по форме и отсутствуют колонтитулы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]