Суббота, 10.12.2016, 13:43
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Урок-сценарий(ФГОС) по русскому языку по теме "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-" в 5 классе УМК В.В. Бабайцевой
[ Скачать с сервера (213.7Kb) ] 09.02.2013, 21:05

Урок-сценарий(ФГОС) по русскому языку по теме
"Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-" в 5 классе УМК В.В. Бабайцевой

Учитель Меркурьева Светлана Викторовна
Место работы, должность:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балаково Саратовской области; учитель русского языка и литературы
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса А
Предмет: русский язык
Краткое описание: урок русского языка в соответствии с ФГОС
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тема урока: «Гласные в приставках пре- и при-»
• Цели урока: содержательная: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-
• деятельностная: формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть орфограмма «Гласные в приставках пре- и при-» ; развивать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний).

Этапы
урока Деятельность
учителя
1. Организационный
момент.
Приветствие.
Высказывание добрых пожеланий.
Организация самопроверки домашнего задания.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
1.Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют педагоги нашей школы. Не волнуйтесь, со многими вы уже знакомы, а с кем не знакомы -до 11 класса еще познакомитесь. Желаю вам успехов на уроке и хороших оценок. Запишите число, классная работа.
2.Взаимопроверка домашнего задания по эталону
-Дома вы выполняли упражнение 630. При написании каких приставок вам приходилось решать орфографическую задачу? )( правила написания приставок, оканчивающихся на З-С)
-Каким алгоритмом вы пользовались? (1-ый шаг- определяем букву в начале корня: гласная, звонкая или глухая);
2-ой шаг- вспоминаем правило- перед гласной и звонкой согласной корня в приставке пишется звонкая согласная З, перед глухой- глухая согласная С;
3-ий шаг- записываем приставку в слове.
-Поменяйтесь тетрадками друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу (экран) СЛАЙД 2:
Безответный, безграмотный, бессильный, безобидный, бездеятельный, беззаветный, безвкусный, бесконечный, бескрайний, бессердечный.
-В лист самоконтроля за домашнее задание впишите балл, поставленный вам одноклассником.
Нет ошибок-5 баллов:
1-2 ошибки- 4 балла
3-5 ошибки- 3 балла
6 и более-2 балла

2. Актуализация знаний .
(Мотивация к учебной деятельности)

Цель: зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение изученного).
3. Повторение изученного.
- Из данного текста выпишите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:
1. Неизменяемые приставки
2. Приставки, заканчивающиеся на З и С.

1 учащийся у доски. СЛАЙД 3
Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменилось и приобрело мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки т низко пролетели над землёй. Вспыхнула молния. Над головой раздался гул.

СЛАЙД 4
1 столбик - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетели.
2 столбик – изменилось, вспыхнула, раздался.

Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?
СЛАЙД 5: ПРИОБРЕЛО
Почему? (Приставка При_, нельзя записать в наши столбики, потому что эта приставка к неизменяемым и приставкам на з-с не относится)

3. Постановка учащимися цели
урока как собственной учебной задачи.



Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
4.Целеполагание и мотивация:
- Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы. зачитывают телеграмму
(На экране текст телеграммы) СЛАЙД 6
Пр…бываем в Балаково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30.
будем в школе и сможем пр…ступить к работе.
С пламенным приветом пр…ставки Пре- и При-

- В какой морфеме отсутствуют буквы? Сможем ли мы сразу правильно записать приставки? Почему возникла орфографическая задача при выборе гласной? (? (на приставку не падает ударение, гласная стоит в слабой позиции, следовательно, надо знать правило выбора гласной в приставке)
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ) СЛАЙД 7

- Как построить работу, чтобы правильно писать слова с приставками при- и пре-?
(СЛАЙД 8 :Сначала нужно вспомнить, что знаем об этой теме, потом , что умеем и чему должны научиться на уроке-увыслушиваются мнения обучающихся)
- Точно такая же телеграмма лежит у вас на парте. Наша цель – получить знания, которые помогут восстановить текст телеграммы, пригодятся в жизни не только при написании телеграмм, но и помогут в дальнейшем сдать экзамены по русскому языку. В конце урока, я думаю, мы сможем правильно записать буквы в телеграмме.
ставят цель.

4. Проблемное объяснение нового материала.
Цели: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания приставок при- и
пре-; создать проблемную ситуацию; проговорить новый способ действия во внешней речи.

5. Разработка проекта выхода из затруднения
( алгоритм, перевод правила на язык образов).




Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

5.Лингвистическая сказка.
-Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование и узнаем , при каком условии надо писать пре-. При каком -при-.
-Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры
1.Неполнота действия
ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.
1. Можно заменить словом «очень» ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

2.Приближение

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.
2.Пре- = пере- ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ.

3.Присоединение.

ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.

4.Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.


-А поможет нам лингвистическая сказка.

Жили были две приставки. Одна Пре-, другая При-. Приставка Пре- была очень добрая и очень мудрая. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень мудрая – премудрая.

-Какие же слова с приставкой Пре- встретились в данном тексте? ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ. (Ученики называют, а учитель записывает на доске в таблице).
-При каком же условии пишется приставка ПРЕ - ? (Приставку Пре- можно заменить словом «очень»)

Пристака Пре- была дочкой приставки Пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

-Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?
ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

- В каком ещё случае пишется приставка ПРЕ-?( Приставка Пре- = Пере-)

Приставка ПРИ- была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.

-Какие слова с приставкой При- встретились в данном отрывке?
ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.
-Какое же значение имеет приставка ПРИ- в данном случае?
(Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)

К тому же приставка ПРИ- была наблюдательной. Она заметила, что
если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

-Какие слова с приставкой при- вы нашли?
ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.
Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Приближение)

Однажды приставка ПРИ- побывала на уроке технологии. Девочек там учат пуговицы пришивать, а мальчиков – гвозди прибивать.

Какие слова с приставкой При- вы нашли? ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.. Какое значение имеет приставка в этом случае ?
(Присоединение).

А еще приставка ПРИ- любит всё сравнивать:
привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у ее бабушки совсем маленький.

-Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в тексте?
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.
-Какое значение имеет приставка в этом случае ? Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

- Можно считать, что первое знакомство с приставками ПРЕ и ПРИ состоялось. Вы заметили, ребята, какие они разные по значению?
Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)

6. Первичное закрепление.
Цель: закрепить новый способ действия практически. 6. Объяснительный диктант (1 уч-ся у доски).
Привязать, пристроить, приземлиться, прибежать, предлинный, прехорошенький, присесть, привстать, преграда.
-В лист самоконтроля впишите балл согласно шкале
Нет ошибок-5 баллов:
1-2 ошибки- 4 балла
3-5 ошибки- 3 балла
6 и более-2 балла

7.Включение в систему знаний и повторение.
Цели: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с последующей проверкой по эталону;
по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону выполнение упражнения № 646) Учащиеся вписывают в листок самоконтроля балл.? СЛАЙД 9

Приближение, присоединение Расположение вблизи Неполнота действия
приземлиться приуралье приостановить
приложить приморский приглушил
припаять приподнять
прикоснуться

8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
8. Работа с текстом.
№649
- Какую словесную картину нарисовал В. Солоухин?
-Что вам помогло увидеть картину разлива? (из воды выглядывали макушки кустов, крыши бань)
-Какие чувства испытывали жители подтопленной деревни? (тревогу, страх перед стихией) Докажите словами из текста (Тревожно сновали пичужки. Старухи причитали. Все ждали, что их [постройки] понесет)
- К какому стилю можно отнести текст?
- Какие средства выразительности речи использует автор? (олицетворения: вода подобралась к огородам, вода пригибает кусты, бани притулись)
-Объясните лексическое значение слов «притулились» (прижались) и «причитали» (плакали)
-Подберите к этим словам синонимы синонимы
-В лист самоконтроля впишите за каждый синоним 1 балл
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: оценить результаты собственной деятельности;
сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
9.Восстановление телеграммы Вписывают недостающие буквы в текст телеграммы
-Мне кажется, теперь вы достаточно знаете о правописании приставок ПРЕ и ПРИ и сможете самостоятельно восстановить текст телеграммы.
Впишите в телеграмму недостающие буквы и объясните свой выбор. .СЛАЙД 10

- Какую цель ставили ?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новые знания?

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть?

10. Домашнее задание
– СЛАЙД11 Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:
Обязательно для всех при выполнении задания использовать таблицу, которую мы составили в классе и дополнительно прочитать парагр.54
1) Кто еще не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, то скажите себе: "Я работал хорошо!” и выполните упр. № 646,
2)Кто научился различать значение приставок при- и пре- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: "Молодец!” и придумайте словарный диктант из 10-12 слов на изученную сегодня тему.
-Напоследок я бы хотели подарить вам такую необычную памятку в стихах о приставках Пре- и При-, которая будет напоминать вам об условиях выбора гласной в этих приставках.:

Преодолеть преграду,
Не преступить закон,
В прекрасную погоду
Прервать прескверный сон,
Предобро улыбнуться,
Путь преградить тебе,
Здесь мы везде напишем
Приставку…
Все вместе: Пре-.

С приставкой При- приблизим,
Приклеим и пришьем.
Чуть выше приподнимем
И что-то привнесем.
Немного приуменьшим,
Совсем чуть-чуть приврем,
Расставим по порядку
И сядем отдохнем.

11.Оценки за урок
СЛАЙД 12 Оценки за урок: внимательно посмотрите в лист самоконтроля, сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку.
• Проверка домашнего задания - максимум 5 баллов.

• Самостоятельная работа № 646 - максимум 5 баллов.

• Работа с текстом - максимум 2 балла.

• Итого: максимум - 12 баллов.

Ключ к оценке:

• 11-12баллов - оценка "5";

• 7-10 баллов - оценка "4";

• 5-6 баллов - оценка "3".

- Нарисуйте настроение. СЛАЙД 13

- Молодцы! Поблагодарите себя и наших гостей аплодисментами. СЛАЙД 14

Приложение 1

Лист самоконтроля

учении__ 5 класса А __________________________________________________________________

Проверка домашнего задания Упражнение
№ 646 Работа с текстом.
№649
Всего баллов Оценка
Нет ошибок-5 баллов
1-2 ошибки- 4 балла
3-5 ошибки- 3 балла
6 и более-2 балла
Нет ошибок-5 баллов
1-2 ошибки- 4 балла
3-5 ошибки- 3 балла
6 и более-2 балла
За каждый синоним 1 балл Ключ к оценке:

• 11-12баллов - оценка "5"

• 7-10 баллов - оценка "4"

• 5-6 баллов - оценка "3"




ТЕЛЕГРАММА

Пр…бываем в Балаково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30.
будем в школе и сможем пр…ступить к работе.
С пр…огромным приветом пр…ставки Пре- и При-

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры

1. Неполнота действия

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

1. Можно заменить словом «очень»

ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

2. Приближение


ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

2.Пре- = пере-
ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ.

3. Присоединение.


ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.


4. Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.


ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры
Категория: Русский язык | Добавил: svetlana_merkuryeva
Просмотров: 6306 | Загрузок: 764 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]