Пятница, 09.12.2016, 04:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Урок русского языка в 6 классе "Деепричастие и причастие как особые формы глагола"
[ · Скачать удаленно () ] 09.02.2015, 19:35
Учитель высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ № 4 города Балаково Саратовской области
Шиблева Татьяна Геннадьевна

Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Деепричастие и причастие как особые формы глагола.
Тип урока – открытие нового знания (ОНЗ)
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения за счет включения в нее новых элементов – формирование общего представления о деепричастии и причастии как особых формах глагола.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия – умения различать и образовывать деепричастия и причастия с помощью суффиксов, находить данные формы глагола в тексте.
Название этапа, цель Учитель Ученики УУД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Слайд 2
Активное слушание притчи о Мудреце. (Приложение 1.)
- В чем заключается главная мысль притчи? Чему она нас учит? Отвечают на вопросы, делают предположение о том, что притча учит никогда не сдаваться, верить в собственные силы, добиваться намеченного. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Коммуникативные: стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Активизация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Слайд 3
Актуализация знаний.
- Вера в свои силы нам необходима сегодня будет как никогда, потому что мы скоро продолжим наше путешествие в страну Лингвинию. И отправной точкой для нас будет город Глаголий, в котором мы находились последние несколько дней.
Прием ТРИЗ «Я беру тебя с собой!»
Подготовку к путешествию начинаем прямо сейчас. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, схожие по определенному признаку. Угадайте, по какому: для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой.
-Итак, я беру с собой изъявительное наклонение. Что берете вы?
-Я беру с собой настоящее время.
- По какому признаку мы собирали объекты?
Учащиеся должны назвать в игровой ситуации известные формы глагола: вида, наклонения, времени, числа, лица…

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
учет разных мнений.
Личностные:
формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.
3. Выявление места и причины затруднений.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - Оказывается, это еще не все. У глагола существуют еще две особые формы: деепричастие и причастие.
- Сделайте предположение, о чем же пойдет речь сегодня на уроке? Отмечают, что предметом разговора на уроке должны быть две новые формы глагола.

Познавательные:
осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
формулирование собственного мнения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе –выбор способа и средств их реализации. Слайд 4
Дидактическая игра «Морфемы потерялись»
-Слова какой части речи вы видите на слайде? Докажите, что это глаголы.
-Назовите формообразующую морфему во всех словах. (Окончание -ТЬ)
- Почему окончание мы называем формообразующей морфемой?
-Что произойдет с окончанием при изменении формы слова?
- Что изображено на слайде справа? (суффиксы)
-А вы когда-нибудь встречались с такими суффиксами?
- Что значит знак решетки после каждого суффикса? (не может быть окончания). На что нам это указывает? (отсутствие окончания, неизменяемость слова)
-Образуйте новые слова от глаголов, используя данные суффиксы:
Держать – держА, написать – написаВ, понять – поняВШИ, увлекаться – увлекаЯсь.
-Запишите , выделите морфему, с помощью которой они образовались.
-Задайте вопросы к получившимся словам (что делая? что сделав?)
- Неизменяемость деепричастия с какой частью речи его роднит? (С наречием)
Слайд 5
-Сделайте вывод, признаки каких частей речи сочетает в себе деепричастие? (глагола и наречия)

Слайд 6
- Составьте слова теперь с другими суффиксами. Чего не хватает в этих словах? (окончания).
- Добавьте окончание м.р. ед.ч.
Запишите получившиеся слова:
держАЩий, написаВШий, поняТый, увлекаЕМый
- На какой вопрос отвечают эти слова? (какой?) Какую часть речи вам это напоминает? (прилагательное) В отличие от деепричастия причастие является изменяемой частью речи, об этом говорит наличие окончания.
Слайд 7
Сделайте вывод, признаки каких частей речи сочетает в себе причастие? (глагола и прилагательного)

Отвечают на вопросы

Записывают в тетради слова в три столбика:

Глагол/ Деепричастие/
Причастие
Познавательные:
классификация по заданным критериям
Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные:
построение монологического высказывания.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Слайд 8
-Что объединяет эти две формы глагола? (Образуются от глагола)
-Чем различаются? (Деепричастие –неизменяемая форма, сочетающая признаки глагола и наречия, а причастие – изменяемая форма, сочетающая признаки глагола и прилагательного)
-Как мы будем различать эти формы? (по суффиксам)
Слайд 9
- Назовите суффиксы деепричастия?
- Назовите суффиксы причастия?
-На какие вопросы отвечает деепричастие?
-Причастие? Отвечают на вопросы.

Читают теоретический материал на с.5

Познавательные:
использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач.
Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные:
стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Распределительное орфографическое письмо.
Предлагает на материале упражнения продолжить заполнение начатой таблицы. Цель: закрепление умения различать деепричастия и причастия.
Вместе с этим при написании слов проводится орфографическая работа. Упражнение
№ 413
(2 строки) выполняют у доски «по цепочке». Познавательные:
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
формулирование собственного мнения
Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Слайд 10
«Осколки»
(Приложение 2.)
Предлагает задание – собрать народные пословицы и поговорки по «осколкам». Первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы.

Слайд 11
Проверка. Дается готовый ответ. Выясняется смысл высказываний.

- При описании предмета или явления мы очень часто используем в речи прилагательные, для того чтобы передать динамику движения – глаголы. А для чего нам могут быть необходимы новые глагольные формы?

Слайд 12
- Писатели и поэты очень часто используют глагольные формы, используя их выразительно-изобразительные средства.
(Роберт Саути «Лодорский водопад»)
-В чем необычность этого стихотворения? (состоит из 48 деепричастий)
- Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий? (напряженность действия, создается картина резко падающей воды)
Слайд 13
- Причастие же соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного. (Стихотворение Д. Кедрина)
Записывают получившиеся фразы, указывают причастия и деепричастия, выделяют суффиксы.

Осуществляют самопроверку по эталону.

Делают предположения о роли деепричастия и причастия в речи. Познавательные:
осуществление синтеза как составления целого из частей
Коммуникативные:
формулирование собственного мнения.
Регулятивные:
различение способа и результата действия.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: повторение и закрепление изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний. - Мы с вами тоже попробуем себя в роли писателя.
Дифференцированная работа.
Слайд 14
(Приложение 3)
Низкий уровень (зеленая карточка):
От данных глаголов образовать возможные причастия, деепричастия
Средний уровень (голубая карточка):
Составить словосочетания с деепричастиями, причастиями по предложенным схемам.
Высокий уровень (розовая карточка):
Написать рассказ по иллюстрации, заменив данные в скобках глаголы на деепричастия или причастия. Дополнить текст 2-3 предложениями с использованием изученных глагольных форм.

Проверка (дифференцированная)
Выполняю работу по карточкам, опираясь на иллюстрацию «Зимние забавы»
(на слайде) Познавательные:
структурирование знания, классификация по заданным критериям.
Коммуникативные:
понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.
Регулятивные:
оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
9. Рефлексия УД на уроке.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Слайд 15
Прием «Незаконченные предложения»
1.На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…
2.Я думаю, что урок русского языка прошел…
3.Больше всего на уроке мне понравилось…
4. Мне не очень понравилось… Пишут в тетрадях.

Личностные: формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания».
Познавательные:
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные:
адекватное восприятие оценки учителя.

Слайд 16
10. Домашнее задание: страница 4-5 теория, упражнение № 414

Приложение 1.
Притча о Мудреце.
Однажды мужчина возвращался домой раньше обычного. Его дом находился на другом берегу реки, поэтому он очень торопился, чтобы не опоздать на паром.
Но, к сожалению, он прибежал как раз в тот момент, когда паром уже отчаливал от берега.
Мужчина очень расстроился, ведь следующего нужно было ждать несколько часов. Он присел у берега реки, низко склонив голову. Тут подошел к нему Мудрец и сказал:
- Чего ты печалишься? Просто вставай и иди дальше!
- Но впереди же река! – удивился мужчина.
- Значит, иди по воде!
- Я не умею!
- Теперь умеешь, - сказал Мудрец серьезным и уверенным голосом.
Мужчина посмотрел на Мудреца и поверил ему. Ему так хотелось домой, что он вскочил на ноги и …пошел по воде. Он, действительно, пошел по воде.
Когда дома он рассказал обо всем жене, она воскликнула:
- Здорово! Ты познакомился с необычным человеком. Почему же не пригласил его в гости?
На следующий день мужчина перешел реку и застал Мудреца на том же месте.
- Мы с женой были бы очень рады видеть Вас у нас в гостях! – обратился он к старцу.
- Я не могу, - ответил Мудрец, - паром только через несколько часов.
- Зачем нам паром? – удивился мужчина. – Вы ведь можете ходить по воде!
- И все-таки мне пока нужен паром. Я знаю, что могу ходить по воде, но не верю в это!
«Самое страшное неверие – это неверие в себя!»
(Т. Карлейль)

Приложение 2.

Установи соответствие:
Делить шкуру не умоешься
Снявши голову, с протянутой рукой
Незнаемая прямизна не суйся в воду
Не зная броду, по волосам не плачут
Ходить неубитого медведя
Не замочив рук, наводит на кривизну

Приложение 3.
Низкий уровень (зеленая карточка):
От данных глаголов образовать возможные причастия, деепричастия.
Глаголы Деепричастия Причастия
-а, -я, -в, -вши, -ши -ущ-, -ющ-, -ащ-,
-ящ-, -вш-, -ш-, -ем-, -ом-, -им-, -енн-, -нн-, -т-.
катать
лепить
играть
покрывать
стоять
припорошить

Средний уровень (голубая карточка):
Составить возможные словосочетания с деепричастиями, причастиями по предложенным схемам.

Причастие + существительное
(какой? + кто?), (какой? + что?)

Деепричастие + наречие
(что сделав? + как?), (что делая? + как?)






Слова для справок:
катать, кататься, лепить, двигаться, припорошить, покрыть, кричать, играть, смеяться, кидать, одеть, разговаривать, стоять;
быстро, громко, увлеченно, тепло, задорно, весело.

Высокий уровень (розовая карточка):
Напишите рассказ по иллюстрации, заменив данные в скобках глаголы на деепричастия или причастия. Дополните текст 2-3 предложениями с использованием изученных глагольных форм.

Наступила долгожданная зима. Вся з..мля (покрыть) снежным к..вром. Не долго (думать), ребята выб..жали на улицу. Малыши (взять) с собой санки, отправились на горку. Вероч(?)ка, (надеть) коньки, занимается фигурным катанием на льду. Петя, (встать) на лыжи, идет ровно и уверенно. У (замерзать) озера мальчики играют в снежки. Дети, (сл..пить) сн..говика, любуют(?)ся своей работой. Все рады зиме!
Категория: Русский язык | Добавил: shiblieva
Просмотров: 891 | Загрузок: 231 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Татьяна Геннадьевна, ваша работа к конкурсу не допущена.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]