Суббота, 10.12.2016, 23:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

урок по теме: "«Все в моих руках» (Синтаксический разбор простого предложения)"
[ · Скачать удаленно (1,2 Мб) ] 13.03.2014, 16:05
Организационная информация
Предмет
Русский язык
Класс/группа, количество человек
5 В (27 человек в классе)
Тема
«Все в моих руках» (Синтаксический разбор простого предложения)
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)
Парцей Любовь Васильевна
Должность
Учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение
МБОУ СОШ № 6
Республика/край
ХМАО-Югра, Тюменская область
Город/поселение
г. Пыть-Ях
Описание урока/мероприятия/занятия
Экспертами оцениваются: Эффективность реализации учебной программы (анализ цели урока, анализ образовательной функции урока, анализ развивающей функции урока, анализ воспитательной функции урока)
Тип урока (мероприятия, занятия)
Раздел: Синтаксис и пунктуация. Урок № 44. Синтаксический разбор простого предложения. Тип урока – обобщение и систематизация знаний
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
45 минут
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:
1. Закрепить порядок синтаксического разбора предложения.
Развивающие:
2. Развивать навыки самоопределения учащихся.
3. Развивать навыки самооценки учащихся.
Воспитательные:
4. Работать над развитием коммуникативных навыков.

1.1. Актуализировать знания учащихся по теме: «Простое предложение».
1.2. Обеспечить осознание учащимися понятий «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения»; «синтаксический разбор предложения».
1.3. Создать обучающимся условия, необходимые для выполнения синтаксического разбора предложения.

2.1. Создать условия для самоопределения обучающихся в выборе заданий для выполнения.
3.1. Создать условия для самооценки обучающихся.

4.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
4.2. Организовать работу в группах.
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Предметные:
• Знать, что такое предложение; грамматическая основа и второстепенные члены предложения; чем может быть осложнено предложение (однородные члены предложения, вводные слова, обращение)
• Уметь определять главные и второстепенные члены предложения, выполнять полный синтаксический разбор.
Личностные: готовность и способность обучающихся к самоопределению в выборе заданий, к самооценке, способность ставить цели.
Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
УУД
которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия
• Личностные УУД: самоопределение в выборе заданий, способность ставить цели, нравственно-эстетическое оценивание: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
• Регулятивные УУД: организация своего рабочего места, прогнозирование результатов работы, определение цели выполнения заданий, самооценка
• Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, критически относиться к своему мнению, слушать и понимать речь других, участвовать в работе группы, распределять роли.
• Познавательные УУД: умение строить высказывание, анализировать, самостоятельно делать выводы, представлять информацию на основе сообщения


Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Инициация (5 мин.)
1 часть
Метод «На первый – пятый рассчитайсь!»
Цели и задачи метода: настрой на предстоящую работу, деление класса на группы
Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: определить место проведения (рекреация, учебный кабинет), листы формата А-4(5 листов разного цвета)
Предварительная подготовка: предупредить обучающихся, что начало урока пройдет в рекреации (или по возможности освободить место в кабинете для выполнения действия, подготовить цветные таблички каждой группе).
Технология проведения: Учитель просит учеников встать по росту. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый-пятый, (для образования 5 групп). Далее учащимся необходимо собраться в группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые, третьи, четвертые и пятые номера. Учитель вручает каждой группе номер таблички определенного цвета.
В соответствии с выбором ребята занимают в кабинете места в сформировавшихся группах
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. В этом вы не раз убедитесь. И самое первое – начнем наш урок в рекреации. Прошу построиться по росту, рассчитаться на на первый-второй-третий-четвертый-пятый и образовать 5 групп. Первые номера сделайте шаг вперед! Вы получаете табличку красного цвета. Пройдите в кабинет и займите места за столом с соответствующим номером.
Вторые номера, шаг вперед! Сегодня ваша группа работает под зеленым цветом, цветом надежды. Пройдите в кабинет и займите свои места.
Третьи номера, шаг вперед! Вам достался самый яркий цвет! Займите в кабинете соответствующие места.
Четвертые номера, шаг вперед!
Желтый цвет – это цвет богатства! Под этим цветом работает четвертая и пятая группы! Сегодня вы приобретете новые знания, умения и, может быть, новых друзей. Пройдите в кабинет и займите свои места.
Примечание:
1. До начала урока обучающиеся оставляют портфели в кабинете.
2. На столах стоят цветные таблички с номерами групп.
2. Для каждой группы приготовлены материалы, необходимые для дальнейшей работы (оформленные на листах определенного цвета).
Варианты проведения метода: номеров нужно выбирать столько, сколько вы хотите сформировать групп.
Происхождение метода: адаптированный

2 часть
Метод «Подари улыбку»
Цель метода: создание позитивной атмосферы на уроке, настрой на предстоящую работу.
Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: заранее приготовленные картинки-улыбки, запись первого куплета песенки Енота «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма.
Учитель приветствует ребят:
- Сегодня у нас действительно необычный урок. Мы сами себе должны доказать, что все наши знания зависят только от нас, потому что они находятся в наших руках.
А чтобы мы лучше понимали друг друга, чувствовали себя очень уютно и комфортно, чтобы успех сопутствовал нам, мы поделимся улыбками. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.
Возьмите в руки «улыбки» и подарите их нашим гостям.
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся,
И чаще награждаемся подарками судьбы.
Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся
И наполняемся мы силою, дарующей успех.
Успеха вам!!!
Технология проведения: учитель предлагает учащимся повернуться к гостям, под музыку подарить картинку-улыбку.
(учащиеся дарят улыбки, а учитель в это время произносит слова):
Происхождение метода: адаптированный

Название метода: «Угадай» 2 мин
Цели и задачи метода: сформулировать тему урока, его цель
Предварительная подготовка: написать на доске слова: «четверть, сегодня, начаться, второй».
Технология проведения:
Перед началом этапа на доске написаны слова - «четверть, сегодня, начаться, второй».
Учитель предлагает учащимся определить, какое сообщение может быть получено из этих слов. Далее, обобщая ответы учащихся, он «подводит» их к теме урока.
Учитель:
Ребята! Придя в класс, я обнаружила на доске вот эти слова. Может быть, они случайно остались с предыдущего урока. А может быть, кто-то специально записал их для нас. Прочитайте, пожалуйста, слова и помогите мне понять, что это за сообщение.
Правильно. Сегодня началась вторая четверть. Как вы догадались? Что вы составили из данных слов? (ребята отвечают: «Предложение»)
И главным на нашем уроке, конечно же, будет… предложение.
Учитель подводит итог дискуссии и читает ребятам четверостишие:
А предложенья разные бывают:
Сходить в кино или в кафе;
А, может быть, сбежать с урока?
Да? Да! Ах, все не то… Не то! Не то?!
Так что ж такое - «предложение»?
Уж очень я прошу вас – объясните мне.

Примечание: данный метод позволяет наглядно увидеть, как отдельные слова, изменяясь, начинают жить новой общей жизнью, приобретают конкретный смысл.
Происхождение метода: авторский.

Название метода: «Воздушные шары» 5 мин
Цели и задачи метода: планирование эффектов урока.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: фигурки девочки и мальчика, заранее приготовленные воздушные шары из самоклеящейся бумаги: зеленые (цвет надежды, жизнь, рост, гармония; он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу) - для ожиданий, красные (цвет тревоги) – для опасений.
Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся:
Ребята записываю свои ожидания на шариках и прикрепляют их в руку мальчика.
Ребята записываю свои ожидания на шариках и прикрепляют их в руку девочки.
Учитель комментирует полученный результат.
Учитель обращается к ребятам:
Дорогие ребята! Мы с вами не виделись целую неделю. После каникул каждый из вас спешит в школу, радуясь встрече с одноклассниками, с любимыми учителям, чего-то ожидая, на что-то надеясь. Вот сейчас вы попробуете сформулировать свои ожидания, записать их на зеленых шариках, ведь зеленый цвет – это цвет надежды, роста, гармонии, и вручить эти шары мальчику.

Учитель:
Но, кроме ожиданий и надежд, появляются и сомнения. На красных шариках запишите, чего вы опасаетесь, что вас тревожит, и подарите шарики девочке.
Учитель:
Посмотрите, пожалуйста, с каким веселым, радостным, ярким настроением (несмотря на сомнения!) вы пришли сегодня в школу!

Происхождение метода: адаптированный.
Фаза 2 «Работа над темой»
проработка содержания темы. Название метода: «Все в моих руках» 25 мин
Цели и задачи метода: закрепить порядок синтаксического разбора
Необходимые материалы: на отдельных листах цветной бумаги (по цвету группы) - алгоритм выполнения работы, на ¼ ватмана нарисованная рука; листы цветной бумаги (по цвету группы) для того, чтобы каждый учащийся нарисовал свою руку; фломастеры или маркеры, карточки с отдельными словами для составления предложений (приложение 6), карточки с готовыми предложениями (приложение 7)..
Предварительная подготовка: на ¼ ватмана нарисовать руку, составить алгоритм выполнения работы (приложение 1-5), карточки со словами для составления предложений (приложение 6)., карточки с готовыми предложениями (приложение 7).
Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся:
Учитель:
Все: и настроение, и знания, и оценки – все зависит от нас, все в наших руках! Поднимите левую руку вверх, разверните ее ладошкой ко мне. С помощью ваших ладошек, ваших пальчиков вам предстоит объяснить мне, своим товарищам, да и в какой-то степени себе, что такое предложение.
Для этого каждая группа получила свою тему, свои задания, для каждой группы разработан алгоритм работы. Возьмите листочек с алгоритмом и прочитайте первый пункт.
Итак, начинаем выполнять задания согласно данному алгоритму. Помните о пяти пальчиках на ваших ручках и о пяти признаках вашей темы.
В каждой группе на столах лежат алгоритмы выполнения заданий по определенной подтеме:
Группа 1 – Что такое предложение?
Группа 2 – Члены предложения и способы их выражения.
Группа 3 - Виды обстоятельств.
Группа 4 - Однородные члены предложения.
Группа 5 - Характеристика предложения.
Учитель просит учащихся взять со стола алгоритм выполнения работы.
Учитель обращается к учащимся:
Ребята, следуя алгоритму выполнения работы (приложение 1-5), вспомните 5 признаков, характеризующих каждую подтему, и расскажите о них, доказывая примерами.
1. Группа 1 – Что такое предложение?
1. Предложение – основная единица общения.
2. Слова объединены общей законченной мыслью и интонацией.
3. Слова связаны грамматически.
4. Без грамматической основы предложения не может быть.
5. Знаки препинания в конце предложения.
2. Группа 2 – Члены предложения и способы их выражения
1. Подлежащее
2. Сказуемое
3. Определение
4. Дополнение
5. Обстоятельство
3. Группа 3 - Виды обстоятельств.
1. Обстоятельства места
2. Обстоятельства времени
3. Обстоятельства образа действия
4. Обстоятельства цели
5. Обстоятельства причины.
4. Группа 4 - Однородные члены предложения.
1. Отвечают на один и тот же вопрос.
2. Относятся к одному и тому же слову.
3. Являются одним и тем же членом предложения.
4. Не зависят друг от друга.
5. Произносятся с интонацией перечисления.
5. Группа 5 - Характеристика предложения.
1. По цели высказывания.
2. По эмоциональной окраске.
3. По количеству грамматических основ.
4. По наличию второстепенных членов предложения.
5. Осложнено (однородными членами, обращением, вводными словами) предложение или нет.
Учащиеся выполняют задание и выступают с полученным результатом перед классом.
Сначала выступает первая группа. После ее выступления учитель объявляет интеллектуальную паузу и предлагает остальным группам выполнить следующее задание.
Ребята выполняют это задание, а учитель затем проверяет его фронтально.
Далее выступают группы 2, 3, 4 со своими «первоначальными» заданиями.
После выступления 4-ой группы снова объявляется интеллектуальная пауза, и учитель выдает следующее задание для всех.
Ребята выполняют это задание, а учитель затем проверяет его фронтально.
После выступления 5-й группы дается заключительное задание для всех учащихся.
Ребята выполняют это задание, а учитель затем проверяет его фронтально.
Учитель подводит итоги данного этапа, словесно поддерживая и одобряя ребят.
Учитель: Время подготовки в группах закончилось. Слово предоставляется 1-ой группе.
Учитель: Молодцы. Все правильно. Объявляется интеллектуальная пауза. Выберите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены). Составьте в тетрадях схему:
1. Наступила поздняя осень.
2. Как красив лес осенью!
3. Осень мое любимое время года.
Учитель: В каком предложении нужно поставить тире? На доске – правильная схема. Проверьте схему в тетради у своего соседа справа.
Выступает 2-ая группа.
О видах обстоятельства напомнит нам 3-я группа.
Чем может быть осложнено предложение, поможет вспомнить 4-ая группа.
Учитель: Спасибо. И снова - интеллектуальная пауза.
Выберите предложение, в котором есть обобщающее слово при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
Составьте схему:
1. В грамматическую основу предложения входит подлежащее и сказуемое.
2. В предложении могут быть второстепенные члены определение дополнение обстоятельство.
3. Сказуемое может быть выражено глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Учитель: Под каким номером предложение с обобщающим словом при однородных членах? Проверьте схему в тетради у своего соседа слева.

Учитель: Заканчивает выступления 5-ая группа.
Учитель:
Так, ребята, и выполняется синтаксический разбор предложения: сначала находите и подчеркиваете главные члены, то есть грамматическую основу предложения, затем – второстепенные члены; определяете, осложнено ли предложение, и даете характеристику в том порядочке, в каком представила нам 5-ая группа.
Выполните полный синтаксический разбор предложения:
Сегодня вечером, может быть, выпадет снег.
Учитель: Большое спасибо, ребята, всем группам. Вы очень хорошо объяснили мне, что такое предложение
Примечание: каждый член группы должен выступить, выбрав для себя один признак.
Происхождение метода: авторский
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
разминка (релаксация), 5 мин. Название метода: «Раз – улыбнуться…»
Цели и задачи метода: повысить уровень позитивной энергии в классе
Технология проведения: Учитель просит обучающихся встать со своих мест, принять исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч. По его команде выполнить упражнения.
Учитель:
Устали? Пора отвлечься от серьезных тем и снова улыбнуться. Встаньте, примите исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч. По моей команде выполняем упражнения:
«Раз - улыбнуться – к соседу слева повернуться.
Два - улыбнуться – к соседу справа повернуться.
Три - улыбнуться – встать прямо, потянуться.
Четыре - улыбнуться – нагнуться, разогнуться.
Пять - улыбнуться – в ладоши три хлопка,
Шесть - улыбнуться – головою три кивка.
Семь - улыбнуться – присесть
Восемь - улыбнуться – тихонько за парту сесть».
Примечание: если необходимо, разминку можно провести после выступления 3-й группы.
Происхождение метода: адаптированный

подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока), 3 мин Название метода: «Мой выбор»
Цели и задачи метода:
1. Отработать элементы самооценки обучающихся на уроке.
2. Подвести итоги урока.
Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: стикеры, изображающие сжатую руку с поднятым вверх большим пальцем
Предварительная подготовка: написать на трех листах критерии оценок:
1. У меня есть вопросы, мне нужна помощь в этой теме.
2. Я могу все сделать сам.
3. Я могу все сделать сами и могу другим помочь.
Технология проведения:
Учитель инструктирует обучающихся:
1. На доске размещены 3 листа с критериями.
2. Каждому ученику выдается стикер, где он пишет свою фамилию.
3. Каждый обучающийся размещает свой стикер на том листочке, который больше всего соответствует его знаниям и умениям, практическим навыкам по данной теме.
4. После того, как все обучающиеся прикрепили свои стикеры, учитель говорит о том, что каждый критерий можно условно перевести в оценку за урок: критерий № 1 – «4», № 2и № 3 – «5».
Учитель:
А сейчас, ребята, я прошу вас показать, насколько вам понятно, что такое предложение, как выполнять синтаксический разбор предложения. Для этого возьмите стикеры с изображением поднятого вверх большого пальца (а это обозначает, что все здорово), напишите на нем свою фамилию и прикрепите на тот листочек, который больше всего соответствует вашим знаниям и умениям, практическим навыкам по данной теме.

Посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось: те, кто прикрепил свой стикер на первый листочек, получают оценку «4» за урок, остальные – «5».
Молодцы. Я поздравляю вас с такими высокими успехами.
Примечание: Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить степень усвоения учебного материала каждым учащимся.
Варианты проведения метода: количество листочков с критериями можно увеличить. Надписи тоже можно изменить по своему желанию.
Происхождение метода: адаптированный

Название метода: «Улыбки возвращаются»
Цели и задачи метода: подвести итоги работы в группах, выявить лидера.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: заранее приготовленные картинки-улыбки, запись первого куплета песенки Енота «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма.
Технология проведения: учитель предлагает гостям под музыку подарить картинку-улыбку тому, кто был самым активным, самым точным, самым быстрым.
Учитель:
Но это еще не все. Ведь наш урок необычный. Поэтому еще один сюрприз.
Уважаемые гости! Я предлагаю вам вернуть «улыбки» и вручить их самым активным ребятам, ответы которых были наиболее быстрыми и точными.
Большое спасибо. И - последний подарок: дополнительную «5» получают 5 человек с наибольшим количеством «улыбок».
Всем – огромное спасибо. Надеюсь, вы сегодня еще раз убедились, что все в наших руках, а знания – особенно.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): тем учащимся, кому будут вручены картинки-улыбки, поставить по дополнительной оценке за урок.
Варианты проведения метода
Происхождение метода: авторский.
Категория: Русский язык | Добавил: KrasukNV
Просмотров: 830 | Загрузок: 244 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Уважаемая Любовь Васильевна!Организаторы конкурса радысообщить Вам, что экспертная комиссия гуманитарного направления оценила вашу конкурсную
работу в 81,3 балла из 110 возможных. Мы благодарим Вас за 
интересную разработку, которая займет достойноеместо в методической копилке 
материалов факультета интерактивных технологий ибудет рекомендована для 
использования педагогическому сообществу учителей русскогоязыка и литературы. Желаем Вам дальнейшего творческого роста и будем рады
видеть Вас на мероприятиях, проводимых порталом "Мой 
Университет" http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/competitions/#.U0k0E8GzWqI.Официальное экспертное заключение Вы можете заказать, оформив заявку по 
адресу  http://moi-universitet.ru/ru....cvl_uSo.

1  
Уважаемая Любовь Васильевна, ваш материал  прошел техэкспертизу и допущен к участию в конкурсе.
Техэксперт Шабанова Н.А.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]