Четверг, 08.12.2016, 17:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Урок по теме «Фонетика»
[ · Скачать удаленно () ] 13.09.2013, 12:31
МБОУ «Гимназия» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки" Учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории Гильмиева А.М. 2013 Вступление Название: урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки" Назначение: Открытый урок по русскому языку в 5-м классе в рамках Недели русского языка и литературы Алгоритм просмотра: мероприятие проводиться параллельно с компьютером, видеопроектором, презентациейинтерактивная доска, учебники, тетради, контрольно-измерительные материалы. Цель: 1. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности. 2. Повышение мотивации к учебному процессу. 3. Формирование информационной культуры и компетентности обучаемых. Задачи урока: 1. Образовательная: повторение и систематизация знаний по теме «Фонетика и орфоэпия». 2. Развивающие: способствовать развитию фонетической грамотности, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в группах, навык контроля и самоконтроля. 3. Воспитательные; воспитывать культуру учебного труда; воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия Технологический сценарий. Цели: 1. Ввести в лексикон учащегося термин "фонетика”; 2. Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков; 3. Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов. Карта занятия: Комментарий к ходу урока время (мин) № слайда Развитие личностных качеств и психических процессов репродуктивные - продуктивные 1. Создание мотивации 3 1 внимание 2. Повторение транскрипции. Практическое задание 7 2 образное мышление конструирование речи обобщение выстраивание аналогии 3 Выполнение фонетического разбора (проверка практического умения выполнения фонетического разбора согласно задачам урока) 7 самостоятельность ответственность любознательность творчество обобщение систематизация 4. Самостоятельная работа, подготовка к ЕГЭ задание в тестовой форме (проверка практического умения 8 3,4 самостоятельность внимание сенсорная сфера: ориентация во времени ответственность 5 Проверь себя (взаимопроверка) 7 5 рефлексия 6. Развитие речи (Составление Повторение орфоэпии предложений) 10 6 7. Рефлексия 2 7 Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради, контрольно-измерительные материалы. Целесообразность использования медиапродукта на занятии: 1. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности. 2. Повышение мотивации к учебному процессу. 3. Формирование информационной культуры и компетентности обучаемых. Цели: • педагогические (обучения, воспитания, развития обучающихся); • развития образовательного процесса; • профессионального и личностного развития учителя. Задачи урока: 1. Образовательная: повторение и систематизация знаний по теме «Фонетика и орфоэпия». 2. Развивающие: способствовать развитию фонетической грамотности, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в группах, навык контроля и самоконтроля. 3. Воспитательные; воспитывать культуру учебного труда; воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия Технологический сценарий. Цели: 4. Ввести в лексикон учащегося термин "фонетика”; 5. Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков; 6. Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов. Оборудование: 1. Запись звуков природы. 2. Мультимедийный проектор. 3. Презентация. 4. Письмо. Ход урока I. Организационный момент. Проверка творческого домашнего задания 1) Инсценировка грамматической сказки "Всегда вместе”. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак… Кашлянули: – Кх! Чихнули: – Пчх! Хмыкнули: – Хм… Зачем-то позвали кошку: – Кс, кс, кс! И заскучали… Вдруг: – Тсс! Показалось им, что кто-то где-то рыдает.… Прислушались. – А-а-а! О-о-о! – кричали гласные. Они плакали, как малые дети: – Уа! Уа! Аукали: – Ау! Ау! И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): – Бдмвсгдвмст! И услышали радостное, но тоже невнятное: – У-е-е-а-е-е! Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали: – Будем всегда вместе! 2) Домашнее задание. - Сколько звуков [ ш] в стихотворении В. Приходько: Пешком шагали мышки по узенькой дорожке От деревушки Пешки до деревушки Ложки. А в деревушке Ложки у них устали ножки. Обратно в Пешки мышки приехали на кошке. И пели до порожка, и щелкали орешки – От деревушки Ложки до деревушки Пешки Пешком идти не близко, когда идешь обратно, А на пушистой киске и мягко, и приятно. То рощица, то поле, то с горки, то на горку Ах, нужно каждой мышке попасть в родную норку. И что не говорите, дорогу знают кошки, От деревушки Пешки до деревушки Ложки. Если кошке по пути – отчего не подвести? (Ответ: 30) Учитель: этот прием называется звукопись. -Как вы понимаете этот термин, дайте лексическое значение.(Ответы) Звукопись-наполнение речи определенными звуками.(Запишем) II. Постановка целей и задач урока. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну «Фонетика» и обещаю вам удивительные открытия. Слайд 1-4 III. Изучение нового материала. А сейчас мы виртуально перенесемся в сказочный лес живой природы, закройте глаза и слушайте.(Птицы поют) - Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы). - Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет). - А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи). - Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока.Слайд 5 IV. Словарно-орфографическая работа. - Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите. Слово это пришло к нам из греческого языка, "фоне” – звук. - Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень "фон” со значением "звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть. Слайд 6 • Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии); • Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков); • Микрофон (прибор для усиления голоса); • Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи); • Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты); • Фонотека (собрание звукозаписей); • Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью); • Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку); • Патефон (граммофон с рупором) • Мегафон (рупор для усиления звука, голоса); - Но в русском языке, ребята, есть слово "фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем "фон” однокоренными? Почему? –имеют разное лексическое значение.(Работа со словарем). -Давайте,ребята,посмотрим по словарю (Слово "фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка. Слайд7 V. Движение темы. - Давайте поиграем с вами. 1. Измените первый звук.Слайд 8 1 ряд 2 ряд 3 ряд сом – ком чайка – гайка моль – роль том зайка соль дом байка боль лом шайка голь ром лайка ноль 2. Выньте один звук.Слайд 9 Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран). 3. Добавьте один звук.Слайд 10 Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус). - Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук. Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый "завод” по производству звуков. Только вместо станков на "заводе” – органы речи. (Рисунок в презентации).Слайд 11 Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом "заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где "живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга. - Проведём опыт.Слайд 12-13. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет) - А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке. "Б”, "п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы). "Д”, "т”? (Прижатый к зубам язык). "З”, "с”? (Сомкнутые зубы).Слайд 14, 15 ФизкультминуткаСлайд 16 Гласных звуков только шесть Их легко пропеть прочесть (шагают) [А] на Астре расцветает, [И] на Иволге летает, [О] на Ослике сидит, [У] на Улицу глядит, [Э] на Эхо отозвался, [Ы] вовнутрь слов забрался, Сыром тыкву закусил и добавки попросил! Молодцы! VI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией. - А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим). - Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры?Слайд 17 1.Кушай яблочко, мой свет, Благодарствуй за обед. 2.Под горою тёмный вход. Он туда скорей идет. - Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные? Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок. Слайд 18 Обе[т], вхо[т]. - Ребята, мы забыли про конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? "Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?” Слайд 19 - Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню. В лсрдлсьлчк, В лс н рсл. В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Ио и еооая Еёаяыа. Зимой и летом стройная Зелёная была. - В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова). - А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным). VII. Подготовка к ЕГЭ Сообщаю ребятам, что они уже сейчас, в 5 классе могут выполнить задания для 11 класса; ребята очень удивляются и с большим интересом принимаются за выполнение тестового задания. (Подобные задания уже выполнялись в классе при повторении изученных в 5 классе орфограмм.) Выполнившие без ошибок получают отметку «5», выступают в роли консультантов, объясняют тем, кто допустил ошибки. VIII. Итог урока. - Ну, вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали. Слайд 20 • Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? • На какие две группы делятся звуки речи? • Какие органы речи участвуют в образовании звуков? • В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков? • Каких звуков больше: гласных или согласных? VIII. Д/з: упр.267 Дополнительный материал Задание на смекалку. Кто самый сообразительный? - Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа – налево. Он выполнил задание так: 1) тот; 2) дед; 3) шалаш. Правильно ли выполнено задание? (Ответ: нет, так как слово ДЕД читается как [ д’эт] ) - Дополнительный вопрос: А какие вы знаете слова, которые читаются как слева направо, так и справа – налево? (Ответ: поп, кок, Анна, мим, шиш) - Молодцы. Головоломка. - Задание: Найдите третий лишний: 1) конечно, нарочно, игрушечный; (Ответ: игрушечный) 2) что, чтобы, нечто; (Ответ: нечто) 3) чувства, баловство, да здравствует; (Ответ: да здравствует) 4) безмолвствовать, сочувствие, нравственный; (Ответ: сочувствие) Список литературы: 1) Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса (базовый уровень). Составители: О.В.Беляева, О.А.Даценко. Издательство «ВАКО», Москва, 2010 год. 2)Тестовые задания по русскому языку для 5 класса. Составители: А.Б.Малюшкин. Творческий центр «Сфера», Москва, 2010 год. 3) Русский язык в таблицах (5-9 классы). Наглядный теоретический материал. Составители: Василенко М.В., Денисова М.А., Лагутина Е.В. Издательство «Школа 21 века», Москва, 2006 год. 4)Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. Издательство «Дрофа», Москва, 2008 год. 5)Развёрнутое тематическое планирование по русскому языку для 5-11 классов. Авторы – составители: Е.А.Андреева, И.В.Арисова, Л.Т.Малахова. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007 год. 6) Русский язык, 5-11 классы. Правила, таблицы, схемы. Автор – составитель Г.Ф. Хлебинская. Издательство «Оникс», Москва, 2008 год. 7) Компьютерный диск «Курс русского языка» (базовый). Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности.
Категория: Русский язык | Добавил: vikulova1979mailru
Просмотров: 1287 | Загрузок: 209 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]