Суббота, 18.11.2017, 16:55
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

урок по развитию речи в 5 классе
[ · Скачать удаленно (нет) ] 21.01.2013, 11:47
Конспект урока развития речи в 5 классе
Цель. Закрепить полученные ранее знания (тема текста, стиль речи, тип текста, основная мысль текста, ключевые слова и т. д.).
Активизировать интерес к слову, речи, диалогическому общению.
Развивать письменную речь, творческие и рефлексивные способности.
Воспитывать умение работать в группе.

Оборудование. Тетради «Комплексный анализ текста» А. Б. Малюшкина, карточки с перечнем терминологии, которые знакомы детям, листы А4 по количеству детей, четыре таблички – указатели.
Ход урока
1. Организационный момент.
Формирование четырех групп. Каждый ребенок выбирает одну карточку (синюю, красную, оранжевую, желтую). По цвету карточки формируются группы. Каждая группа рассаживается за отдельный стол, на котором выставлена табличка – указатель соответствующего цвета.
2. Вводная часть. Если перед нами такие тетради, то чем мы будем заниматься на уроке? (работать с текстом, анализировать текст). Это общая цель.
Чтобы проанализировать текст, мы что-то должны вспомнить. Какие знания нам пригодятся?
Тема
Основная мысль
Ключевые слова
Авторская позиция
Художественные средства выразительности
Тип речи
Стиль речи
Возьмите листочки, на которых кратко обозначены эти знания. Внимательно прочитайте каждый самостоятельно. Подчеркните уверенной чертой то, что вы хорошо знаете, на ваш взгляд. Волнистой линией то, о чем слышали, но уверенности в знаниях нет. Не подчеркивайте то, что вы не сможете выполнить самостоятельно. Посмотрите теперь на этот листочек. Вы каждый для себя определили цель: что закрепить, что попробовать выучить, а чем можете поделиться с другими. Это ваша цель. Она у всех разная, как наши взгляды на жизнь. Разное и восприятие мира. Попробуйте закрыть глаза и представить картину весны. Не открывая глаз, называйте, что видите ( дети называют предметы, действия, признаки и т. д). Весной природа оживает, и человек этому рад. Мы сегодня посмотрим, как видит весну Соколов-Микитов, знакомый вам писатель по произведениям о природе.
3. Чтение текста учителем. Перед чтением: можно читать вместе с учителем, можно закрыв глаза. Каждый выбирает, как ему удобнее воспринимать текст.
После чтения вопрос: трудно ли определить, о чем текст? Если мы ответили на вопрос «о чем?», то что определили? (тему). Её можно вынести в заголовок? (да) А что ещё можно вынести?(основную мысль). Посовещайтесь в группах, что нужно сделать. Чтобы определить основную мысль? Что бы вы предложили?
Работа в группе-1 минута. Озвучивание решения.
4. Распределение задания по прозвучавшим предложениям. (Одна группа выписывает ключевые слова, другая - худ. средства выразительности, третья – авторскую позицию).
Художественные средства выразительности. Эпитеты: приятное деревце, веселое деревце, пахучие цветы, глухих лесах. Метафора: пышные кисти цветов. Олицетворение: деревце улыбается, смеется, весна вошла.
Автор: любуясь на черемуху, приглядываюсь, начинаешь улыбаться.
Ключевые слова: цветет черемуха, веселое деревце, начинаешь улыбаться, потеплела земля.
5. Определение основной мысли текста. Есть ли то, что повторилось у групп? Назовите. Вдумчиво группой прочитайте то общее, что обозначили. Как же сформулировать основную мысль? Попробуйте предложить свои варианты. (красота черемухи, прелесть весеннего деревца). Подумайте теперь, что лучше вынести в заголовок: тему или основную мысль? Напишите заголовок, выбранный в группе.
6. «Вслушивание и всматривание» в текст. Какую музыку можно услышать? А почувствовать ароматы можно? Звуки живой природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком или предметами, с ним связанными.
Вот так необычно автор написал об обычном для нас растении. Одна из групп нашла в тексте художественные средства выразительности. О чем это нам должно сказать? О стиле.
Как определить тип речи? Каков тип речи в этом тексте? (повествование с элементами описания).
7. Творческая групповая работа. Посоветуйтесь в группе, а о чем бы вы могли написать. Что бы вы выбрали, связанное с весной? Договоритесь. Теперь каждая группа, используя свой набор ассоциаций, составляет небольшой текст. Время работы до 10 минут.
Каждая группа записывает свою часть текста на лист А 4. В результате работы на уроке получилось четыре текста о весне.
8. Этап рефлексии
Чтение текстов вслух. Оценка мини- сочинения учащимися.
Посмотрите на те листочки, с которыми вы работали в начале урока. Что-то изменилось в ваших знаниях? Подчеркните то, что вы теперь хорошо знаете, сплошной чертой. Волнистой то, что знаете неуверенно, то, что так и не поняли, не подчеркивайте. Подумайте, достигли ли вы цели. Общую цель достигли? Не огорчайтесь, если не всё можете подчеркнуть, значит, есть к чему стремиться.
9. Итог урока
Кому и за что сегодня мы скажем комплимент?
10. Домашнее задание. Завершить работу с текстом № 19. Задания 5-10
Категория: Русский язык | Добавил: solodovnikova
Просмотров: 1415 | Загрузок: 445 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Очень жаль, но работа не прошла техническую экспертизу: материал не скачивается, неправильно указана ссылка. Трифонова Татьяна Викторовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]