Понедельник, 20.11.2017, 16:37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

урок исследования
[ · Скачать удаленно (1,15 Mb) ] 22.01.2012, 09:29
Название урока: урок-исследование по теме
«Что за слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо?»
Аннотация:
Данный урок предлагается проводить в 6 классе при повторении классификации частей речи. Его легко вставить в рабочую программу по русскому языку, соответствующую авторской программе на основе ФГОС.
Урок составлен в соответствии с технологией урока- исследование, оформлен в виде презентации.
Описание урока:
Категория учащихся: 6 класс. Урок-исследование монопредметный, потому что он связан только с одним предметом – русским языком, нет связи с другими дисциплинами длительность-45 минут. Активные методы обучения на этом уроке: исследовательский (ученики сами ищут ответы на вопросы и оформляют их в виде презентаций), использование ИКТ

Конспект урока
Тема: « Что за слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо», тип: информационно -исследовательская.
Эпиграф: Этикетные слова
Этикетные слова в речи нам нужны всегда.
Слово «здравствуй» и «прощай»
Ты почаще повторяй.
О «спасибо» не забудь,
Всегда вежливым ты будь!
Говори: «Благодарю!
То слово вам дарю!»
И «пожалуйста» всегда
Говорите всем,
Тогда в просьбе отказать не смогут,
Будут рады вам помочь.
«Здравствуй, до свидания, с добрым утром,
Добрый день» - повторять нам вновь не лень.
И «пожалуйста, спасибо»
Говорю до сотни раз.
Это просто некрасиво
Забывать про них подчас.
Мы живём среди людей!
Уважайте же людей!
Вам сторицею воздастся.
И не надо притворяться,
Что слова те не нужны,
Они в речи так важны.

1.Проблема: «К каким частям речи относятся слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо?»
2.Гипотеза: данные слова – остатки повелительного наклонения глаголов.
Дидактические цели:
1.Повысить интерес к языку и употребляемым словам.
2 .Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
3.Совершенствование навыков исследовательской деятельности;
4. Формирование навыков работы в команде.

«Мой университет» - www.moi-amour.ru
_____________________________________________________________________________

5. Приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
6. Воспитание вежливости.

Учебные цели:
1. Определить: положение в системе частей речи слов здравствуйте, пожалуйста, спасибо.
2. Повторить особенности образования повелительного наклонения глаголов.
3. Повторить междометие как часть речи .
4.Установить причинно- следственные связи между данными словами и особенностями глаголов, междометий.
5. Выяснить этимологию слов : здравствуйте, пожалуйста, спасибо.
6. Формировать умение правильно использовать в речи данные слова.

Основополагающие вопросы:
Слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо- глагол или междометия?
Какое у них место в системе частей речи?

3.Результаты исследований:
Презентация исследовательской деятельности учащихся 6 класса.
Таблица .
Сочинение- рассуждение.
4. Этапы работы:
-формирование целей исследования;
-формирование групп для проведения исследования;
-работа в группах:
1- этимология слов
Здравствуй- образовано морфолого-синтаксическим путем на базе формы 1 лица ед.ч. глагола здравствовать- «приветствовать». Здравствуй вместо здравствую в результате отпадения безударного у.
Спасибо- представляет собою сращение спаси богъ, с отпадением после падения редуцированного ъ и конечного г (ср. укр. спасибi ).
Пожалуй- вероятно, из пожалую- «сделано это для тебя» ( ср. благодарствуй). Конечное безударное у отпало. Пожалуйста от пожалуй сударь. ( Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка.)
«Мой университет» - www.moi-amour.ru
_____________________________________________________________________________
2-особенности глаголов и их употребление
Здравствовать- здравствуй Ср. отрезать- отрезай
Спасти- спаси посмотреть- посмотри
Пожаловать- пожалуй посоветовать- посоветуй
Все это формы повел. накл.
Особенности употребления: участвуют в образовании предложений, выражают побуждение к действию, являются членами предложений.

3- особенности междометий и их употребление
Особенности употребления: могут образовывать предложение, выражают чувства говорящего, не являются членом предложения, активны только в разговорной речи, на письме выделяются запятыми. (Ср.-Ура!
-Ой, а это кто?)
4- употребление в речи данных слов, ситуации
Пример ситуаций.
-Здравствуй, как дела?
-Скажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку?
-Спасибо за участие.
-Здравствуйте!
Вывод: образуют самостоятельно предложение, активны только в разговорной речи, слова здравствуйте, пожалуйста на письме выделяются запятыми, не являются членами предложения.
Общий вывод: слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо-остатки форм повел. накл. Глаголов

«Мой университет» - www.moi-amour.ru
_____________________________________________________________________________
Но! Они потеряли свое значение. Ведь здороваемся, выражаем просьбу и благодарим мы друг друга с помощью этих слов из-за этикета , забывая их истинное значение. Таким образом, данные слова междометия!
Здравствуйте
Пожалуйста
Спасибо

От глаголов: От междометий:
Остатки повел. накл. Выражают отношения
Не являются членами предложения
Активны в разговорной речи
Выделяются на письме запятыми

-подготовка презентации, составление таблицы, написание сочинений (выбор за группой остается)
-защита проекта, таблицы, сочинения.
-коллективное обсуждение, результаты оценки.
5. Триада вопросов.
Основополагающий вопрос:
К каким частям речи относить слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо или у них особое положение?

Вопросы учебной темы:
1. Почему данные слова являются остатками глаголов?
2. Как связаны данные слова с междометиями?
3.Какова этимология данных слов?
«Мой университет» - www.moi-amour.ru
_____________________________________________________________________________

Вопросы по содержанию:
1.Что означают данные слова?
2.Каково происхождение данных слов?
3. В каких ситуациях употребляются данные слова?
4.Как на письме используются данные слова?
5.В чем сходство данных слов с глаголом?
6.Чем данные слова похожи на междометия?

6. В качестве рефлексии предлагается учащимся заполнить анкету:
Сегодня я понял____________________________
Я узнал____________________________________
Мне понравилось____________________________
Я буду_____________________________________
Категория: Русский язык | Добавил: yakovnikaz
Просмотров: 863 | Загрузок: 256 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Яковенко Нина Ивановна! К сожалению, Ваша работа не прошла тех экспертизу. Материал не допущен к участию в конкурсе. Приложение 1 (Аннотация урока/занятия/мероприятия для размещения на сайте), приложение 2 (Описание урока/занятия/мероприятия), не соответствуют Положению конкурса. Приложение 3 (Подробный конспект образовательного мероприятия) представлено не по форме. Нет формы описания авторского активного метода обучения (Приложение 4). Отсутствует психолого-педагогическое обоснование.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]