Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык |
урок исследования
[ · Скачать удаленно (1,15 Mb) ] | 22.01.2012, 09:29 |
Название урока: урок-исследование по теме «Что за слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо?» Аннотация: Данный урок предлагается проводить в 6 классе при повторении классификации частей речи. Его легко вставить в рабочую программу по русскому языку, соответствующую авторской программе на основе ФГОС. Урок составлен в соответствии с технологией урока- исследование, оформлен в виде презентации. Описание урока: Категория учащихся: 6 класс. Урок-исследование монопредметный, потому что он связан только с одним предметом – русским языком, нет связи с другими дисциплинами длительность-45 минут. Активные методы обучения на этом уроке: исследовательский (ученики сами ищут ответы на вопросы и оформляют их в виде презентаций), использование ИКТ Конспект урока Тема: « Что за слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо», тип: информационно -исследовательская. Эпиграф: Этикетные слова Этикетные слова в речи нам нужны всегда. Слово «здравствуй» и «прощай» Ты почаще повторяй. О «спасибо» не забудь, Всегда вежливым ты будь! Говори: «Благодарю! То слово вам дарю!» И «пожалуйста» всегда Говорите всем, Тогда в просьбе отказать не смогут, Будут рады вам помочь. «Здравствуй, до свидания, с добрым утром, Добрый день» - повторять нам вновь не лень. И «пожалуйста, спасибо» Говорю до сотни раз. Это просто некрасиво Забывать про них подчас. Мы живём среди людей! Уважайте же людей! Вам сторицею воздастся. И не надо притворяться, Что слова те не нужны, Они в речи так важны. 1.Проблема: «К каким частям речи относятся слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо?» 2.Гипотеза: данные слова – остатки повелительного наклонения глаголов. Дидактические цели: 1.Повысить интерес к языку и употребляемым словам. 2 .Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; 3.Совершенствование навыков исследовательской деятельности; 4. Формирование навыков работы в команде. «Мой университет» - www.moi-amour.ru _____________________________________________________________________________ 5. Приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации. 6. Воспитание вежливости. Учебные цели: 1. Определить: положение в системе частей речи слов здравствуйте, пожалуйста, спасибо. 2. Повторить особенности образования повелительного наклонения глаголов. 3. Повторить междометие как часть речи . 4.Установить причинно- следственные связи между данными словами и особенностями глаголов, междометий. 5. Выяснить этимологию слов : здравствуйте, пожалуйста, спасибо. 6. Формировать умение правильно использовать в речи данные слова. Основополагающие вопросы: Слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо- глагол или междометия? Какое у них место в системе частей речи? 3.Результаты исследований: Презентация исследовательской деятельности учащихся 6 класса. Таблица . Сочинение- рассуждение. 4. Этапы работы: -формирование целей исследования; -формирование групп для проведения исследования; -работа в группах: 1- этимология слов Здравствуй- образовано морфолого-синтаксическим путем на базе формы 1 лица ед.ч. глагола здравствовать- «приветствовать». Здравствуй вместо здравствую в результате отпадения безударного у. Спасибо- представляет собою сращение спаси богъ, с отпадением после падения редуцированного ъ и конечного г (ср. укр. спасибi ). Пожалуй- вероятно, из пожалую- «сделано это для тебя» ( ср. благодарствуй). Конечное безударное у отпало. Пожалуйста от пожалуй сударь. ( Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка.) «Мой университет» - www.moi-amour.ru _____________________________________________________________________________ 2-особенности глаголов и их употребление Здравствовать- здравствуй Ср. отрезать- отрезай Спасти- спаси посмотреть- посмотри Пожаловать- пожалуй посоветовать- посоветуй Все это формы повел. накл. Особенности употребления: участвуют в образовании предложений, выражают побуждение к действию, являются членами предложений. 3- особенности междометий и их употребление Особенности употребления: могут образовывать предложение, выражают чувства говорящего, не являются членом предложения, активны только в разговорной речи, на письме выделяются запятыми. (Ср.-Ура! -Ой, а это кто?) 4- употребление в речи данных слов, ситуации Пример ситуаций. -Здравствуй, как дела? -Скажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку? -Спасибо за участие. -Здравствуйте! Вывод: образуют самостоятельно предложение, активны только в разговорной речи, слова здравствуйте, пожалуйста на письме выделяются запятыми, не являются членами предложения. Общий вывод: слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо-остатки форм повел. накл. Глаголов «Мой университет» - www.moi-amour.ru _____________________________________________________________________________ Но! Они потеряли свое значение. Ведь здороваемся, выражаем просьбу и благодарим мы друг друга с помощью этих слов из-за этикета , забывая их истинное значение. Таким образом, данные слова междометия! Здравствуйте Пожалуйста Спасибо От глаголов: От междометий: Остатки повел. накл. Выражают отношения Не являются членами предложения Активны в разговорной речи Выделяются на письме запятыми -подготовка презентации, составление таблицы, написание сочинений (выбор за группой остается) -защита проекта, таблицы, сочинения. -коллективное обсуждение, результаты оценки. 5. Триада вопросов. Основополагающий вопрос: К каким частям речи относить слова здравствуйте, пожалуйста, спасибо или у них особое положение? Вопросы учебной темы: 1. Почему данные слова являются остатками глаголов? 2. Как связаны данные слова с междометиями? 3.Какова этимология данных слов? «Мой университет» - www.moi-amour.ru _____________________________________________________________________________ Вопросы по содержанию: 1.Что означают данные слова? 2.Каково происхождение данных слов? 3. В каких ситуациях употребляются данные слова? 4.Как на письме используются данные слова? 5.В чем сходство данных слов с глаголом? 6.Чем данные слова похожи на междометия? 6. В качестве рефлексии предлагается учащимся заполнить анкету: Сегодня я понял____________________________ Я узнал____________________________________ Мне понравилось____________________________ Я буду_____________________________________ | |
Просмотров: 1480 | Загрузок: 539 | Комментарии: 1 | |