Четверг, 08.12.2016, 21:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

типы речи
[ · Скачать удаленно () ] 01.12.2013, 15:25
Ход урока:
1. О. М.

1) Стадия вызова.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости. Я хочу начать наш урок с улыбки, потому что улыбка делает даже незнакомых людей ближе друг другу. И я надеюсь, что о сегодняшнем необычном занятии вы буде вспоминать с доброй и теплой улыбкой на устах.
Начать урок мне хочется с пословицы:
КАПЛЯ ПО КАПЛЕ – РЕКА СОБИРАЕТСЯ.
-Как вы понимаете эту пословицу? И как эту пословицу можно отнести к предмету РУССКИЙ ЯЗЫК?
-Вы правы. Наши знания собираются по крупицам. Мы каждый день узнаем что-то новое, расширяя свой кругозор. А помогают нам в этом Упорство, старание, терпение, которые тоже как капельки воды точат камень незнания. И я хочу подарить вам такую капельку знаний сегодня, которая когда-нибудь превратится в полноводную реку
Русский писатель и историк Н. Карамзин сравнивал наш язык именно с рекой, которая «течет, гордая, величественная…, шумит, гремит, - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…». (СЛАЙД 2)
Красивое сравнение? Оно нам поможет определить тему нашего урока. Для этого подберите синоним к слову ЯЗЫК в том значении, в котором употребляет его Карамзин (речь, слово).
• Что вы знаете о речи? Какие формы речи вы знаете?
(устная, письменная и внутренняя)

2). определение темы и целей урока.
Но одного слова РЕЧЬ нам недостаточно для определения темы. Давайте проведем языковую разминку.
Языковая разминка.
• Выберите из ряда терминов тот, который, по-вашему, составит со словом РЕЧЬ тему нашего урока.
Диалог, монолог, предложение, полилог, тип, текст, слово.
• Итак, тема нашего урока ТИПЫ РЕЧИ.
• А теперь попробуем сформулировать цель урока:
 получить знания о типах речи, их признаках,
 научиться различать их,
 составлять тексты разных типов речи.
• для чего нам нужны знания по этой теме?
• Как мы будем это достигать?

3)Изучение материала
Работа с учебником.
Итак, начнем разговор о типах речи, а поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр. 64. перед вами три отрывка из текстов Тамары Крюковой. Прочитаем их.
 Скажите, чем объединены эти тексты?
(темой: о драконах)
 А чем же различаются?
(первый – описание, второй – повествование, третий - рассуждение)

• Нашу речь мы можем разделить на три типа. Каких?
ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ
• С чего начнем?
• С определения типов речи.

• Давайте поработаем с текстами о драконах, проанализируем их.
• Перед вами на столах лежат таблицы, которые я предлагаю вам заполнить, анализируя тексты о драконах. Согласны?
• Еще раз повторим, что общего у этих текстов?
Найдите текст описание
• О чем говорится в этом тексте?
(описание дракона)
• Давайте попробуем определить цель текста-описания.
(описать признаки предмета, иначе нарисовать
словами картину).
Итак, запишем в таблицу цель текста данного типа.

• Какой общий вопрос можно поставить ко всем текстам-описаниям?
(какой?)
• Отметим в таблице данный вопрос.
• Попробуйте в группах поработать аналогично с другими текстами и заполнить таблицу.

тип текста цель вопрос к тексту метод фотографирования
описание рассказать о признаках предмета какой 1 фотография
повествование рассказать о последовательности событий что происходило несколько фотографий
рассуждение размышляем, строим предположения, доказываем почему нельзя сфотографировать

• Сравните свои выводы с теоретическим материалом, данным в учебнике. Сделайте выводы.
• Что нового вы узнали из теоретического материала учебника.
(в рассуждении выделяют три части: тезис, доказательства, вывод)
• Найдите, пожалуйста в предыдущем упр. текст-рассуждение, найдите в нем тезис и доказательство.
• У нас остался не заполнен последний столбик. Как вы думаете, что значит метод фотографирования?
• Давайте попробуем применить данный метод.
• перед вами фотография, как вы думаете, по данной фотографии текст какого типа речи можно создать?
• а по нескольким фотографиям?
• Можно ли подобрать фотографию к тексту-рассуждению?
• Итак, заполните последний столбик.

Итак, мы знаем отличительные черты текстов разных типов, что же будем дальше делать?
(попробуем определять тип текста.)
Упр. 85
 перед вами отрывки из повести Софьи Могилевской «Марка страны Гонделупы. »Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить вид текстов и прийти к единому решению. Что поможет вам в вашей работе?
(табличка и учебник)
Первая колонка с текстом I, вторая колонка с текстом II, третья колонка с текстом III

Индивидуальное задание: Рита и Даня (1 текст), Аня и Олег (2 текст): примените к данным текстам метод фотографирования. Докажите свою точку зрения.

Итак, мы повторили отличительные черты текстов разных типов, мы определили тип текста, доказали свою точку зрения, что же (исходя из задач нашего урока) мы с вами будем делать дальше.

4) Составление собственных тестов

Попробуем составить свой текст определенного типа речи. Сейчас вы увидите фрагмент из любимого всеми журнала «Ералаш». Смотрите внимательно, вам будет необходимо в группах после просмотра составить текст определенного типа речи. Тип речи выбираете сами.
У вас получились прекрасные тексты, а если мы соединим их, то у нас получится прекрасный рассказ о героях фильма. Как вы думаете, часто ли в нашей речи встречаются типы речи отдельно? типы речи соединяются в тексте, но о таких текстах мы с вами поговорить сегодня не успеем. Что же делать? Конечно, именно с этого материала мы и начнем наш следующий урок.

Итак, мы с вами определили отличительные черты текстов разных типов речи, проанализировали тексты, даже составили свой собстве6нный текст, теперь мне бы хотелось проконтролировать, как мы усвоили данный материал. Как же мне это сделать? Провести небольшую самостоятельную работу.

5) Тестовая работа.
-Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, повествование – п, рассуждение – р.

1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.

6). Осознание учащимися своей учебной деятельности

• Посмотрите на слайд и проверьте себя (п, о, р, о, п, р).
• Оцените свою работу, используя наших помощников (дети показывают учителю). Красный – пять, зеленый - 4, желтый – 3, белый – 2)

Итак, наш урок подходит к концу, подведем итоги.
Категория: Русский язык | Добавил: кристина
Просмотров: 708 | Загрузок: 237 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]