Понедельник, 20.11.2017, 20:11
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Повторение темы "Синтаксис"
[ · Скачать удаленно () ] 24.03.2014, 08:27
Тема: Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»
Тип урока: обобщающий
Цели:
1. предметные: систематизировать и обобщить знания учащихся о синтаксисе; продолжить формировать навык постановки знаков препинания и умения отличать простые предложения от сложных, выделять грамматические основы и находить второстепенные члены предложения.
2. метапредметные:
2.1 коммуникативные: вырабатывать умения давать развернутые ответы на поставленные вопросы с помощью простых и сложных предложений; формулировать собственное мнение и позицию; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
2.2 Регулятивные: самостоятельно формулировать задание, определять его цель; выбирать для выполнения определенной задачи памятку; осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оценивать результаты собственной деятельности.
2.3 Познавательные: дополнять готовые информационные объекты, строить модели слов, характеризировать языковые единицы.
Ход урока:
Учитель Ученик
1. организационный момент
Этап мотивации
эпиграф к уроку , эмоциональная зарядка
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский
Запись числа, классной работы и эпиграфа к уроку.
2. орфографическая работа
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

раскройте скобки, выбрав нужную букву:
кла(с,сс)ик, ма(с,сс)а, кро(с,сс), иску(с,сс)тво, ба(с,сс)ейн, коло(н,нн)а, те(н,нн)ис, фотоа(п,пп)арат, шо(с,сс)е, тро(л,лл)ейбус.

В чем особенность этих слов?
Я думаю, что все написали без ошибок.
Объясните устно лексическое значение слов масса, кросс.


Составьте предложение, в котором будут использованы оба слова. В предложении должны быть две ГО.
Какое предложение у вас получились и почему?
-Ребята, какой раздел науки о языке изучает предложение и правила их построения?
Почему вы так ответили?
А в каком разделе языкознания изучается система знаков препинания и правила их постановки?
Почему вы так ответили?

Метапредметая связь с природоведением:

Ребята, что вы видите на экране?
солнечная система - почему это система, какие единицы в нее входят, а какие синтаксические единицы вы знаете?
В тетради выполняют задание, подчеркивая орфограммы.
Самопроверка с экрана

Удвоенная согласная в корне слова.

Кросс – спортивный бег по заданной траектории.
Масса – величина, измеряющая количество вещества в теле.

Составляют СП.
ФП, один человек поясняет выбор.

СП, т.к. две ГО.

ФП
Синтаксис

Пунктуация

Поднимают карточки: словосочетание, предложение
3. Определение темы и целей урока.
Ребята, если мы с вами изучили синтаксический и пунктуационный разборы, прошли всевозможные характеристики предложения, что мы будем познавать сегодня на уроке. Давайте, определим тему урока.
Записать в тетрадь.

Так как вы у меня ребята очень умные и догадливые, вы поняли, что вас ожидает и завтра))))
А чтобы подготовиться к диктанту и хорошо его написать, нам необходимо сегодня с вами что повторить?
Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»

Диктант.

1. Синтаксический разбор. ( Признаки предложений)
2. Постановка знаков препинания в предложениях
3. Разбор словосочетаний
4. Правописание слов
5. У вас на партах листы с текстом. Внимательно посмотрите на него, чего в тексте не хватает?

Ребята, как вы думаете, что вам сейчас предстоит сделать.
Молодцы, тогда преступайте. Работаем на листочках аккуратно.

Наступило утро Марина проснулась посмотрела в окно и ахнула утро было солнечное морозное ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем такие узоры рисует мороз на окнах дворовый каток был похож на зеркальное блюдце как красиво зимнее утро

-Ребята, а для чего нужны знаки препинания? В каком разделе науки о языке они изучаются? Давайте проверим, получился ли у нас с вами связный текст.

Какие ЗП вы поставили, в каких местах.
Молодцы, а теперь скажите мне, как это задание помогло нам подготовиться к диктанту.

Итак, ребята, что нам еще нужно с вами повторить?

5.Сейчас мы этим и займемся.
Приготовьте карточки с характеристиками предложений.
Работаем с предложениями из данного текста, предложения 5 и 7.

6. Ребята, а теперь работаем в индивидуальных группах.
1 гр. Разбирает предложение с однородными сказуемыми
2 гр. Разбирает предложение с однородными определениями
3 гр. Разбирает нераспространенное предложение.

Вы молодцы, все хорошо справились с заданием. Скажите, как это задание поможет вам в написании завтрашнего диктанта?

Завтра все справятся с синтаксическим разбором?
Читают

Знаков препинания

Расставить знаки препинания.

Наступило утро. Марина проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное. Ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем. Такие узоры рисует мороз на окнах. Дворовый каток был похож на зеркальное блюдце. Как красиво зимнее утро!

1 человек читает, остальные внимательно слушают, проверяют, при необходимости корректируют.
(оценка за с/р)

Точка, запятая, восклицательный знай.

Поможет в расстановке ЗП

Ребята называют оставшиеся цели урока

Ученики по очереди поднимают карточки с характеристиками предложений.

Группы работают в тетрадях. После выполнения задания. Соседней группе предстоит проверить правильность с помощью ответов.
Оценка за групповую работу

Поможет выполнить грамматическое задание

Да
7. Давайте вернемся к нашему плану и посмотрим, что нам еще необходимо повторить.

Такие узоры рисует мороз всегда.

Из данного предложения выпишите словосочетания, укажите тип связи: согласование, управление или примыкание.
Разберите СС со связью согласование.

8. А теперь все внимание на экран. Ко мне на электронную почту пришло письмо от одного сказочного персонажа. Прочитать письмо вы сможете, если угадаете, кто это.
Одновременно с угадыванием, мы выполним зарядку. Я буду говорить вам подсказки, если вы не знаете ответа, то выполняете движения, которые появляются на экране.
Всем понятно?
1. Этот персонаж из СССР.
2. Этого персонаж придумал Эдуард Успенский.
3. Мужчина лет 50 с хвостиком
4. Склонен к формализму, любопытен и не одобряет инициатив
5. Профессионал своего дела в деревне
6. Его имя Игорь Иванович
7. А еще у него был питомец - вороненок
Ответ: почтальон Печкин
Наконец-то вы узнали его. В интернете много спама, и вот в один момент пришло такое интересное письмо, подписанное от него. Моему удивлению не было предела, прочитав письмо, которое вы видите на экране, я не стала отвечать. Как вы думаете, почему.

Правильно, ребята.
Ребята, как вы думаете, какая перед вами стоит задача?
Молодцы.

-Ребята, давайте выполним просьбу почтальона Печкина и напишем письма.

На столе у каждого есть конверт, который мы с Вами недавно подписывали, сейчас вы допишите письма, и мы их отправим.
-как только закончите работу, заполните диагностическую карту.

-Ребята, есть кто-нибудь, кто хочет прочитать свое письмо?

Вы хорошо справились с заданием, оцените себя. Разбор словосочетаний

Такие узоры
Рисует узоры
Рисует всегда

Работа в парах, одна пара у доски
Проверка с доски

1. 5 раз присесть
2. 5 раз хлопнуть в ладоши
3. 5 раз улыбнуться соседу
4. 5 раз тихонечко прыгнуть на двух ногах
5. Показать, какой вы умный
6. Показать, какой вы сильный
7. 5 раз повернуть голову вправо и влево

Читают письмо.

Атправьте срочна писма деду марозу!

В нем много ошибок.

.

Исправить все ошибки.
Учащиеся записывают предложение без ошибок, подчеркивают орфограммы.
1 человек у доски.

Оценивают свою работу в диагностических листах

Читает 1-2 ученика, остальные оценивают письма.
9. А теперь скажите, как письмо Печкина помогло вам в решении задач урока. Повторили правописание слов
10. Молодцы, ребята. Но если вы заметили, то у вас на столах лежат разноцветные снежинки. Сейчас я объясню, зачем они нужны.
Я предлагаю вам и для синтаксиса выбрать один из четырех цветов. Выбрали? Теперь напишите ассоциацию, которая возникает у вас при произнесении этого слова.


Выбирают снежинку.
Пишут ассоциацию.
Синий – задумчивый, концентрический
Зеленый – терпение, усилие, самооценка
Красный – сила воли, моторный, завоевательный
Желтый – надежда, ожидание, живость чувств.
11. Посмотрите, какое красивое и яркое получилось снежное покрывало. Сколько всего вы знаете о синтаксисе, сколько это мыслей и идей. Как вы думаете, правдиво ли суждение о синтаксисе?

1 ученик доказывает правоту суждения.
12. ДЗ. 1. Подготовиться к контрольному диктанту, на выбор схема –обобщение по теме Синтаксис или сочинение : «Что было бы, если бы не было ЗП»
Записывают домашнее задание.
Категория: Русский язык | Добавил: delja
Просмотров: 756 | Загрузок: 246 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]