Суббота, 10.12.2016, 13:45
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Обучение сжатому изложению в школе 1 вида
[ · Скачать удаленно () ] 03.03.2015, 08:15
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида 1

Урок развития речи

Тема: Сжатое изложение рассказа В.П.Катаева
«Старый пень»
Выполнила: Жукова Нина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы.

Хабаровск 2015г
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ РАССКАЗА
В.П. КАТАЕВА О СТАРОМ ПНЕ

1. Постановка целей задания
- научиться сокращенно излагать прочитанный текст. Почему надо учиться сжатому изложению?
В каких ситуациях требуется коротко передавать самое главное из прочитанного, услышанного?
Как научиться рассказывать текст сжато, последовательно?
В конце урока со¬ставим рекомендации, каким образом можно достичь краткости в речи.
2. Дополнительное задание.
2.1. Учитель. Выясним лексическое значение слов. Высокомерие - презрительно-надменный человек, чрезмерно высоко думающий о себе.
Гордость. 1. Чувство собственного достоинства, самоуважение. 2. Чувство удовлетворения от чего-либо. 3. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.
Зазнайство - поведение человека, возгордившегося собой, высказывающего пренебрежение к другим.
2.2. Чтение рассказа В.П. Катаева.
2.3. Обсуждение содержания.
Учитель. Попробуйте сами поставить вопросы к прочитан¬ному.
Что произошло в лесу?
Какие герои участвуют в событии?
Чем занимались люди?
Почему люди кланялись пню?
Кланялись ли они пню?
Почему пень решил, что ему кланяются?
В каких словах проявляется зазнайство пня?
Как деревья отнеслись к словам пня?
Почему деревья не хотели разговаривать с nнем?
Что сказала синичка?
Почему она решила вы¬сказать свое отношение к высокомерному пню?
2.4. Составление плана.
1. Все кланяются пню.
2. Старый пень возгордился.
3. Деревья не хотят разговаривать с гордецом.
4. Синица открывает гордецу правду.
2.5. Обсуждение заголовков.
Как зазнался старый пень. Недалекий ум зазнайки. Зазнайство от недалекого ума. Лесная история с зазнайкой. Урок ста¬рому пню...
3. Сокращение текста.
3.1. Учитель. Определим главное содержание каждой части текста.
1-й абзац. В нем называется главный персонаж и начинается действие.
2-й абзац - одно предложение, которое обобщает то, о чем рассказано в 1-м абзаце.
3-й абзац. Названа причина самолюбования пня.
4-й абзац - одно предложение, рассказывающее о реакции деревьев на высказывание пня.
5-й абзац. Рассказывается, как повел себя старый пень: не просто обиделся, а возомнил себя властелином.
6-й абзац - мудрые слова правды.
Выявим, без чего можно обойтись в передаче содержания. В 1-м абзаце действия людей повторяются - следователь¬но, действия можно обобщить, что и сделано во втором абзаце. Какие слова в речи гордеца можно оставить? Какие подробности можно убрать из последнего абзаца? Сведения о том, как выглядит березка, как синичка услышала раскричавшегося пня. Для рассказа все эти подробности важны, потому что они создают художественный образ. Но наша цель - передать толь¬ко основную мысль повествования.
3.3. Составим рекомендации по сжатию текста.
Прочитай.
Выяви основную мысль.
Раздели текст на части.
Озаглавьте весь текст и его части.
Определи главную мысль в каждой части.
Выясни, что можно опустить.
Еще раз прочитай, чтобы проверить правильность решения.
4. Повторное чтение текста.
5. Работа по совершенствованию правописных навыков.
6. Написание изложения.
Варианты использования текста: 1) работа по книге; 2) обращение к тексту в случае затруднения; 3) полностью самостоятельная работа.
Категория: Русский язык | Добавил: zukovanina
Просмотров: 494 | Загрузок: 143 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]