Суббота, 03.12.2016, 05:21
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Конспект АМО-урока русского языка на тему "Диалогическая и монологическая речь" 5 класс
[ · Скачать удаленно (395 КБ) ] 12.12.2015, 18:53
Организационная информация
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) Кожевникова Елена Николаевна
Должность Учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение МБОУ «СОШ №26 п. Новонежино»
Республика/край Приморский
Город/поселение Посёлок Новонежино
Предмет Русский язык
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек 5 «А» класс общеобразовательной школы, 17 человек
Продолжительность урока/занятия/мероприятия 45 минут

Методическая информация
Тема урока /занятия/мероприятия Диалогическая и монологическая речь
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Л.О. Савчук, Е.Я. Шмелева
Место урока/занятия/мероприятия в системе уроков/образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) Тип: урок ознакомления с новым материалом, первый урок по теме «Диалогическая и монологическая речь». Связан с последующими уроками как первый этап изучения новой темы, открытие нового знания.
Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы В 5 «А» классе обучается 17 учеников: 8 мальчиков и 9 девочек.
В классе высокая успеваемость по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Учатся на «отлично» - 1 человек, на «4» и «5» - 10 человек. Таким образом, качество знаний по классу составило – 65%. Неуспевающих – нет.
Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета, но в целом ученики готовы к урокам, требования учителей-предметников выполняются. Отношение к классному руководителю уважительное, доверительное.
Класс активен, полон творческой энергии. Пятиклассники стремятся постоянно общаться и сотрудничать друг с другом. Ребята с высокой результативностью согласует свои действия. Класс имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями. Большинство ребят класса прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению. В классе преобладает мажорный, добрый общий тон, доброжелательность во взаимоотношениях. Ребятам нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместной деятельности. Для сохранения и дальнейшего развития такого уровня коммуникации данный урок содержит активные методы обучения, способствующие выполнению поставленной задачи.
У некоторых учеников в классе недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Для развития этих умений построение урока выполнено с использованием активных методов, позволяющих наглядно систематизировать представленный материал.
Цели и задачи урока/занятия/ мероприятия
(ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют/приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока/занятия/ мероприятия
Цель: формирование умения вести монологическую и диалогическую речь. Знание культуры ведения диалога.
Задачи.
Развивающие
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества.
Познавательные: исследование лингвистического материала, работа с информацией.
Воспитывающие
Прививать любовь к русскому слову, воспитывать чувство сотрудничества, формировать внутреннюю позицию учащихся.
Ученики в ходе урока приобретут умение различать монологическую и диалогическую речь, строить монологи и диалоги.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия Учебник А.Д. Шмелёва «Русский язык 5 класс», доска. Раздаточный материал: карточки со смайлами (приложение 1), листы с обведенным контуром руки и прописанными вопросами (приложение 4), листы формата А4 с заданием (приложение 3). Фломастеры, магниты для крепления к доске.

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
Образовательное мероприятие должно содержать все три фазы и каждая его фаза должна содержать минимум 1 этап, включающий АМО
Фаза урока/занятия/
мероприятия Этап урока/занятия/мероприятия Продолжительность
этапа (минуты) Подробное описание АМО по установленной схеме :
- Название метода
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:
- инициация (приветствие)
- вхождение или погружение в тему (целеполагание)

2-3 минуты

Название метода «Комплименты»
Цели и задачи метода: выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, улучшить его, создать ситуацию успеха.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: по три разноцветные карточки для каждого ученика (Приложение 1).
Предварительная подготовка. Создать по три разноцветные карточки для каждого ученика. На каждой карточке указать вариант настроения согласно ее цвету. Перед началом урока карточки раздать.
Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся.
Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов указана на каждой карточке в виде смайлов, например: зеленый – улыбающийся смайл, желтый – равнодушный смайл, красный – грустный смайл. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент.
- Здравствуйте, ребята! Пред началом урока мне хотелось бы узнать, как вы себя чувствуете. Перед вами лежат разноцветные карточки, и в качестве своего ответа на мой вопрос поднимите ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению, а именно: зеленый – все хорошо, желтый – так себе, красный – лучше было остаться дома.
- Я вижу, что настроение в группе различное. Кто-то улыбается и радуется нашей встрече, а у кого-то в голове не слишком веселые мысли. Давайте сделаем так, чтобы вы все улыбались на нашем сегодняшнем уроке. Для этого каждый из вас пусть повернется к соседу по парте и сделает ему приятный комплимент.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): нет.
Варианты проведения метода: нет.
Происхождение метода: заимствованный, но измененный или адаптированный (электронная книга «Копилочка активных методов обучения» http://moi-universitet.ru)

5 минут

Название метода «Ассоциации»
Цели и задачи метода. Развитие образного мышления, памяти. Выявление уже имеющихся представлений по теме. Постановка цели.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет.
Предварительная подготовка (если требуется): выбрать из темы 2 ключевых понятия.
Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся.
Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое произносит учитель. Первый учащийся называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Далее остальные по цепочке. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.
- Обратите внимание, на доске записаны два слова (общение, культура). Ваша задача заключается в следующем: один ученик, сидящий за партой, называет свои ассоциации на слово общение, а другой – на слово культура. И по такому принципу высказываются все остальные учащиеся.
Учитель внимательно выслушивает каждого ребенка и те высказывания, которые посчитает наиболее подходящими для раскрытия темы, записывает под соответствующим словом.
- Ребята, вы видите, что некоторые из ваших высказываний я записала на доске. А теперь внимательно подумайте и скажите, о чем, по вашему мнению, пойдет речь на уроке.
Ученики высказывают свое мнение. Затем учитель предлагает им переформулировать сказанное в задачи урока и получившийся результат записывает на доске.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): нет.
Варианты проведения метода: нет.
Происхождение метода: заимствованный, но измененный или адаптированный (электронная книга «Копилочка активных методов обучения» http://moi-universitet.ru)

Фаза 2 «Работа над темой»
Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:
- интерактивная лекция (инпут),
- проработка содержания темы 10 минут

Название метода «Кластер»
Цели и задачи метода: представление нового материала, его структурирование, оживление внимания обучающихся.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет.
Предварительная подготовка (если требуется): структурировать материал для изучения, выбрать ключевые моменты, составить кластер (Приложение 2).
Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся.
На доске учитель по ходу изложения нового материала рисует и заполняет кластер. Но перед тем как вписать в очередной овал необходимую информацию, он задает обучающимся наводящие вопросы. Целью этих вопросов является подведение учеников к попытке самостоятельно раскрыть каждый аспект новой темы.
Готовый кластер изображен в приложении 2.
Наводящие вопросы.
Вопросы задаются перед заполнением каждого овала по порядку (в приложении овалы пронумерованы в соответствии с приведенными ниже вопросами).
1. Что является неотъемлемым способом нашего с вами общения?
2.3. Познакомьтесь с рубрикой учебника «Лингвистическая кладовая». Какие слова содержат в своём составе часть моно- ? Что общего в значении этих слов? А как назвать текст, созданный (сказанный) одним человеком? Перечислите слова с частью диа-. Что их объединяет? А как назвать разговор, происходящий между несколькими собеседниками?
4. Сколько людей участвует в монологе?
5. В устной или письменной речи применяется?
6.7.8.9. (Учитель зачитывает отрывок из любой сказки – монолог героя) Что представляет собой речь героя? Какие, на ваш взгляд, отличительные черты всегда присутствуют у монолога?
10. Сколько участников требуется для ведения диалога?
11. В устной или письменной речи применяется?
12.13.14. (Учитель зачитывает отрывок из любой сказки – диалог героев) Какие, на ваш взгляд, отличительные черты всегда присущи диалогу?
15. Какой должна быть ваша речь, что вас всегда слушали с вниманием и уважением?
19. Что необходимо для построения правильного и культурного монолога?
21. А какие требования нам нужно предъявить к слушателю (читателю) монолога?
22. 23. 24. Что включает в себя культура ведения диалога?
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): нет.
Варианты проведения метода: нет.
Происхождение метода: заимствованный, но измененный или адаптированный (http://moi-universitet.ru).

20 минут

Название метода «Карта группового сознания»
Цели и задачи метода: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: листы формата А4, фломастеры, магниты для крепления к доске.
Предварительная подготовка (если требуется). В центре каждого листа в круге записать задание для каждой группы (Приложение 3).
Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся.
Совместная работа над упражнениями из учебника. Далее учитель разделяет учеников на небольшие группы по 4-5 человек. Каждая группа берет лист и фломастеры. Учитель объясняет задание для каждой группы, записанное в круге в центре листа. Далее учащиеся обсуждают способы выполнения заданий. Все идеи записываются вокруг круга с заданием. Чем важнее идея, тем ближе она к центру, и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Могут быть записаны и косвенные идеи, не связанные напрямую с проблемой.
Каждая группа вывешивает свою карту сознания и представляет её.
Совместная работа над упражнениями из учебника. Глава 5. Параграф 1. Упражнение 3 (с.11), упражнение 5 (с.13).
- Ребята, перед выполнением следующего задания я предлагаю вам разделиться на группы по 4-5 человек. (Ученики делятся на группы)
- Каждой группе я раздам вот такой лист, который должен превратиться в карту ваших идей. На каждом листе в центре круга записано задание. Вы должны обсудить это задание, предложить идеи для его выполнения и записать эти идеи вокруг круга. И необходимо помнить, что чем важнее идея, тем ближе она к центру, и наоборот. Круг с заданием и идеи нужно будет соединить лучами.
Далее учитель объясняет задание для каждой группы.
 Предложите правила ведения диалога в группе от пяти человек, не забывая про этикет и культуру речи.
 Предложите правила ведения диалога в конфликтной ситуации.
 Составьте диалоги между учениками и между учениками и учителем, используя формулы речевого этикета (упражнение 6, с.14). (6 диалогов между учениками, 6 диалогов между учениками и учителем)
 Составьте два монолога, используя слова, предложенные в рубрике учебника «Лингвистическая кладовая» (с.11). Один монолог должен содержать слова монокль, монолит и монарх, а другой – диаметр, диапазон, диаспора.
- А теперь, когда все справились с заданием, каждая группа по порядку должна вывесить свою карту на доске и представить ее.
Далее происходит выступление всех групп.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): нет.
Варианты проведения метода: нет.
Происхождение метода: заимствованный (электронная книга «Копилочка активных методов обучения» http://moi-universitet.ru).

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:
- разминка (релаксация),
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),

2-3 минуты

Название метода «Земля, воздух, огонь и вода»
Цели и задачи метода: снять умственное напряжение, эмоциональная разрядка, повышение уровня энергии в классе.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет.
Предварительная подготовка (если требуется): нет.
Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся.
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Ученики представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
- Ребята, а сейчас мы немного расслабимся. Для этого я предлагаю вам встать и сыграть в игру «Земля, воздух, огонь и вода». По моей команде вы должны изобразить одно из этих состояний.
- Воздух. Дышите глубже, чем обычно. Встаньте и сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Представьте, что ваше тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Постарайтесь услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
- Земля. Теперь вы должны установить контакт с землей, “заземлиться” и почувствовать уверенность. Начините сильно давить на пол, стоя на одном месте, потопайте ногами, подпрыгните вверх. Потрите ногами пол, покрутитесь на месте. Вы должны по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
- Огонь. Начните активно двигать руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Ощутите энергию и тепло в своем теле, двигаясь подобным образом.
- Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Вы должны просто представить себе, что комната превращается в бассейн, и сделать мягкие, свободные движения в “воде”, следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Варианты проведения метода: нет.
Происхождение метода: заимствованный (электронная книга «Копилочка активных методов обучения» http://moi-universitet.ru).

5 минут

Название метода «Все у меня в руках»
Цели и задачи метода: рефлексия, выяснение отношения учащихся к уроку, систематизация произошедшего.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: листы бумаги всем участникам, фломастеры, магниты.
Предварительная подготовка (если требуется). Для каждого учащегося подготовить лист с обведенным контуром руки и прописанными по внешнему краю контура вопросами (Приложение 4). Листы раздать.
Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся.
Каждому ученику предлагается лист с обведенным контуром руки. По внешнему краю прописаны вопросы, а внутри учащиеся должны вписать ответы на эти вопросы.
Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
- большой палец – над этой темой я хотел бы еще поработать
- указательный – здесь мне были даны конкретные указания
- средний – мне здесь совсем не понравилось
- безымянный – психологическая атмосфера
- мизинец – мне здесь не хватало…
Затем листы вывешиваются на доску, где учащиеся могут ознакомиться с результатами.
- А теперь подведем итоги урока. Сегодня мы изучали новую тему. Что-то для вас было уже знакомым, а что-то оказалось совсем новым. И для того, чтобы понять, насколько этот урок был для вас полезен и интересен, я предлагаю ответить на несколько вопросов. Перед собой вы видите лист с контуром руки. Возле каждого пальца записан вопрос. (Над каким моментом из темы вам хотелось бы еще поработать? Где именно вам были даны конкретные указания и разъяснения? Что из пройденного вам совсем не понравилось? Какое было настроение? Чего вам не хватило или что было непонятно?) Вы должны ответить на эти вопросы и вписать каждый ответ в соответствующий вопросу палец.
- Теперь мы вывесим ваши ответы на доске, где каждый из учащихся сможет с ними ознакомиться. (Листы вывешивают на доску)
- А теперь домашнее задание:
• ответить на вопросы из параграфа №1 (глава 5) на с.9-10;
• выполнить упражнение №4 на с.13.
- Спасибо за урок! С вами было очень интересно работать!
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): нет.
Варианты проведения метода: нет.
Происхождение метода: заимствованный (электронная книга «Копилочка активных методов обучения» http://moi-universitet.ru).

Аналитическая информация
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для данного урока/занятия/мероприятия:
1. Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока/занятия/мероприятия
2. Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока/занятия/мероприятия) за счет использования технологии АМО Урок по теме «Диалогическая и монологическая речь». Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей данного урока.
Применение АМО служит для повышения мотивации обучающихся. А мотивационный потенциал дает возможность более эффективного освоения школьниками данного материала и образовательной программы в целом; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к русскому языку как предмету школьного преподавания, игровая технология и групповая работа содействуют развитию памяти, внимания и сообразительности.
Обучающие задачи: АМО за счет повышения мотивации способствуют высокому уровню усвоения новых знаний по теме.
Развивающие задачи: решаются в специфике технологии АМО, предусматривающей в эмоционально насыщенной атмосфере урока активизировать все виды деятельности обучающихся: индивидуальные, ролевые, групповые.
Воспитательные: групповая работа с применением игровых технологий учит самостоятельно принимать решения, но с ориентацией на навыки сотрудничества, развивает взаимовыручку, а также толерантность.
Работа в группах развивает коммуникативные компетенции учеников, их способность к самовыражению. Разработанные АМО обращены как к образному, так и логическому мышлению учащихся. Они вырабатывают УУД и компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.
Ожидаемые результаты обучения: владение обучающимися знаниями по теме «Диалогическая и монологическая речь», адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, умение ставить цели и решать творческие задачи, развивающие филологические способности обучающихся.
Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, самовыражение, самоанализ.
Результаты развития: повышение уровня креативности, эмоциональности, эстетических чувств, чувства солидарности, аналитического и абстрактного мышления.
1 ФАЗА использует АМО «Комплименты» и «Ассоциации», которые организуют коллектив на работу, определяют цели и задачи урока.
2 ФАЗА основана на применении АМО «Кластеры» и «Карта группового сознания», которые выполняют задачу изучения и проработки темы как основного этапа урока, они активизируют творческий потенциал обучающихся и способствуют накоплению и систематизации их знаний. Данные АМО содействовали развитию таких умений, как:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 овладение приемами отбора и систематизации материала;
 умение создавать устные и письменные тексты с учетом ситуации общения;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной и устной форме;
 способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
 умение выступать перед аудиторией сверстников;
 применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни;
 освоение базовых понятий лингвистики: монолог, диалог.
3 ФАЗА основана на применении АМО «Все у меня в руках» и как итог урока позволяет выяснить отношение учащихся к занятию и скорректировать последующие уроки. Также этот метод способствует развитию у учащихся умения выражать свои мысли, оценивать, подводить итоги, анализировать.
В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование в уроке «формул этикета» формировало эмоциональность и доброжелательность учащихся. Работа над темой в сочетании групповой и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий.
Формирование культуры речи и творческой активности. За счёт применения АМО повышается уровень творческого мышления и эмпатии, а также формирование УУД и компетентностей, что способствовало реализации принципов ФГОС.
Использование новой технологии АМО и достижение с ее помощью высоких результатов.

Дополнительная информация

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
1. http://englishclubbelarus.blogspot.ru/2012/06/blog-post.html
2. «Копилочка АМО». Мой университет. Образовательный портал.

Примечания автора/ов
Структура данного урока и использованные в нем АМО позволяют использовать его в качестве шаблона для любого урока изучения нового материала по русскому языку в 5 классе.
Категория: Русский язык | Добавил: helenx
Просмотров: 1281 | Загрузок: 166 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Ваша заявка на получение сертификата участника фестиваля зарегистрирована.

0
1  
Елена Николаевна, ваш материал допущен к участию в Фестивале.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]