Суббота, 10.12.2016, 08:01
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
[ · Скачать удаленно () ] 02.04.2015, 09:14
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В условиях современных требований к системе ценностей гражданского общества необходимо уже сегодня воспитывать демократическую культуру подрастающего поколения. Очень важно воспитать у учеников самостоятельность в выборе информации, обмене мнений по определенной проблеме, важно чтобы он умел находить аргументы и контраргументы, был успешен в диалоге. Поэтому сегодня, когда мы должны школьника научить учиться, научить познавать и сотрудничать, учителю необходим другой подход к обучению – деятельностный. Реализовать такой подход могут активные и интерактивные методы обучения, предполагающие взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Преимущество интерактивного обучения в том, что обучение становится более осмысленным и увлекательным. Интерактивное обучение заставляет участников решать обсуждаемые проблемы, побуждает их к самостоятельной поисковой деятельности. Кроме того, интерактивное обучение создает условия для формирования способности аргументировать свою точку зрения, выслушивать иные мнения, приходить к компромиссу и находить выходы из ситуации, учит сотрудничеству, терпимости.
Интерактивные методы ориентированы на взаимодействие школьников с учителем и друг с другом, при этом роль учителя на таких занятиях сводится к направлению деятельности учеников на достижение целей занятия.
Иными словами, интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками.
Для эффективного применения интерактивных методов обучения педагогу необходимо учитывать возраст и степень обученности, тщательно подбирать задания для предварительной работы, нацелить обучающихся на предполагаемые результаты, провести обсуждение выполненной работы.
Интерактивные технологии обучения можно разделить на следующие формы организации деятельности:
• парная (работа учащегося в паре с другим учеником или учителем)
• фронтальная (учитель взаимодействует одновременно с группой учащихся или всем классом);
• групповая (все учащиеся активно обучают один другого);
• индивидуальная (самостоятельная работа учащихся).
Особое внимание следует обратить на групповую форму работы. Обучение в группе дает более прочное усвоение материала. Кроме того, данная форма работы способствует самораскрытию и саморазвитию личности, её социализации.
Начинать работу по обучению в группах лучше через игры- соревнования.
Например:
• «Кто больше?..» («Кто быстрее?..») – кто больше подберет слов- синонимов, существительных 1 склонения, качественных прилагательных и т. д.
• Эстафета. Предлагается задание, например, записать примеры на определенные правила. С последней парты по цепочке записываются слова. Выигрывает тот ряд, который быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
• Словарный диктант «Гусеница». Например, 1 вариант осуществляет диктовку заранее приготовленных словарных слов – второму варианту. По сигналу учителя учащиеся 1 варианта передвигаются вперед, ученики второго варианта записывают слова. Когда круг пройден, осуществляется проверка.
• Шапка вопросов. Учащиеся, изучая самостоятельно параграф, формируют вопросы, анализируют в группах, выставляют лучшие для обсуждения в классе. Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.
В настоящее время учителя-практики выделяет несколько форм реализации интерактивных методов. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Методика «Дерево решений». Использовать данную методику можно при изучении частей речи. Например, при изучении темы «Глагол» в 6 классе. Класс делится на 3 группы. Каждая группа выполняет определенные задания и делает записи на своей «ветви» (можно использовать ватман, интерактивную доску). Первая группа определяет морфологические признаки глагола, вторая-третья – работает с орфограммами глагола, четвертая – работает над спряжениями глагола. Далее группы меняются местами и дописывают свои идеи на ветвях соседей. Оценивается полнота ответов и дополнений.
Закреплению знаний после изученной темы, выработке более прочного усвоения материала способствует игра «Вертушка». Учащиеся работают в группах из ребят разного уровня обученности. Группам даются определенные задания. Задания даются по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется вслух и контролируется группой. По окончании работы учащимся предлагаются индивидуальные тесты.
На обобщающем уроке можно использовать прием взаимоконтроля. Предварительно ученики класса получают листы с вопросами по теме, выносимых на контроль. Класс делится на команды, в каждой команде – участники с разным уровнем обученности. Далее избираются капитаны с 1 уровнем и проверяется их готовность вести опрос. Далее капитаны ведут опрос. Данная методика позволяет сэкономить время на уроке, провести опрос всех учеников, снимает психологическую нагрузку, возникающей на уроках – зачетах.
Интерактивные технологии эффективны не только на обобщающих уроках, уроках закрепления знаний, но и при изучении нового материала. В таком случае можно использовать метод «классического взаимообучения»: учитель заранее определяет задания по новой теме, каждая группа изучает свой вопрос и готовит на него ответ, а затем посылает делегатов в другие группы. «Учитель-делегат» кратко объясняет суть вопроса одноклассникам и настаивает на записи некоторых тезисов в тетрадь. Затем приходит очередь каждой группы взять на себя функции учителя; конспект таким образом пополняется новыми фактами, выводами. И так до тех пор, пока каждая группа не передаст свои знания остальным. В конце занятия появляется общий конспект.
Такая работа приносит в учебную деятельность элемент новизны, эмоциональности, создает условия для мотивации к обучению, формирует коммуникативную культуру, стимулирует личностные результаты.
На уроках развития речи, при написании сочинений-рассуждений, где требуется высказать свою позицию и аргументировать её, можно использовать такой прием работы как «ПОПС-формула». Такой вид работы позволяет учащимся сформулировать свое мнение по обсуждаемой проблеме, высказать позицию, подобрать аргументы.
П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – я считаю,
что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции), – потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – … например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей
позиции) – поэтому…
Выступление учащегося состоит из нескольких предложений и занимает 2–3 минуты.
Все вышеизложенные методы способствуют развитию личностной рефлексии, развивают навыки общения, повышают познавательную активность, способствую принятию норм и правил совместной деятельности. Для учителя применение интерактивных методов обучения позволяют сделать урок эмоциональным и интересным, и как следствие, добиться положительных результатов в учебной и воспитательной деятельности.
Категория: Русский язык | Добавил: ЛарисаИршенко
Просмотров: 637 | Загрузок: 183 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Материал к конкурсу не допущен. Технический эксперт Шабанова Н.А.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]