Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык |
Искусство спора: учимся побеждать оппонента
[ · Скачать удаленно (112 КБ) ] | 06.02.2014, 09:40 |
Тип урока - тренинг, организованный в рамках диалоговых форм обучения. Цели занятия: Образовательная - научить студентов продуктивно использовать приемы организации речевого общения и ведения спора с учетом структуры коммуникативной ситуации и особенностей оппонента. Развивающая – сформировать желание постоянного самосовершенствования навыков речевой коммуникации. Воспитательная – заразить восхищением творчества отечественных мастеров художественного слова. Задачи занятия: Сформировать представление об особенностях функционирования приемов воздействия в письменном (статичном) и устном (динамичном) текстах. Научиться определять функцию приемов речевого воздействия. Выработать навык выделения из письменного текста приемов речевого воздействия на оппонента. Освоить практику применения приемов речевой манипуляции с учетом структуры коммуникативной ситуации и психологических особенностей оппонента. Краткое описание хода занятия: Этапы: Озвучивание темы, актуальности, цели и задач. Повторение теории речевой манипуляции. Знакомство с текстами, содержащими единичные приемы воздействия на оппонента. Чтение и анализ текстов, содержащих комплекс приемов воздействия. Работа с устным (звучащим) текстом, направленная на поиск приемом воздействия на оппонента и выявление их функции (2 часа). Создание собственного мини-текста, содержащего приемы речевого воздействия. Выводы по эффективности использования приемов воздействия. Задания для анализа расположены особым образом. Для первоначального исследования предлагаются простые фрагменты диалогов, содержащих один-два приема манипуляции. Они выполняют роль своего рода разминки. Затем предлагается самый сложный и насыщенный приемами воздействия текст в рамках стратегии позиционного торга (переговоры О.Бендера и подпольного советского миллионера Корейко). Исходя из того, что литературные диалоги искусственно насыщаются манипулятивными приемами, они намного ярче, чем примеры диалогов из бытовой жизни. Предполагается, что студент совместно с педагогом знакомится с особенностями использования манипулятивных приемов в этом тексте. Если оставлять такое задание на финал тренинга, то сил у ребят просто не останется. Упражнение окажется либо неосвоенным совсем, либо освоенным частично. Затем анализируются боле простые два текста в стратегии сотрудничества: один художественный, другой – взят из реальной ситуации переговоров клиента и банковского служащего. Далее для слухового восприятия дается короткий текст диалога О.Бендера и монтера из театра («Двенадцать стульев), в котором уже не один, а два манипулятора. После статичных текстов анализируются звучащие тексты (отрывки из мультипликационных и художественных фильмов). И в финале каждый студент создается собственный мини-текст с использование приемов речевой манипуляции. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе занятия. В процессе занятия: Актуализируются знания приемов ведения спора. Закрепляются умения анализировать коммуникативную ситуацию. Приобретаются навыки продуктивного ведения спора. Формируются общекультурные компетенции: ОК-6 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; ОК-7 Способность отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений. УУД: Личностные УУД: актуализация осознания необходимости эффективно организовывать речевую коммуникацию; приобретение навыка оценивать содержание и структуру устного и письменного общения с точки зрения его эстетического и нравственного наполнения. Регулятивные УУД: приобретение умений ставить цели речевой коммуникации с учетом ее структуры; выбирать приемы речевого общения; корректировать процесс речевой коммуникации с опорой на изменяющие условия; оценивать эффективность речевого общения. Коммуникативные УУД: актуализация понимания важности эффективного взаимодействие с собеседником; приобретение умения 1) формулировки речевых конструкций, повышающих эффективность коммуникации; 2) аргументации и речевая манипуляция в целях нейтрализации конфликтного общения; Познавательные УУД: закрепление навыка выбора наиболее эффективного приема речевого общения и конструирования коммуникативной ситуации. | |
Просмотров: 1140 | Загрузок: 508 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |