Суббота, 03.12.2016, 14:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Искусство спора: учимся побеждать оппонента
[ · Скачать удаленно (112 КБ) ] 06.02.2014, 09:40
Тип урока - тренинг, организованный в рамках диалоговых форм обучения.

Цели занятия:
Образовательная - научить студентов продуктивно использовать приемы организации речевого общения и ведения спора с учетом структуры коммуникативной ситуации и особенностей оппонента.

Развивающая – сформировать желание постоянного самосовершенствования навыков речевой коммуникации.

Воспитательная – заразить восхищением творчества отечественных мастеров художественного слова.

Задачи занятия:
Сформировать представление об особенностях функционирования приемов воздействия в письменном (статичном) и устном (динамичном) текстах.
Научиться определять функцию приемов речевого воздействия.
Выработать навык выделения из письменного текста приемов речевого воздействия на оппонента.
Освоить практику применения приемов речевой манипуляции с учетом структуры коммуникативной ситуации и психологических особенностей оппонента.

Краткое описание хода занятия:
Этапы:
Озвучивание темы, актуальности, цели и задач.
Повторение теории речевой манипуляции.
Знакомство с текстами, содержащими единичные приемы воздействия на оппонента.
Чтение и анализ текстов, содержащих комплекс приемов воздействия.
Работа с устным (звучащим) текстом, направленная на поиск приемом воздействия на оппонента и выявление их функции (2 часа).
Создание собственного мини-текста, содержащего приемы речевого воздействия.
Выводы по эффективности использования приемов воздействия.

Задания для анализа расположены особым образом. Для первоначального исследования предлагаются простые фрагменты диалогов, содержащих один-два приема манипуляции. Они выполняют роль своего рода разминки. Затем предлагается самый сложный и насыщенный приемами воздействия текст в рамках стратегии позиционного торга (переговоры О.Бендера и подпольного советского миллионера Корейко). Исходя из того, что литературные диалоги искусственно насыщаются манипулятивными приемами, они намного ярче, чем примеры диалогов из бытовой жизни. Предполагается, что студент совместно с педагогом знакомится с особенностями использования манипулятивных приемов в этом тексте. Если оставлять такое задание на финал тренинга, то сил у ребят просто не останется. Упражнение окажется либо неосвоенным совсем, либо освоенным частично. Затем анализируются боле простые два текста в стратегии сотрудничества: один художественный, другой – взят из реальной ситуации переговоров клиента и банковского служащего. Далее для слухового восприятия дается короткий текст диалога О.Бендера и монтера из театра («Двенадцать стульев), в котором уже не один, а два манипулятора. После статичных текстов анализируются звучащие тексты (отрывки из мультипликационных и художественных фильмов). И в финале каждый студент создается собственный мини-текст с использование приемов речевой манипуляции.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе занятия.
В процессе занятия: Актуализируются знания приемов ведения спора. Закрепляются умения анализировать коммуникативную ситуацию. Приобретаются навыки продуктивного ведения спора. Формируются общекультурные компетенции: ОК-6 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; ОК-7 Способность отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений.

УУД:
Личностные УУД: актуализация осознания необходимости эффективно организовывать речевую коммуникацию; приобретение навыка оценивать содержание и структуру устного и письменного общения с точки зрения его эстетического и нравственного наполнения.
Регулятивные УУД: приобретение умений ставить цели речевой коммуникации с учетом ее структуры; выбирать приемы речевого общения; корректировать процесс речевой коммуникации с опорой на изменяющие условия; оценивать эффективность речевого общения.
Коммуникативные УУД: актуализация понимания важности эффективного взаимодействие с собеседником; приобретение умения 1) формулировки речевых конструкций, повышающих эффективность коммуникации; 2) аргументации и речевая манипуляция в целях нейтрализации конфликтного общения;
Познавательные УУД: закрепление навыка выбора наиболее эффективного приема речевого общения и конструирования коммуникативной ситуации.
Категория: Русский язык | Добавил: OlgaFesenko
Просмотров: 484 | Загрузок: 201 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Ольга Петровна, Ваш материал не допущен к конкурсу, т.к. не соответствует технологии АМО.
С уважением, техэксперт Шабанова Н.А.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]