Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык |
« Имя прилагательное в тексте»
[ · Скачать удаленно (11.85 Kb) ] | 26.12.2011, 21:43 |
Фамилия автора: Рахманова Л.Г. (учитель русского языка и литературы , МОУ «сош № 2» Г. Ртищево, 2011г.) Конспект урока русского языка (урок-исследование) Класс: 6 Тема: « Имя прилагательное в тексте» Цели: 1) систематизация и обобщение сведений о прилагательном как о части речи; повторение грамматических, стилистических норм, 2) выявление существенной роли прилагательного в речи, вспомнить, какую роль играют прилагательные при построении текста, определить классификацию прилагательные в речи; 3) закрепление навыков речеведческого анализа текста, повторение таких понятий, как эпитет, сравнения и др. и их роль в речи; 4) воспитательные: приучить детей любить природу, родной край при помощи образцов художественного текста . Оборудование: презентация по теме урока, распечатка текстов и заданий в группах, таблица. Ход урока: 1. Оргмомент. Обстановка у нас непривычная, но работаем как обычно, Приложим вместе старания и получим новые знания, Проверим, все ли на партах в порядке, Готовы ль к работе ручки, тетрадки… Я ваш учитель, вы улыбнитесь. Здравствуйте, дети, садитесь. (смена слайда) 2. Сообщение целей, задач урока. Мы сегодня на уроке поговорим об имени прилагательном, вспомним все, что о нем знаем, выясним, какую роль играет оно в тексте. Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне хотелось бы взять слова Э.Аветяна: « Человек не создаёт язык, но открывает его, как открывают новый материк». И мы сегодня с вами попробуем открыть новый материк – имя прилагательное, мы будем в роли исследователей и наша задача с вами – открыть новое и неизведанное в этой части речи. Итак, записываем тему урока. (на доске) (смена слайда) 3. Работа с текстами. (чтение 1-го текста) Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры лягушек, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах. 4. Индивидуальное задание. (выполнение морфологического разбора) В тихом лесу слышен каждый шорох. ( прил. « (в) тихом» ) 5. Беседа - Какова основная тема 1-го текста ? ( описание летнего вечера) - Какова его основная идея ? ( показать всю прелесть этого вечера) Что пытается передать автор этим текстом ? Объясните выражение «хоры лягушек». Как вы его понимаете ? (смена слайда) ( чтение 2-го текста) Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. - Определите тему и идею 2-го текста. ( та же самая) - Чем же отличается 1-й текст от 2-го ? ( наличием прилагательных) - Почему второй текст полнее, образнее раскрывает содержание ? С помощью слов какой части речи это достигается ? - Что это даёт ? ( 2-й текст полнее, образнее раскрывает содержание) - Приведите пример этой части речи. Что вы знаете о прилагательном ? - Давайте вспомним, какая часть речи шагает рядом с прилагательным ? (сущ.) - Что вместе они образуют ? (словосочетание). 6. Задание по вариантам. - Давайте выпишем несколько словосочетаний и разберем их. 1 вариант 2 вариант словосочетания с прилагательными, словосочетания с прилагательными, уточняющими значение сущ., определяю- помогающими нарисовать живую щими их картину действительности летний вечер в багряном зареве на песчаную отмель звонкие сумерки двухметровые норы плаксивые крики в прибрежных обрывах белоснежной манишкой - Как вы понимаете выражение «звонкие сумерки» ? (слышен каждый звук) - Какой термин можно применить к прилагательному «звонкие»? - Приведите примеры эпитетов, встретившихся вам в тексте. - Какую роль выполняют прилагательные в тексте ? - Какие прилагательные важнее ? - Какой вывод можно сделать ? Таблица ( на доске) Прилагательные уточняют значение сущ. помогают нарисовать картину действительности 7. Теоретический материал Обратимся к учебнику и проверим правильность наших исследований. - О чём мы не сказали ? ( - эпитеты) –Что мы знаем о них ? (дать определение) 8. Физкультминутка. Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места! Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали. А потом пустились вскачь Будто мой упругий мяч. 9. Синтаксический разбор предложения. ( у доски) (смена слайда) Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. С.Есенин. (смена слайда) Словарная работа. «затон» - вдавшийся в берег речной залив; «заводь» - небольшой залив в реке с медленным течением. - Какие прилагательные здесь встречаются ? ( и оценочные, и изобразительные). - Найдите здесь эпитет ( «золотые»). Итак, мы убедились, что без прилагательных наша речь становится безликой, бедной. Нужно учиться правильно пользоваться прилагательными. (смена слайда) 10. Работа в группах ( сочинение- миниатюра по опорным выражениям) 1группа ( Тема «Неповторимость осеннего листопада») - рассыпаются листья по сторонам; - поднимется смерч; хлынет шумящий водопад; - листья шуршат, скребутся, лопочут; - листья волнуются, шумят; - небо густеет синевой; купол неба шевелился в мерцании звёзд; вереницы облаков медленно движутся по горизонту; ( облака, небо – в словаре эпитетов) 2 группа ( Тема «Утренний рассвет») - пробуждается рассвет; - солнце вставало, готовясь вдруг проглянуть из-за туч; - между стволов кое-где пробивался утренний луч; - весело блестела роса на зелени; -лучи как бы гладят поверхность сосен. ( рассвет, солнце – есть в словаре эпитетов) 3 группа ( Тема «Тишина в осеннем лесу») - заговорили верхушки деревьев, залопотали; - слабый шум сосен; - разговор осени, беседа листьев; - шорох травы, топот лапок, ворчанье ежа; - кругом сумрачно и тихо; ( лес – есть в словаре эпитетов) - Чтобы ваша речь была правильной, образной, чтобы вы могли полнее выразить свою мысль, я дарю вам памятку «Качества хорошей речи». ( чтение памятки ; после прочтения – раздать) 12. Сообщение оценок. Домашнее задание. Написать рассказ с продолжением по данной заготовке, используя образные прилагательные, помогающие нарисовать картину действительности. | |
Просмотров: 2070 | Загрузок: 639 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 0 | |