Воскресенье, 25.08.2019, 08:25
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

« Имя прилагательное в тексте»
[ · Скачать удаленно (11.85 Kb) ] 26.12.2011, 21:43
Фамилия автора: Рахманова Л.Г. (учитель русского языка и литературы , МОУ «сош № 2»
Г. Ртищево, 2011г.)

Конспект урока русского языка (урок-исследование)
Класс: 6
Тема: « Имя прилагательное в тексте»
Цели: 1) систематизация и обобщение сведений о прилагательном как о части речи; повторение
грамматических, стилистических норм,
2) выявление существенной роли прилагательного в речи, вспомнить, какую роль играют
прилагательные при построении текста, определить классификацию прилагательные в речи;
3) закрепление навыков речеведческого анализа текста, повторение таких
понятий, как эпитет, сравнения и др. и их роль в речи;
4) воспитательные: приучить детей любить природу, родной край при помощи образцов
художественного текста .
Оборудование: презентация по теме урока, распечатка текстов и заданий в группах, таблица.

Ход урока:
1. Оргмомент.
Обстановка у нас непривычная, но работаем как обычно,
Приложим вместе старания и получим новые знания,
Проверим, все ли на партах в порядке,
Готовы ль к работе ручки, тетрадки…
Я ваш учитель, вы улыбнитесь.
Здравствуйте, дети, садитесь.
(смена слайда)

2. Сообщение целей, задач урока.
Мы сегодня на уроке поговорим об имени прилагательном, вспомним все, что о нем знаем, выясним, какую роль играет оно в тексте. Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне хотелось бы взять слова Э.Аветяна: « Человек не создаёт язык, но открывает его, как открывают новый материк». И мы сегодня с вами попробуем открыть новый материк – имя прилагательное, мы будем в роли исследователей и наша задача с вами – открыть новое и неизведанное в этой части речи. Итак, записываем тему урока. (на доске)
(смена слайда)

3. Работа с текстами. (чтение 1-го текста)

Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры лягушек, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах.

4. Индивидуальное задание. (выполнение морфологического разбора)
В тихом лесу слышен каждый шорох. ( прил. « (в) тихом» )

5. Беседа
- Какова основная тема 1-го текста ? ( описание летнего вечера)
- Какова его основная идея ? ( показать всю прелесть этого вечера)
 Что пытается передать автор этим текстом ?
 Объясните выражение «хоры лягушек».
Как вы его понимаете ?

(смена слайда)
( чтение 2-го текста)
Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

- Определите тему и идею 2-го текста. ( та же самая)
- Чем же отличается 1-й текст от 2-го ? ( наличием прилагательных)
- Почему второй текст полнее, образнее раскрывает содержание ? С помощью слов какой части
речи это достигается ?
- Что это даёт ? ( 2-й текст полнее, образнее раскрывает содержание)
- Приведите пример этой части речи. Что вы знаете о прилагательном ?
- Давайте вспомним, какая часть речи шагает рядом с прилагательным ? (сущ.)
- Что вместе они образуют ? (словосочетание).

6. Задание по вариантам.
- Давайте выпишем несколько словосочетаний и разберем их.

1 вариант 2 вариант
словосочетания с прилагательными, словосочетания с прилагательными,
уточняющими значение сущ., определяю- помогающими нарисовать живую
щими их картину действительности
летний вечер в багряном зареве
на песчаную отмель звонкие сумерки
двухметровые норы плаксивые крики
в прибрежных обрывах белоснежной манишкой

- Как вы понимаете выражение «звонкие сумерки» ? (слышен каждый звук)
 - Какой термин можно применить к прилагательному «звонкие»?
- Приведите примеры эпитетов, встретившихся вам в тексте.

- Какую роль выполняют прилагательные в тексте ?
- Какие прилагательные важнее ?
- Какой вывод можно сделать ?

Таблица ( на доске)
Прилагательные

уточняют значение сущ. помогают нарисовать картину
действительности
7. Теоретический материал
Обратимся к учебнику и проверим правильность наших исследований.
- О чём мы не сказали ? ( - эпитеты) –Что мы знаем о них ?
(дать определение)

8. Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места!
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.

9. Синтаксический разбор предложения. ( у доски)

(смена слайда)
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
С.Есенин.
(смена слайда)

Словарная работа.
«затон» - вдавшийся в берег речной залив;
«заводь» - небольшой залив в реке с медленным течением.
- Какие прилагательные здесь встречаются ? ( и оценочные, и изобразительные).
- Найдите здесь эпитет ( «золотые»).
Итак, мы убедились, что без прилагательных наша речь становится безликой, бедной. Нужно учиться правильно пользоваться прилагательными.
(смена слайда)

10. Работа в группах ( сочинение- миниатюра по опорным выражениям)
1группа ( Тема «Неповторимость осеннего листопада»)
- рассыпаются листья по сторонам;
- поднимется смерч; хлынет шумящий водопад;
- листья шуршат, скребутся, лопочут;
- листья волнуются, шумят;
- небо густеет синевой; купол неба шевелился в
мерцании звёзд; вереницы облаков медленно движутся
по горизонту;
( облака, небо – в словаре эпитетов)
2 группа ( Тема «Утренний рассвет»)
- пробуждается рассвет;
- солнце вставало, готовясь вдруг проглянуть
из-за туч;
- между стволов кое-где пробивался утренний луч;
- весело блестела роса на зелени;
-лучи как бы гладят поверхность сосен.
( рассвет, солнце – есть в словаре эпитетов)
3 группа ( Тема «Тишина в осеннем лесу»)
- заговорили верхушки деревьев, залопотали;
- слабый шум сосен;
- разговор осени, беседа листьев;
- шорох травы, топот лапок, ворчанье ежа;
- кругом сумрачно и тихо;
( лес – есть в словаре эпитетов)

- Чтобы ваша речь была правильной, образной, чтобы вы могли полнее выразить
свою мысль, я дарю вам памятку «Качества хорошей речи».

( чтение памятки ; после прочтения – раздать)

12. Сообщение оценок. Домашнее задание. Написать рассказ с продолжением по данной заготовке, используя образные прилагательные, помогающие нарисовать картину действительности.
Категория: Русский язык | Добавил: Ludmila00707
Просмотров: 1693 | Загрузок: 437 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]