Понедельник, 21.01.2019, 06:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Имя прилагательное как часть речи
[ · Скачать удаленно (45 Kb) ] 04.02.2013, 14:05
Урок русского языка в 6 классе по теме:
«Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
Цели урока:
1) образовательная: повторить изученное о имени прилагательном как части речи;
2) развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте;
3) воспитательная: привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Подготовительный этап.
На доске записан эпиграф к уроку.
Однажды в букварь забрался глагол,

И тихо со всеми завел разговор:

Зачем же нам всем прилагательный нужен,

Ведь он совсем ни с кем и не дружен?

Но тут возмутился чудак прилагательный:

Вы видно совсем друзья не внимательны,

Дружу с существительным, в гости хожу.

А в целом со всеми конечно дружу!

И как без меня, я вообщем-то милый,

И добрый и нежный и очень красивый!
Прочитаем выразительно эпиграф. После выразительного чтения стихотворения предложим ученикам вопрос:
- О какой части речи сегодня пойдёт разговор на нашем уроке? (Имя прилагательное).
2. Мобилизующий этап.
Начнём наш урок со сценки в магазине.
Однажды в магазине случился такой случай:
Одна девочка решила сшить себе летнее платья. Придя в магазин за тканью, она обратилась к продавцу:
-Добрый день, мне вон ту ткань, пожалуйста.
- Понял ли продавец девочку? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани)
Действительно, продавец задал вопрос:
- Какую именно ткань в хотели бы приобрести?
-Красную, в белую полосочку, - пояснила юная покупательница.
А Вы оказывались в подобной ситуации?
Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)
3. Формулирование темы цели урока
Итак, записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (Слайд 1)
По опорным фразам давайте сформулируем цели сегодняшнего урока.
Опорные фразы:
1. Знать о…
2. Уметь ……
3. Расширить… (Слайд 2)
4. Актуализация знаний учащихся
Прежде чем мы с Вами повторим то, что мы уже знаем о имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует свои знания о имени прилагательном.
Учащимся раздаётся раздаточный материал со сценкой. Происходит чтение по ролям.
Раздаточный материал 1(см.Приложение)
- Ребята, как Вы считаете, правильно ли ответил Митрофан на вопрос о прилагательном? (Нет)
- Давайте мы с Вами дадим определение имени прилагательного как части речи(Имя прилагательное -самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая»,«какое»,«какие», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым.)
Если вы внимательно читали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (Оно прилагается)
- К словам какой части речи прилагается прилагательное? (Существительным)
- Почему к именам существительным? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета)
Вы абсолютно правы, что имена прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». В этом мы будем убеждаться в течении всего нашего урока.
5. Работа с текстом. (Слайд 3)
Ребята, посмотрим на слайд и прочитаем текст.
…. - осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у…. красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. …. живет в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается …. мышами. Заметает свои следы хвостом.
Работа по вопросам: (слайд 4)
 О каком животном идет речь? (О лисе)
 Как вы это определили? (Дано описание лисы с помощью прилагательных, по которым мы сразу узнали её)
 Какие средства языка помогли вам узнать лису, хотя название животного ни разу не упомянуто в тексте? (Эпитеты, метафоры)
 К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание лисы? (Имена прилагательные)
А теперь подведём итог, повторяем правило, а что же такое имя прилагательное. (слайд 5)
6.Тренировочные упражнения
Учащимся выдаётся раздаточный материал.
Раздаточный материал 2. Упражнение 1 (см. Приложение)
- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).
- Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?
(Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.
Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.)
Если провести количественный анализ частей речи в этом отрывке, то 15 слов - имена прилагательные. Почему? (чтобы указать на отличительные признаки лося)
- Сформулируйте задание к тексту. (из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное)
• По цвету: тёмно-бурый, белые
• Форме: горбоносая морда, стройные, вывороченные
• Размеру, росту: длинная, огромная, высокие
• Весу: тяжёлый, грузный
• Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош.
Так для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)
Раздаточный материал 3. Упражнение 2 (см. Приложение)
ПРОВЕРКА:
• Собачья конура, собачий хвост, собачий холод;
• Золотое кольцо, золотой перстень, золотой характер;
• Медвежья шуба, медвежья услуга
• Стальные нервы, стальные прутья.
- Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)
- Назовите фразеологизмы. (медвежья услуга, собачий холод)
- Какое значение имеет фразеологизм медвежья услуга? (услуга, приносящая вред)
6. Физминутка
Деревья (какие?) высокие (тянемся вверх)
Травка (какая?) маленькая (тянемся вниз)
Просторы (какие?) необъятные (разводим руки в стороны)
Друзья (какие?) верные (скручиваемся, поворачиваемся к соседу)
Мы (какие?) умные, успешные (наклоны головы вправо, влево)
Глазки (какие?) зоркие (вращение глазами)
7. Выполнение упражнения. Раздаточный материал 4. Упражнение 3 (см. Приложение)
- Какой текст понравился больше и почему? (первое описание заката бледное, скучное, невыразительное). Какой бы была наша речь без прилагательных? (Скучной и невыразительной)
Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
• Назовите морфологические признаки прилагательного (род, число, падеж).
• Как определить их определить? (по существительному)
• Выпишите из текста 2 словосочетания, укажите род, число и падеж.
зимний вечер (м.р., ед.ч., И.п.)
• Каким членом предложения являются прилагательные? (определение, сказуемое)
8.Поэтическая пятиминутка (слайд 7 -8)
Прочитаем стихотворение Александра Прокофьева.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
(А. Прокофьев)
Работа с текстом
 Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку?
 Как называется такое средство выразительности речи?
 Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы, а затем антонимы.
 Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?
8. Итог урока. О чем мы сегодня с вами говорили?
Ребята: Мы много говорили о прилагательных, вспомнили признаки, говорили о синтаксической роли, о значении, а все – таки зачем нужны прилагательные в речи? (Они делают нашу речь выразительной, яркой, богатой, эмоциональной, помогают создать образы, передавать чувства, переживания, характеризовать героев).
А теперь заполним рефлексивный лист.
Вы очень успешно поработали на уроке. Сдаём тетради, с выполненными заданиями. Спасибо за урок.
Категория: Русский язык | Добавил: natashkabukashka
Просмотров: 1970 | Загрузок: 365 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 3fonova  
Уважаемая Наталья Валерьевна, на файлообменнике нашего конкурса произошли технические проблемы. Просьба организаторов конкурса перезагрузить работу согласно новой инструкции, которая расположена на главной странице конкурса в документах конкурса

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]