Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык |
Имя прилагательное как часть речи
[ · Скачать удаленно (45 Kb) ] | 04.02.2013, 14:05 |
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи) Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Цели урока: 1) образовательная: повторить изученное о имени прилагательном как части речи; 2) развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте; 3) воспитательная: привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи. Оборудование: доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал. Ход урока: 1. Подготовительный этап. На доске записан эпиграф к уроку. Однажды в букварь забрался глагол, И тихо со всеми завел разговор: Зачем же нам всем прилагательный нужен, Ведь он совсем ни с кем и не дружен? Но тут возмутился чудак прилагательный: Вы видно совсем друзья не внимательны, Дружу с существительным, в гости хожу. А в целом со всеми конечно дружу! И как без меня, я вообщем-то милый, И добрый и нежный и очень красивый! Прочитаем выразительно эпиграф. После выразительного чтения стихотворения предложим ученикам вопрос: - О какой части речи сегодня пойдёт разговор на нашем уроке? (Имя прилагательное). 2. Мобилизующий этап. Начнём наш урок со сценки в магазине. Однажды в магазине случился такой случай: Одна девочка решила сшить себе летнее платья. Придя в магазин за тканью, она обратилась к продавцу: -Добрый день, мне вон ту ткань, пожалуйста. - Понял ли продавец девочку? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани) Действительно, продавец задал вопрос: - Какую именно ткань в хотели бы приобрести? -Красную, в белую полосочку, - пояснила юная покупательница. А Вы оказывались в подобной ситуации? Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные) 3. Формулирование темы цели урока Итак, записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (Слайд 1) По опорным фразам давайте сформулируем цели сегодняшнего урока. Опорные фразы: 1. Знать о… 2. Уметь …… 3. Расширить… (Слайд 2) 4. Актуализация знаний учащихся Прежде чем мы с Вами повторим то, что мы уже знаем о имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует свои знания о имени прилагательном. Учащимся раздаётся раздаточный материал со сценкой. Происходит чтение по ролям. Раздаточный материал 1(см.Приложение) - Ребята, как Вы считаете, правильно ли ответил Митрофан на вопрос о прилагательном? (Нет) - Давайте мы с Вами дадим определение имени прилагательного как части речи(Имя прилагательное -самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая»,«какое»,«какие», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым.) Если вы внимательно читали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (Оно прилагается) - К словам какой части речи прилагается прилагательное? (Существительным) - Почему к именам существительным? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета) Вы абсолютно правы, что имена прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». В этом мы будем убеждаться в течении всего нашего урока. 5. Работа с текстом. (Слайд 3) Ребята, посмотрим на слайд и прочитаем текст. …. - осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у…. красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. …. живет в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается …. мышами. Заметает свои следы хвостом. Работа по вопросам: (слайд 4) О каком животном идет речь? (О лисе) Как вы это определили? (Дано описание лисы с помощью прилагательных, по которым мы сразу узнали её) Какие средства языка помогли вам узнать лису, хотя название животного ни разу не упомянуто в тексте? (Эпитеты, метафоры) К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание лисы? (Имена прилагательные) А теперь подведём итог, повторяем правило, а что же такое имя прилагательное. (слайд 5) 6.Тренировочные упражнения Учащимся выдаётся раздаточный материал. Раздаточный материал 2. Упражнение 1 (см. Приложение) - Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый). - Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень? (Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами. Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.) Если провести количественный анализ частей речи в этом отрывке, то 15 слов - имена прилагательные. Почему? (чтобы указать на отличительные признаки лося) - Сформулируйте задание к тексту. (из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное) • По цвету: тёмно-бурый, белые • Форме: горбоносая морда, стройные, вывороченные • Размеру, росту: длинная, огромная, высокие • Весу: тяжёлый, грузный • Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош. Так для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку) Раздаточный материал 3. Упражнение 2 (см. Приложение) ПРОВЕРКА: • Собачья конура, собачий хвост, собачий холод; • Золотое кольцо, золотой перстень, золотой характер; • Медвежья шуба, медвежья услуга • Стальные нервы, стальные прутья. - Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы) - Назовите фразеологизмы. (медвежья услуга, собачий холод) - Какое значение имеет фразеологизм медвежья услуга? (услуга, приносящая вред) 6. Физминутка Деревья (какие?) высокие (тянемся вверх) Травка (какая?) маленькая (тянемся вниз) Просторы (какие?) необъятные (разводим руки в стороны) Друзья (какие?) верные (скручиваемся, поворачиваемся к соседу) Мы (какие?) умные, успешные (наклоны головы вправо, влево) Глазки (какие?) зоркие (вращение глазами) 7. Выполнение упражнения. Раздаточный материал 4. Упражнение 3 (см. Приложение) - Какой текст понравился больше и почему? (первое описание заката бледное, скучное, невыразительное). Какой бы была наша речь без прилагательных? (Скучной и невыразительной) Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». • Назовите морфологические признаки прилагательного (род, число, падеж). • Как определить их определить? (по существительному) • Выпишите из текста 2 словосочетания, укажите род, число и падеж. зимний вечер (м.р., ед.ч., И.п.) • Каким членом предложения являются прилагательные? (определение, сказуемое) 8.Поэтическая пятиминутка (слайд 7 -8) Прочитаем стихотворение Александра Прокофьева. Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзку русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнется, – но не ломится! (А. Прокофьев) Работа с текстом Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Как называется такое средство выразительности речи? Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы, а затем антонимы. Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят? 8. Итог урока. О чем мы сегодня с вами говорили? Ребята: Мы много говорили о прилагательных, вспомнили признаки, говорили о синтаксической роли, о значении, а все – таки зачем нужны прилагательные в речи? (Они делают нашу речь выразительной, яркой, богатой, эмоциональной, помогают создать образы, передавать чувства, переживания, характеризовать героев). А теперь заполним рефлексивный лист. Вы очень успешно поработали на уроке. Сдаём тетради, с выполненными заданиями. Спасибо за урок. | |
Просмотров: 2282 | Загрузок: 500 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |