Воскресенье, 11.12.2016, 08:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Обществоведение

"Все мы разные, но все - таки мы вместе"
[ · Скачать удаленно () ] 28.02.2014, 00:25
Тема урока:
"Все мы разные, но все - таки мы вместе"

Автор
Корнилова Юлия Вячеславовна.
Предмет:
обществознание

Класс: 7

Используемое оборудование: проектор, экран, компьютер учителя, доска.

Краткая аннотация урока:
данный урок "Все мы разные, но все - таки мы вместе" рассчитан на 2 учебных часа, может открывать серию уроков по обществознанию о толерантности, могут быть использованы элементы урока на классном часе, а также в рамках недели Толерантности, урок может быть рассчитан на обучающихся 6 - 9 классов, на уроке предлагаются дискуссии, работа в группах, технология "мозговой шторм", рефлексия и саморефлексия. Итогом занятия является "Манифест мирного существования", созданный самими учениками.

Цель урока:
стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих, сформировать представления о «факторе объединения» данной группы, толерантность к себе и к одноклассникам.

Подготовка к уроку:
к уроку необходимо подготовить презентацию "Все мы разные, но все - таки мы вместе", раздаточный материал, источник "Декларацию толерантности", проверить исправность техники.

Задачи урока:
1) познакомить обучающихся с основными определениями толерантности;
2) дать возможность аргументировать выбор того или иного определения толерантности;
3) развить навыки аргументации;
4) провести дискуссию в малых группах:
5) познакомить обучающихся с «Декларацией принципов толерантности».
6) создать "Манифест мирного существования".

Планируемые результаты

• личностные: умение включаться в дискуссию, выслушивать и принимать точку зрения другого человека, работать в группах, провести саморефлексию, освоение гуманистических ценностей, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
• предметные: освоение понятия "толерантность", умение работать с источником "Декларацией принципов толерантности", умение анализировать и аргументировать свою точку зрения, работать совместно с группой и в группе
• метапредметные: умение самостоятельно планировать свою деятельность, пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы, мение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, умение применить в жизни полученные знания, осознание необходимости получения данного опыта.
Формируемые УУД
• познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, анализ и работа с источником
• регулятивные: организация обучающимися своей деятельности индивидуально и в группах, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
• коммуникативные: умение выражать свою точку зрения, умение работать в группе, умение слушать и слышать своих оппонентов

Виды совместной деятельности:
1. работа в парах (упражнение "Мировое приветствие"),
2. прежде чем перейти к работе в группах, надо предложить обучающимся разделиться на четыре группы согласно своему Дню рождения, затем каждая группа оставляет свой комментарий, почему родится именно в данное время года лучше всего, таким образом в группе идет обсуждение, развивается командный дух и дух соперничества.
3. работа в группах над понятием "толерантность", "Декларация принципов толерантности".
4. объединение в группы согласно выбранным понятиям "толерантность", обсуждение и аргументирование своей позиции.
5. Обсуждение в группах с последующем созданием газеты на тему "Манифест Мирного существования", который затем обсуждается и вырабатывается единый на класс (группу) "Манифест мирного существования"

Формы работы:
групповая, индивидуальная, фронтальная.
Деятельность преподавателя в этой ситуации заключается не в «передаче» знаний, а в:
1. проектировании учебной деятельности,
2. организации учебной деятельности,
3. управлении учебной деятельностью.

Технологическая карта урока
№ Этапы урока Используемые ресурсы Деятельность учителя
Деятельность ученика
Длительность этапа
1. До начала урока на перемене Учитель проверяет работу компьютера, выводит презентацию с темой урока на экран, Ученики готовятся к уроку на перемене
2. Организационный момент Слайд с темой урока на общем экране Учитель приветствует учеников, настраивает их на плодотворную работу, просит внимательно слушать команды и выполнять упражнения. Приветствуют учителя, внимательно слушают пожелания учителя к уроку 1 минута
3. Введение в тему. Мотивация обучающихся Презентация с упражнением "Мировое приветствие" на общем экране

Учитель предлагает ученикам в парах поприветствовать друг друга так, как это делают жители Германии, Франции, Японии, России и д.т. (упражнение № 1 разминка "Мировое приветствие").
Ученики выполняют задания, предлагаемые учителем, получают положительные эмоции и хорошее настроение для дальнейшей работы, чувствую себя более свободно.
2 минуты
4. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.

Работа с понятием "толерантность" Презентация с упражнением "Четыре угла"
на общем экране

Презентация
на общем экране Учитель просит учеников вспомнить свой самый главный день - это День Рождение, затем отметить объединиться в группы согласно временам года и в группах обсудить и записать, почему родиться, например, летом очень хорошо.

Учитель акцентирует внимание на тему урока, резюмирует все выше проделанное и подводит учеников к понятию толерантность

Учитель предлагает ряд определений, понятий и ситуаций о толерантности, предлагает ученикам в группах (как они сели первоначально) вывести формулу толерантности

Выводит формулу толерантности.

Учитель предлагает ученикам 4 понятия "толерантности" и просит каждого выбрать понятие более близкое ему. Ученики объединяются в группы, обсуждают и выполняют задание и выслушивают мнения других групп. В результате приходят к выводу, что все времена года хороши по - своему.

Ученики анализируют свою проделанную работу.

Ученики работают с понятиями толерантности, в группах обсуждают выводят формулу толерантности.

Представитель каждой группы отчитывается о проделанной работе, ученики аргументируют свой выбор, выслушивают мнения других, саморефлексия своего выбора

Ученики определяются с понятием "толерантность" и объединяются, таким образом, в 4 группы.
Представитель каждой группы отчитывается, аргументируя свой выбор

5 минут

1 минута

7 минут

5 минут

3 минуты
5. Физкультминутка Учитель проводит физкультминутку Ученики выполняют упражнения 2 минуты
6. Исследовательская работа Презентация, "Декларация принципов толерантности" Учитель предлагает, используя все материалы урока, Декларацию, создать совместный плакат "Манифест мирного существования" Ученики работают в группах, предлагают на общем плакате пункты "Манифеста мирного существования", совместно с классом создают универсальный Манифест. 10 минут
7. Рефлексия Презентация
на общем экране Учитель предлагает ребятам ответить на вопросы слайда 16 и сделать вывод. Саморефлексия, обучающиеся по желанию высказываются. 3 минуты
8. Домашнее задание Составить кластер Толерантность для меня - это записывают домашнее задание 1 минута

 Список литературы
 1. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования. Учебное пособие – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 152 с.
 2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт гуманитарного исследования методом кейс-стади / под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: UFO-print, 2003. – 296 с.
 3. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003. – 240 с.
 4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. – М.: Академический Проект, 2004. – 176 с.
 5. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – М.: «Привет», 2004. – 358 с.
 6. Юраков А.В. Ресурсы межэтнической толерантности в башкортостане. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. – 28 с.
 www. wikipedia.org Толерантность.
 http://zerkalov.org.ua/node/3515 (познавательный ресурс для думающих и любознательных)

Конспект занятия.

Тема «Все мы разные, но все – таки, мы вместе» (Слайд 1)

Слайд 2 Разминка. Упражнение «Мировое приветствие».
Сейчас утро, мы только что пришли на учебу, а значит, не все друг друга поприветствовали, я сейчас предлагаю вам поздороваться друг с другом, но не традиционно, как мы привыкли, а без слов. В каждой стране есть свои, особенные способы приветствия, вот давайте и попробуем поздороваться их способами:

Разминка. Упражнение «мировое приветствие».
1. Россия — объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.
2. Китай — легкий поклон со скрещенными на груди руками.
3. Франция — рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
4. Индия — легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.
5. Япония — легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
6. Испания — поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.
7. Германия — простое рукопожатие и взгляд в глаза.
8. Малайзия — мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
9. Эскимосская традиция — потереться друг о друга носами.
Мы поприветствовали друг друга, а значит, настроились на хорошую и плодотворную работу.

Слайд 3. Следующее задание: Упражнение «Четыре угла»
Сейчас Вам необходимо вспомнить значимую дату Вашей жизни - день рождения. Четыре угла в этой комнате (классе, аудитории, помещении) представляют времена года: осень, зиму, весну и лето. Вам необходимо встать в тот угол, который соответствует Вашему дню рождения». После того, как участники разошлись по углам, ведущий просит их подобрать четыре аргумента (по количеству углов), обосновывающих привлекательность этого времени года для рождения («почему родиться весной, летом, осенью или зимой - это самое лучшее время года для человека»).
Затем участники в течение 5-10 минут придумывают и обсуждают аргументы в микрогруппах. После этого, ведущий выслушивает аргументы каждого угла.
Я скажу вам по секрету, что совсем скоро нам предстоит отправиться на Остров, а чтобы нам там было комфортно жить, надо собрать чемодан (Слайд 4)

Упражнение «Собираем чемодан». Вы работали вместе, поэтому и собирать чемодан будете вместе (как и работа по группам), но содержимое чемодана будет особым.
Туда мы "положим" то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. 5-6 качеств
Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил: (Слайд 5)
1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.
2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.
3. Положить в чемодан можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.
4. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.
Слайд 6: резюмируя все проделанное, посмотрев на чемодан, как вы думаете, для чего мы все это делали, о какой способности человека идет речь?
Что вы понимаете под толерантностью?
Слайд 7
Из сказанного вами и понятия на слайде можно вывести формулу толерантности
Слайд 8
На следующем этапе ведущий прикрепляет листы с заранее подготовленными определениями толерантности в соответствующих углах помещения. Участникам предлагается выбрать угол с соответствующим определением и аргументировать свой выбор, подобрав четыре аргумента в микрогруппах. Определения толерантности
А теперь обратите внимание, я держу 4 понятия толерантности, ваша задача выбрать то, какое вы считаете наиболее точным, правильным со своей точки зрения и определиться в группы. Ваша задача в течение 2 – 3 минут обсудить – почему вы выбрали именно это понятие. (Слайд 9)
1. «Толерантность - это гармония в многообразии».
2. «Толерантность - это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
3. «Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
4. «Толерантность - это способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение».
Слайд 10. А теперь путешествие на обещанный остров.
Работа в группах.
Деловая игра «Остров»
Цель игры: развивать творческое мышление, умение работать в нестандартных условиях дефицита времени и необходимости соорганизации в новых условиях, создавать условия для развития толерантности и личностной зрелости.
Задача игры: в результате обсуждения все представители « острова» должны выработать «Манифест мирного существования»
Игра «Остров»
ГРУППА 1:
Вы одно из старейших племен острова, на котором еще находятся соседи. Сам остров очень маленький и жизнь племен друг перед другом. Ваша религия требует, чтобы на закате солнца все племя выходило на берег и в полной тишине каждый смотрел на уходящее Солнце, которое считается вами главным божеством, и обращается к нему с молитвой, в которой высказывает свои пожелания. Считается, что чем больше установившаяся тишина, тем выше шансы на то, что молитва каждого дойдет до цели. Однако в последнее время у соседнего племени появилось новшество. Они тоже поклоняются Солнцу, но с недавнего времени стали на закате Солнца громко петь, бить барабаны, кричать, устраивать буйные танцы. Это мешает вашему племени сосредоточиться для общения с высшими силами. Вместе с тем, соседнее племя довольно сильное и есть вероятность, что не удается с помощью силы заставить их сохранять тишину и отказаться своего ритуала.
Другой проблемой для вашего племени является появление на острове группы миссионеров. Их немного, но они имеют хорошее вооружение. Миссионеры не вмешиваются в жизнь племени, но постоянно говорят о том, что Солнце не является божеством, что вера их предков неверна. Некоторые из соплеменников, посетившие лагерь миссионеров получили богатые подарки и после этого стали все чаще наведываться к ним. Иногда они даже пропускают ежевечернее обращение к солнцу, а кто-то видел. Что они молились вместе с чужеземцами. Таких пока немного, но молодежь уже начинает обращать на это внимание.
Обсудите сложившуюся ситуацию и назовите проблемы, которые есть на острове. Из названных проблем выделите 2 основные, с Вашей точки зрения. Готовы ли вы встретиться с представителями своих соседей! Назовите 3 предложения, которые Вы могли бы внести для урегулирования конфликта?
ГРУППА 2.
Вы находитесь на острове вместе с соседним племенем, от которого когда-то давно отделились ваши предки. У вас общая вера в божество Солнце. Но недавно вы изменили обряд, так как духи сообщили главному шаману, что при закате Солнца есть опасность, что оно останется в подземелье, если день разочарует его. Поэтому вы уверены, что Солнце должно видеть их веселье, чтобы оно вернулось утром следующего дня назад. Поэтому каждый вечер на закате солнца все члены вашего племени собираются, чтобы под звуки барабана и музыкальные мелодии спеть традиционный шумный гимн, обращенный к Солнцу. Чем громче будет исполнение гимна, тем больше вероятность, что Солнце вернется. Соседнее племя не раз обращалось к вам с просьбой соблюдать тишину в закатное время, но это противоречит вашим взглядам. Тем более, заставить вас они вряд ли смогут, так как армия у вас сильнее.
Однако существует другая проблема. Недавно на остров прибыли чужеземцы-миссионеры, которые не верят в то, что Солнце является Богом. Они говорят о другом Боге, которого нельзя увидеть и называют ваши обряды глупостью. Чужеземцы немногочисленны, но у них есть оружие для обороны, а также много полезных и красивых вещей, которыми они соблазняют некоторых членов вашего племени. В последнее время ряд соплеменников перестали приходить на традиционные танцы и предпочитают молиться в лагере у чужеземцев.
Обсудите сложившуюся ситуацию и назовите проблемы, которые есть на острове. Из названных проблем выделите 2 основные, с Вашей точки зрения. Готовы ли вы встретиться с представителями своих соседей! Назовите 3 предложения, которые Вы могли бы внести для урегулирования конфликта?
ГРУППА 3.
Вы прибыли на остров, где живут два племени, и поклоняются Солнцу и совершают каждый вечер собственные обряды – они шумно танцуют у костра, распевая под звуки барабана песни, а другие приходят на берег и молча смотрят на море, наблюдая закат. Вы пытаетесь объяснить им, что Бог не может быть связан с силами природы. Он является создателем всего и поэтому не может быть олицетворен только в лице Солнца. Вы помогаете аборигенам – даете пищу голодным, одежду неимущим, но в то же время стараетесь рассказать им об истинной вере, некоторые понимают вас и стали приходить, чтобы помолиться истинному единому Богу. Это радует, но беспокоит, что их соплеменники стали проявлять агрессивность. Они не могут открыто напасть, та как знают, что ваше оружие значительно лучше. Однако жит в такой обстановке с каждым днем становится все опаснее. Вместе с тем, жаль души хороших людей, которые без настоящей веры не смогут спастись.
Обсудите сложившуюся ситуацию и назовите проблемы, которые есть на острове. Из названных проблем выделите 2 основные, с Вашей точки зрения. Готовы ли вы встретиться с представителями своих соседей! Назовите 3 предложения, которые Вы могли бы внести для урегулирования конфликта?
ГРУППА 4.
Вы прибыли на остров в момент, когда обстановка там стала взрывоопасной. Сложилось несколько групп противоречий:
- на острове живут 2 племени, которые поклоняются Солнцу, но одним для этого необходима тишина, а другим – громкие песни и звуки барабана. Так как остров небольшой, то шум мешает первому племени сосредоточиться на молитве.
- не так давно на острове появилась группа цивилизованных людей – миссионеров, которые пропагандируют свою религию, пытаются обратить язычников в свою веру. При этом они используют свои возможности – кормят и одевают бедных, дают им красивые и полезные вещи. Некоторые члены племен стали отходить от традиций предков и обращаются в новую веру. Этот процесс вызывает отрицательную реакцию у их соплеменников. Поэтому аборигены (местные жители) относятся к миссионерам (пришельцам) подозрительно и настороженно.
В любой момент может вспыхнуть острый конфликт, который приведет к большим жертвам. Это будет трагедией для каждой стороны, так как по их религиозным представлениям человек, погибший от руки другого человека, не сможет сохранить свою душу. Вам предлагается выступить с инициативой соглашения между 3-мя сторонами. Для выяснения обстановки, вы можете отправить своих представителей в другие группы.
Обсудите сложившуюся ситуацию и назовите проблемы, которые есть на острове. Из названных проблем выделите 2 основные, с Вашей точки зрения. Готовы ли вы встретиться с представителями своих соседей! Назовите 3 предложения, которые Вы могли бы внести для урегулирования конфликта?
Результатом стал Манифест.
16 ноября 1995 года 185 государств мира приняли Декларацию принципов толерантности. Давайте прочитаем ее статьи и определим, соответствует ли наш Манифест Декларации. (слайд 15)
Как правило в конце таких уроков – тренингов мы должны провести рефлексию и высказаться по этим вопросам. (слайд 16)
Рефлексия:
Что понравилось?
Что нового вы узнали для себя?
Какие ресурсы вы обнаружили у себя?
Какие появились идеи?
Сложно ли было искать компромисс, не задевая при этом чувства и желания других людей?
Самоанализ. Черты толерантной личности.
Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

Колонка А Колонка В
1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10. Доброжелательность
11. Умение не осуждать других
12. Гуманизм
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность к сопереживанию

Литература.
1. Солдатова Т. У., Шайгерова Л. А., Жарова О. Д. «Жить в мире с собой и другими». Москва. «Генезис». 2001 г.
2. УкраинцеваА.Ю. Толерантность: противодействие дискриминации,
миротворчество, воспитание в духе терпимости. Гражданский форум www.vremya.ru
3. Фопель К. Толерантность и сплочение в группе. М:. Генезис, 2002.
4. http://dic.academic.ru
5. http://tolerantnost.narod.ru/practic.html
Категория: Обществоведение | Добавил: a-zA-Zа-яА-Я0-9_-kornilov
Просмотров: 753 | Загрузок: 168 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Юлия Вячеславовна, ваш материал не прошел техэкспертизу и не допущен к участию в конкурсе.
Техэксперт Шабанова Н.А.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]