Вторник, 22.01.2019, 14:31
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Обществоведение

Разработка урока по обществознанию "Семейное право"
[ Скачать с сервера (627.8 Kb) ] 05.02.2013, 16:10
Разработка
Урока по обществознанию в 9 классе
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Целеполагание
Цели:
Образовательная:
Изучение понятий и терминов по теме «Семейное право». Обучающиеся понимают значение понятий и терминов: семейное право, права и обязанности ребенка, права и обязанности родителей, Семейный кодекс, брачный договор, используют эти понятия и термины в ответе.
Развивающая:
Умение работать с текстом документов, анализ документа. Обучающиеся самостоятельно находят необходимые для усвоения темы статьи Семейного кодекса и применяют их при аргументировании ответа. Обучающиеся умеют представлять свою точку зрения и грамотно ее доказывать.
Воспитательная:
Воспитание элементарной правовой грамотности. Обучающиеся примеряют на себя ситуации, предлагаемые на уроке.
Компетенция: учебно-познавательная.
1. Нахождение и использование статей Разделов II, III, IV Семейного Кодекса РФ от 01.03.1996;
2.Применение знаний в нестандартной ситуации.
3.Творческая деятельность обучающихся.

Предполагаемый результат:
Знание основных понятий и терминов по теме: семейное право, права и обязанности ребенка, права и обязанности родителей, брачный договор, Семейный кодекс РФ, содержание СК РФ, изменения СК РФ 2011 года
Овладение навыками работы с первоисточниками: разделами Семейного кодекса.

Компетенция: коммуникативная

1.Владение устной речью при обсуждении заданий.
2. Владение письменной речью в процессе работы с документами.
3. Продуктивная коммуникация – работа в парах.
Предполагаемый результат
Овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе.

Тип урока: урок новых знаний.
Технология дифференцированного обучения.
Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа с документами; диалог; КОЗ, модуль контроля – тест трехуровневой сложности.
Приемы: подача темы и определение цели урока через игровую ситуацию, апелляция к жизненному опыту детей, создание проблемной ситуации, ролевой подход.
УМК
1.Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 8-9 класс. М., Просвещение, 2008.
2. Зинина С.А., Корнева Т.А., Шарова Т.В. Обществознание. Практикум по праву. М., Планета, 2010.
3. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РФ.//Серия: КОДЕКСЫ. ЗАКОНЫ. НОРМЫ
4.Электронная презентация урока.
План.
1. Актуализация знаний для изучения новой темы.4 мин.
2. Постановка целей урока. Высказывание гипотезы урока.3 мин.
3. Изучение новой темы. Опережающее задание. Диктант. 6 мин.
4. Изучение новой темы. Работа в группах по освоению темы: КОЗ- 8 мин., рефлексия КОЗ -10мин.
5. Тест на закрепление. 5 мин.
6. Рефлексия урока. 5 мин.
7. Домашнее задание.4мин.

Ход урока

1. Учитель: На предыдущих уроках мы с вами уже знакомились с понятием «право». Что вы об этом знаете?
Обучающиеся: Эвристическая беседа с использованием термина «право». Область деятельности; возможность осуществления своих желаний, закрепленных законом. Примеры: «Трудовое право».
Учитель: Я предлагаю вам два предложения, к ним задание: найти среди них понятия, которые имеют отношение к сегодняшней теме.
Задание №1.
1.В автомобилях японского и английского производства руль находится справа. Детей в автомобиле необходимо перевозить на заднем сиденье (права детей).
2.« Поэму писать ты не обязан, но стихи выучить к уроку должен!», - услышал напоследок напутствие родителей Рома (обязанности родителей).
Обучающиеся находят термины. Учитель предлагает определить для себя цели сегодняшнего урока.
2. Учитель: Для чего нужна отрасль «Семейное право»?
Обучающиеся: Для решения проблем в семье.
Учитель: Хотели бы вы, ребята, научиться решать семейные проблемы, которые могут возникнуть и в ваших семьях?
Обучающиеся: Конечно! – Определяется цель урока.
Учитель: Чтобы знать эту тему, мы должны понимать специальные термины(СЛАЙД ЦЕЛИ)
Высказывание гипотезы: отрасль «Семейного права» ущемляет права детей в семье.
Учитель: Так это или нет, мы узнаем после знакомства с Семейным кодексом.
3. Сообщение обучающегося с высоким уровнем учебных возможностей с краткой характеристикой структуры Семейного кодекса. Восемь разделов: Общие положения. Заключение и прекращение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Заключительные положения. Акцент на 2,3,4 разделы Семейного кодекса.
Учитель: Ребята! Заметили ли вы подтверждение гипотезы?
Обучающиеся предлагают свой вариант решения.
После чего проводится кодированный диктант на понимание: (вместо слова «да» пишут 1, вместо слова «нет» пишут 0). Первичная проверка достижения учебно-познавательной компетенции.
Диктант
1. Проблемы заключения брака, расторжения, признания брака недействительным – это положения СК 4-го раздела? 0
2. Брачный договор можно заключать и после заключения гражданского брака? 1
3. Несовершеннолетние дети имеют право на общение с родителями и другими родственниками? 1
4. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, не имеет права общаться с ребенком? 0
5. Если мать ребенка не достигла совершеннолетия, ей 16 лет, то она не имеет права воспитывать своего ребенка? 0

4. Учитель предлагает обучающимся попробовать свои силы в решении задач. Поскольку задания по сложности разные, то дети должны выбрать себе то, которое им под силу.
Ситуационное КОЗ. Задание № 2
Ситуационное КОЗ. Задание № 3
Ситуационное КОЗ. Задание № 4
Задания по объему и сложности имеют различные уровни. 2 –с высоким уровнем сложности, 3- средним уровнем сложности, 4 – низким уровнем сложности. Таким образом, их можно использовать в гетерогенном классе обучающихся с низкими, средними и высокими уровнями учебных возможностей. После выполнения КОЗ обязательно выступление с сообщением о результатах работы от каждой группы.
1. Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись при изучении темы.
2. Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?
3. Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?
Главный вопрос, который возвращает класс к целям урока: произошли ли какие-либо изменения в вас во время задания? Предполагается, что обучающиеся скажут, что они узнали определенные статьи, нашли их в документе и сопоставили с предлагаемой ситуацией. Узнали, как правильно поступать в такой ситуации.

5. Для закрепления предлагается тест (Часть А, Часть В, Часть С – в формате ЕГЭ). Предусмотрена самопроверка и взаимопроверка.
6. Для рефлексии урока можно предложить следующие вопросы:
1.Вы ставили цели урока для себя?
2.Удалось ли Вам их реализовать?
3. Каков главный результат для Вас лично при изучении темы
4.Чему Вы научились лучше?
5.Что не получилось и почему?
6.Опишите динамику Ваших чувств и настроений при изучении темы.
7. Подтвердилась ли гипотеза урока?
Для количественного измерения результатов урока нужно просчитать количество баллов за все задания.
Для обучающихся с высоким уровнем учебных возможностей:Задание1+Диктант+ КОЗ2+ Часть С теста=2балла+5 баллов+(20-15)баллов=(32-27)баллов – максимальная оценка.
32-27 баллов «отлично»,
26-20 баллов «хорошо»,
19-16 баллов «удовлетворительно»,
15-0 баллов «неудовлетворительно».
Для обучающихся со средним уровнем учебных возможностей:
27-20 баллов «отлично»,
19-13 баллов «хорошо»,
12- 9 баллов «удовлетворительно»,
8-0 баллов «неудовлетворительно».
Для обучающихся с низким уровнем учебных возможностей:
16-14 баллов «отлично»,
13-11 баллов «хорошо»,
10-8 баллов «удовлетворительно»,
7-0 баллов «неудовлетворительно».
Следует отметить, что оценка достижений «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» – условная, ее можно не демонстрировать перед обучающимися. Для детей достаточно просчитать абсолютные показатели в баллах.
7.После рефлексии, выставляются отметки, если это необходимо. Отмечаются учебные достижения тех обучающихся, которые активно работали, но в силу учебных возможностей не смогли набрать максимального количества баллов. Учитель делает переход на следующую тему: «Домашнее строительство», связь тем очевидна. Проблема определяется сразу: Вам хотелось бы узнать о том, как должна существовать семья?
Домашнее задание учитывает подготовку к экзамену по обществознанию. Тема «Семейное право» есть в экзаменационных билетах по обществознанию. Предлагается составить развернутый план-конспект по теме для подготовки к устному экзамену.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОЗ №2 ситуационное
Компетенция: учебно-познавательная
Аспект компетенции направлен на:
1. Нахождение и использование статей Раздела IV Семейного Кодекса РФ от 01.03.1996;
2.Применение знаний в нестандартной ситуации.
3.Творческая деятельность обучающихся.

Компетенция: коммуникативная.
1.Владение устной речью.
2. Владение письменной речью.
3. Продуктивная коммуникация – работа в группах.

Задачная формулировка
Ребенок в семье
Представьте, у Вас есть подруга, Дарья. Дарья живет в семье, состоящей из родителей и младшего брата. Отец работает менеджером в небольшой компании, средств, заработанных отцом, хватает на питание, оплату коммунальных услуг, обеспечение всех необходимых нужд семьи. Мать находится в отпуске по уходу за малышом, младшим братом Дарьи. Учится Дарья в обычной средней школе, особых успехов в учении не проявляет. Пятнадцатилетняя девушка предъявляет претензии своим родителям: «Я хочу учиться в престижной гимназии, которая находится в часе езды на автомобиле от дома, хочу посещать курсы английского языка, носить норковую шубу». На ответ родителей, что у них нет средств на это, она аргументирует Статьей 27 Конвенции о правах ребенка.
Источник информации
Конвенция о правах ребенка, Семейный Кодекс РФ, Раздел IV.(Приложение)

Задание
[выполняется в группах по 2 человека]
Найдите статьи Семейного кодекса, используя предложенные тексты правовых документов, которые помогут определить позицию девочки: права ли она? Соотнесите найденные статьи со статьей 27 Конвенции о правах ребенка. Сравните требования девочки с положениями закона. Выскажите свое согласие или несогласие с позицией девочки, аргументируйте свой ответ.
Бланк выполнения задания
1. Содержание 27 статьи Конвенции о правах ребенка.
2. Статьи Семейного кодекса, имеющих отношение к обозначенной ситуации.
3. Содержание статей Семейного кодекса, выбранных учеником.
4. Анализ статей применительно к задачной формулировке.
Инструмент проверки
Критерии оценки:
• Комментирование статьи 27 Конвенции о правах ребенка – 2б.
• Соответствие данных ситуации выбранным 4 статьям Семейного Кодекса (Ст. 54, 57, 60,63) – 4 б.
• Анализ статей и ситуации, выделение общих признаков – 4 б.
• Вывод о правоте суждений девочки:
• В соответствии с морально-этическими нормами 5 б.
• В соответствии с правовыми нормами – 5 б.
«отлично» 20- 15 б.
«хорошо» 14-11 б.
«удовлетворительно» 10- 7б.
«неудовлетворительно» 6-0 б.

Аналитическая шкала:

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка, признается право ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Эту задачу в соответствии с Конвенцией решают родители. 2балла.
Статья 54 Семейного кодекса гласит, что ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.-1балл
Девочка обращается к родителям со своими проблемами. 1балл
Статья 57 гласит о праве ребенка выражать свое мнение. 1балл
Девочка выражает свое мнение родителям.1балл
Статья 60 гласит, что ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей, но не имеет права собственности на имущество своих родителей. 1балл
Девочка получает определенное содержание от родителей, учится в школе. Ее права не нарушены. Запросы девочки превышают материальный статус родителей. 1балл
Статья 63 гласит, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей… Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми. 1 балл
Родители Дарьи воспитывают ее, обеспечивают содержание и образование в средней школе. Закона не нарушают. 1 балл
Таким образом, девочка права в том, что говорит родителям о своем желании получить лучшее образование. Если бы родители располагали средствами, то, вероятно, пошли бы навстречу дочери. Изыскивать дополнительные средства, продавая какое-либо имущество, - неправомерно, т.к. могут быть нарушены естественные права самих родителей и младшего брата Дарьи. Родители выполняют свои обязанности по отношению к дочери. Со стороны родителей нет нарушений закона в воспитании ребенка. 5 баллов
Абсолютно не права девочка с точки зрения морально-этической стороны. Родители дали ей жизнь, обеспечивают ее всем необходимым, но дочь этого не ценит, требует большего, чем располагают родители. Требование норковой шубы совершенно необоснованно, т.к. наличие шубы никак не влияет на качество воспитания и образования. 5баллов

Форма представления результатов

Письменная: структурирование информации в табличной форме.
Устная: вывод о правомерности требований девочки.

Ситуационное КОЗ №3
Компетенция: учебно-познавательная
Аспект компетенции направлен на:
1. Нахождение и использование статей Раздела III Семейного Кодекса РФ от 01.03.1996;
2.Применение знаний в нестандартной ситуации.
3.Творческая деятельность обучающихся.
Компетенция: коммуникативная.
1.Владение устной речью.
2. Владение письменной речью.
3. Продуктивная коммуникация – работа в группах.
Задачная формулировка
Имущество супругов
Супруги Михайловы несколько лет состоят в браке. Жена занимается удачно бизнесом. Муж безработный, получает пособие по безработице. Михайлова предложила мужу заключить брачный договор, закрепив в нем принцип раздельности имущества, нажитого в период брака. Что по этому поводу скажет юрист?
Информация
Раздел III, Семейный Кодекс РФ
Задание
[выполняется в группах по 2 человека]
Найдите статьи Семейного кодекса, используя предложенные тексты правовых документов, которые помогут определить позицию супругов. Сравните соответствующие статьи Семейного кодекса с обозначенной ситуацией. Выскажите свое мнение о взаимоотношениях супругов.
Бланк выполнения задания
5. Статьи Семейного кодекса, имеющих отношение к обозначенной ситуации.
6. Содержание статей Семейного кодекса, выбранных учеником.
7. Анализ статей применительно к задачной формулировке.
Инструмент проверки
Критерии оценки:
• Соответствие данных ситуации выбранным 3 статьям Семейного Кодекса (Ст. 39,41,42) – 3 б.
• Анализ статей и ситуации, выделение общих признаков – 3 б.
• Вывод о характере взаимоотношений супругов:
• В соответствии с морально-этическими нормами 3 б.
• В соответствии с правовыми нормами – 3 б.
«отлично» 12-11 б.
«хорошо» 10-9 б.
«удовлетворительно» 8-7 б.
«неудовлетворительно» 6-0 б.

Аналитическая шкала:

Статья 39 Семейного кодекса гласит, что доли имущества супругов признаются равными при отсутствии договора 1балл
Супруги в настоящий момент не имеют брачного договора. 1балл
Статья 41 гласит о том, что брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и во время брака. 1балл
Требование жены обосновано.1балл
Статья 42 гласит, что брачный договор заключается в отношении имущественных прав супругов, но не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов. 1балл
Супруги могут заключить договор о совместном имуществе в долевом отношении 1балл
Таким образом, супруга вправе потребовать брачного договора о долевой принадлежности имущества, но при добровольном желании супруга. 3 балла
С точки зрения морально-этической, отношения супругов не являются доверительными. Муж оказался в сложной житейской ситуации, жена использует эту ситуацию для достижения своей материальной выгоды. 3 балла
Форма представления результатов

Письменная: структурирование информации в табличной форме.
Устная: вывод о правомерности требований супруги.

Ситуационное КОЗ № 4
Компетенция: учебно-познавательная
Аспект компетенции направлен на:
1. Нахождение и использование статей Раздела II Семейного Кодекса РФ от 01.03.1996;
2.Применение знаний в нестандартной ситуации.
3.Творческая деятельность обучающихся.
Компетенция: коммуникативная.
1.Владение устной речью.
2. Владение письменной речью.
3. Продуктивная коммуникация – работа в группах.
Задачная формулировка
Расторжение брака
Иванов подал в суд заявление о расторжении брака с Ивановой, с которой он не поддерживал супружеских отношений. Проживал в другом месте. Судья, выяснив, что у Ивановых есть шестимесячный сын, отказал в иске Иванову.

Информация
Раздел II, Семейный Кодекс РФ
Задание
[выполняется в группах по 2 человека]
Найдите не менее 1статьи Семейного кодекса, используя предложенные тексты правовых документов, которые помогут определить позицию супругов. Сравните соответствующие статьи Семейного кодекса с обозначенной ситуацией. Выскажите свое мнение о взаимоотношениях супругов.
Бланк выполнения задания
8. Статьи Семейного кодекса, которые имеют отношение к обозначенной ситуации.
9. Содержание статей Семейного кодекса, выбранных учеником.
10. Анализ статей применительно к задачной формулировке.
Инструмент проверки
Критерии оценки:
• Соответствие данных ситуации выбранной статье Семейного Кодекса (Ст. 17) – 1 б.
• Анализ статьи и ситуации, выделение общих признаков – 1 б.
• Вывод о характере взаимоотношений супругов:
• В соответствии с морально-этическими нормами 1 б.
• В соответствии с правовыми нормами – 1 б.
«отлично» 4 б.
«хорошо» 3 б.
«удовлетворительно» 2 б.
«неудовлетворительно» 1-0 б.

Аналитическая шкала:

Статья 17 Семейного кодекса гласит, что в течение года после рождения ребенка, муж не имеет право без согласия жены возбуждать дело о разводе 1балл
В настоящий момент сын Ивановых не достиг возраста 1 года и
супруг не может подавать иск о расторжении брака. 1балл
Таким образом, судья поступила в соответствии с законом. С морально-этической точки зрения, супругу было бы лучше помогать жене в воспитании сына. Жена, которая оказалась одна с маленьким сыном, в данной ситуации испытывает серьезные трудности морального и материального характера.
Форма представления результатов

Письменная: структурирование информации в табличной форме.
Устная: вывод о правомерности требований супруга.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЧАСТЬ А
1. По общему правилу брачный возраст в РФ устанавливается в…
А) пятнадцать лет;
Б) шестнадцать лет;
В) восемнадцать лет;
Г) двадцать один год.

2. Брак, расторгаемый в судебном порядке, прекращается со дня
А) государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
Б) вступления решения суда в законную силу.

3.Относится ли к общему имуществу супругов полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие)?

А) да;
Б) нет;
В) да, если это предусмотрено брачным договором.

4.Ребенком по действующему семейному законодательству признается лицо, не достигшее возраста …

А) четырнадцати лет;
Б) шестнадцати лет;
В) восемнадцати лет;
Г) двадцати одного года.
5Может ли законный режим имущества супругов быть изменен брачным договором?
А) да;
Б) нет.
ЧАСТЬ В

1.Из предложенного ряда терминов исключите лишнее:
супруг, несовершеннолетний, преступник, опекун, родительские обязанности.
Аргументируйте свой выбор.

2.Вставьте недостающие слова:
Усыновление или …является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа … и попечительства.
1.Посредничество 2.Опека 3.Удочерение.

ЧАСТЬ С
С 7
Гражданин В., находясь в разводе со своей женой, платил алименты несовершеннолетней дочери. Через несколько лет, когда дочь стала совершеннолетней, закончила колледж и поступила на работу, он обратился за материальной помощью к дочери, но получил отказ. Дочь объяснила, что отец был в разводе с матерью, проживал отдельно и в ее воспитании не участвовал.
Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения правовых норм.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3(для диктанта)
1 2 3 4 5

ФИ_________________________________

Учебные стимулы.
1.Дифференцированные задания. 2. Авансирование оценки.
3. Словесная похвала.
УМК

1.Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 8-9 класс. М., Просвещение, 2008.
2. Зинина С.А., Корнева Т.А., Шарова Т.В. Обществознание. Практикум по праву. М., Планета, 2010.
3. Конституция РФ.//Серия: КОДЕКСЫ. ЗАКОНЫ. НОРМЫ
Категория: Обществоведение | Добавил: NataliaBaranova
Просмотров: 4548 | Загрузок: 428 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 3fonova  
Работа не прошла техническую экспертизу: неполный пакет документов и оформление не по форме.

2 NataliaBaranova  
Здравствуйте! Что Вы можете мне предложить в этой ситуации? Моя работа выходит из игры? Или можно что-то изменить?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]