Пятница, 18.01.2019, 21:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Обществоведение

конспект урока
[ · Скачать удаленно (73.17 kb) ] 16.01.2013, 20:10
Великороднова Анна Валерьевна – преподаватель обществознания высшей квалификационной категории
ГБОУ СПО ОКСЭИ (государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики»)
Дисциплина «Обществознание»
Тема: Человек в учебной и трудовой деятельности.
Тип урока: комбинированный

Аннотация.
Занятие предназначено для студентов 1 курса. Тема урока «Человек в учебной и трудовой деятельности». Данный урок является шестым (завершающим) в первом разделе «Природа человека. Врожденные и приобретенные качества». Мотивация изучения данной темы обеспечивается за счет применения технологии развития критического мышления, использования различных видов заданий, привлечения исторического материала. Приоритетная цель на уроке применение полученных знаний, отработка умений, решение творческих задач.
Представленный конспект урока предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, понимание необходимости самостоятельной постановки целей и выдвижение задач, определение способов их решения, так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира, не возможна активная гражданская позиция.
Описание использования технологии развития критического мышления
Технология развития критического мышления относится к группе интерактивных технологий.
Перед образованием сегодня стоит задача не просто формировать всесторонне развитую личность, а жизнеспособную, умеющую применить свои знания в быстроменяющихся социальных условиях. В связи с этим учитель перестал являться монопольным обладателем и транслятором знаний: существует множество учебников, пособий, справочного материала, появился интернет с огромным разнообразием информации. Поэтому важнейшей задачей преподавателя в новых условиях является активизация познавательной деятельности студентов и направление ее в нужное созидательное русло. Данная задача мной осуществляется посредством применения технологии развития критического мышления.
Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Технология развития критического мышления включает в себя три фазы:
1. Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
2. Осмысление содержания (получение новой информации)
3. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Урок по обществознанию на тему «Человек в учебной и трудовой деятельности» был разработан с использованием технологии развития критического мышления, которая использовалась для усиления более глубокого уяснения структурных элементов деятельности, особенностей учебной и трудовой деятельности.
На данном уроке технология развития критического мышления использовалась для более глубокого понимания деятельности человека, для определения важной человеческой способности – целепологания; а также для развития умения критически мыслить и делать выводы.
Для активизации познавательной деятельности студентов на уроке чередовались различные виды деятельности учащихся, такие как беседа с учителем, индивидуальное выполнение заданий, работа в группах и тестирование.
Основные методы обучения: репродуктивные, аналитические и частично-поисковые. Выбранные средства обучения способствуют более качественной и разнообразной проверке полученных знаний. Развивают интерес к окружающей действительности и явлениям общественного развития.
Домашнее задание ориентировано на дальнейшее развитие поисковых, аналитических и творческих способностей учащихся, на умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, направленное на саморазвитие и самообразование студентов.
Конспект урока по «Обществознанию» для студентов 1 курсов по теме «Человек в учебной и трудовой деятельности»
Цели урока:
Образовательная:
- определить деятельность как специфическую форму бытия человека, изучить условия, средства и результаты деятельности, выявить структуру деятельности, выяснить отличия активности от деятельности расширить и углубить понимание общества, более полнее осмыслить понятия «человек» и «личность», изучить известные классификации потребностей человека, связь мотивов и убеждений, выявить характер средств достижения целей, изучить конкретные виды деятельности.
Развивающая:
- развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, развивать логическое мышление и способность критически оценивать знания и ситуации.
Воспитательная:
- формировать способность брать на себя ответственность, воспитывать волю к сознательной трудовой деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: психология, социология, философия, биология.
Средства обучения: дидактический материал, наглядное пособие (таблица «Многообразие видов человеческой деятельности»), разноцветные жетоны для оценивания студентов.
Оформление доски:
- Название темы
- Таблица для рефлексии
- Цитаты
«Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне самому сделать это – и я пойму»
(китайская пословица)

Ход урока
1. Организационный момент
Дидактическая задача данного этапа заключается в подготовке студентов к работе на уроке

2. Актуализация знаний (повторение пройденного материала).
Дидактическая задача на данном этапе – это проверка домашнего задания.
Метод устного контроля (студенты отвечают на вопросы у доски).
Преподаватель определяет критерии оценки выступающих студентов. Дополнительные вопросы задает студент группы: каждому отвечающему по три вопроса. Студент, задающий вопросы оценивается преподавателем – отвечает на три вопроса (определения).
Ответ оценивается по следующим критериям:
1. Точность и правильность ответа.
2. Знание терминов.
3. Ответ на дополнительные вопросы.
Метод письменного контроля: индивидуальные задания по карточкам.
Студенты должны дать развернутый ответ на поставленные вопросы. Критерии оценки:
«отлично» - полный развернутый и правильный ответ, с высказыванием своей точки зрения и критической оценкой задания.
«хорошо» - ответ раскрывает суть вопроса, но не продемонстрирована самостоятельность мышления.
«удовлетворительно»- очень краткий ответ, не раскрывающий сути вопроса.
«неудовлетворительно» - нет ответа на поставленный вопрос.
Задания для проверки предыдущей темы «Межличностное общение и взаимодействие» в Приложении 1.
3. Целеполагание и мотивация
Дидактическая задача данного этапа заключается в формулировке цели урока совместно с обучающимися и обеспечении мотивации обучающихся через показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
Преподаватель: сегодня нам предстоит изучить важнейшую характеристику бытия человека. Давайте с Вами подумаем и вместе определим, что же отличает человека от всех остальных представителей биологического мира?
Студенты: (ответы бывают самые разнообразные в зависимости от уровня подготовленности студентов) внешность, характер, речь, умение что-то делать.
Преподаватель: совершенно верно. Многое из того, что Вы перечислили действительно характеризует человека. Но умение трудиться свойственно именно человеку. Таким образом, целью нашего занятия будет является?
Студенты: изучение деятельности.
Преподаватель: Совершенно верно. А из чего может складываться деятельность?
Студенты: из действий, целей, желаний.
Преподаватель: Хорошо. Вы все верно отметили. Мы изучим деятельность, ее структуру и разнообразные виды; а также мы с Вами продолжим совершенствовать умения высказывать свою точку зрения и критически оценивать имеющиеся знания и ситуации.
Очень важно совместно со студентами определить мотивацию изучения данной темы.
Преподаватель: А зачем мы с Вами будем изучать деятельность, ее структуру и виды? Для чего? (в большинстве случаев данный вопрос вызывает затруднения у студентов)
Студенты: чтобы понимать из чего состоит наша деятельность.

4. Усвоение новых знаний (объяснение нового материала)
Дидактическая задача определяет формирование у студентов конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.
Преподаватель: Теперь мы с Вами можем приступить к изучению темы и достижению целей, поставленных в начале учебного занятия. Давайте еще раз их вспомним.
Студенты: изучение деятельности, ее структуры и ее видов.
Преподаватель: новый материал достаточно сложен и теоретизирован, поэтому формой нашей сегодняшней работы будет лекция с элементами беседы. Также я Вам напоминаю, что за совершенную деятельность на уроке Вы также получаете оценки. За полный развернутый ответ и выступление – красный жетон, за дополнение – зеленый жетон. Красный жетон – это оценка «отлично», а 2 зеленых жетона «хорошо», три зеленых – «отлично».
Использование мною таких жетонов способствует активизации деятельности на уроке, и дополнительно мотивирует студентов к учебно-познавательной деятельности.
Преподаватель: запишем план нашей лекции:
1. Понятие и структура деятельности
2. Специфика учебной и трудовой деятельности
Преподаватель: Всем живым существам, в том числе человеку, свойственна активность, которая проявляется в совершении различных действий и движений.
Давайте выявим проявления активности у всего живого.
Студенты: человек идет, птица летит.
Преподаватель: верно, давайте зафиксируем это в виде таблицы.
Отличия активности человека от животных
Характеристика животных Характеристика человека
Животным свойственно приспособление к окружающей среде Человек не только приспосабливается, но и преобразует окружающую среду
Животным свойственно целесообразное поведение Человеку свойственно не только целесообразное поведение, но и способность к целеполаганию

Преподаватель: какой вывод мы можем сделать на основании данных таблицы?
Студенты: цель может ставить только человек (в некоторых группах высказываются мнения, что животным и насекомым тоже свойственна деятельность – например, птицы вьют гнезда).
Преподаватель: Важно понять, что деятельность свойственна только для людей. Поведением животных управляет биологическая программа, а поведением человека исторически сложившаяся социальная программа.
Особо следует подчеркнуть, что более широкое понятие – это активность, а человеческая деятельность – это проявление активности, то есть одна из ее форм.
Преподаватель: Скажите, а какое из понятий шире деятельность или активность?
Студенты: Деятельность, активность (большинство студентов группы, как правило, склоняются к мнению, что это активность).
Преподаватель: а теперь попробуйте сформулировать определение понятия деятельность.
Студенты: это действия, которые совершает только человек.
Преподаватель: Верно. Деятельность – это форма активности свойственная только людям и направленная на преобразование окружающей среды. Активность человека связана с волей и сознанием и управляется целью.
В деятельности присутствуют субъект и объект.
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
Объект – это то, на что направлена деятельность.
Преподаватель: подумайте и субъект и объект деятельности на примере: строительство дома, чтение книги, процесс обучения, добыча полезных ископаемых, моделирование компьютерных сетей. Это задание для всех студентов – результаты своей деятельности они фиксируют в тетради и через 1-2 минуты по желанию их озвучивают.
Преподаватель: развитие общества является результатом преобразовательной деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности. И теперь нам предстоит выяснить структуру деятельности. Что подразумевает под собой структура?
Студенты: это из чего состоит деятельность, элементы.
Структура деятельности, характеристика ее элементов
Структура деятельности.
Потребность – это нужда человека в чем-либо.
Пирамида потребностей по А. Маслоу:
Духовные
Престижные
Социальные
Экзистенциальные
Физиологические

Где физиологические потребности – это нужда в дыхании, питании, тепловом обмене, продолжении рода; экзистенциальные – потребность в безопасном существовании; социальные в общении; престижные – в карьерном росте, в общественном признании, в самореализации; духовные – в самовыражении, в знаниях.
У человека физиологические потребности социально «окрашены». У большинства людей социальные потребности преобладают над духовными.
При изучении пирамиды потребностей по А. Маслоу важно обратить внимание на следующий момент: заполняется пирамида с нижнего яруса.
Преподаватель: Почему мы с Вами заполняем пирамиду с нижнего яруса?
Студенты: нижние потребности важнее, они есть у всех (иногда правильного ответа может и не последовать).
Преподаватель: два нижних яруса потребностей есть у всех живых существ и являются врожденными, остальные три – являются приобретенными и свойственны только людям.
Преподаватель: Следующим элементом деятельности является мотив. А что это такое? Мы неоднократно встречаемся с данным понятием.
Студенты: это значит – зачем я это делаю.
Преподаватель: Верно. Мотив – это побуждение к действию, связанное с удовлетворением потребностей.
Для более полного формирования представлений о мотивах человеческой деятельности студентам предлагается следующее задание.
Преподаватель: теперь мы с Вами как обычно перейдем к групповой работе, и каждая группа получит свое задание с вопрос, на который вам предстоит дать ответ через 5 минут.
Работа в группах мной используется регулярно, поэтому студенты предварительно разделены на группы (по рядам) по уровню усвоения материала. Важно отметить, что задания для третьей группы предназначено для студентов с более слабой подготовкой (тем самым проявляется дифференцированный подход к обучению студентов).
Задания содержатся в Приложении 2.
Далее звучат ответы представителей подгрупп. Все остальные студенты слушают и дополняют (каждый ответ и дополнение – это дополнительные балы в виде разноцветных жетонов).
Преподаватель: Важную роль в формировании мотивов играют убеждения. Что это такое?
Студенты: это значит быть в чем-то уверенным.
Преподаватель: Убеждения – это жизненная позиция человека, его принципы, цели и взгляды на мир, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.
Преподаватель: всегда ли наши цели достижимы? И почему?
Студенты: нет. Неверные средства, трудности на пути выполнения цели.
Причины нереализованности целей:
1. Выдвижение заведомо недостижимой цели;
2. Недостаточный учет внешних факторов;
3. Неправильный выбор средств направленных на достижение целей.
Средства достижения целей – это совокупность действий, направленных на достижение цели. Конкретные способы выполнения действий называются операциями.
Результат – это конечный итог деятельности.
Далее мы переходим к изучению второго вопроса плана
2. Трудовая деятельность человека
Преподаватель: Из курса истории мы знаем, какую роль играл труд в становлении и историческом развитии человека и общества. Какую же роль играет труд в жизни современного человека, в формировании его личности?
Студенты: как и кем мы работает – так и мы живем.
Преподаватель: Совершенно верно. Труд определяет и формирует нашу жизнь. Теперь давайте выявим специфику трудовой деятельности. В рамках первого вопроса мы с вами выяснили структуру деятельности. Какие виды деятельности можете сформулировать Вы сами?
Студенты: учебная, трудовая.
Преподаватель: Совершенно верно, но виды деятельности не ограничиваются названием нашей темы. Существует несколько классификаций видов деятельности.
Виды деятельности.
1. а). игра
б). общение;
в). учение;
г). труд.
2. а). созидательная;
б). разрушительная.
Преподаватель: Скажите, когда Вы осуществляете какую-либо деятельность, задумываетесь ли Вы о цели, о своих мотивах, о результате?
Студенты: Конечно.
Преподаватель: То есть наша деятельность осознанна и вы четко понимаете цель своей деятельности. Бесцельные занятия чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд - вкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд - символ бессмысленной работы.
Высшей формой деятельности является труд. Труд – это деятельность человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.
Трудовая деятельность — явление многогранное, которое изучают многие науки.
Преподаватель: какие науки изучают труд?
Студенты: экономика.
Преподаватель: верно, но не только.
Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами.
Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. Ученые-правоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда.
Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации.
Преподаватель: Скажите, а чем же трудовая деятельность отличается от учебной?
Студенты: учебная - мы учимся, а трудовая – применяем.
Преподаватель: верно. Труд - создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры.
Характеристики трудовой деятельности:
- профессионализм - набор соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках.
- материально-техническими условиями труда (средства труда, предмет труда, технология, производительность труда).
- предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
- дисциплина – подчиненность правилам организации.
- используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.
- производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;
- уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).
Преподаватель: Подумайте и скажите, как меняется положение работника на производстве в связи с применением и внедрением результатов НТР?
Студенты: везде используют компьютеры, легче работать; сокращается число рабочих.
Преподаватель: Верно. Научно-технический прогресс радикально меняет положение человека и он выступает в роли контролера, наладчика, регулировщика; расширяются виды труда, связанные с выполнением контрольно-управленческих и логических функций все более высокого уровня, с принятием ответственных решений.
Существенно меняется соотношение между физическим и умственным трудом, физическими и интеллектуальными способностями. Если прежде рабочий реализовывал в процессе труда преимущественно физические способности (выносливость, мускульную силу, профессиональную натренированность), то создание машин, выполняющих логические операции, математические расчеты и т. д., выдвигает на первый план такие человеческие способности, как умение анализировать обстановку, сопоставлять данные, ставить цели и т. п. Четкую границу между умственным и физическим трудом установить трудно. Ремонт компьютера связан и с ручным (физическим), и с умственным трудом. А можно ли разделить два вида труда, например, в деятельности хирурга?
Студенты: нет.
Преподаватель: а требует ли использование достижений НТР каких-то дополнительных качеств от работников?
Студенты: Да. Он должен быть образованным, ответственным.
Преподаватель: Верно. НТР влечет за собой усиление умственных функций труда. При этом возрастает творческое начало — способность оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения. Новейшие техника и технология стимулируют развитие способностей человека и в то же время предъявляют высокие требования к личности работника (следствием ошибки рабочего-станочника могла стать одна испорченная деталь. Ошибки оператора автоматической линии влекут за собой сотни бракованных деталей. Ошибки оператора АЭС или ошибки пилота авиалайнера могут обернуться тягчайшими последствиями. Казалось бы, работа сводится к слежению за приборами и нажатию кнопок, на деле же усиливаются эмоциональное напряжение, психические нагрузки, возрастает роль таких моральных качеств личности, как чувство ответственности, самодисциплина, самоконтроль).
Преподаватель: Вы обучаетесь по технической специальности. Знания в области информационных технологий обновляются каждый год. И к моменту окончания Вами колледжа появится много новых программ и устройств, которые Вы даже не изучали. Поэтому в своей трудовой деятельности Вам предстоит..?
Студенты: учиться, постоянно и самостоятельно.
Преподаватель: Верно. Рост информационного компонента в трудовой деятельности требует от работника непрерывно в течение своей трудовой жизни обновлять и пополнять свои знания.
5. Закрепление нового материала
Дидактическая задача заключается в организации деятельности студентов по применению новых знаний.
Преподаватель: В готовом виде природа дает нам лишь очень немногое, без труда нельзя собрать даже дикорастующие плоды и ягоды; без значительных усилий невозможно взять у природы уголь, нефть, газ, древесину. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной переработке. Таким образом, производство предстает как процесс активного преобразования людьми природы (природных материалов) с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.
Преподаватель: Давайте вернемся к началу нашего занятия. Какую цель мы ставили перед собой, достигли ли мы этой цели. Что нам удалось и чего не удалось добиться?
Студенты: мы ставили цель изучить деятельность, ее структуру, определить потребности человека, выделить причины недостижимости целей, определить особенности трудовой деятельности человека.
Преподаватель: достигли ли мы озвученные цели?
Студенты: Да.
Преподаватель: А зачем мы с вами изучали деятельность человека? И пригодятся ли Вам полученные знания впоследствии?
Студенты: да пригодятся. Потому что вся наша деятельность имеет такую же структуру, и следует ставить четкие цели, чтобы их достичь.
Преподаватель: Давайте посмотрим на нашу лекцию и выделим основные понятия.
Студенты: активность, потребность, цель деятельность, мотив, убеждения, средства, результат, труд, производительность труда, предмет труда.
6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности освоения нового материала.
Для реализации данного этапа используется репродуктивный метод (фронтальный опрос и тестирование). Приложение 3.

7. Подведение итогов
Дидактическая задача – дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении.
На данном этапе мы со студентами обсуждаем и оцениваем результаты самостоятельной работы (рефлексия в форме заполнения таблицы) - выставление оценок.
Бланки для проведения рефлексии приведены в Приложении 4.
Оценки выставляются в соответствии с личным вкладом в изучение нового материала: подсчитывается количество разноцветных жетонов. Объявляются оценки.
8. Домашнее задание
Домашнее задание направлено на более глубокое осмысление понятий и категорий, изученных на уроке.
Преподаватель: наше домашнее задание – это конспект лекции, а также самостоятельная творческая работа в виде сочинения – размышления на тему «Каким должен быть характер средств, направленных на достижение цели?»
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.

Перечень литературы:
1. Двигалева А.А. Обществознание. – Спб.: «Виктория плюс», 2005. – 496 с.
2. Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 416 с.
3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа; 2004. - 480 с.
4. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 192с.
5. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2-х ч. / Боголюбов Л.Н. – М.: Просвещение, 2000.
6. Обществознание : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень / (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2008. — 415 с.
7. Обществознание. Пурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: проф. Уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. – М.: «Просвещение», 2011. – 239 с.


Приложение 1
Домашнее задание по теме «Межличностное общение и взаимодействие».
Перечень вопросов для устных ответов:
1. Понятие общение. Две стороны взаимодействия.
2. Стратегия взаимодействия в процессе общения.
3. Общение в юношеском возрасте.
Перечень заданий для письменного контроля.
Тема: Межличностное общение и взаимодействие
Карточка № 1
1. Предложите несколько советов, которые помогут организовать интерактивное общение для группы, в которую входят:
— сверхобщительная девушка, которая терпеть не может разговоры о здоровье;
— застенчивый, ригидный спортсмен, у которого недавно была тяжелая травма;
— опытный массажист, но при этом доминантный собеседник;
— интроверт, плохо владеющий русским языком специалист по восточной медицине, которому непременно нужна практика.

Тема: Межличностное общение и взаимодействие
Карточка № 2
1. Проанализируйте с точки зрения интерактивной стороны общения следующую ситуацию, описанную А. П. Чеховым в рассказе «Тоска». Определите, какие факторы мешали, а какие способствовали общению. Имело ли место взаимодействие? Ответ аргументируйте?
У извозчика Ионы Потапова умер сын. Весь он полон своим горем, а поговорить не с кем, разве что седокам рассказать о нем... Интереса у седоков то, что хочет им поведать Иона, не вызывает. Так проходит целый день. «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улиц: не найдется ли среди этих тысяч людей хоть один, который бы его выслушал?» Не находится. И поздней ночью, встав поглядеть лошадь, старик заговаривает с ней:
«— Так-то, брат, кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей все...»

Тема: Межличностное общение и взаимодействие
Карточка № 3
Представьте, что ваш дом занесло снегом. Все выходные ни с кем не удастся пообщаться, и помощь придет не раньше понедельника. Вы один, и никаких запланированных заранее дел у вас нет. Представьте, каким образом эти дни можно провести с пользой. У вас нет ни телевизора, ни радио, ни телефона, но есть достаточное количество еды, книг, бумага и ручка, все бытовые удобства.
Составьте план своего время препровождения. Какое место в нем будет отведено взаимодействию? Кто или что может рассматриваться как партнер по взаимодействию в данном случае?

Тема: Межличностное общение и взаимодействие
Карточка № 5
1) Чем опасна конкуренция в общении? Приведите примеры.
2) Какие качества человека способствуют взаимодействию в общении, а какие препятствуют?

Тема: Межличностное общение и взаимодействие
Карточка № 6
1) Охарактеризуйте понятия инроверт и экстраверт.
2) В чем состоят особенности общения в юношеском возрасте?

Тема: Межличностное общение и взаимодействие
Карточка № 4
Прочитайте отрывок из книги А. Батаршева.
Взаимодействие в совместной деятельности
При рассмотрении общения с точки зрения взаимодействия людей всегда необходимо иметь в виду цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности людей. Результат такого общения — изменение поведения и деятельности других людей. Общение здесь выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Такая совместная деятельность протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения. На этой основе регламентируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной деятельности.
Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.
Вопросы и задания:
1) Что, по мнению автора, является целью общения как интерактивного взаимодействия?
2) Какое определение межличностного взаимодействия дает автор?
3) Как следует понимать выражение «Такая совместная деятельность протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения»?
4) Что общего у общения как обмена информацией и как у взаимодействия?

Приложение 2
Задание для первой группы
Однажды известный писатель отправил своего сына в лавку за бумагой. Мальчик протянул лавочнику деньги и попросил дать ему самой лучшей бумаги. Лавочник удивился:
- Зачем тебе такая хорошая бумага?
- Это для моего отца! Он – писатель, и начинает новый роман!
- Так ты – сын того самого известного писателя, что живет теперь неподалеку от нас? Его произведения гениальны! Мальчик, не нужно денег, для меня большая честь подарить твоему отцу самую лучшую бумагу!
Мальчик отнес бумагу отцу и побежал к своим друзьям – рассказать о том, что произошло. Но никто не верил, что лавочник отдал ему бумагу без денег.
- Я докажу вам, что это правда! Идем со мной! – и они отправились в лавку.
Мальчик вбежал в лавку вместе с друзьями и выпалил с порога:
- Дайте мне самой лучшей бумаги!
Лавочник посмотрел на них с подозрением и спросил:
- А зачем тебе нужна такая хорошая бумага?
Что было говорить? Ведь на этот раз отец не посылал его за бумагой! Пришлось что-то придумывать.
- Ну… я… буду мастерить кораблики!
Лавочник тепло улыбнулся:
- Эта бумага предназначена для глубоких мыслей и великих слов. Я не могу дать ее тебе – ты все равно не знаешь, что с ней делать.
Когда мы делаем что-то для Бога – вся Вселенная помогает нам, участвуя в великом Творении.
Вопрос: определите мотивацию всех участников истории.

Задание для второй группы
Как-то к великому мудрецу пришли два брата и попросили принять их в обучение. Но старик мог взять к себе только одного ученика, и решил он испытать юношей, взяв их в услужение. Кто лучше проявит себя, тот и останется.
И дал старец братьям по заданию, к которым оба приступили с величайшим рвением.
Через некоторое время мудрец подошёл к братьям и попросил принести воды в дом. Один брат тут же сорвался с места, другой же остался и продолжил выполнять первое задание.
Когда брат принёс воды и хотел было продолжить выполнение задания, старик попросил обоих братьев починить крышу. Первый юноша поставил вёдра с принесённой водой и полез на крышу, второй продолжал свою работу.
Через некоторое время хитрый старик попросил братьев починить забор. Юноша спустился с крыши и поплёлся к забору.
Старик опять начал жаловаться на крышу, первый брат без сил опустился на землю, а второй, закончив работу, забрался на крышу и починил её.
Старик довольно улыбнулся и оставил второго брата. На вопрос «почему?» он ответил:
— Ты умеешь следовать своей цели и выбирать главное на своём пути, а брат твой в желании услужить разбрасывается по пустякам, не в силах грамотно распределить своё время и силы.
Вопрос: какими мотивами руководствовались герои истории?

Задание для третьей группы
Три человека возили в тележках камни.
У одного из них спросили:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
— Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму. Он ответил:
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
— Я строю храм!
Вопрос: Охарактеризуйте мотивы каждого человека.

Приложение 3
Вопросы для фронтального опроса:
1) Какие аспекты труда изучает социология?
2) Какова структура деятельности?
3) Почему в современных условиях меняются требования к человеческому фактору производства?
4) В чем отличия активности человека и животных?
5) Какие потребности мы относим к врожденным, а какие к приобретенным?
6) Что такое мотив?
7) Чем отличаются друг от друга предмет и средства труда?
8) Чем отличается активность от деятельности?

Тестирование по теме: «Человек в учебной и трудовой деятельности»
Вариант 1

1. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойственен... характер»?
а) инстинктивный;
б) орудийный:
в) совместный;
г) преобразовательный
2. Верны ли суждения?
А. Орудийная деятельность присуща только человеку.
Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.
а) верно только А;
б) верно А и Б;
в) верно только Б;
г) оба неверны.
3. Количество продукции, произведенной за единицу времени, характеризует:
а) затраты труда;
б) индивидуализацию труда;
в) производительность труда;
г) разделение труда.
4. Труд как целесообразная деятельность человека начался:
а) с занятий охотой;
б) изготовления орудий труда;
в) земледелия:
г) овладения огнем.

Тестирование по теме: «Человек в учебной и трудовой деятельности»
Вариант 2

1. Человек преобразует окружающий мир с помощью:
а) деятельности;
б) общения;
в) религиозных обрядов;
г) фантазии.
2. Ученик для учителя является:
а) субъектом деятельности;
б) объектом деятельности;
в) конкурентом;
г) коллегой.
3. Разделение труда приводит:
а) к росту цен;
б) повышению производительности груда;
в) уменьшению экономической взаимозависимости;
д) увеличению дифференциации доходов
4. Каким термином можно определить общую черту деятельно¬сти художника, писателя, изобретателя, учителя?
а) познание;
б)творчество;
в) преподавание;
г) изображение.

Приложение 4
_____________________________________________
(Ф.И.О. студента, группа)
Урок № ______

1. Оцените степень понимания и восприятия материала, пройденного на уроке



0 1 2 3 4
0 - Лекция непонятна
1 - Усвоен минимум
2 - Усвоена половина
3 – усвоено 75 % знаний
4 - Лекция понятна
2. Что помешало разобраться в учебном материале: степень его сложности, большой объем, отсутствие наглядности (примеров), стиль изложения материала преподавателем, отвлекающие моменты (назвать___________________
___________________________________________________), другое (назвать _________________________________________________________________).

3. Какие вопросы темы или задания вызвали особые затруднения___________
__________________________________________________________________.
Категория: Обществоведение | Добавил: nyrochka56
Просмотров: 7700 | Загрузок: 323 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 3fonova  
Работа не прошла техническую экспертизу и не допущена  к конкурсу: неполный пакет документов, оформление не по форме.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]