Воскресенье, 11.12.2016, 03:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Зима в изображении русских поэтов XIX века
[ Скачать с сервера (220.7Kb) ] 05.02.2013, 20:30
Урок литературы , 6 класс

Тема: Зима в изображении русских поэтов XIX века.
Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, сравнительного анализа стихотворений.
Задачи:
1. Формировать навыки аналитического, ассоциативного, образного мышления, сопоставления.
2. Закрепить знания литературоведческой терминологии
Формировать интерес к поэзии, к творчеству русских поэтов XIX века.
Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе, чувство патриотизма
Закреплять у учащихся навыки планирования и оценки своей деятельности, умения работы в группе.
Форма урока: урок — исследование
Оборудование: тексты стихотворений, проектор для просмотра слайдовой презентации, карточки - задания для работы в группах, снежинки, запись музыки Г. Свиридова «Метель»

Ход урока
I. Организация класса. Настрой на предстоящую работу.
Перед началом урока демонстрируются слайдовые презентации, подготовленные учащимися к стихотворениям русских поэтов XIX века, звучит музыка Г. Свиридова «Метель»
II. Введение в тему. Актуализация знаний учащихся.
Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке литературы?
 А почему я ещё раз сегодня показываю ваши презентации?
 Да, действительно, мы будем продолжать разговор о стихотворениях русских поэтов XIX века.
 Какова тема их стихотворений, изученных нами в этом году?
Значит мы будем продолжать наш разговор об изображении природы в творчестве русских поэтов. Но я предлагаю вам немножко сузить тему, потому что эта тема очень широкая.
Узнали ли вы музыку, которая звучит у нас сегодня на уроке.?
Да, это замечательное произведение Г. Свиридова «Метель»
Так сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
«Зима в изображении русских поэтов XIX века.»

2. Мы говорим слово «Зима» и в нашем сознании сразу возникает образ этого времени года Так? А с какими словами вы этот образ связываете? Я вам предлагаю взять снежинки, сделанные к этому уроку и на их лучиках написать слова, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «зима».
( Учащиеся записывают ассоциативный ряд)
А теперь поработайте в парах, сравните свои ассоциативные ряды, дополните при желании словами товарища., затем объединитесь в группы по 4 человека и составьте общий ассоциативный ряд.
Что у вас получилось?
Каждая группа зачитывает свои ряды слов . Похожи ваши записи? Да, похожи, но не совсем одинаковы. А можно предложить такой ассоциативный ряд: холод, ранние сумерки, длинные вечера, заунывный вой метели, одиночество.
А от чего этого зависит? Верно, от настроения, мироощущения человека.
У нас получились разные надписи на снежинках. Значит, мы воспринимаем зиму по-разному. А как поэты? Их восприятие зимы тоже отличается? Похожи их стихотворения о зиме или они разные? В чём сходство? В чём различие?
1. Организация исследовательской работы
1. Возьмём 4 стихотворения разных авторов. Послушайте их.
2. (Чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися)
3. Сформулируйте цель нашей работы над стихотворениями: Сравнение стихотворений русских поэтов о зиме.
Что значит сравнить? На что мы должны обратить внимание? Какие задачи поставим для себя?
1. Найти изобразительно-выразительные средства языка, которые используют поэты при описании зимы
2. Определить, влияют ли размеры стиха и способы рифмовки на общее настроение стихотворения
3. Выяснить сходства и различия в описании зимы у разных поэтов
4. Повторение теоретических сведений:
1) Соотнесите понятия:

пп Средство художественной выразительности № пп Определение ИВС
1 эпитет 1 Скрытое сравнение
2 сравнение 2 Наделение неодушевлённых предметов свойствами одушевлённых
3 метафора 3 Перенесение свойства одного предмета на другой предмет с целью его художественного описания
4 олицетворение 4 Яркое, эмоциональное, образное определение
5 антитеза 5 Противопоставление
Проверьте и оцените свою работу:
1 — 4, 2 — 3, 3 — 1, 4 — 2, 5 — 5
2) Соотнесите понятия:
№ пп Размер стиха № пп Определение размера стиха
1 Ямб 1 Трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге ( _ _ _ )

2 Хорей 2 Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге ( _ _ )

3 Дактиль 3 Трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге ( _ _ _ )

4 Амфибрахий 4 Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге ( _ _ _ )

5 Анапест 5 Двусложный размер стиха с ударением на первом слоге ( _ _ )

Проверьте и оцените свою работу:
1 — 2, 2 — 5, 3 — 1, 4 - 4, 5 — 3;
3)Определите способ рифмовки:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
Это никогда не надоест –
Листьев неумолчное плесканье,
Мреющих, бессмертных звезд блистанье,
Иль, как раньше говорили, звезд.
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет,-
Бледная тень набегает и тает…
4. Мы будем сравнивать стихотворения. А можем ли мы выдвинуть гипотезу? К чему мы должны прийти в конце нашего исследования? Мы выберем лучшее стихотворение?
Нет. Каждое стихотворение по-своему прекрасно. Наверное, так можно и сформулировать нашу гипотезу: Доказать, что каждое стихотворение — это неповторимый образец поэзии.
5Исследовательская работа в группах.
1)Учащиеся делятся на 6 групп по 4 человека. Каждый ученик получает для анализа одно из четырёх стихотворений. Вся группа получает одно задание, у каждой группы своё задание. Дети работают в группе в течение 5 минут
1 группа: Найти в стихотворении изобразительно-выразительные средства языка, заполнить таблицу:
Изобразительно-выразительные средства языка Примеры
Эпитеты
Метафоры
Сравнения
Олицетворения

2 группа: Какие краски или звуки использует поэт? Как вы считаете, картину, нарисованную поэтом мы можем «увидеть» или « услышать? Выпишите слова, подтверждающие ваш ответ.
3 группа: Определите размер стиха и способ рифмовки. Влияют ли они на общее настроение стихотворения?
4 группа: Какой изображает поэт зиму? Она добрая, злая, волшебная или …...?
5 группа: Определите общее настроение стихотворения. Оно печальное, радостное, торжественное, похожее на народную сказку или ещё какая-то?
6 группа: Считается, что в каждом стихотворении есть антитеза. Есть ли антитеза в этом стихотворении, Если есть, то что чему противопоставлено?
2) Учащиеся делятся на 4 группы в зависимости от анализируемого стихотворения. Выслушивают результаты работы каждого по своему заданию и заполняют общую таблицу: 10 мин.
Название стихотворения
Художественные средства языка
Чего больше красок или звуков?
Размер стиха и способ рифмовки
Какая зима?
Что чему противопоставляется?
Общее настроение стихотворения

3) Учащиеся возвращаются в первоначальные группы, выслушивают результаты работы в группах. Выделяют сходства и различия в изображении зимы, в общем настроении стихотворения. Заполняют таблицу. Делают выводы. - 10 мин.

А.С. Пушкин П. Вяземский Ф.И. Тютчев Н.А. Некрасов
Какая зима?
Худож. средства
Размер и рифма
Звуки и краски
Общее настроение
Антитеза
IV. Подведение итогов исследования.
1 Заслушивание представителей групп.
2. Возвращение к целям , задачам и гипотезе исследования
V. Итог урока. Рефлексия.
1. Есть очень хорошие слова, сказанные художником А.А. Пластовым. Закончите его высказывание:
Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, - на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, человечеству всему.
Вот для этого и существует ......... и …...... .

2. Проанализируйте и оцените свою работу на уроке. ( выслушивается мнение детей)

VI. Задание на дом: Написать сочинение на тему «Зима»
Написать стихотворение о зиме
Выразить свои впечатления о зиме в красках
(Задание выполняется одно по выбору учащихся)



Приложение
Стихотворения, предложенные для исследовательской работы

Ф.И. Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде
Н.А. Некрасов
На празднике зимы красуется земля
И нас приветствует живительной улыбкой.
Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой;
Там, темный изумруд посыпав серебром,
На мрачной сосне он разрисовал узоры.
Рассеялись пары, и засверкали горы,
И солнца шар вспылал на своде голубом.
Волшебницей зимой весь мир преобразован;
Цепями льдистыми покорный пруд окован
И синим зеркалом сравнялся в берегах.
Забавы ожили; пренебрегая страх,
Сбежались смельчаки с брегов толпой игривой
И, празднуя зимы ожиданный возврат,
По льду свистящему кружатся и скользят.
. П. Вяземский
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
А.С. Пушкин
Категория: Литература | Добавил: Gavricheva
Просмотров: 2555 | Загрузок: 247 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не прошла техническую экспертизу: представлен неполный пакет документов ( нет описания АМО), отсутствуют ссылки на изображение в презентации и там же нет колонтитулов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]