Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература |
Зима в изображении русских поэтов XIX века
[ Скачать с сервера (220.7 Kb) ] | 05.02.2013, 20:30 |
Урок литературы , 6 класс Тема: Зима в изображении русских поэтов XIX века. Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, сравнительного анализа стихотворений. Задачи: 1. Формировать навыки аналитического, ассоциативного, образного мышления, сопоставления. 2. Закрепить знания литературоведческой терминологии Формировать интерес к поэзии, к творчеству русских поэтов XIX века. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе, чувство патриотизма Закреплять у учащихся навыки планирования и оценки своей деятельности, умения работы в группе. Форма урока: урок — исследование Оборудование: тексты стихотворений, проектор для просмотра слайдовой презентации, карточки - задания для работы в группах, снежинки, запись музыки Г. Свиридова «Метель» Ход урока I. Организация класса. Настрой на предстоящую работу. Перед началом урока демонстрируются слайдовые презентации, подготовленные учащимися к стихотворениям русских поэтов XIX века, звучит музыка Г. Свиридова «Метель» II. Введение в тему. Актуализация знаний учащихся. Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке литературы? А почему я ещё раз сегодня показываю ваши презентации? Да, действительно, мы будем продолжать разговор о стихотворениях русских поэтов XIX века. Какова тема их стихотворений, изученных нами в этом году? Значит мы будем продолжать наш разговор об изображении природы в творчестве русских поэтов. Но я предлагаю вам немножко сузить тему, потому что эта тема очень широкая. Узнали ли вы музыку, которая звучит у нас сегодня на уроке.? Да, это замечательное произведение Г. Свиридова «Метель» Так сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. «Зима в изображении русских поэтов XIX века.» 2. Мы говорим слово «Зима» и в нашем сознании сразу возникает образ этого времени года Так? А с какими словами вы этот образ связываете? Я вам предлагаю взять снежинки, сделанные к этому уроку и на их лучиках написать слова, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «зима». ( Учащиеся записывают ассоциативный ряд) А теперь поработайте в парах, сравните свои ассоциативные ряды, дополните при желании словами товарища., затем объединитесь в группы по 4 человека и составьте общий ассоциативный ряд. Что у вас получилось? Каждая группа зачитывает свои ряды слов . Похожи ваши записи? Да, похожи, но не совсем одинаковы. А можно предложить такой ассоциативный ряд: холод, ранние сумерки, длинные вечера, заунывный вой метели, одиночество. А от чего этого зависит? Верно, от настроения, мироощущения человека. У нас получились разные надписи на снежинках. Значит, мы воспринимаем зиму по-разному. А как поэты? Их восприятие зимы тоже отличается? Похожи их стихотворения о зиме или они разные? В чём сходство? В чём различие? 1. Организация исследовательской работы 1. Возьмём 4 стихотворения разных авторов. Послушайте их. 2. (Чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися) 3. Сформулируйте цель нашей работы над стихотворениями: Сравнение стихотворений русских поэтов о зиме. Что значит сравнить? На что мы должны обратить внимание? Какие задачи поставим для себя? 1. Найти изобразительно-выразительные средства языка, которые используют поэты при описании зимы 2. Определить, влияют ли размеры стиха и способы рифмовки на общее настроение стихотворения 3. Выяснить сходства и различия в описании зимы у разных поэтов 4. Повторение теоретических сведений: 1) Соотнесите понятия: № пп Средство художественной выразительности № пп Определение ИВС 1 эпитет 1 Скрытое сравнение 2 сравнение 2 Наделение неодушевлённых предметов свойствами одушевлённых 3 метафора 3 Перенесение свойства одного предмета на другой предмет с целью его художественного описания 4 олицетворение 4 Яркое, эмоциональное, образное определение 5 антитеза 5 Противопоставление Проверьте и оцените свою работу: 1 — 4, 2 — 3, 3 — 1, 4 — 2, 5 — 5 2) Соотнесите понятия: № пп Размер стиха № пп Определение размера стиха 1 Ямб 1 Трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге ( _ _ _ ) 2 Хорей 2 Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге ( _ _ ) 3 Дактиль 3 Трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге ( _ _ _ ) 4 Амфибрахий 4 Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге ( _ _ _ ) 5 Анапест 5 Двусложный размер стиха с ударением на первом слоге ( _ _ ) Проверьте и оцените свою работу: 1 — 2, 2 — 5, 3 — 1, 4 - 4, 5 — 3; 3)Определите способ рифмовки: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, Это никогда не надоест – Листьев неумолчное плесканье, Мреющих, бессмертных звезд блистанье, Иль, как раньше говорили, звезд. Ночью в полях, под напевы метели, Дремлют, качаясь, березки и ели… Месяц меж тучек над полем сияет,- Бледная тень набегает и тает… 4. Мы будем сравнивать стихотворения. А можем ли мы выдвинуть гипотезу? К чему мы должны прийти в конце нашего исследования? Мы выберем лучшее стихотворение? Нет. Каждое стихотворение по-своему прекрасно. Наверное, так можно и сформулировать нашу гипотезу: Доказать, что каждое стихотворение — это неповторимый образец поэзии. 5Исследовательская работа в группах. 1)Учащиеся делятся на 6 групп по 4 человека. Каждый ученик получает для анализа одно из четырёх стихотворений. Вся группа получает одно задание, у каждой группы своё задание. Дети работают в группе в течение 5 минут 1 группа: Найти в стихотворении изобразительно-выразительные средства языка, заполнить таблицу: Изобразительно-выразительные средства языка Примеры Эпитеты Метафоры Сравнения Олицетворения 2 группа: Какие краски или звуки использует поэт? Как вы считаете, картину, нарисованную поэтом мы можем «увидеть» или « услышать? Выпишите слова, подтверждающие ваш ответ. 3 группа: Определите размер стиха и способ рифмовки. Влияют ли они на общее настроение стихотворения? 4 группа: Какой изображает поэт зиму? Она добрая, злая, волшебная или …...? 5 группа: Определите общее настроение стихотворения. Оно печальное, радостное, торжественное, похожее на народную сказку или ещё какая-то? 6 группа: Считается, что в каждом стихотворении есть антитеза. Есть ли антитеза в этом стихотворении, Если есть, то что чему противопоставлено? 2) Учащиеся делятся на 4 группы в зависимости от анализируемого стихотворения. Выслушивают результаты работы каждого по своему заданию и заполняют общую таблицу: 10 мин. Название стихотворения Художественные средства языка Чего больше красок или звуков? Размер стиха и способ рифмовки Какая зима? Что чему противопоставляется? Общее настроение стихотворения 3) Учащиеся возвращаются в первоначальные группы, выслушивают результаты работы в группах. Выделяют сходства и различия в изображении зимы, в общем настроении стихотворения. Заполняют таблицу. Делают выводы. - 10 мин. А.С. Пушкин П. Вяземский Ф.И. Тютчев Н.А. Некрасов Какая зима? Худож. средства Размер и рифма Звуки и краски Общее настроение Антитеза IV. Подведение итогов исследования. 1 Заслушивание представителей групп. 2. Возвращение к целям , задачам и гипотезе исследования V. Итог урока. Рефлексия. 1. Есть очень хорошие слова, сказанные художником А.А. Пластовым. Закончите его высказывание: Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, - на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, человечеству всему. Вот для этого и существует ......... и …...... . 2. Проанализируйте и оцените свою работу на уроке. ( выслушивается мнение детей) VI. Задание на дом: Написать сочинение на тему «Зима» Написать стихотворение о зиме Выразить свои впечатления о зиме в красках (Задание выполняется одно по выбору учащихся) Приложение Стихотворения, предложенные для исследовательской работы Ф.И. Тютчев Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идет — по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде Н.А. Некрасов На празднике зимы красуется земля И нас приветствует живительной улыбкой. Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой; Там, темный изумруд посыпав серебром, На мрачной сосне он разрисовал узоры. Рассеялись пары, и засверкали горы, И солнца шар вспылал на своде голубом. Волшебницей зимой весь мир преобразован; Цепями льдистыми покорный пруд окован И синим зеркалом сравнялся в берегах. Забавы ожили; пренебрегая страх, Сбежались смельчаки с брегов толпой игривой И, празднуя зимы ожиданный возврат, По льду свистящему кружатся и скользят. . П. Вяземский Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж отморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы. А.С. Пушкин | |
Просмотров: 3647 | Загрузок: 269 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |