Четверг, 23.11.2017, 17:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

«Создадим звукообраз стиха» ( по творчеству Б. Пастернака)
[ · Скачать удаленно (18,11Мб) ] 30.01.2012, 22:23
1. Урок-мастерская на основе технологии модерации с применением различных приемов АМО.
2. Цель урока: построение знаний о фоносемантических и звуко-символических особенностях стихотворения Б. Пастернака « Февраль. Достать чернил и плакать!..»
3. Задачи:
Образовательная: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний о звукообразе в стихотворении Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..»
Развивающие:
– развить креативность проблемного мышления для решения познавательных заданий; формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух, научить создавать звукообраз стиха
– создать оптимальные условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в группах постоянного состава, нахождения информации в разных источниках и ее обработки, для развития и раскрытия творческого потенциала ребенка, создания благоприятных условий реализации его природных способностей проявлять инициативу и самостоятельность, свободно реализовывать свои способности и умение адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов
Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.

4.Краткое описание хода урока:
Урок – мастерская разработан на основе технологии модерации с применением активных методов обучения и направлен на повышение мотивации обучающихся, стимулирования их познавательной активности и творчества.

На первом этапе урока – инициации - используется метод символического видения, мотивирующий деятельность, создающий атмосфера эмоциональной открытости и доверительности благодаря методу «Я смотрю и представляю…»: учащиеся слушают музыку, и- называют цвет, каким окрашено прозвучавшее произведение. На основе схожести высказанных предположений учащиеся объединяются в группы и создают групповой рисунок ассоциаций.

На втором этапе – вхождение или погружение в тему – формулируется тема предстоящего обсуждения. Релаксация. Модератор предлагает прослушать фрагмент музыкальной симфонии с закрытыми глазами и представить смысловые ассоциации, которые появились во время прослушивания. Затем просит обменяться мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской. Используемый метод «Рука к руке…» сводится к тому, что учащиеся должны дотронуться до руки рядом стоящего в группе, передать эстафету высказаться.
Смысловых ассоциаций должно быть пять, выбирается одна и записывается на доске.

На третьем этапе – формирования ожиданий учеников – используется авторский метод «Звукообраз». Модератор предлагает постичь звукообраз в стихотворении Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» через эмотивные признаки звуков (Таблица русских графонов А.П. Журавлёва), эмоциональный настрой, ассоциативное видение, звуковой ряд. Метод основан на развитии внутреннего диалога каждого - с самим собой, на создании групповых звуковых образов стихотворения. Для этого предлагаются разные групповые и индивидуальные задания, справочная информация для развития исследовательских и проектных умений. Итог - сравнение собственных штрихо-цветовых картин звука и компьютерного звукового видеоряда, созданных при помощи компьютера.
Следующий этап – проработка содержания темы. На этом этапе используется метод «Инфо-угадайка». Проводится перед подготовкой и проведением творческой презентации, чтобы снять напряжение перед ответственным этапом урока. Модератор предлагает заполнить лист ватмана, прикрепляет его. В центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название микротемы урока, а ученики прикрепляют рисунки, которые создали во время коллективной деятельности, относящиеся к этому сектору. И так по порядку - от сектора к сектору. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь материал, выделяются его ключевые моменты. Остаётся одно «белое пятно», над которым будут работать дальше.
Следующий этап-метод: «Вернисаж». Модератор раздаёт фигурки из бумаги разного цвета и предлагает собрать цвето-звуковую картину стихотворения.

Конечный продукт – создание учащимися штрихо-звуковых и штрихо-цветовых картин. Представление коллективных продуктов.

На итоговом этапе урока учитель анализирует и озвучивает полученные данные и делает выводы по результатам рефлексии и предлагает послушать фрагменты творческой работы.
5. Урок стимулирует познавательный интерес и поисково –исследовательскую деятельность учащихся, проникновение в ассоциативный мир стихотворения поэта, формирует у учащихся нравственные ценности; формирует личностные качества: совместная работа в группах. Развивает коммуникативные качества, творчество, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией.
6.Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
- освоены теоретические научные знания по литературе (в пределах профильного обучения): фоносемантика, ассоциация, фоносемантический анализ и т.д. ;
– реализованы методы, при которых происходит преобразование знаниевой системы в деятельностную (работа с карточками-заготовками, информаторами и коллективное и индивидуальное создание продукта);
– создание штрихо-звуковых и штрихо-цветовых картин ;
7. Урок – мастерская является компонентом системы реализации компетентностной модели учащегося и направлен на формирования таких ключевых компетентностей как:
- коммуникативная компетентность (коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация); в процессе урока совершенствуются навыки обмена информацией, толерантности при создании совместного продукта деятельности;
- учебно-познавательная компетентность ( формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности, самоконструкции, социоконструкции); умение рефлексировать, сопоставляя отдельные этапы урока.
- социальная компетентность – способность к нравственному самоопределению (социализация учащихся осуществлена через актуализацию индивидуальной активности, групповой, через создание ситуации успеха в процессе сотрудничества (выступление учащихся, представление своей позиции).
- инновационно-креативная компетентность - способность разрабатывать инновационные методы и процедуры их достижения, применять разнообразные технологии креативной интеллектуальной деятельности.
Категория: Литература | Добавил: galinavladi
Просмотров: 985 | Загрузок: 287 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Работа не прошла тех экспертизу, отклонена. Превышение объёма- свыше 15 Мб, что нарушает требования Положения.

2  
Это так страшно? Смертельно!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]