Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература |
«Создадим звукообраз стиха» ( по творчеству Б. Пастернака)
[ · Скачать удаленно (18,11Мб) ] | 30.01.2012, 22:23 |
1. Урок-мастерская на основе технологии модерации с применением различных приемов АМО. 2. Цель урока: построение знаний о фоносемантических и звуко-символических особенностях стихотворения Б. Пастернака « Февраль. Достать чернил и плакать!..» 3. Задачи: Образовательная: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний о звукообразе в стихотворении Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..» Развивающие: – развить креативность проблемного мышления для решения познавательных заданий; формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух, научить создавать звукообраз стиха – создать оптимальные условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в группах постоянного состава, нахождения информации в разных источниках и ее обработки, для развития и раскрытия творческого потенциала ребенка, создания благоприятных условий реализации его природных способностей проявлять инициативу и самостоятельность, свободно реализовывать свои способности и умение адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения. 4.Краткое описание хода урока: Урок – мастерская разработан на основе технологии модерации с применением активных методов обучения и направлен на повышение мотивации обучающихся, стимулирования их познавательной активности и творчества. На первом этапе урока – инициации - используется метод символического видения, мотивирующий деятельность, создающий атмосфера эмоциональной открытости и доверительности благодаря методу «Я смотрю и представляю…»: учащиеся слушают музыку, и- называют цвет, каким окрашено прозвучавшее произведение. На основе схожести высказанных предположений учащиеся объединяются в группы и создают групповой рисунок ассоциаций. На втором этапе – вхождение или погружение в тему – формулируется тема предстоящего обсуждения. Релаксация. Модератор предлагает прослушать фрагмент музыкальной симфонии с закрытыми глазами и представить смысловые ассоциации, которые появились во время прослушивания. Затем просит обменяться мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской. Используемый метод «Рука к руке…» сводится к тому, что учащиеся должны дотронуться до руки рядом стоящего в группе, передать эстафету высказаться. Смысловых ассоциаций должно быть пять, выбирается одна и записывается на доске. На третьем этапе – формирования ожиданий учеников – используется авторский метод «Звукообраз». Модератор предлагает постичь звукообраз в стихотворении Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» через эмотивные признаки звуков (Таблица русских графонов А.П. Журавлёва), эмоциональный настрой, ассоциативное видение, звуковой ряд. Метод основан на развитии внутреннего диалога каждого - с самим собой, на создании групповых звуковых образов стихотворения. Для этого предлагаются разные групповые и индивидуальные задания, справочная информация для развития исследовательских и проектных умений. Итог - сравнение собственных штрихо-цветовых картин звука и компьютерного звукового видеоряда, созданных при помощи компьютера. Следующий этап – проработка содержания темы. На этом этапе используется метод «Инфо-угадайка». Проводится перед подготовкой и проведением творческой презентации, чтобы снять напряжение перед ответственным этапом урока. Модератор предлагает заполнить лист ватмана, прикрепляет его. В центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название микротемы урока, а ученики прикрепляют рисунки, которые создали во время коллективной деятельности, относящиеся к этому сектору. И так по порядку - от сектора к сектору. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь материал, выделяются его ключевые моменты. Остаётся одно «белое пятно», над которым будут работать дальше. Следующий этап-метод: «Вернисаж». Модератор раздаёт фигурки из бумаги разного цвета и предлагает собрать цвето-звуковую картину стихотворения. Конечный продукт – создание учащимися штрихо-звуковых и штрихо-цветовых картин. Представление коллективных продуктов. На итоговом этапе урока учитель анализирует и озвучивает полученные данные и делает выводы по результатам рефлексии и предлагает послушать фрагменты творческой работы. 5. Урок стимулирует познавательный интерес и поисково –исследовательскую деятельность учащихся, проникновение в ассоциативный мир стихотворения поэта, формирует у учащихся нравственные ценности; формирует личностные качества: совместная работа в группах. Развивает коммуникативные качества, творчество, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией. 6.Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: - освоены теоретические научные знания по литературе (в пределах профильного обучения): фоносемантика, ассоциация, фоносемантический анализ и т.д. ; – реализованы методы, при которых происходит преобразование знаниевой системы в деятельностную (работа с карточками-заготовками, информаторами и коллективное и индивидуальное создание продукта); – создание штрихо-звуковых и штрихо-цветовых картин ; 7. Урок – мастерская является компонентом системы реализации компетентностной модели учащегося и направлен на формирования таких ключевых компетентностей как: - коммуникативная компетентность (коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация); в процессе урока совершенствуются навыки обмена информацией, толерантности при создании совместного продукта деятельности; - учебно-познавательная компетентность ( формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности, самоконструкции, социоконструкции); умение рефлексировать, сопоставляя отдельные этапы урока. - социальная компетентность – способность к нравственному самоопределению (социализация учащихся осуществлена через актуализацию индивидуальной активности, групповой, через создание ситуации успеха в процессе сотрудничества (выступление учащихся, представление своей позиции). - инновационно-креативная компетентность - способность разрабатывать инновационные методы и процедуры их достижения, применять разнообразные технологии креативной интеллектуальной деятельности. | |
Просмотров: 1437 | Загрузок: 484 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |