Воскресенье, 21.01.2018, 11:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Счастье Матрёны Тимофеевны. (по поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…»)
[ · Скачать удаленно (kyznezova2008@r) ] 08.01.2012, 10:19
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43, ул. Мира 7а
тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

План – конспект урока литературы в 10 классе.

Счастье Матрёны Тимофеевны.
(по поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…»)

Составила Кузнецова Евгения Владимировна,
учитель русского языка и литературы.

Урок по литературе в 10 классе.
Тема: Счастье Матрёны Тимофеевны.
Задачи: 1. Обучения: показать, как складывались основы характера и нравственные принципы Матрёны Тимофеевны в счастливые годы детства и юности.
2. Развития: дать представление о личности Ирины Федосовой – прототипе крестьянки – и в работе Некрасова с текстом её автобиографии и записанных песен.
3.Воспитания: воспитания нравственных качеств личности.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, тексты с произведением «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Крестьянские дети», портрет Матрёны Тимофеевны, Сказительницы Ирины Федосовой, «Тройка», проектор.
Индивидуальное задание. Рассказ об Ирине Федосовой (по книге Чуковского)
Групповое задание. Проанализировать, как работал Некрасов над автобиографией и отдельными песнями И.Федосовой, когда включал их в главы «Крестьянка».
Общее задание. Прочитать 1 -2 главы из части «Крестьянка»
Тип урока - урок конференция (класс делится на группы, каждая группа выступит с небольшим сообщением по результатам исследования).

Ход занятия: 1. Организационный момент 3 минуты

2. Систематизация знаний по теме 35 минут

3. Подведение итогов 2 минут

Ход урока

1. Организационный момент. Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:
И добрая работница,
И петь – плясать охотница
Я смолоду была.
Н.Некрасов.

1.Первая учебная задача.
• Почему работа над «Крестьянкой» растянулась на многие годы?
• Какую роль в творческом процессе поэта сыграло знакомство с песнями Ирины Федосовой?
Учитель. Замысел главы относится к самому началу работы над поэмой. Уже в начале 60-х годов созрела мысль нарисовать «Тип сильной женщины, на которой держится дом, хозяйство» (V? 651). Тогда же возник вариант встречи с губернаторшей, к которой крестьянка обращалась в поисках защиты. Однако окончание главы затянулось до 1874 года.
Что могло тормозить работу? Ведь у Некрасова был уже опыт создания образа крестьянской женщины. Вспомним:
- 1863 г. – «Мороз, Красный нос»;
- 1864 г. – «Орина, мать солдатская».
Казалось бы, у поэта ещё в те годы сложилась концепция сильного женского характера. «Есть женщины в русских селеньях…»
Что же нашёл поэт, создавая историю Матрёны Тимофеевны?
Ответ следует искать в следующем факте, сообщаемом исследователями.
В 1872 г. в руки Некрасова попадает фольклорный сборник под названием «Причитания северного края», собранный Е.В.Барсовым.
Фольклором Некрасов усиленно занимается все годы работы над поэмой. Им делается масса выписок из разных сборников и, в частности, из «Песен, собранных П.Н.Рыбниковым»
И всё-таки сборник Барсова был особенным. Большую часть песен и причитаний Барсов записал со слов олонецкой народной поэтессы Ирины Федосовой. В предисловии он поместил также автобиографию Федосовой, записанную с её слов.
• Какую же роль сыграла в замысле и работы Некрасова эта заочная встреча с народной поэтессой?
• Кто слышал это имя и знает что-нибудь о сказительнице?
После беседы читается рассказ Чуковского о ней, затем записываются или просто обговариваются слова Базанова: «Матрёна Тимофеевна как бы родная сестра Ирины Федосовой» (источник: Базанов В.В. От фольклора к народной книге. – Л.Худ.лит., 1973. с.249)
• Почему Некрасов решает создать образ народной поэтессы?
Очевидно, под влиянием биографии и песен Федосовой Некрасов пришёл к мысли создать образ крестьянки – народной поэтессы, исполнительницы фольклорных произведений. Народный поэт знает тысячи стихов безвестных, живших до него авторов – и в то же время при исполнении варьирует, дополняет их, выражая личные переживания. Народная песня фиксирует общее и индивидуальное при сохранении главных поэтических традиций. Песни и притчи Матрёны Тимофеевны раскрывают её внутренний мир.

2. Вторая учебная ситуация.
• Как использовал Некрасов автобиографию Федосовой, её песни и притчи?
Слушается группа, работающая с карточкой № 1.
Карточка № 1.
Задание. Как работал Некрасов с приведённым эпизодом автобиографии Федосовой? Какие подробности воспитания ребёнка в семье заимствовал Некрасов? Как звучит текст у Федосовой и Некрасова? Что поэт сократил? Отбросил? Внёс? С какой целью?
У Некрасова У Федосовой
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы…
…Да не в лесу родилася,
Не пеньем я молилася,
Не много я спала.
В день Симеона батюшка
Сажал меня за бурушку
И вывел из младенчества
По пятому годку.
А на седьмой за бурушкой
Сама я в стадо бегала,
Отцу носила завтракать,
Утяточек пасла.
Потом грибы да ягоды.
Потом: «Бери-ка грабельки
Да сено вороши!»
Так к делу прибыкла я…
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была (V, 130-131) «Родители мои прожиточные и степенные…»

«…Не в лисях родилась, не пням Богу молилась…)

«Шести год на ухож лошадь гоняла, и с ухожа домой пригоняла…»

«Я же была сурова; по крестьянству – куды какая: колотила, молотила, веяла и убирала…
Шутить была мастерица, шутками да дурками всех расшевелю…» ( 87-88)
• Чем привлёк Некрасова рассказ Федосовой о своем детстве? Какие элементы народной педагогики он бережно развил в поэме?
Из рассказа Федосовой Некрасов использовал историю раннего приобщения к труду. Поэт даже расширяет круг детских обязанностей, оттеняя роль ласкового батюшки, показывает, как он приучал девочку к постоянному, но посильному труду. Поэтому так естественно сформировалась девушка:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница.
Эти идеи народной педагогики были любимы Некрасовым. Вспомним строки из стихотворения «Крестьянские дети».
Карточка № 2.
Задание. Сравните строки о баньке у Некрасова и в народном источнике. Что и почему изменил автор?
У Некрасова В народной песне
День в поле проработаешь,
Грязна домой воротишься,
А банька-то на что?
Спасибо жаркой баенке,
Берёзовому веничку,
Студёному ключу,-
Опять бела, свежёхонька,
За прялицей с подружками
До полночи поёшь! (V, 131)
Спасибо тебе, теплопарная банка,
На пару-жару, на мыльном щелоке!
Тебе спасибо, белая берёзонька
кудреватая
На хорошем, семишелковом веничке!
Спасибо быстрая, текучая реченька,
На свежей-то ключевой воде! (88)
Стихи о баньке в народе носят обрядовый характер и исполняются в дни подготовки невесты к свадьбе. Некрасов изменил песню не только стилистически, но и по содержанию
• Что даёт текст Некрасова для характеристики национального быта и героини?
Некрасов значительно сократил, сжал текст, отбросил излишне украшающие эпитеты, свойственные фольклору. Тем самым он перевёл текст песен из обрядового действа в повседневный быт, добрый и радостный, выразительно запечатлевший одну из славных традиций русской народной жизни.
Может быт, именно это народная песня помогла Некрасову выразить те светлые чувства, которыми жила его юная героиня, окружённая требовательной и ласковой заботой семьи. Здоровый крестьянский быт, где есть место труду и песне, сформировал характер Матрёны Тимофеевны.
Карточка № 3.
Задание. Как работал Некрасов с фольклором? Сравните народную песню и вариант Некрасова.
Текст Некрасова Фольклорный текст
Ах! Что ты, парень, в девице
Нашёл во мне хорошего?
Где высмотрел меня?
О Святках ли, как с горок я
С ребятами, с подругами
Каталась, смеючись?
Ошибся ты, отецкий сын!
С игры, с катанья, с беганья,
С морозу разогрелося
У девушки лицо!
На тихой ли беседушке?
Я там была нарядная,
Дородства и пригожества
Понакопила за зиму!
Цвела, как маков цвет!
А ты бы поглядел меня,
Как лён треплю, как снопики
На риге молочу…(V?132) Скажи, где я прилюбилася,
В кое время приглянулася?
Я на горочке ль катаючись,
На работе ли работаючи,
Аль на беседушке играючи?
На горочке катаючись,
От ветра лицо навеяло:
От того была хорошая;
На беседушке играючи,
Было личико набелено,
До ала да нарумянено;
На работе работаючи,
Я вас да испугалася,
В лице кровь да разыгралася…(90)

• Как можно определить чувства невесты, поющей такую песню? Некрасов нашёл нужным ввести её для характеристики русской девушки?
Некрасов тщательно отбирал из биографии Федосовой все чёрточки живого поведения людей, сохраняя атмосферу их отношений.
Песня – трогательное выражение нежной застенчивой невесты. Девушка видит, что она понравилась, и радуется этому, но скрывает радость, нарочито «убеждая» присмотреться к ней, не обманываться тем «пригожим» видом, который запомнился в праздничной обстановке.
Можно подумать и над тем, почему поэтичную песню о чистоте и красоте невесты Матрёна поёт «унылым и тихим голосом» (эта песня завершает недлинный рассказ о радостях короткого детства и девичества, поэтому она – как бы повторное прощание, теперь уже в воспоминаниях, с этой короткой, как миг, беззаботной порой).
Этот мотив, это настроение можно сопоставить с настроением героин раннего стихотворения «Тройка», где о многотрудной её будущей жизни знает автор-рассказчик, но ещё не знает девушка. А Матрёна Тимофеевна прошла этот путь: это её жизнь и судьба.
Карточка № 4.
Задание. Какие наблюдения можно сделать, сравнивая сцены сватовства у Федосовой и у Некрасова? В чём их сходство и различие?

У Некрасова В автобиографии Федосовой
Всю ночку я продумала…
«Оставь, - я парню молвила,-
Я в подневолье с волюшки,
Бог видит, не пойду!»
- Такую даль мы ехали!
Иди! – сказал Филиппушка. –
Не стану обижать! –
Тужила, горько плакала,
А дело девка делала:
На суженого искоса
Проглядывала втай.
Пригож – румян, широк – могуч,
Рус волос, тих говором –
Пал на сердце Филипп (V,133) «Бог ли понесёт, с воли да в подневолье, -
ответил я…
…Нет уж, как хошь, надо идти, мы такую даль ехали…
…- Жених сел подле меня и говорит:
- Идёшь ли замуж?
- Не знаю, - идти-ть ли.
Иди, говорит, не обижу; стал подбивать да подговаривать. – Век так ласкает ваш брат…»
«Дома народу много, женихи в большом углу…Там отец с има займуется, а я не гляжу на женихов» (91)
• Чем мог привлечь Некрасова разговор жениха и невесты?
Очевидно, этот эпизод из автобиографии Федосовой привлёк Некрасова точностью традиционных подробностей сватовства и в то же время глубоким лиризмом, простыми, искренними чувствами молодых людей.
Учитель. Читая главу II, ученики задумываются: почему, рассказывая о первых годах замужней жизни – жизни в семейном аду, - Матрёна Тимофеевна не вспоминает ни одного конкретного конфликта, ссоры. Всё заменяется песнями.
С одной стороны, именно песни в деталях запечатлели быт крестьянской семьи. Но с другой – может быть, здесь впервые проявляется то качество, которое свойственно Матрёне Тимофеевне – она уже простила все обиды. Помнит, но прощает. Рассказ же о конкретных ссорах мог бы всколыхнуть досаду и озлобление.
Умение через общее выразить частное свидетельствует и об уме, задатках способности к глубоким обобщениям.
Завершается урок чтением строф о рождении Дёмушки.
Карточка № 5.
Задание по отрывку «Как писаный был Дёмушка!..» Интересна история одного из самых прекрасных мест поэмы – рассказ матери о красоте Дёмушке, первого сына. Они так просты и естественны, что, кажется, сами вылились из женского сердца.
Но Некрасовым была проделана большая работа. Из обрядовой народной песни, величающей жениха, он сначала сделал для Матрёны песню о женихе. Но потом снял её из окончательного текста и переработал в стихи о Дрёмушке. Сравните эти тексты.

Песня Матрёны о женихе в одном из вариантов Некрасова Народная свадебная песня
Как писаный был Дёмушка!
Краса взята у солнышка,
У снега белизна,
У маку губы алые,
Бровь чёрная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза! (V, 140) Как у этого млада сына отецкого
Красота взята от солнышка
Белина-то от бела снега…
…Щёчки от мака красного,
Очи ясные – ясь сокола,
Ясна сокола заморского,
Брови чёрны черна соболя
Черна соболя сибирского (107)
- Почему Некрасов нашёл неуместными эти стихи в речи Матрёны – ведь она действительно сразу полюбила суженого?
- Как зазвучали эти строки в рассказе Матрёны о рождении сына? Какую силу чувств, какое душевное состояние молодой матери передал в этих строках Некрасов?
Некрасов сохраняет сдержанность, целомудренность своей героини, которая не скрывает, что Филиппушка «пал на сердце», но петь величальную красоте жениха ей не свойственно. Фольклорную песню о женихе Некрасов перевёл в слово матери о новорождённом сыне, ему удалось великолепно выразить чувство юной матери, для которой её первенец самый красивый на свете.
Вернёмся к «Прологу» и вспомним, как героиня впервые появилась на страницах поэмы и какое впечатление производит она на странников. Матрёна Тимофеевна – осанистая, широкая, плотная, красивая, с большими глазами и «богатейшими» ресницами – воплощение народного идеала здоровья, выносливости и красоты.
Продолжение работы над главой может быть организовано в том же методическом ключе с использованием групповых заданий и коллективным их прослушиванием и доработкой.
В течение урока может быть составлена таблица «Из песен Матрёны Тимофеевны о детстве и юности»
Глава песня Характер художественной обработки Некрасова Чувства и мысли, общее настроение песни
I « А брат… Поёт: «Вставай, сестра!» Перерабтка двух свадебных причитаний из сб. Рыбникова. Исключены строки: «Вставай, вставай, ленивая, Ленивая, сонливая» Ласковое, доброе отношение брата к сестре
«Спасибо жаркой баенке…» Переработка свадебного причитания в рассказе о себе. Устранены украшающие эпитеты. Благодарность баньке за радостное и бодрое настроение
« А что ты, парень, в девицы…» Переработка двух свадебных причитаний из сб.Рыбникова. Сомнение невесты в искренности чувств жениха.
«Ты стань-ка, добрый молодец, против меня прямёхонько…» Переработка текста свадебных причитаний Свадебная игра, обмен невесты и жениха любовными признаниями
«Ты скажи, за что…» Народная песня без обработки Любовное объяснение жениха и невесты.
II «Краса взята у солнышка…» В песню о сыне Некрасовым переделана народная песня о женихе Восхищение матери своим первенцем
Таблица показывает многообразие работы Некрасова с фольклором. Если при этом иметь в виду, что окончательный текст каждой песни, включённой в поэму, прошёл несколько черновых редакций, то можно представить громадный объём поэтического труда, предпринятого Некрасовым (все Черновы редакции песен имеются в томе V полного собрания сочинений в разделе «Другие редакции и варианты»).
3. Подведение итогов. Выставление оценок.
4. Домашняя работа. Прочитать «Крестьянку» до конца, выбрать наиболее драматические эпизоды из жизни героини, подготовить их краткий пересказ или чтение отдельных строф.
Список литературы:
1.Русская литература 19 века. Вторая половина. Москва, Олма- Пресс, 2002 г.
2.К.И.Чуковский Мастерство Некрасова. Москва, 1971 г.
3.Учебник литературы 10 класс. Лебедев Ю.В. в двух частях.
4.И.В.Золотарёва Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина 19 века.
Приложение.

Портрет Некрасова

Портрет поэтессы Федосовой
Портрет Матрёны Тимофеевны
Категория: Литература | Добавил: 11041967
Просмотров: 6772 | Загрузок: 475 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]