Понедельник, 20.11.2017, 20:08
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

"Пока не стало поздно" . Урок по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"
[ · Скачать удаленно () ] 09.03.2014, 14:58
Урок литературы в 8 классе по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»
«Пока не стало поздно».
Планируемые результаты обучения:
Предметные: понимание главной проблемы произведения- содержание моральных ценностей( милосердие, совести, доброты, человечности ; умение анализировать текст; характеризовать героев, составлять их словесный портрет; понимание авторской позиции; формулирование собственного отношения к анализируемому произведению и оценка его; создание самостоятельного устного высказывания на предложенные вопросы; выявление художественной ёмкости слова писателя, изобразительно-выразительной силы деталей.
Метапредметные: понимание проблемы урока, нахождение путей и способов её решения; структурирование материала; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; самостоятельная организация работы с текстовым материалом, её отбор, оценка, систематизация, анализ.
Личностные: совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание моральных качеств; формирование целостного мировоззрения.
Виды учебной деятельности:
Репродуктивная: осмысление содержания произведения, изображённых в нём событий и характеров;
Продуктивная творческая: характеристика героев произведения, развёрнутый монологический ответ на поставленные вопросы с элементами цитирования.
Поисковая: самостоятельный поиск материалов для ответа.

Урок построен в форме ролевой игры. Перед прочтением текста домашним заданием надо было разбиться на группы, которым дано задание воплотиться в своих избранных героев и смоделировать, прочувствовать ситуацию, в которой они находятся, высказывания, мысли. Авторскую позицию также представляет учащийся(заранее проговорены и составлены вопросы автора и соавтора-учителя. Ученик-автор самостоятельно продумывает свои вопросы)

Наглядность: эпиграфы, иллюстрации.
Эпиграфы (высказывания на доске или на интерактивной доске)
• Закон, живущий в нас, называется совестью. И.Кант.
• Красота человека- не только внешность, но и его сердце-«живое», доброе и страдающее. А.Франс.
• Милосердие-это активная доброта. И.Шевелев.
• Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать. М.Горький.
Ход урока.
Учитель: Прочитайте высказывания, которые написаны на доске. О чём они?
(ответы учащихся- зрителей ЗР)
Какова тема урока? Какие вопросы мы сегодня затронем?
Формулируем проблемные вопросы, например, как в рассказе Паустовского разрешается проблема милосердия, человечности? Способен ли человек пройти путь исцеления, преодолеть эгоизм и чёрствость?

Учитель: Все описываемые события происходят холодной осенью. Прочитайте начало рассказа. Почему осень?
ЗР (выражение состояния человека)
Учитель: Какими деталями автор передаёт одиночество Катерины Петровны (КП)?
ЗР ( -видит одно и то же; доживала свой век , а не жила; всё время сидит на диване и ждёт, что приедет дочь: ночи долгие, бессонные: не с кем поговорить, жила одна; нюхала деньги, присланные дочерью; постоянно думала о дочери, редко ей писала, чтобы не мешать, плакала)
Учитель: Катерина Петровна, о чём вы думали, что чувствовали, когда от Насти приходили почтовые переводы и несколько слов?
К.П (я тосковала по ней, думала о ней, как о единственном человеке, когда услышала стук в калитку , у меня появилась надежда, что это дочь (калитка была несколько лет заколочена. Увидела клён, он такой одинокий, облетевший, озябший. Звёзды позабытые. И я поняла, что недолго мне осталось на свете, села я и написала письмо.) чтение письма.
Автор (А) (зрителям) Вас ничего не удивило в письме?
ЗР – спокойный тон о смерти.
–воспоминания о саде
Учитель: Описание осени, сада, клёна подчеркивают состояние пожилого, беспомощного человека и ещё больше усиливают ощущение одиночества и печали. Человек страдает, и природа сочувствует ему. Катерина Петровна ждёт. А у Насти в Ленинграде жизнь бежит . «Работы было много. Устройство выставок, конкурсов- всё проходило через её руки. Она секретарь в Союзе художников.» Настя, что вы почувствовали, когда получили письмо от матери?
Настя (Н). Письмо- значит жива. Я не думала, что матери так плохо, но все письма вызывали беспокойство.
Автор: Почему же сразу не прочитали письмо?
Н. Работы было много. (рассказ о скульпторе Тимофееве) Я решила ему помочь.
Учитель: Какие качества проявила Настя в организации выставки художника Тимофеева?
(ЗР) -настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, упорство.
- внимание к судьбе художника.
Автор: Вернувшись домой, прочитали письмо. Мать просила приехать. Почему вы не откликнулись на её просьбу?
Н : Подумала о переполненных поездах.
Учитель: Как же случилось, что Настя проявила столько участия к художнику, а с другой стороны не откликнулась на письмо. Почему? Какие качества проявились в Насте?
ЗР- Она злая. Эгоистка, думает только о себе.
- Но она отдаёт все силы работе, и делает её от всего сердца
- Она забыла о матери. Она черствая.
Учитель: О последнем письме матери было забыто. Настя занималась устройством выставки. И вот выставка открылась. Как оценили деятельность Насти художники?
ЗР – говорили, что выставка открылась благодаря Насте
- говорили о внимании к человеку. О заботе.
Учитель: Когда Першин выступал и говорил, что «забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», принесли телеграмму. Вы, Настя, прочитали, скомкали её и нахмурились. Почему?
Н Это было не вовремя. Мне было стыдно, что я совсем забыла о матери.
Автор: А как бы вы смогли прокомментировать этот эпизод и слова Насти о телеграмме: «Это так…от одной знакомой..»?
ЗР- недобрая
- она сама себя оправдывает
- это предательство по отношению к матери.
Автор: В поведении Насти после прочтения телеграммы что-то изменилось. Что с ней стало происходить?
ЗР –заплакала, поняла, что никто её так не любил, как мать
- вспомнила письмо
- побежала на вокзал.
Автор: А если бы кассирша не проявила сочувствие, так и ушли бы, не взяв билет?
Н. Да.
Учитель: Настя едет, а мы перенесёмся в старый, опустевший дом. Каково ваше состояние, Катерина Петровна?
К.П. Я очень слаба, но я жду, надеюсь, что дочь приедет проведать мать. И это поддерживает мои силы. Приходила Маня, а мне казалось, что это Настя.
Учитель: Очень мало автор говорит о людях, которые помогают Катерине Петровне. Расскажите о себе.
Маняша (М.) Я дочь сапожника. Я прибегаю к Катерине Петровне каждый день, чтобы помочь ей по хозяйству. Уже несколько суток, не раздеваясь, сплю на диване, когда Катерине Петровне стало совсем худо. Мне очень жалко её.
Тихон (Т.) Я сторож, Катерину Петровну знаю давно. Я также помогаю ей. Постоянно спрашиваю , есть ли вести от Насти. Я сочувствую Катерине Петровне, поэтому решил дать телеграмму её дочери.
Автор: Тихон, почему вы от имени дочери послали телеграмму, ведь это обман?
Т. Я никогда не обманывал , да и не умею это делать. Но я не мог видеть, как страдает и умирает Катерина Петровна, а дочь забыла мать.
(Чтение по ролям эпизода: от слов «Пришёл Тихон….» до « не будь пустельгой.»)
Учитель: (зрителям) Как вы понимаете слово «пустельга»?
Автор: Катерина Петровна, вы догадались об обмане?
К.П. Конечно, такими словами Настя не могла написать.
Автор: Когда хоронили Катерину Петровну, встретилась молодая учительница и пошла вслед. Почему вы пошли за гробом?
Учительница: Вспомнила свою маму , она также волнуется за меня. И эта старушка так похожа на мою старенькую мать.
Учитель: В Заборье Настя приехала на вторые сутки после похорон. Чувствуете ли вы свою вину ,Настя?
Н. Я проплакала всю ночь в холодном, пустом доме. Я понимала, что никто, кроме моей матери, не мог снять чувство вины.Да, мне было тяжело и стыдно. Так, прячась от всех, я и уехала.
Автор зрителям: Так в чём вина Насти?
ЗР Мать могла бы простить «забывчивость» дочери, но её уже нет и теперь до конца жизни Настя может испытывать чувство вины перед матерью, что так и не смогла её повидать.
Учитель: Почему рассказ называется «Телеграмма»? Здесь две телеграммы: настоящая и фиктивная. Какую телеграмму автор имел в виду и почему?
ЗР Тихон проявил настоящую человеческую чуткость, милосердие. Он чужой человек Катерине Петровне, а заботился, жалел, сострадал и был добрее, чем родная дочь. Да и Маняше преподнёс нравственный урок «не быть пустельгой».
Учитель: Какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы «не быть пустельгой»?
Перед вами таблица на соответствие нравственных качеств и их лексические значения. И какие качества мы должны искоренять в себе? Поработайте и скажите мне эти понятия.

Сосредоточиться, проникнуться заботой к кому-либо Надежда
Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия Внимание
Ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь радостного, благоприятного Благородство
Чуждый мягкости, сердечности в отношении с людьми, жестокий Доброта

Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Забота
Заботливое, чуткое отношение к кому-либо Чуткость
Высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью Сострадание
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Бессердечие
Внимание, уход Совесть
Отзывчивость, сочувствие Сочувствие
Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека Милосердие
Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других. Чувство вины
Способность осознавать, переживать, понимать вину на основе ощущений, впечатлений. Человечность
Что вы вынесли для себя? Какие чувства вы испытали, участвуя в обсуждении рассказа?

Готовая таблица:

Ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь радостного, благоприятного Надежда
Сосредоточиться, проникнуться заботой к кому-либо Внимание
Высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью Благородство
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта

Внимание, уход Забота
Отзывчивость, сочувствие Чуткость
Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека Сострадание
Чуждый мягкости, сердечности в отношении с людьми, жестокий Бессердечие
Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть
Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других. Сочувствие
Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия Милосердие
Способность осознавать, переживать, понимать вину на основе ощущений, впечатлений. Чувство вины
Заботливое, чуткое отношение к кому-либо Человечность
Что вы вынесли для себя? Какие чувства вы испытали, участвуя в обсуждении рассказа?

Учитель: Какими качествами обладали Тихон, Маняша, учительница? И какими Настя?
Прочитайте на доске афоризмы, подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение на уроке? Что вы вынесли для себя? Запишите свои мысли в последней графе.
Тема нашего урока «Пока не стало поздно». Какие слова из текста могли бы предложить вы?
ЗР: - За добро плати добром.
- Спасибо за доброе слово.
- А вина-то осталась.
Учитель: Хорошие, поучительные слова сказал Тихон: «За добро плати добром». И пока не стало поздно, посмотрите на себя, загляните в себя и подумайте о близких людях : всегда ли вы внимательны к ним, цените ли материнскую заботу о вас, благодарите ли, не обижаете ли грубым словом, помогаете ли ? И пока не стало поздно, платите добром, заботой, чуткостью за любовь, которую даёт вам мать. И пока не стало поздно, задайтесь вопросом: «А я-то не пустельга?»

Дом задание на выбор:
1 Написать отзыв на рассказ.
2 Мини-сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю»
Категория: Литература | Добавил: jakrasinskaja
Просмотров: 2676 | Загрузок: 259 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Ирина Фёдоровна. Вами неверно указана ссылка, поэтому мы не можем видеть Вашу работу. Вам нужно перегрузить работу ещё раз. Срок до 13 марта. (Следуйте Инструкции по загрузке работ на конкурс).
Руководитель группы экспертов Чернушевич Н.В.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]