Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература |
"Пока не стало поздно" . Урок по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"
[ · Скачать удаленно () ] | 09.03.2014, 14:58 |
Урок литературы в 8 классе по рассказу К. Паустовского «Телеграмма» «Пока не стало поздно». Планируемые результаты обучения: Предметные: понимание главной проблемы произведения- содержание моральных ценностей( милосердие, совести, доброты, человечности ; умение анализировать текст; характеризовать героев, составлять их словесный портрет; понимание авторской позиции; формулирование собственного отношения к анализируемому произведению и оценка его; создание самостоятельного устного высказывания на предложенные вопросы; выявление художественной ёмкости слова писателя, изобразительно-выразительной силы деталей. Метапредметные: понимание проблемы урока, нахождение путей и способов её решения; структурирование материала; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; самостоятельная организация работы с текстовым материалом, её отбор, оценка, систематизация, анализ. Личностные: совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание моральных качеств; формирование целостного мировоззрения. Виды учебной деятельности: Репродуктивная: осмысление содержания произведения, изображённых в нём событий и характеров; Продуктивная творческая: характеристика героев произведения, развёрнутый монологический ответ на поставленные вопросы с элементами цитирования. Поисковая: самостоятельный поиск материалов для ответа. Урок построен в форме ролевой игры. Перед прочтением текста домашним заданием надо было разбиться на группы, которым дано задание воплотиться в своих избранных героев и смоделировать, прочувствовать ситуацию, в которой они находятся, высказывания, мысли. Авторскую позицию также представляет учащийся(заранее проговорены и составлены вопросы автора и соавтора-учителя. Ученик-автор самостоятельно продумывает свои вопросы) Наглядность: эпиграфы, иллюстрации. Эпиграфы (высказывания на доске или на интерактивной доске) • Закон, живущий в нас, называется совестью. И.Кант. • Красота человека- не только внешность, но и его сердце-«живое», доброе и страдающее. А.Франс. • Милосердие-это активная доброта. И.Шевелев. • Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать. М.Горький. Ход урока. Учитель: Прочитайте высказывания, которые написаны на доске. О чём они? (ответы учащихся- зрителей ЗР) Какова тема урока? Какие вопросы мы сегодня затронем? Формулируем проблемные вопросы, например, как в рассказе Паустовского разрешается проблема милосердия, человечности? Способен ли человек пройти путь исцеления, преодолеть эгоизм и чёрствость? Учитель: Все описываемые события происходят холодной осенью. Прочитайте начало рассказа. Почему осень? ЗР (выражение состояния человека) Учитель: Какими деталями автор передаёт одиночество Катерины Петровны (КП)? ЗР ( -видит одно и то же; доживала свой век , а не жила; всё время сидит на диване и ждёт, что приедет дочь: ночи долгие, бессонные: не с кем поговорить, жила одна; нюхала деньги, присланные дочерью; постоянно думала о дочери, редко ей писала, чтобы не мешать, плакала) Учитель: Катерина Петровна, о чём вы думали, что чувствовали, когда от Насти приходили почтовые переводы и несколько слов? К.П (я тосковала по ней, думала о ней, как о единственном человеке, когда услышала стук в калитку , у меня появилась надежда, что это дочь (калитка была несколько лет заколочена. Увидела клён, он такой одинокий, облетевший, озябший. Звёзды позабытые. И я поняла, что недолго мне осталось на свете, села я и написала письмо.) чтение письма. Автор (А) (зрителям) Вас ничего не удивило в письме? ЗР – спокойный тон о смерти. –воспоминания о саде Учитель: Описание осени, сада, клёна подчеркивают состояние пожилого, беспомощного человека и ещё больше усиливают ощущение одиночества и печали. Человек страдает, и природа сочувствует ему. Катерина Петровна ждёт. А у Насти в Ленинграде жизнь бежит . «Работы было много. Устройство выставок, конкурсов- всё проходило через её руки. Она секретарь в Союзе художников.» Настя, что вы почувствовали, когда получили письмо от матери? Настя (Н). Письмо- значит жива. Я не думала, что матери так плохо, но все письма вызывали беспокойство. Автор: Почему же сразу не прочитали письмо? Н. Работы было много. (рассказ о скульпторе Тимофееве) Я решила ему помочь. Учитель: Какие качества проявила Настя в организации выставки художника Тимофеева? (ЗР) -настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, упорство. - внимание к судьбе художника. Автор: Вернувшись домой, прочитали письмо. Мать просила приехать. Почему вы не откликнулись на её просьбу? Н : Подумала о переполненных поездах. Учитель: Как же случилось, что Настя проявила столько участия к художнику, а с другой стороны не откликнулась на письмо. Почему? Какие качества проявились в Насте? ЗР- Она злая. Эгоистка, думает только о себе. - Но она отдаёт все силы работе, и делает её от всего сердца - Она забыла о матери. Она черствая. Учитель: О последнем письме матери было забыто. Настя занималась устройством выставки. И вот выставка открылась. Как оценили деятельность Насти художники? ЗР – говорили, что выставка открылась благодаря Насте - говорили о внимании к человеку. О заботе. Учитель: Когда Першин выступал и говорил, что «забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», принесли телеграмму. Вы, Настя, прочитали, скомкали её и нахмурились. Почему? Н Это было не вовремя. Мне было стыдно, что я совсем забыла о матери. Автор: А как бы вы смогли прокомментировать этот эпизод и слова Насти о телеграмме: «Это так…от одной знакомой..»? ЗР- недобрая - она сама себя оправдывает - это предательство по отношению к матери. Автор: В поведении Насти после прочтения телеграммы что-то изменилось. Что с ней стало происходить? ЗР –заплакала, поняла, что никто её так не любил, как мать - вспомнила письмо - побежала на вокзал. Автор: А если бы кассирша не проявила сочувствие, так и ушли бы, не взяв билет? Н. Да. Учитель: Настя едет, а мы перенесёмся в старый, опустевший дом. Каково ваше состояние, Катерина Петровна? К.П. Я очень слаба, но я жду, надеюсь, что дочь приедет проведать мать. И это поддерживает мои силы. Приходила Маня, а мне казалось, что это Настя. Учитель: Очень мало автор говорит о людях, которые помогают Катерине Петровне. Расскажите о себе. Маняша (М.) Я дочь сапожника. Я прибегаю к Катерине Петровне каждый день, чтобы помочь ей по хозяйству. Уже несколько суток, не раздеваясь, сплю на диване, когда Катерине Петровне стало совсем худо. Мне очень жалко её. Тихон (Т.) Я сторож, Катерину Петровну знаю давно. Я также помогаю ей. Постоянно спрашиваю , есть ли вести от Насти. Я сочувствую Катерине Петровне, поэтому решил дать телеграмму её дочери. Автор: Тихон, почему вы от имени дочери послали телеграмму, ведь это обман? Т. Я никогда не обманывал , да и не умею это делать. Но я не мог видеть, как страдает и умирает Катерина Петровна, а дочь забыла мать. (Чтение по ролям эпизода: от слов «Пришёл Тихон….» до « не будь пустельгой.») Учитель: (зрителям) Как вы понимаете слово «пустельга»? Автор: Катерина Петровна, вы догадались об обмане? К.П. Конечно, такими словами Настя не могла написать. Автор: Когда хоронили Катерину Петровну, встретилась молодая учительница и пошла вслед. Почему вы пошли за гробом? Учительница: Вспомнила свою маму , она также волнуется за меня. И эта старушка так похожа на мою старенькую мать. Учитель: В Заборье Настя приехала на вторые сутки после похорон. Чувствуете ли вы свою вину ,Настя? Н. Я проплакала всю ночь в холодном, пустом доме. Я понимала, что никто, кроме моей матери, не мог снять чувство вины.Да, мне было тяжело и стыдно. Так, прячась от всех, я и уехала. Автор зрителям: Так в чём вина Насти? ЗР Мать могла бы простить «забывчивость» дочери, но её уже нет и теперь до конца жизни Настя может испытывать чувство вины перед матерью, что так и не смогла её повидать. Учитель: Почему рассказ называется «Телеграмма»? Здесь две телеграммы: настоящая и фиктивная. Какую телеграмму автор имел в виду и почему? ЗР Тихон проявил настоящую человеческую чуткость, милосердие. Он чужой человек Катерине Петровне, а заботился, жалел, сострадал и был добрее, чем родная дочь. Да и Маняше преподнёс нравственный урок «не быть пустельгой». Учитель: Какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы «не быть пустельгой»? Перед вами таблица на соответствие нравственных качеств и их лексические значения. И какие качества мы должны искоренять в себе? Поработайте и скажите мне эти понятия. Сосредоточиться, проникнуться заботой к кому-либо Надежда Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия Внимание Ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь радостного, благоприятного Благородство Чуждый мягкости, сердечности в отношении с людьми, жестокий Доброта Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Забота Заботливое, чуткое отношение к кому-либо Чуткость Высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью Сострадание Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Бессердечие Внимание, уход Совесть Отзывчивость, сочувствие Сочувствие Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека Милосердие Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других. Чувство вины Способность осознавать, переживать, понимать вину на основе ощущений, впечатлений. Человечность Что вы вынесли для себя? Какие чувства вы испытали, участвуя в обсуждении рассказа? Готовая таблица: Ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь радостного, благоприятного Надежда Сосредоточиться, проникнуться заботой к кому-либо Внимание Высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью Благородство Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта Внимание, уход Забота Отзывчивость, сочувствие Чуткость Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека Сострадание Чуждый мягкости, сердечности в отношении с людьми, жестокий Бессердечие Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других. Сочувствие Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия Милосердие Способность осознавать, переживать, понимать вину на основе ощущений, впечатлений. Чувство вины Заботливое, чуткое отношение к кому-либо Человечность Что вы вынесли для себя? Какие чувства вы испытали, участвуя в обсуждении рассказа? Учитель: Какими качествами обладали Тихон, Маняша, учительница? И какими Настя? Прочитайте на доске афоризмы, подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение на уроке? Что вы вынесли для себя? Запишите свои мысли в последней графе. Тема нашего урока «Пока не стало поздно». Какие слова из текста могли бы предложить вы? ЗР: - За добро плати добром. - Спасибо за доброе слово. - А вина-то осталась. Учитель: Хорошие, поучительные слова сказал Тихон: «За добро плати добром». И пока не стало поздно, посмотрите на себя, загляните в себя и подумайте о близких людях : всегда ли вы внимательны к ним, цените ли материнскую заботу о вас, благодарите ли, не обижаете ли грубым словом, помогаете ли ? И пока не стало поздно, платите добром, заботой, чуткостью за любовь, которую даёт вам мать. И пока не стало поздно, задайтесь вопросом: «А я-то не пустельга?» Дом задание на выбор: 1 Написать отзыв на рассказ. 2 Мини-сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю» | |
Просмотров: 3411 | Загрузок: 473 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |