Суббота, 10.12.2016, 23:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
[ · Скачать удаленно () ] 23.10.2014, 21:15
МОУ «Пурпейская средняя общеобразовательная школа № 3»
Урок «Культуры Ямала» в 5 классе.
Учитель: Кравцова Елена Александровна
Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
Цель урока: познакомить учащихся с пословицами, поговорками народов Крайнего Севера, закрепить теоретические знания учащихся о пословицах и поговорках, научить находить их отличительные признаки, раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц и поговорок.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточный материал (тексты пословиц и поговорок распечатаны на листах), книги, сборники пословиц и поговорок.
Эпиграф урока: «Вот как хорошо сочиняют мужики.
Все просто, слов мало, а чувств много».
Л. Толстой
Ход урока:
I. Орг момент.
II. Проверка домашнего задания.
Слово учителя: на прошлом уроке, мы познакомились с малыми жанрами фольклора. Давайте вспомним, какие жанры фольклора относятся к малым?
Ученики: загадки, потешки, заклички, побасенки, песни, пословицы и поговорки.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Пословицы и поговорки». Сегодня мы с вами научимся отличать пословицы от поговорок, определять тему пословицы, познакомимся с пословицами народов Крайнего севера, и попробуем подобрать к русским пословицам аналогичные им пословицы народов севера.
Давайте вспомним, кто создал пословицы и поговорки?
Ученики: Народ создавал их на протяжении многих лет. Это устное народное творчество.
Учитель: (работа с эпиграфом: 1 ученик читает выразительно эпиграф).
Кому принадлежат данные слова?
Ученик: Л. Толстому.
Учитель: Что восхищает Л. Толстого в пословицах?
Ученики: простота, краткость, выражение чувств.
Учитель: Действительно, такие меткие изречения, создавал народ на протяжении веков, и в каждой совет, поучение, облеченные в народную мудрость.
Дайте определение пословицы.
Ученики: Пословица - краткое образное народное выражение, несущее моральный смысл и ритмически организованное.
Учитель: Дайте определение поговорки.
Ученики: Поговорка – тоже краткое народное выражение, характеризующее то или иное явление или человека.
III. Объяснение нового материала.
Учитель: Давайте определим, чем отличается пословица от поговорки?
На доске записаны русские поговорки и пословицы, известные детям.
Семь пятниц на неделе.
Тише едешь – дальше будешь.
После дождичка в четверг.
Учитель: Найдите среди написанных на доске выражений, только те, которые имеют моральный смысл, поучение, т.е чему – то нас учат.
Ученики: Тише едешь – дальше будешь. Век живи – век учись.
Учитель: Опираясь на определение пословицы и поговорки, делаем вывод, что же за выражения мы выбрали: пословицы или поговорки?
Ученики: пословицы
Учитель: Почему выражения: «Век живи – век учись», «Тише едешь – дальше будешь» являются пословицами?
Ученики: Потому что эти выражения имеют моральный смысл, являются поучением.
Учитель: Чему же учат нас эти пословицы, какой урок мы можем извлечь из данных выражений?
Ученики: Первая пословица «Век живи – век учись» учит нас тому, что человек всю свою жизнь должен учиться.
Вторая пословица «Тише едешь – дальше будешь» учит нас тому, чтобы мы не спешили ни в делах, ни за рулём.
Учитель: Чем же отличаются выражения, которые вы не выбрали. (опираемся на определение поговорки)
Ученики: Выражения отличаются тем, что они нас ничему не учат, не несут морального смысла, а только дают характеристику ситуации и человеку.
Учитель: Как называются выражения, которые не имеют морального смысла, а только характеризуют то или иное явление, человека.
Ученики: Поговорка.
Учитель: Давайте определим, какую ситуацию или какого человека характеризуют поговорки.
Ученики: Поговорка «Семь пятниц на неделе» характеризует человека, который обещает что – то и не выполняет этого; или человека который откладывает выполнение какого – то дела на завтра
«После дождичка в четверг» дает характеристику человеку, который не выполняет вовремя свои обещания.
IV. Закрепление.
Работа группами (2 группы):
Учащимся дается задания по группам: (на листах распечатаны пословицы и поговорки).
Задание № 1. Распределить по группам пословицы и поговорки (доказать).
1 группа:
Положить зубы на полку.
Что посеешь, то пожнешь.
Всякая сосна своему бору шумит.
Какие труды, такие и плоды.
Чужими руками жар загребать.
Когда рак на горе свистнет.
Ученья корень горек, да плод сладок.
2 группа:
После дождичка в четверг
Что посеешь, то пожнешь.
Сеткой воды не зачерпнешь
Делу – время, потехе - час
Чужими руками жар загребать.
Когда рак на горе свистнет.
Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание № 2 Придумать ситуацию на пословицу или поговорку :
Группа 1 - Какие труды, такие и плоды. Всякая сосна своему бору шумит.
Группа 2 - Ученье – свет, а неученье – тьма. Чужими руками жар загребать.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками народов Крайнего севера. Как и у других народов они отличаются краткостью, образностью, широтой и отточенностью мысли.
Особенно много поговорок о труде, прославляющих хорошо работающих и бичующих лентяев, хитрецов, обманщиков, трусов. Есть пословицы о любви к родной земле, сообразительности, на семейные темы, о чести, дружбе.
Объясни, как ты понимаешь смысл пословицы: «Не будь жадным, и не останешься одиноким». Эта пословица принадлежит народам Севера.
Ученики: Эта пословица учит нас не быть жадными, и тогда у нас всегда будут друзья.
Учитель: Давайте определим тему данной пословицы.
Ученик: Эта пословица о дружбе.

Учащимся дается задание по группам.
Задание № 3. Распределите пословице по тематике.

1 группа:

А) Не ругай землю, если споткнёшься: не земля виновата.
Б) Уходи на охоту рано – и всегда будешь с удачей.
В) Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
Г) Слово уважающего себя человека в снегу не затеряется.

1) о трудолюбии
2) о любви к родной земле.
3) о чести.
4) о дружбе.

2 группа:

А) О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.
Б) Не ругай землю, если споткнёшься: не земля виновата
В) Работящий вечером рубит дрова, а ленивый оставляет до утра.
Г) Оставленный в тундре запас – и для нас, и для – вас.

1) о трудолюбии
2) о любви к родной земле.
3) о чести.
4) о дружбе.

Учитель: Пословицы и поговорки северных народов часто перекликаются с русскими. Сравните:
Сеткой воды не зачерпнешь. – Носить воду в решете.
Учитель: Насколько схожи данные поговорки по смыслу.
Ученики: Пословицы похожи, обе говорят о бесполезном труде.
Учитель: Чем отличаются эти поговорки? Можем ли мы определить какая из этих поговорок русская, а какая северная?
Ученики: Да, можем. У народов севера нет такого бытового предмета, как решето. Поэтому поговорка «Сеткой воды не зачерпнешь» - северная.

Задание № 4. Подберите аналогичные русские пословицы и поговорки к северным. (выполняется индивидуально каждым)
Пословицы народов Севера:
А) Куда мышь бежит, туда и песец стремится.
Б) Всякая сосна своему бору шумит.
В) Не дели шкуру неубитого медведя.
Г) Оленя узнаешь по упряжке, человека – на промысле.
Пословицы русского народа:
1) У неубитого рябчика перья не ощипывают.
2) Птицу видно по полету, а человека по труду.
3) Каждый кулик свое болото хвалит.
4) Куда иголка, туда и нитка.

Вывод: Пословицы и поговорки народов Крайнего Севера очень схожи с пословицами и поговорками русского народа.

V. Итог урока: Что на уроке вы узнали нового?
Чему научились вы на уроке?
Как вы думаете, какую роль пословицы играют в речи?
Зачем народ создавал пословицы и поговорки.
Обобщение: Сегодня на уроке мы узнали, что пословицы и поговорки это маленькая часть огромного культурного наследия всех народов России. Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Это краткие яркие изречения, заменяющие длинные высказывания. Они учат нас, как поступать, они советуют, они делятся с нами жизненным опытом их создателей.

VI. Домашнее задание: составить книжки – малышки с пословицами и поговорками народов Крайнего севера с разделами: о труде, о дружбе, о любви к родному краю.
Категория: Литература | Добавил: elekravco
Просмотров: 1785 | Загрузок: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]